Разработка
Что делать, если вас копирует Apple
Шесть уроков, которые мы усвоили на собственном горьком опыте.
Независимые разработчики уже привыкли получать сокрушительные удары во время ежегодных пресс-конференций Apple. В какой-то момент презентации Apple объявляет о новой функции ОС, и в это время разработчики осознают, что Apple рушит весь их бизнес.
Это явление известно как “шерлокировка” (sherlocked, вы можете прочитать больше о термине здесь — он связан с появлением поиска Sherlock в macOS). Оно странным образом лестно и в то же время очень злит, и я очень хорошо знаю об этом, потому что такая ситуация случилась с компанией, в которой я работаю.
Наша компания Astropad — это небольшой, гибкий, бутстрап стартап с такими продуктами для творческих профессионалов, как Astropad Studio и Luna Display. В июне 2019 года Apple анонсировала новую функцию в macOS Catalina под названием Sidecar, которая полностью скопировала нашу линейку продуктов. Для нашей команды, состоящей всего из 13 человек, это была шокирующая новость. Смотреть, как Apple представляет миру Sidecar, было похоже на то, как годы тяжелой работы мелькают перед вашими глазами, в то время как кто-то другой получает себе всю славу за это.
После того, как первоначальный шок прошел, мы проснулись и были готовы к действиям. Но нет никакого руководства или инструкции, которые помогли бы преодолеть последствия такого разгрома. На самом деле, большинство независимых разработчиков даже неохотно говорят об этом явлении, опасаясь возмездия Apple. Apple, как правило, держит сторонних разработчиков в жестких рамках NDA, что не дает им говорить о “шерлокировке”.
Но теперь, когда пыль от презентации Sidecar осела, я хочу поделиться нашим опытом работы в экосистеме Apple с другими. Мое намерение двояко: на личном уровне, это размышление о том, как это повлияло на нашу работу. Но что еще более важно, я надеюсь, что откровенно поделившись нашей историей, я смогу передать некоторые инсайты, которые мы узнали — например, как вы можете уменьшить влияние такого копирования и что делать, если это случится с вами.
Знайте своих настоящих конкурентов
Большое заблуждение думать, что ваши основные конкуренты — это другие компании, создающие аналогичные продукты. В нашем случае мы рассматривали крупнейшими конкурентами Astropad и Luna Display других создателей вторых дисплеев и графических планшетов.
Но все это время нам следовало бы беспокоиться о нашей платформе в лице Apple. Всегда найдутся способы отличить себя от других компаний-конкурентов по цене, характеристикам или целевым рынкам. Но если ваша платформа решит войти в вашу сферу, начнется жестокая битва вашего продукта против бесплатной встроенной системной функции.
По общему признанию, мы были охвачены ложной влюбленностью в Apple. В течение последних нескольких лет Apple регулярно приглашала нас на демонстрации продуктов в свою штаб-квартиру и предлагала помочь нам в решении любых бизнес и инженерных задач, с которыми мы сталкивались. Они также заказывали наше оборудование на тысячи долларов, и мы наивно думали, что это потому, что они были заинтересованы в нашем продукте. Оказывается, они были заинтересованы в нем, но совсем не так, как мы думали…
Урок #1: Подумайте дважды, прежде чем связываться с вашей платформой (будь то Apple, Twitter, Facebook или Google), потому что она может стать скрытным и самым мощным конкурентом.
Не ждите, расширяйтесь
Если Apple угрожает одному из ваших направлений, крайне важно иметь другие продукты, чтобы вернуться на рынок. В нашем случае Sidecar довольно значительно ударил по нашему аппаратному продукту, Luna Display, но мы смогли встать на другую ногу, Astropad Studio, чтобы поддерживать бизнес в финансовой безопасности пока мы планируем, что будет дальше.
Никогда не рано начинать думать о диверсификации. Мы запустили Luna на Kickstarter в 2017 году, но Luna была публично доступна в течение всего восьми месяцев, пока Apple не объявила о Sidecar.
Диверсификация кажется очевидным способом защиты вашего бизнеса. Но если вы являетесь частью небольшого самофинансируемого стартапа, вы поймете, как трудно начать думать о следующей линейке продуктов, когда все еще нужно заниматься первым. Даже если в вашей голове постоянно звучит голос, предупреждающий вас “не класть все яйца в одну корзину”, всегда есть неотложные дела, которые захватывают все ваше внимание.
Понятно, как легко оказаться в такой ситуации. Но если это похоже на ваш бизнес, примите это как сигнал к пробуждению, чтобы прекратить медлить, потому что диверсификация будет лучшим буфером, который у вас есть, если Apple придет за вами.
Урок #2: Чем крепче вы стоите на ногах, тем меньше вероятность того, что вы упадете, если одна из них подломится.
Формируйте культуру экспериментирования
Если вы не знаете, как найти баланс между поддержанием существующих продуктов и расширением, хорошая точка для старта — это сбор правильной команды. Когда наступают трудные времена, вам нужна гибкая команда, которая может быстро менять курс, а не сотрудники, которые уходят, когда будущее неопределенно. Для Astropad мы собрали нашу маленькую команду с людьми, которые ценят культуру любопытства и экспериментов.
В дополнение к поддержанию наших существующих продуктов, мы всегда проводим эксперименты, в которых тестируем и исследуем новые продуктовые идеи. Мы часто строим прототипы и говорим с клиентами о новых концепциях. После некоторых экспериментов мы решаем либо отказаться от идеи, либо продолжать двигаться вперед, либо отложить ее до подходящего момента. Например, за несколько месяцев до появления Sidecar мы занимались исследованиями и разработками совершенно нового аппаратного продукта. Но когда был объявлен Sidecar, мы решили быстро изменить приоритеты и сосредоточиться на других инженерных инициативах.
Воспитание такого рода творческого и экспериментального мышления может идти только сверху вниз. Основатели Astropad Мэтт Рондж и Джованни Донелли всегда поощряли метод проб и ошибок. Все начинается с того, чтобы чувствовать себя комфортно в состоянии неопределенности и иметь пытливый ум, чтобы исследовать новые направления и двигать компанию вперед.
Урок #3: Соберите адаптивную команду, которая любит экспериментировать.
Идите туда, куда идут ваши клиенты
Мы всегда знали, что хотим быть кроссплатформенными. В течение довольно долгого времени творческие профессионалы советовали нам перейти от Mac к Windows. Для этих креативщиков все сводится к тому, чтобы получить больше за меньшие деньги — супер мощные ПК по более низкой цене, чем продукты Apple. На самом деле, мы часто слышали людей, уговаривающих нас перейти на Windows. Но хотя мы знали, что этот рынок ждет нас, мы отказались от Windows, потому что переход к новой платформе создавал действительно сложные инженерные проблемы в стиле “Уловки-22”.
Инженерия наших продуктов была плотно обернута экосистемой Apple, а наш код в значительной степени полагался на API Apple и Objective-C. Мысль о том, чтобы выпутаться из этой экосистемы, была трудно представима, особенно когда мы чувствовали, что у нас есть большие возможности для роста на рынке Apple. Только такая катастрофа, как Sidecar, смогла изменить наше мышления, и теперь расширение на рынок Windows является нашим главным приоритетом.
Сегодня каждый член нашей инженерной команды изучает язык программирования Rust, чтобы сделать наш код кроссплатформенным. И мы уже видим преимущества Rust, такие как более быстрое программирование и лучшая производительность. Мы узнали на горьком опыте, что быть разработчиком на одной платформе небезопасно, но мы рады встретить наших клиентов и на Windows. Если вам интересно наше путешествии к Windows через Rust, вы можете почитать о нем здесь.
Урок #4: С самого начала стройте мультиплатформенный фундамент.
Перехватите инициативу
Как только Sidecar был анонсирован, начался шквал публикаций о новой функции Catalina на технических сайтах. Хорошей новостью было то, что, по крайней мере, пресса признала, что Sidecar была точной копией наших продуктов. Плохая новость заключалась в том, что многие статьи утверждали, что Luna внезапно устарела.
Через несколько дней после того, как пресса стихла, мы решили опубликовать откровенное “Послание от наших основателей”. Мы хотели задать обнадеживающий и оптимистичный тон, а также дать понять нашим клиентам, что, несмотря на то, что это была разочаровывающая неудача, у нас все еще большие планы на будущее.
Сообщение сразу же было хорошо воспринято нашими клиентами. Мы получили много поддерживающих писем и сообщений от наших последователей, говорящих о том, что они верят в нас и рады следовать за нами. Пресса также быстро подхватила эту историю, с новыми заголовками, вроде ”Luna Display не сдается перед Apple Sidecar“ и «Основатели Luna Display говорят, что приложение никуда не денется, несмотря на Apple Sidecar”.
Одновременно с сообщением нашего основателя, мы выпустили обновление приложения для Astropad и Luna Display, которое улучшило производительность и обновило UX. Таким образом мы повторяли сообщение о том, что мы любим наших клиентов и постоянно улучшаем продукт. После такого количества негатива было приятно принять более оптимистичный тон.
Урок #5: Расскажите свою историю, создайте более позитивную повестку дня для прессы, дайте вашим клиентам понять, что вы все еще преданы им. Ваши клиенты — это ваша лучшая опора.
Когда Apple наступает широко — ныряйте глубоко
Если вам не повезло и ваш продукт скопировали, утешьтесь тем, что действия Apple просто подтверждают ваше рыночное позиционирование. Apple стремится работать на массы — поэтому даже если ваш продукт сможет захватить небольшой кусочек рынка Apple, то можно построить процветающий бизнес.
Хотя основная функциональность Apple Sidecar напрямую конкурирует с нашими продуктами, она не конкурирует со всеми богатыми функциями и глубокой настройкой, которые мы встроили в Astropad Studio. Мы развили наш бизнес, ориентируясь на творческих профессионалов; это рынок, который имеет очень специфические потребности рабочего пространства, и они ищут такие продукты, как Astropad Studio, которые позволяют им настраивать каждый аспект своего рабочего процесса. Другими словами, в то время как Sidecar будет достаточно хорош для среднего пользователя, мы создали нишу для профессионалов, которым нужен более мощный инструмент.
В течение нескольких месяцев после анонса Sidecar мы изучали, что отличает наши продукты. Мы выделили уникальные кейсы на нашем веб-сайте и провели маркетинговую кампанию, чтобы показать все функции Astropad Studio. И в дополнение к расширению на Windows, мы также сейчас работаем над созданием новых функций в Luna Display.
Урок #6: Используйте свои конкурентные преимущества, покажите, что отличает вас от Apple.
Когда вы смотрите с высоты, вы видите небольшие стартапы и независимых разработчиков, которые продвигают инновации в мире технологий. Однако это несовершенная синергия: технологические гиганты, вроде Apple, в конечном итоге поглощают инновации. Чем больше копирования будет происходить, тем осторожнее мы будем играть на площадке Apple. И люди, которые платят максимальную цену за это — потребители.
Но если вы окажетесь в ситуации подобной нашей, не стоит недооценивать силу вашей команды, вашего бренда или ваших клиентов. Переориентируйте свою энергию на пользователей, послушайте, что они просят; используйте адаптивный дух своей команды; изучите и исправьте свои слабости; удвойте усилия в том, что вы делаете лучше всего.
У нас теперь всегда будет обида на Apple. Но в конце концов я знаю, что когда мы выйдем из этой ситуации, наша команда будет сильнее, чем когда-либо. Мы маленькая, но мощная, гибкая и любознательная команда, способная сама наносить удары.