Интервью
Бен Уильямс (eyeo): вызов рынка — достучаться и до противников новых технологий, и до тех, кто в них не разбирается
Как успешно вывести цифровой продукт на рынок? Операционный директор компании eyeo Бен Уильямс поделился с нами опытом запуска браузера-блокировщика рекламы, рассказал о подводных камнях на пути к успешному запуску проекта, перспективах мобильных приложений и способах привлечь пользователя.
Компания eyeo занимается разработкой различных интернет-проектов, среди них блокировщик рекламы Adblock Plus, расширение для борьбы с фальшивыми новостями Trusted News, специализированный мобильный браузер Adblock Browser. В какой-то момент возрастающая популярность блокировщика подтолкнула команду eyeo к идее создания браузера, который фильтрует назойливую рекламу. Разработчикам удалось попасть в тренд и со вторым проектом. Число пользователей, пользующихся технологиями блокировки рекламы, неуклонно растёт, как и количество скачиваний браузера-блокировщика рекламы. Растет и уровень понимания людьми удобства сервисов по блокировке рекламы.
Расширение-блокировщик рекламы стало основой для специализированного браузера. Были какие-то ещё идеи по развитию?
Одна из альтернатив нашему приложению — обычный браузер с встроенной технологией блокировки рекламы. Наш итоговый продукт, конечно, отличается от этого варианта, прежде всего, функционалом. Во-первых, вы можете решать, хотите ли вы видеть всю рекламу или только ненавязчивую, или предпочитаете ее убрать совсем. Во-вторых, обычный браузер может допускать сбор личных данных пользователя даже в приватном режиме. В нашем браузере всегда можно скрыть свои данные от сайтов, которые пытаются их собирать: заблокированы кнопки социальных сетей, вас не «просчитают» профайлеры различных интернет-сервисов, ваш трафик также под защитой.
Что пришлось дорабатывать после бета-тестирования? Как поменялось ваше восприятие аудитории?
Мы без остановки дорабатываем наши проекты, в ближайшем будущем у нас выходит обновление и для браузера. Оно изменит всё: от внешнего вида приложения до его названия.
Изначально мы ограничили наше приложение базовым для браузера функционалом с возможностью блокировки рекламы. Бета-тестирование показало, что наша аудитория ценит и любит многие утилиты других браузеров и не собирается от них отказываться. Так, например, мы добавили режим инкогнито и усовершенствовали функционал переключения между вкладками. Кроме того, мы всё время увеличиваем скорость – нужно всё время быть быстрее.
В чем заключалась подготовка приложения для международного рынка? Вы меняли приложение под каждую страну?
Откровенно говоря, не сказал бы, что необходима какая-то принципиально новая концепция. В нашем случае, по сути дела, следует всего лишь поменять язык. Мы ждали данных статистики по странам, чтобы посмотреть, как восприняли приложение в разных регионах. Удивительно, но мы не увидели принципиальной разницы. Мы ожидали, возможно, какого-то разброса, но его не было.
Чем вы объясняете популярность браузера?
Наш Adblock Browser сейчас показывает весьма неплохие результаты: мы уже набрали свыше 10 миллионов скачиваний в каждом магазине приложений, а у нашего первого приложения Adblock Plus уже даже больше 1 миллиарда скачиваний. Популярность нашего браузера мы объясняем тем, что люди видят в нас знак качества: мы давно зарекомендовали себя.
В чём главная проблема, когда пытаешься привлечь в приложение новых пользователей?
Во многих странах, в том числе и в России, большинство технологически подкованных потребителей, как правило, в курсе всех новинок и постоянно пробуют цифровые продукты. Они уже наши пользователи. Но на этом рынке есть много и потенциальных покупателей, и наша главная проблема – недостаточная осведомлённость такого потребителя: это могут быть люди, которые не разбираются в технологических вопросах, или вовсе противники новых технологий. Наша главная задача – дать им знать о нас и о том, что мы предлагаем. Это невероятный вызов.
И как сделать так, чтобы пользователи узнали о проекте?
У нас есть два основных вектора работы. Первый — поиск новых пользователей в странах с очень низким уровнем проникновения блокировщиков рекламы, например, в Бразилии, где в 2017 году всего у 6% всех пользователей был установлен блокировщик рекламы. В этих странах нужно долго и упорно обучать своего будущего потребителя: рассказывать о продукте, его преимуществах и проблемах, от которых он способен избавить. Второй вектор — работа со странами, где большинство интернет-пользователей уже осведомлено о подобных сервисах. Здесь главная задача — отстраиваться от конкурентов и говорить больше о своем проекте.
Наберитесь терпения, и вас ждёт успех: в какой-то момент (а это будет не сразу) ваши потенциальные пользователи превратятся в реальных. И вам будет нужно, чтобы они стали лояльными.
И как эффективнее всего это сделать?
Сейчас мы живём в такое время, когда рассказать о себе не проблема. Соответственно, СМИ и социальные сети сегодня – самый продуктивный способ распространить информацию, например, о преимуществах блокировки рекламы.
Как выстраивать взаимоотношения с главными дистрибьюторами браузера – магазинами приложений (Play Market, App Store)?
Если говорить о непосредственной публикации в магазине, то необходимо получить нужные сертификаты автора проекта, соответствующим образом зарегистрироваться, внести пошлину и опубликовать своё приложение в магазине.
Чтобы вывести проект в топ результатов поиска, нужно следить за рейтингом приложений, оперативно реагировать на отзывы пользователя, поработать с тегами и ссылками.
Как отзывы потребителя помогают в разработке новых версий браузера?
Это просто золото. Никогда не стоит ими пренебрегать. Все отзывы мы, как говорится, уносим с собой домой, запоминаем, изучаем, и учитываем всё в работе над новыми версиями. Как результат, получаем позитивный отклик.
Насколько мобильный браузер конкурентоспособен по сравнению с браузерами, доступными на всех платформах?
Сегодня продолжает расти число интернет-пользователей, для которых основная площадка – мобильный телефон, так что мобильный браузер может успешно конкурировать с аналогичными приложениями для десктопа.
Важно чётко доносить до аудитории суть вашего проекта, его возможности и выгоды для пользователя. Создание концепции браузера – довольно тяжёлое дело. Как он будет называться? Какие цвета использовать? Как нам следует говорить о нём: нужен технологический язык со своими специфичными терминами или же язык более близкий среднему потребителю? Всё это должно помочь вам выделить ваш продукт на рынке и подчеркнуть его ценность для пользователя.
Каковы перспективы мобильного браузера выйти на уровень десктопа, если приложение запущено успешно?
У нас пока нет планов выводить мобильный браузер на платформу персонального компьютера.
Тем не менее, лучшее ещё впереди: сейчас мы работаем над новым приложением, которое перевернёт все представления о мобильном браузере. Выйдет оно совсем скоро.
Спасибо!