Интервью
Алексей Жестков (Бизнес-Инкубатор МГУ) и Алексей Баринский (QIWI): вопрос только в проектах и идеях
На прошлой неделе в Казани прошел последний хакатон из серии, которую проводили QIWI Universe и Бизнес-инкубатор МГУ. До 17 июня еще можно подать заявку на участие в программе, а мы пока решили побеседовать с руководителями направлений — Алексеем Жестковым, членом экспертного совета Бизнес-Инкубатора МГУ, и Алексеем Баринским, инвестиционным директором QIWI — и выяснить, кого ищут компании и что они дают разработчикам.
Как вы оцениваете «стартап-движение» в России сейчас?
АЖ: Бум «стартаперства», который начался несколько лет назад, кажется, подходит к концу. Бум именно «стартаперства», когда у каждого второго была идея проекта, причем большинство этих идей повторяли уже известные западные проекты, а «стартаперы» бегали по рынку и пытались всячески продать эти копикаты.
Сейчас идей становится меньше, но их качество и проработанность растет, действительно увлеченных и мотивированных желанием построить из своего проекта рабочий бизнес предпринимателей все больше, таким образом, вероятность пропустить хороший проект из-за шума падает. Это хорошо для всех.
Какие направления в нем преобладают?
АЖ: Если говорить с точки зрения сектора, то IT, безусловно, был, остается и, наверное, будет оставаться лидером. Распространение интернета сделало информацию доступной везде и позволило продавать продукты не локально, а глобально без вложения в сеть дистрибуции, а развитие инфраструктуры дало возможность сделать это максимально дешево – та же облачная инфраструктура позволяет вести работу над проектом вообще без капитальных вложений.
Какое место в нем занимает Бизнес-инкубатор МГУ?
АЖ: С точки зрения рынка, исторически мы работаем с проектами из сектора, который называем wide IT, поскольку в нынешнем мире четко проследить разбиение IT/не-IT довольно сложно. Это и биоинформатика, и финтех, и цифровой маркетинг — исключительно интернет-проектов, наоборот становится все меньше.
Наше место внутри экосистемы – это некий фуникулер для проектов на стадии рабочего прототипа, которые поможет им достигнуть рынка, продаж и, если необходимо, инвесторов.
Мне нравится ассоциация с горой – представьте, что вы решили покорить, к примеру, Эльбрус. Первый шаг – это решиться, собрать вещи, приехать в Приэльбрусье, выработать маршрут, подготовить все вещи и выдвинуться к склону. По аналогии с началом предпринимательского пути – это, по сути, подготовить технологию, начальный прототип продукта и готовиться к старту. Далее, можно долго идти на Эльбрус, разными маршрутами и тропами, то спускаясь, то поднимаясь, пока не достигнешь пика.
Одно но – первую часть маршрута можно преодолеть на фуникулере, не тратя много сил, обогнав тех, кто идет пешком и осмотрев гору и окружение с кабинки подъемника.
Мы и стараемся быть тем самым фуникулером.
Какие задачи он решает?
АЖ: Если говорить в общем – то это помочь нашим резидентам сделать продукт, который хочет рынок, начать его продавать и получить новый толчок к развитию.
Если конкретно, то задачи очень сильно разнятся от проекта к проекту. У нас нет единой системы или гребенки, под которую мы загоняем проекты, мы не ставим каждому из наших проектов жесткий KPI на входе (пробовали и осознали, что не работает).
Тем не менее, обычно все всегда начинается с вопроса «зачем?». Это первый вопрос, который мы задаем всем нашим потенциальным резидентам и первое над чем мы работаем с новыми резидентами. Customer development – это единая точка отчета нашей работы.
Есть ли какие-нибудь проекты, которыми вы особенно гордитесь?
АЖ: У нас много очень сильных команд и очень здравых проектов – надеюсь, в ближайшее время, много из них выстрелит.
Говоря о тех проектах из Бизнес-инкубатора МГУ, чей успех уже неким образом квантифицировался, мне очень импонируют ребята из Sailplay. Классическая история, двое основателей закончили мехмат, один из основателей поработал в Яндексе и LinguaLeo, второй – в McKinsey и в Lamoda. После чего они решили перейти на сторону предпринимательства, создали свой проект, взяли кредитов для него на очень большую сумму, вложили всю душу.
И сейчас они получили приличные инвестиции от очень хорошего фонда.
В чем ваше отличие от конкурентов, того же ФРИИ, например?
АЖ: Мы были одними из первых в России, кто начал делать акселерационную программу для проектов, таким образом, сейчас называть нас Инкубатором – это скорее дань традициям.
И здесь, наверное, нужно четко разделить две позиции – у нас есть инфраструктура инкубатора, которую предоставляет МГУ и у нас есть акселерационная программа, которую мы делаем на деньги частных инвесторов.
Таким образом, инвестиции, которые получают наши резиденты на входе, вся программа акселерации, приглашенные эксперты – все это существует за счет фонда Universe Ventures, в котором нет государственных денег. В этом плане наша программа акселерации – полностью частная. И у нас, с одной стороны, все очень профессионально, с другой – никакой бюрократии и бессмысленных правил.
Когда мы начинали развивать идею с построением акселерационной программы на базе Бизнес-инкубатора МГУ, мы сами ушли с насиженных рабочих мест и начинали с того, что вкладывали остатки своих собственных средств в нашу операционную деятельность. Мы сами – стартап, мы постоянно тестируем новые гипотезы и новые варианты. У нас нет огромных бюджетов и мы четко понимаем, что единственный наш путь к росту – это успех наших резидентов и портфельных компаний.
У нас супер-команда, она небольшая, но это — профессионалы, с которыми действительно приятно работать.
Но главное – это отзывы наших выпускников. Мы-то можем говорить, что угодно, но только customer feedback может дать здравую оценку сервиса. И здесь нам нечего скрывать.
Что такое QIWI Universe, почему эти задачи не могли решаться внутри Бизнес-инкубатора?
АЖ: QIWI Universe – это программа поиска и развития инновационных проектов в сфере IT, организованная совместно инвестиционным направлением Группы QIWI и Бизнес-инкубатором МГУ.
Как я уже говорил, мы постоянно смотрим на варианты развития нашей деятельности – очевидным продолжением является соединение нашего опыта акселерации проектов на ранней стадии и опыта построения большой компании с нуля, который есть у наших партнеров из Группы QIWI. Мы видим этот шаг не как решение какой-то из задач, которые не могли решаться внутри Бизнес-инкубатора, а как логичное продолжение нашей деятельности, тем более, что у нас и у наших партнеров из QIWI очень схожее видение рынка.
АБ: Помимо финансирования проекты, попавшие в QIWI Universe, получат ресурсную базу материнского бизнеса QIWI. Это и экспертиза топ-менеджеров, и технологическая и партнерская сеть Группы. Кроме того, мы планируем привлекать внешних экспертов из тех областей, которые будут нужны для эффективного развития проектов. Наша задача — использовать весь потенциал компании, чтобы помочь проектам и командам, которых мы отберем в QIWI Universe, максимально быстро достигнуть лучших результатов и вырастить из них успешный бизнес.
Какие проекты/команды вы ищете для QIWI Universe?
АБ: В первую очередь нам интересны проекты из области Big data, финансовые сервисы, E-commerce и M-commerce, сервисы по идентификации пользователей, виртуальной и дополненной реальности. Мы ищем проекты, которые в будущем смогут войти в портфель QIWI Venture, но не ограничиваемся только инвестиционным фокусом фонда. В рамках данной программы у нас есть возможность гораздо шире посмотреть на рынок. Но благодаря открытому формату программы мы также с особым интересом смотрим другие прорывные идеи в прочих IT-секторах. На данном этапе нам гораздо ценнее найти команду, которая сможет воплотить проект «в жизнь», чем готовый бизнес-план или сервис.
Как будет проходить отбор?
АБ: Мы организовали два канала набора кандидатов: для тех у кого уже сформирована команда и есть работающий прототип можно подать заявку через специальную форму на сайте, а для всех остальных были организованы хакатоны.
На каждом хакатоне мы выбрали 4 проекта (три призовых места и приз зрительских симпатий), которые отправятся на финал в Москву. Там они вместе с проектами, прошедшими прямой отбор, должны будут представить свои проекты экспертному жюри, среди которого будут представители QIWI, Бизнес инкубатора МГУ и внешние эксперты. В итоге мы ожидаем выбрать 10-15 команд, которые и попадут в акселератор QIWI Universe.
Почему вы выбрали хакатоны для отбора участников? Вам кажется это оптимальная форма?
АБ: Хакатоны, как раз, отличное место, чтобы сформировать команду. Многие участники за время мероприятия смоги сдружиться и начать работать над идеями, которые давно ожидали своего часа.
АЖ: И мы также ждем всех, кто не успел или не попал на хакатон, а также всех у кого, есть проработанные идеи проектов – мы принимаем заявки напрямую на нашем сайте
Что получат резиденты QIWI Universe?
АБ: Все необходимое для гармоничного развития своего проекта. Это и теоретические знания, на основе лучших программ Кремниевой долины, и практический бизнес-опыт, которым поделятся акционеры и топ-менеджеры Группы QIWI, а также мы будем задействовать внешних экспертов. Мы будем индивидуально подходить к каждой команде, стараясь предоставить именно те ресурсы и ту поддержку, которая нужна проекту.
Что получит QIWI Universe от резидентов?
АБ: Это 8% доли в проекте за $20 000 инвестиций. Это очень простая и понятная схема взаимодействия, как для фонда, так и для проектов.
Какие направления ИТ и технологии вам кажутся наиболее перспективными сейчас для открытия новых предприятий? Какое бы вы сами открыли?
АБ: Абсолютно все направления перспективны, вопрос только в проектах и идеях. Мы надеемся, что реализация программы QIWI Universe позволит объединить на одной площадке новые идеи и реальный бизнес-опыт для реализации инновационных технологий, которые в будущем качественно изменят окружающий мир. Мы уверены, что подобная инициатива окажет стимулирующий эффект на российский венчурный рынок и позволит вовлечь большое количество участников. Результатом QIWI Universe должна стать разработка ряда оригинальных проектов, которые будут интересны не только QIWI Venture, но и другим инвесторам и венчурным фондам.
Спасибо, хороших вам проектов!