Разработка
Секретный ингредиент, превративший Slack в миллиардную компанию
Slack ничем не отличался – не было никакой магии – но, оглядываясь назад, я могу выделить несколько ключевых вещей, которые помогли добиться того огромного успеха, который есть сейчас.
Эндрю Вилкинсон, основатель MetaLab , в своем блоге разобрал успех Slack на составляющие.
«Так в чем же секрет Slack? Что вы, ребята, сделали такого особенного?», – протискивается голос сквозь мое автомобильное Bluetooth подключение, — «чтобы вы не сделали, я хочу то же самое». У меня был звонок с потенциальным клиентов, главой успешного SaaS приложения, который хотел нанять нас для редизайна его продукта. И я начал историю, которую уже рассказывал сотни раз.
Этот вопрос мне задавали почти каждый день в течение прошлого года клиенты, инвесторы и другие дизайнеры, пытающиеся разобрать успех Slack на составляющие. Похоже, что Slack в наши дни завоевал мир, достигнув ошеломляющей оценки в 2.8 миллиарда долларов, сотен тысяч пользователей и головокружительных темпов роста.
Почему меня спрашивают о Slack? Я возглавляю агентство дизайна MetaLab. Возможно вы не слышали о нас – обычно мы работает за кулисами – но я более чем уверен, что вы видели что-либо из того, что мы проектировали. В конце 2013 года Slack нанял нас для того, чтобы превратить ранний прототип в отточенный продукт. Мы сделали логотип, маркетинговый сайт, веб и мобильные приложения, все это заняло шесть недель от старта до финиша. За исключением нескольких твиков здесь и там, большая часть продукта остается неизменной с того момента, как мы передали наш дизайн команде Slack.
За десять лет ведения бизнеса, Slack, без сомнения, наш самый успешный проект – а мы работали с большими компаниями. Сейчас он оценивается в 2.8 миллиарда долларов, у него более 200,000 платящих пользователей и, наша любимая часть, люди не могу перестать говорить о его прекрасном дизайне. Но я бы не мог предсказать все это.
В июле 2013 я получил письмо от Стюарта Баттерфилда. Я сразу узнал его имя. Я был большим фанатом Flickr, который он со-основал и продал Yahoo, к тому же мы оба базировались на северо-западе. У него были большие новости – он закрыл Glitch, который начал в 2009, и работал над чем-то новым. Он хотел, чтобы мы спроектировали дизайн его нового приложения для командных чатов.
Я застонал про себя. Мы были заядлыми пользователями Campfire и протестировали много схожих продуктов, вышедших за долгие годы. Я чувствовал, что проблема уже решена. Это был переполненный рынок и я знал, что будет трудно выделиться из толпы. Несмотря на это, я был рад выпавшему шансу поработать со Стюартом и думал, что было бы интересно решить некоторые проблемы, которые были у нас с Campfire. Мы пожали руки, запустили проект в работу и засучили рукава.
Когда он отодвинул занавес и поделился с нами своими ранними прототипом, он выглядел как улучшенная версия IRC в барузере. Голая и суровая. Всего шестью неделями спустя, у нас была одна из лучших работ в карьере. Так как мы превратили хакерский браузерный IRC в тот Slack, который мы все знаем и любим?
Выяснять, почему что-то добилось успеха в ретроспективе это все равно, что описывать вкус воды. Это сложно. Мы не сильны в процессе, Мы предпочитаем просто склониться над столами и создавать вещи, проходя над ними снова и снова до тех пор, пока что не будет сделано правильно. Slack ничем не отличался – не было никакой магии – но, оглядываясь назад, я могу выделить несколько ключевых вещей, которые помогли добиться того огромного успеха, который есть сейчас.
Когда вы слышите, как люди говорят о Slack, они часто употребляют слово «забавный». Его использование не похоже на работу. Это похоже на отдых, даже если вы используете его для работы. Но если вы посмотрите под капот, он практически схож с любым другим чатом. Вы можете создавать комнаты, добавлять людей, делиться файлами, чатится группой или при помощи прямых сообщений. Так что делает Slack иным? Три ключевые вещи.
Он выглядит по-другому
Для того, чтобы выделиться на переполненном рынке, мы должны были найти способ привлечь внимание людей. Большая часть корпоративного ПО похожа на дешевые рабочие костюмы 70-ых – приглушенный синий и серый повсюду – так что, начав с лого, мы сделали Slack похожим на выстрел конфети из пушки. Электрический синий, желтый, пурпурный и зеленый повсюду.
Мы придали ему цвета видеоигры, а не продукта для совместной работы на предприятии.
Чтобы вы предпочли использовать? Оба продукта делают одно и то же, но один ощущается унылым, а второй наэлектризованным и игривым. Разница? В ярких цветах, изогнутых шрифтах без засечек, дружелюбных иконках и улыбающихся смайликах и эмодзи повсюду.
Он ощущается по-другому
Slack также полон забавных маленьких взаимодействий. Лого анимирован порывами цветов при загрузке, модальное окно скользит вниз, команда раскладывается как колода карт. Весь продукт, кажется, скачет вокруг и вываливается за пределы экрана. Каждое из этих взаимодействий создано не только для того, чтобы помочь пользователю понять, что происходит, но и для того, чтобы он немного улыбнулся.
Вы когда-нибудь входили в дом и чувствовали это непередаваемое ощущение, что он просто дешев? Профессиональный строитель сможет пройтись и выдать вам подробный список недостатков: неровный гипсокартон, кочковатые паркетные полы, перекошенные двери и дешевая фурнитура. Но большинство людей просто почувствует это где-то внутри. Как хорошо выстроенный дом, хорошее программное обеспечение заточено на то, чтобы дать своим пользователям сотни маленьких, но приятных взаимодействий. Классный переход в мобильном приложении даст нам те же ощущения, что и хорошо сделанная дверная ручка на мощной дубовой двери – вы можете даже не касаться ее, но просто глядя на нее вы можете сказать, что дом хорошо выстроен. Slack и правда забавно использовать. Он ощущается как хорошо построенный дом.
Он звучит по-другому
Но дело не только в том, как Slack выглядит и ощущается, дело и в том, что он говорит. В Slack в каждой своей части видит возможность быть игривым. Где конкуренты показывают крутящийся индикатор загрузки, Slack видит возможность поделиться забавной цитатой. Странная маленькая инъекция юмора в скучный день. Slack действует как ваш остроумный роботизированный кореш, а не скучный корпоративный чат, которым он иначе и был бы. Как TARS из «Интерстеллар» против HAL9000 из «Космической одиссеи 2001».
Slack
TARS: Все в порядке? Достаточно рабов для моей колонии роботов?
Конкуренты:
HAL9000: Я могу абсолютно заверить вас в том, что моя работа вернется к норме. Я по-прежнему испытывают огромный энтузиазм и приверженность миссии.
Даже аккаунт Slack в Twitter похож на фид любящего эмодзи комедианта, а не на многомиллиардную компанию:
Мы, люди, очеловечиваем почти все, от наших питомцев и заканчивая неодушевленными объектами. Мы думаем, что автомобили могут улыбаться, или что лампа может быть одинокой. Вместе со Slack, с его ярким UI, восхитительными взаимодействиями и веселыми текстами, мы создаем личность. Личность, которая пробуждает что-то важное в своих пользователях: они заботятся о ней. Они хотят делиться ею с другими. Она ощущается как любимый сотрудник, а не просто инструмент или утилита.
В детстве я любил сеть бургерных под названием White Spot. Она начиналась как маленькая лачуга на баскетбольном стадионе и за 85 лет выросла в огромную сеть по всей Канаде. Секрет их успеха? Секретный соус «Тройной О», который они добавляют в бургеры.
Я доставал моих родителей с просьбой отпустить нас к White Spot вместо того, чтобы поесть любовно приготовленную домашнюю еду. До тех пор, пока папа не сбросил на меня бомбу. «Мы просто должны делать бургеры дома». – сказал он. – ты знаешь, что соус это просто майонез, кетчуп и немного аппетита, не так ли?». Конечно, мы делали их дома, а секретный соус оказался не больше смеси нескольких ингредиентов, купленных в магазине. Каждый может сделать его, но лишь немногие знают как или готовы потрудится для этого. Вместо этого они полагаются на какой-то безумный секретный рецепт.
Секретный ингредиент Slack ничем не отличается. Конечно, трудно смешать все ингредиенты в правильной пропорции, но у него нет никаких функций, которые не могут сделать Hipchat или Campfire. Это все тот же корпоративный чат клиент, но он игривый, его интересно использовать и все вместе это заставляет вас принимать его как часть вашей жизни. Это TARS, а не HAL9000.
За последние пару месяцев их конкуренты поняли это. Они все начали использовать обычное копирование и попытались улучшить дизайн, но это как если бы ваш дядя попытался станцевать макарену. Немного поздно. Каждый уже выбрал своего кореша-робота. Slack затмил всех.