Статьи
Ожесточенная борьба Google и Apple за мобильный поиск
Решающим местом сражения станет поисковая строка в Safari. Победивший будет контролировать мобильный поиск и его доходный потенциал в обозримом будущем.
В мобайле разгорается война. Война за контроль над новыми прибыльными областями, которые определят будущее мобильной монетизации. Битва идет за мобильный поиск, но исход ее пока неясен.
Сегодня мобильный поиск — это конкурирующие и несовместимые технологии, а также невыполненные обещания. И никого не удивляет тот факт, что война переместилась на мобильный фронт, так как люди проводят всё больше времени в телефонах.
В мае 2015 Google подтвердил, что количество мобильных поисковых запросов превзошло количество запросов с ПК. Судя по всему, этот тренд продолжится – Comscore недавно опубликовал отчет, согласно которому мобильные поисковые запросы вырастут за год примерно на 20%.
Преимущество Apple
Безусловно, будущее поисковых систем лежит в мобильных устройствах. Тем не менее, мобайл это не единая платформа. Она разделена между двумя гигантами: Google Android и Apple iOS.
Android доминирует по глобальной пользовательской базе, число её устройств в 4 раза превышает iOS: у Android в обращении почти 2 миллиарда смартфонов, а у iOS около 450 миллионов. Но это ещё не всё, ведь не все пользователи равноценны.
Как сообщается, 75% от мобильных поисковых доходов Google получает от iOS. Учитывая то, что пользовательская база Android в 4 раза больше iOS, мы можем рассчитать, что когда дело касается расходов на рекламу, iOS пользователь стоит в 10 раза дороже, чем пользователь Android.
Попытки Google привлечь более ценных пользователей на Android пока что ни к чему не привели. А если Google потеряет возможность показывать рекламу пользователям Apple через свой поисковой канал, то он потеряет свой самый важный мобильный источник дохода.
Google осознал это и заплатил за самую важную поисковую строку в экосистеме iOS: поиск в Safari по умолчанию. Согласно утечке информации по делу Oracle против Google, только в 2014 году это обошлось компании в $1 миллиард. В настоящий момент Google предоставляет мобильные поисковые сервисы Apple по контракту. По сути, Apple сохраняет контроль, ежегодно продлевая договор.
Решение Apple захватить поиск
У Apple богатая история копирования успешных бизнес-моделей на своей собственной платформе. Она использует App Store как чашку Петри, которая позволяет ей определять работающие бизнесы и модели.
Когда компания видит успешное приложение, она выпускает аналог (обычно с iOS обновлением, чтобы глубже внедрить эту функцию в iOS платформу):
- Google maps. Покоится с миром после выхода iOS 6 (в каком-то роде);
- Приложения для вспышки. iOS 7;
- Фитнес-трекеры. iOS 8;
- Приложения для чтения новостей. iOS 9;
- Evernote. iOS 9;
- Google Поиск. iOS 10 (скорее всего).
C новой iOS 9 Apple официально объявила, что вступает в область как в веб-поиска, так и в поиска внутри приложений. В настоящий момент намерение ограничено только Spotlight Search и еще более узким поиском внутри приложений – специфического контента внутри уже установленных на вашем телефоне программ.
Тем не менее, мы можем догадываться о нечто большем.
Совершенно очевидно, что Apple создает свой собственный поисковый движок для веб и контента в приложениях для Spotlight. После его создания уже ничто не остановит компанию от переноса этой функциональности прямиком в Safari и от взятия контроля над основным поиском. Для Google было бы глупо надеяться на другое развитие событий.
Новости с фронта
За последние 6 месяцев мы увидели нарастание конкуренции между Apple и Google касательно поиска, особенно поиска внутри приложений. За этим интересно наблюдать.
Все началось с запуска беты iOS 9 на WWDC, где Apple объявила о своих поисковых планах. Это явно заставило Google очнуться от сна, так как вскоре в Маунтин-Вью развернулась активность вокруг мобильного поиска, interstitial рекламы, индексирования приложений и стриминга. На графике ниже вы можете увидеть подъем маркетинг-активности Google после WWDC:
После этого Google удвоил свои инвестиции в мобильный поиск.
Помимо реорганизации корпорации таким образом, чтобы сила её поискового бизнеса была очевидна для инвесторов, Google также выпустил набор инструментов, связанных с поиском внутри приложений:
- App Links (Android версия Apple Universal Links);
- App Streaming;
- Переделанное и обновленное App Indexing для включения приложений в Google Поиск;
- Значительно улучшенная система отчетности Search Console и App Indexing;
- Улучшенная версия Android Studio для помощи разработчикам в использовании App Indexing.
В случае конкуренции с iOS, Google придется предлагать тот же уровень индексирования веба и приложений, какой обеспечивает Apple. К сожалению, у Apple несомненное преимущество в этом вопросе, поскольку компания контролирует более ценную ОС и фреймворк базовых приложений.
Это означает, что Google придется приложить невероятные усилия, чтобы релевантно индексировать и отображать данные приложений.
Чего ожидать дальше
С такими высокими ставками обе компании постоянно пытаются перехитрить друг друга. Какие бы долгосрочные планы не строили Apple и Google, они явно играют второстепенную роль по сравнению с «партизанскими» тактиками, которые им понадобятся, чтобы выиграть в этой борьбе.
Для разработчиков это означает постоянные релизы, запуски без предупреждения и постоянно меняющиеся требования. Как следствие, компаниям, пытающимся использовать поиск для внедрения на мобильный рынок, остается лишь смириться с последствиями.
Решающим местом сражения станет поисковая строка в Safari. Победивший будет контролировать мобильный поиск и его доход в обозримом будущем. В 2016 году Google придется доказать, на что компания способна и начать именно с поисковой строки в Safari.
Это решающий момент.