Дизайн и прототипирование
Плохие дизайнеры копируют, великие дизайнеры воруют — как стать великим дизайнером
Как производители Android-смартфонов копируют дизайн iPhone X и почему так делать не стоит.
На Mobile World Congress 2018 произошло нечто интересное и странное. Нет, я говорю не о новых Samsung S9 и S9+ (хотя они и довольно интересные). Я говорю о странном феномене, когда создатели телефонов Android копируют одну из худших функций iPhone X — выемку на экране.
iPhone X, который вышел в конце 2017 — это экран на всю поверхность смартфона с выемкой для сенсоров FaceID, нового метода распознавания лиц. Выемка — компромисс, на который пошла Apple в попытке раздвинуть экран на весь смартфон и в тоже время оставить место для сенсоров аутентификации.
Многие Android-смартфоны, представленные на MWC2018, уже тоже содержат выемку на экране. Asus Zenfone 5, Huawei P20, Oppo R15 и Ulefone T2 Pro создали подобный дизайн. По слухам, даже у LG G7 будет выемка на экране. Если вам нужно больше доказательств того, что выемки будут присутствовать в Android-смартфонах, бета-версия Android P имеет официальную поддержку дисплеев с выемкой в экране.
Что еще смешнее — ни один из этих смартфонов не имеет дополнительных сенсоров для распознавания лица. Другими словами, они просто чисто внешне копируют дизайн iPhone X.
Это напоминает мне о цитате, которую популяризовал Стив Джобс:
Хорошие художники копируют, великие художники воруют.
Я бы хотел внести в эту фразу небольшое изменение, чтобы добавить немного драматичности:
Плохие художники копируют, великие художники воруют.
Разница между копированием и воровством
В чем разница между копированием и воровством? Оба действия кажутся одинаково неэтичными.
Чтобы понять эту распространенную цитату, отследим её к одному из самых ранних источников. В 1920 известный поэт Т. С. Элиот сделал эту ремарку в своем эссе о поэзии:
“Незрелые поэты имитируют, зрелые поэты воруют; плохие поэты портят, что они берут, а хорошие превращают это во что-то лучшее или, по крайней мере, во что-то другое. Хороший поэт соединяет ворованное в целое, которое кажется уникальным, совершенно отличающимся от своего источника; плохой поэт бросает все в нечто несвязанное”.
Другими словами, разница — в намерении.
Когда вы копируете что-то, вы имитируете функции, чтобы создать сходство. С другой стороны, когда вор вламывается в ваш дом, он или она не берет ваш коврик. Вор берет ваши драгоценности.
Кража происходит, когда вы видите в чем-то ценность и применяете это в своем дизайне. Это делается намеренно, с целью сделать ваш дизайн лучше, чем он был. Чаще украденные вещи совершенствуются, чтобы они идеально подходили по контексту вашему дизайну.
Не копируйте. Воруйте.
Когда Asus, Huawei и Ulefone посмотрели на iPhone X и решили, что у их флагманов будет выемка на экране, — это копирование.
Копирование — это когда Samsung увидел Animoji от Apple и решил создать свою функцию AR Emoji, хотя S9 и не хватает сенсоров, чтобы отслеживать движение трехмерных объектов в реальном времени.
С другой стороны, воровство — это когда в Google поняли ценность использование камеры с двумя линзами для имитации эффекта глубины резкости в профессиональных зеркальных камерах. Затем они поняли, что они могут воссоздать эффект при помощи незначительных различий в двух половинах одного пикселя на одной линзе. Телефоны Pixel 2 и 2XL имеют только одну камеру, но при помощи алгоритма они могут воспроизводить глубину резкости на фото.
Воровство — это когда Apple увидела потенциал технологии трехмерного обнаружения движения и решила применить улучшенную версию этой технологии в iPhone X для точного распознавания лиц.
Воровство — это когда японские дизайнеры поездов увидели аэродинамическое превосходство клювов птиц и решили применить эту функцию для создания более быстрых и тихих, движущихся со скоростью пули поездов.
Не стоит вслепую подражать дизайн-паттернам, которые сработали для другого продукта или сервиса. Найдите ценность, поймите причины и подумайте, как вы можете улучшить эту вещь, чтобы применить в своем дизайне.
Так вы станете отличным дизайнером, потому что не будете просто добавлять скопированную функцию в свой продукт. Вы добавите ценности в продукт и сделаете идею своей. Так источником вашего вдохновения будут не только примеры из вашей индустрии, источником будет всё вокруг.