Connect with us

Интервью

Олег Фоменко и Егор Хмелев (Sweatcoin): превратить движение во что-то ценное

Цель нашего бизнеса – менять поведение и сделать так, чтобы движение стало неотъемлемой частью вашего дня. Это ценно для огромного количества компаний.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

     
     

Олег Фоменко и Егор Хмелев – основатели компании Sweatcoin, генеральный и технический директор. Мы поговорили с ними о том, как развивался необычный стартап, который платит пользователям за ходьбу.

Основатели компании. Фотография Forbes.

Как начинался Sweatcoin? Как вы попали в Лондон? Есть ли какой-то опыт создания Sweatcoin, предшествующий этому проекту?

Олег: Проекту около двух с лишним лет – с момента появления идеи до сегодняшнего дня. Как обычно, вначале всегда все очень сложно, непросто. Началось все с того, что я пошел на пробежку в лондонский Ричмонд-парк с моим будущим кофаундером Антоном Дерляткой. Мне стало понятно, что, если три года до этого я забирался на самые высокие горы в мире, то в тот момент, когда мы бегали, не мог достаточно быстро пробежать даже «пятерку».

Начали думать, почему так, как так происходит, почему человек быстро теряет форму, перестает заниматься, углубляется в офисную рутину и ведет нездоровый образ жизни. У меня образование – социология и психология, поэтому мне было интересно понять буквально на нейрохимическом уровне, почему это так распространено. Практически все мы знаем, что очень сложно мотивировать себя постоянно двигаться, быть физически активным и вести здоровый образ жизни.

В начале января, как правило, все начинается, а в середине февраля забывается. Как раз это очень заинтересовало. Раз все мы страдаем этим, значит, проблема фундаментальная. Мы очень быстро пришли к выводу, что всем компаниям, работающим в этой среде (и технологии, и продажа продуктов), немного не хватает понимания причин, по которым так происходит.

Оказалось, главная проблема такова: природа не хочет, чтобы вы двигались. Природа создала вас не для того чтобы вы постоянно были активны, а для того чтобы вы бегали тогда, когда на горизонте появится мамонт. А в перерывах между охотой на мамонта бегать совершенно бессмысленно. Представляете, что было бы с вашей семьей, если бы вы бесцельно бегали в перерывах между охотой. Есть такой афоризм: вдруг война, а я уставший. Именно из этой серии! Нужно экономить энергию, ждать появления мамонта, и тогда бегать очень быстро.

Более того, природа сделала так, что у нас есть механизм, «зашитый» буквально базовом уровне (называется present biased). Мы фокусируемся на результате прямо здесь и сейчас. Именно поэтому мы прокрастинируем. Именно поэтому очень сложно бросить курить. Именно поэтому очень сложно заставить себя работать в дождливый день. Огромное количество проявлений, которые нам кажутся нерациональными, на самом деле обусловлены именно проблемой present biase. Present biase – предпочтение «здесь и сейчас».

С точки зрения бихевиористской экономики – это очень знакомая, понятная концепция. Есть только одно решение проблемы, которая была создано природой. Пока не изобрели ничего лучшего. Называется «instant gratification» (немедленное вознаграждение). Природе необходимо было это изобрести, потому что есть еще одна сфера, которая от этого очень страдает.
Если бы природа не создала для нас оргазм, вполне возможно, мои дети не появились бы на свет. Не потому, что я их не хочу. Просто таково поведение procreation, то есть продолжение рода. Для того, чтобы мы постоянно занимались любовью, и это поведение постоянно было в нашей жизни, природе необходимо было создать оргазм. Если бы его не было, к сегодняшнему дню люди ни за что не стали бы «вершинкой пирамиды». Это место заняли бы тараканы или какие-то другие существа.

Мы поняли, что проблема фундаментальная, с ней знакомы 100% людей, ее нужно решать. Мы решили создать instant gratification для движения. Так родился Sweatcoin. Я в это время очень внимательно изучал криптовалюты. Меня интересует технология Blockchain и Bitcoin.

Когда в самом начале мы стали общаться и обсуждать эту идею с Егором и с Данилом Перушевым, мы рассуждали так: Bitcoin – это криптовалюта, основанная на сжигании электричества, а у нас будет криптовалюта, которая основана на сжигании калорий. Эта концепция была чертовски интересна многим людям – как инвесторам, так и Егору, Данилу. Таким образом, сформировался костяк Sweatcoin: Егор и Данил в Москве, я и Антон в Лондоне. Сейчас нас уже 10 человек.

Sweatcoin – это все-таки криптовалюта?

Олег: Она непременно будет криптовалютой, но на данный момент мы начали с централизованного решения просто потому, что это не является главной критической проблемой для проекта в самом начале.

Егор: Вначале так проще строить. Если бы сразу начали строить криптовалюту, мы бы в этом погрязли. Нам важнее было проверить свою гипотезу.

Олег: В любом проекте важно понять, нужен ли он пользователю, можем ли мы привлечь тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч людей, интересно ли им это. Сейчас у нас есть однозначный ответ – да. У нас сейчас 150 тысяч загрузок с нулевым маркетингом, исключительно за счет «органики». Уверенный ответ: да. Поэтому сейчас уже можно думать о более сложных аспектах, например, о криптовалютном бэкенде.

Вернемся на шаг назад. Вы сформулировали идею о вознаграждении за физическое упражнение. Какие шаги вы сделали дальше? Вы подготовили приложение и пошли к инвесторам? Как вы изначально развили эту идею в приложении? Какие шаги были сделаны от формулирования идеи до выпуска продукта?

Олег: Это сложный, очень размытый процесс. Мы долго обсуждали и нивелировали. Процесс, о котором я вам рассказал, занял, наверно, минимум четыре, а то и шесть месяцев. Поляна большая. Некоторое время ушло на то, чтобы сфокусировать мысль, особенно – создать криптовалюту на основе движения и выбрать правильные слова. Следующие шаги были такие. Мы начали буквально «на коленке» делать приложение, которое было разработано за пару месяцев. Оно ужасно выглядело, в нем было мало функционала. Мы «выкатили» его, наверно, двумстам пользователям.

Мы поняли, что это на самом деле интересно. Начал идти фидбэк. Народ начал комментировать, задавать вопрос: «Как я могу установить это приложение на телефон своего знакомого?». Стало поступать достаточно много таких запросов. Мы начали думать, что, наверно, стоит потратить гораздо больше времени, сделать действительно красивый, элегантный и очень привлекательный продукт вместо того, который у нас был. Приложение выглядело ужасно – наверно, как любые MVP. На том этапе мы совершенно не уделяли внимания дизайну.

У вас уже были инвестиции на момент создания первого MVP? Мне кажется, слова «криптовалюта», «фитнес», «мобильное приложение», вызовут нездоровый ажиотаж у любого инвестора.

Олег: У нас было не много инвестиций. Сначала мы инвестировали свои деньги, “bootstrap”, потом привлекли первых двух инвесторов — это буквально близкие друзья. Я не буду называть конкретные суммы, но это небольшие деньги, которые мы направили на создание MVP, на разработку приложения для нескольких сотен человек, чтобы проанализировать метрики, фидбэк, реакцию людей.

Каков рыночный механизм внутри нынешнего или первоначального приложения? Люди ходят, получают за это Sweatcoin, и на эти деньги покупают товары. Откуда берутся деньги внутри приложения? Как вы договаривались со спонсорами, с брендами, которые готовы спонсировать двигательную активность людей через приложение Sweatcoin?

Егор: Все довольно тривиально. Глобальная задача проекта состояла в том, чтобы верифицировать движение. Мы не можем позволить пользователям просто так накручивать себе шаги. Нам нужно было подтвердить, что пользователь на самом деле идет. Это довольно сложная технологическая проблема. Я бы не сказал, что мы ее полностью решили, но мы поняли, как ее решить хотя бы на базовом уровне.

Помимо статистики шагов, которую дает нам сам телефон, мы проверяем их с помощью GPS. Если человек движется по улице, он перемещается с определенной скоростью и делает некоторое количество шагов. Эти два источника данных уже могут дать определенную гарантию того, что человек действительно идет. Сейчас в этом еще можно обмануть, но сделать это уже гораздо сложнее. Есть сайты, например, unfitbits.com, где предлагается 100500 методов – как можно обмануть свой Fitbit и накрутить себе шаги. Нам это не подходило, поэтому мы с самого начала стали придумывать решения – как с этим бороться.

Но GPS тоже создает определенные проблемы, с которыми мы боролись дальше. Перед нами стала следующая проблема: приложение, которое «живет» в телефоне и постоянно использует GPS, расходует львиную долю заряда батареи. Мы решали данную проблему. Это был длительный процесс. В конце концов, мы ее решили (конечно, с определенными компромиссами для пользователя), но сейчас потребление заряда находится на уровне 1-2%.

Технологически в настоящее время мы проверяем через GPS. Сейчас мы работаем над тем, как проверять движение более сложными путями: через акселерометр, через нейросети и другие механизмы. Мы как раз изучаем данные направления, но это скорее будущее, нежели настоящее.

Олег: Егор даже закончил специальный курс Machine Learning, потому что сейчас мы уже «сидим» на базе данных в 17 миллиардов точек – data point. Каждая из них – это один шаг или небольшая группа шагов, с локацией, скоростью и множеством дополнительных сведений, связанных с этим. Мы начинаем понимать, что это необычайно ценная база данных, которая может показать, например, как «движется Лондон»: где люди ходят, где они ездят в общественном транспорте, где перемещаются на автомобилях, а где – на велосипедах. Видно каждое движение. Обрабатывать это вручную или проверять гипотезы на основе такого огромного массива данных уже становится сложно. Поэтому Егор в прошлом году пошел на курсы Machine Learning.

Причем английское правительство выделяет нам грант для того, чтобы можно было начать анализировать на основе AI движение внутри зданий, которое на данный момент верифицировать довольно сложно, а также улучшить наш алгоритм для учета езды на велосипеде, чтобы добавить перемещение на велосипеде как стопроцентно верифицируемый способ генерации Sweatcoin.

Пытаются ли люди обмануть? Можно ли закрепить смартфон на собаке, чтобы она его перемещала? Нужно ли это людям?

Егор: Есть люди, которые пытаются обмануть. Но такие попытки мы “видим” и анализируем. Например, есть люди, которые берут на прогулку два телефона – свой и жены. Их видно, потому что они это делают постоянно, потом «сливают» баланс в один аккаунт, и треки совпадают. Такие попытки есть.

Олег: Наверняка кто-то пытается, но у них возникают две большие проблемы. Первая. По ряду причин мы ограничиваем ежедневную выдачу Sweatcoin. Основанная причина: мы бы не хотели, чтобы кто-то вдруг решил разбогатеть, бегая каждый день ультрамарафон. Мы знаем, что это вредно для здоровья, и ничем хорошим не закончится, поэтому ограничиваем количество конвертируемых шагов 20 тысячами в день. Даже если ты наберешь ораву собак и заставишь их бегать, ты сможешь заработать максимум 20 тысяч шагов.

Кроме того, собаки бегают иначе. Один мой знакомый это целенаправленно тестировал. Он сказал следующее. Собака сделала какое-то количество шагов, но не так уж много. Кроме того, это очень большая нервотрепка. Ты вешаешь свой телефон на собаку, а она бежит за мячом. А вдруг она уронит телефон, и он разобьется? А вдруг кто-то позвонит, и ты будешь как дурень бегать по парку за своим Шариком и орать: «Шарик, вернись! Мне звонят! Шарик!». Теоретически такое, конечно, возможно, но, если кто-то начнет это делать практически, я надеюсь, они выложат видео в YouTube, чтобы можно было посмеяться.

На данный момент единственный человек, который смог нас «сломать» – это человек, который в Англии проехал по пляжу на ослике, но медленно. Когда он пытался ехать галопом, приложение не считало шаги, а когда ехал медленно, то считало. Если у вас получится, дайте нам знать, что именно вы делаете, и мы сможем добавить этот пример в список кейсов, за которыми очень внимательно наблюдаем.

Перейдем к коммерческой стороне. Как вы привлекаете бренды, который выставляют товары в вашем маркетплейсе?

Олег: Очень просто. До 50% людей, которые являются нашими пользователями – это молодые, технически подкованные, заинтересованные в технологиях, физически активные люди, которые следят за собой, ведут здоровый образ жизни. Они – просто мечта для огромного количества брендов. 50% из них активировали AdBlock. Очень сложно найти к ним доступ и сообщить им о существовании твоего продукта – например, новой марки кроссовок, спортивной одежды, нового бренда протеинов, витаминов, supplements.

Все мы относимся к маркетингу с достаточно большой опаской. Поэтому, когда звонишь в какую-нибудь компанию и говоришь: «У нас есть 100 тысяч человек, которые каждый день ходят, им интересны продукты, которые относятся к здоровому образу жизни», то не возникает никаких проблем с привлечением новых вендоров. В настоящее время у нас каждый день добавляется одна компания.

Сейчас уже больше 120 компаний принимают оплату за свои продукты в Sweatcoin либо полностью, либо частично. Минимальная скидка, которая была у нас на маркетплейс –75%. Продукты предоставляются бесплатно или с очень большой скидкой. Это не ваучеры, не скидка 20-30%, которой никого не завлечешь, а действительно очень привлекательные коммерческие предложения.

Мы не платим. Получается, что вендоры дают продукты. Наши пользователи ходят, генерят Sweatcoin и получают эти продукты от вендоров. Создается очень ценная для нас связка вендор-пользователь, но при этом нам это не стоит ни копейки, кроме расходов на оплату услуг людей, которые занимаются построением наших отношений с вендорами.

Как мы это монетизируем на данный момент? Мы это не монетизируем. Мы можем брать деньги с вендоров, но на данный момент говорим им: «Мы хотим, чтобы на сумму, которую вы заплатили бы нам, вы дали нам ещё больше вашего замечательного продукта», потому что нам сейчас гораздо важнее привлечь больше вендоров и пользователей, нежели получить деньги с каждого из вендоров, которые представлены в маркетплейс.

Сейчас вы неприбыльная компания. Правильно ли я понимаю?

Олег: Да. Мы неприбыльны.

Допустим, человек купил что-то за Sweatcoin. Как понять, вернется он к ним еще раз, чтобы купить такие же или другие кроссовки? Могут ли бренды, сделав первую продажу за Sweatcoin, оценить, какую аудиторию они получат впоследствии, вернутся ли к ним люди?

Олег: Есть разные примеры. Некоторые вендоры, которые работают с нами, пускают через наш маркетплейс по одному или по два продукта в месяц, поскольку для них это действительно работает. Повторные взаимодействия у ряда наших партнеров достигали 20-30%. Это гораздо больше, чем конверсия стандартных пользователей, которых они получают на рынке.

Представьте себе экономику. Например, кто-то продает кроссовки или витамины. Какой у них сейчас подход к маркетингу? Я плачу Google или Facebook, например, 1 доллар за пользователя. Дальше у меня создается воронка, конверсия которой, скажем, 2.5-3% покупающих пользователей. Затем у тебя есть повторная покупка. Но деньги ты платишь прежде, чем смог конвертировать этого пользователя.

Мы фактически предлагаем им платить только тогда, когда у них появился пользователь. Вместо того чтобы платить наличными Google или Facebook, они платят своим продуктом, который у них уже и так есть. Получается, это фактически cost of good sold – деньги, которые они уже потратили. Для них это интересно еще и с точки зрения cash flow.

Предположим, есть уникальный массажист, который оказывает услуги. Может ли он выставить свои услуги внутри вашего маркетплейса или вы привлекаете только большие международные бренды? Вы сказали, что у вас представлены больше 120 компаний. Это, наверно, достаточно мало для сегмента малого и среднего бизнеса. Я предполагаю, что у вас представлены крупные бренды?

Олег: Да.

Могут ли к вам попасть локальные, местные компании, связанные со здоровым образом жизни?

Олег: Превосходный вопрос! Очень вовремя. Буквально сейчас, в режиме реального времени выходит новая версия, в которой начнет работать этот функционал. Не для всех и не мгновенно, потому что нужно еще подправить определенные элементы UX, но она выйдет буквально в течение следующих недельЕгор: Прежде чем «выкатывать», нужно проверить, как реагируют люди. Это довольно большой и сложный в разработке функционал. Прежде чем «выкатывать» его для всех, нам нужно понять, как будут реагировать люди, как они будут покупать эти продукты, как должны строиться отношения между продавцами и пользователями. У нас сразу появилось очень много спама. Когда мы стали думать, как сделать продажи через наш сервис, мы поняли, что проблема спама действительно серьезная. Ее нужно как-то решать, а это уже нетривиальная задача.

Ваш вопрос свидетельствует о том, что эта тема лежит на поверхности. Вопрос не в том, стоит ли это делать (конечно, это нужно делать), а как сделать, чтобы это реально работало и для покупателя, и для продавца. Функционал уже сделан. Первый этап запускаем уже буквально на этой неделе и начинаем тестировать, как реагирует народ, насколько далеко готовы пройти люди, чтобы получить вознаграждение – 200, 300, 500 метров или даже несколько километров. Такие вопросы для нас тоже важны, поскольку интересно понять, какое пространство на карте вокруг пользователя имеет смысл показывать. Мы однозначно стремимся работать с этими людьми и хотим, чтобы они могли сами размешать офферы. Мы являемся фасилитатором этих отношений вместо того, чтобы нам принимать решения о том, кто, какие продукты и в каком количестве увидит.

Насколько я понимаю, у вас сейчас только приложение iOS, готовится приложение Android, плюс ограниченное количество стран. Как я понимаю, США, Великобритания и, наверно, еще ряд европейских государств.

Олег: На данный момент еще Ирландия. Три.

Почему такое ограниченное количество стран? Куда вы планируете выходить в ближайшем или не ближайшем будущем?

Олег: До конца года наш проект уже станет глобальным, то есть мы выйдем везде, но на данный момент сложно сказать, какие этапы, и в каком порядке мы будем запускать. Это во многом зависит от того, насколько успешно сейчас покажет себя Р2Р – peer-to-peer marketplace вокруг вас на местности. Если это «полетит в первой реинкарнации», тогда можно будет запускаться очень быстро. А если потребуются дополнительные усилия, доработка, домысливание UX, то проект станет глобальным тогда, когда закончится эта работа. Я думаю, что до конца года у нас будет 50+ стран и миллион пользователей.

Вы сказали, что у вас 150 тысяч загрузок. Например, в Fitbit их до 50 миллионов, только в Google Play. Кажется, что 150 тысяч – не так много для фитнес-приложения. Это так? Понятно, что Fitbit стартовал гораздо раньше, но все-таки его аудитория измеряется десятками миллионов, а ваша – сотнями тысяч.

Олег: Конечно. Во-первых, они существуют уже много лет. Во-вторых, они потратили десятки, если не сотни миллионов на маркетинг и на коммуникации, чего мы вообще не делали. Fitbit – это огромный бренд, который был одним из первых в этом пространстве. Он существует уже больше десяти лет. Как я сказал, мы не тратили на маркетинг ни копейки, и на данный момент растем исключительно органически: вы рассказали другу, я рассказал другу.

Егор: Кроме того, Fitbit – это все-таки устройство. Люди в первую очередь покупают устройство, а приложение уже скачивают как дополнение к этому девайсу – к браслету. У них пользователь заходит не через приложение, а через продажу устройства. Это совершенно другой рынок.

А вы не думали сделать свой трекер или брендировать, например, Xiaomi, не слишком дорогой китайский образец?

Олег: Мы много думали об этом в самом начале и приняли решение, обусловленное тем, что сказал Егор: трекер очень легко обмануть. Для того чтобы сделать трекер, который действительно отличает тряску руки от движения, нужны огромные деньги. Таких трекеров единицы. К этому начинает постепенно приближаться Apple Watch с релизом второй версии.

Это очень-очень дорогое удовольствие, то есть девайс будет очень-очень дорогой. А это значит, что у него очень маленький рынок. Мы же хотим охватить массовый рынок. Я не знаю, внимательно ли вы следите за этим пространством. Я, например, два года назад был на MWC – Mobile Word Congress (проходит в Барселоне). Тогда появилась такая шутка: MWC будет переименован в Mobile Wearable Congress, потому что на каждом втором стенде был представлен какой-то гаджет, девайс – трекер.

Сейчас рынок носимых устройств начинает отходить на второй план, потому что никому не хочется заряжать большое количество девайсов, которые делают практически одно и то же. Если телефон прекрасно отслеживает ваши движения, даже лучше, чем ваш браслетик, зачем вам платить деньги за браслетик и помнить, что его нужно заряжать?

У меня два вопроса о будущем. Первый вопрос. У вас приложение и весь сервис в целом сосредоточен на ходьбе. Допустим, я занимаюсь физическими упражнениями. Будет ли у вас учет физических нагрузок по частоте сердечных сокращений или по каким-то другим параметрам? Второй вопрос. Вы глобально выходите на Android в разных странах. Какие у вас дальнейшие планы по развитию? Будет ли в конце концов создана криптовалюта?

Олег: Ответ на первый вопрос: несомненно, да. Мы всегда будет эволюционировать, добавлять дополнительные сенсоры и данные для того чтобы верифицировать движение, как только они станут массовыми, и у нас будет уверенность в том, что мы можем это верифицировать. Мы движемся в этом направлении. Я сказал, что у нас сейчас есть грант от английского правительства для того чтобы заниматься AI и Machine Learning анализировать движение внутри зданий. Частью этого проекта будет и попытка понять, как различить тряску телефона и реальные занятия спортом.

Создание криптовалюты однозначно входит в наши планы. Теперь мы понимаем, что продукт нужен пользователям, приложение очень интересно не только потому, что оно меняет поведение. Мы не заостряли на этом внимание, но у нас сейчас есть статистика на основе анализа данных о десятках тысяч пользователей. Люди, которые используют наше приложение, ходят каждый день на 14% больше, нежели до того, как они установили наше приложение. Причем это увеличение после шести месяцев, а не двух-трех недель, как в случае посещения спортивного зала (с чего мы начинали), и не 42-х дней, как у Fitbit, после чего человек обычно забывает заряжать устройство. У нас действительно очень привлекательный продукт, который интересен пользователям и реально меняет поведение.

Теперь к нему уже можно добавлять криптовалютный бэкенд. Один из наших самых ранних инвесторов – друг, первым давший нам денег, является криптовалютным предпринимателем. Он прекрасно понимает технологию. Он сделал для нас потрясающее IP. У нас, по сравнению с Bitcoin, немного другой принцип выпуска криптовалюты. Нам необходимо было продумать, как сделать централизованный выпуск, но децентрализованный процессинг.

У нас сейчас есть IP как раз в этой области, которое мы хотим запустить. Мы знаем, что потребуется порядка шести месяцев, чтобы сделать этот бэкенд. Надеюсь, он будет создан к началу 2 квартала следующего года.

У нас была новость о том, что с Pokemon Go эффективность хождения тоже выросла на 26%. Может, у вас будут какие-то игровые механики вовлечения пользователей, то есть благодаря вашему приложению еще больше возрастет популярность и продолжительность пеших прогулок?

Олег: 26% на какой период?

Наверно, на 30 дней.

Олег: Ну вот! Максимум – четыре недели. То, что мы видели. После этого народ устает, перестает играть и снова возвращается на предыдущий уровень.

На диван.

Олег: Да. Особенность нашего приложения именно в том, что после шести месяцев мы видим продолжение изменений. Но об игровых механиках мы постоянно думаем. Учитывая наш размер, сложно сделать все, что нам хочется.

Егор: Все это очень интересно, все это хочется пробовать, хочется создать отдельную команду, чтобы это исследовать, но для этого нужно много ресурсов и людей. А у нас пока маленький стартап. Нам сейчас очень важно постоянно двигаться в правильном направлении.

Олег: Фокусироваться. Люди, которые не знают, куда они движутся, могут вдруг повернуть на 90% градусов и побежать в другом направлении. Мы знаем, почему мы работаем. Я открою вам секрет. Вы можете вдруг превратить свое движение во что-то ценное: непонятно, как и почему это работает.

Вы загружаете приложение, входите в него, понимаете, как это работает. И вдруг из иррационального посыла, который я вам сейчас озвучил, это превращается в эмоциональный посыл, потому что каждый раз, когда вы открываете приложение, вы видите, что количество ваших шагов начало расти, через несколько секунд ваш баланс Sweatcoin стал увеличиваться. Вы это увидели. Начинается воздействие на нейрохимическом уровне. Это дофаминовые и окситоциновые циклы, которые создают привычки.

Вы пошли и посмотрели: «Что я сегодня могу купить на те Sweatcoin, которые у меня есть? Что-то мне это не нравится». Через несколько часов это повторяется. Наш средний пользователь приходит к нам три раза в день. Первый раз пользователи приходят утром, когда выходят из дома, начинают двигаться на работу, затем во время обеденного перерыва и вечером перед выходом из офиса, чтобы пойти домой.

Для нас это самый ценный контакт, потому что вечером, когда давление дня уже спало, люди вдруг, вместо того, чтобы поехать на автобусе, идут пешком, выходят на одну станцию раньше, чтобы пройтись, или идут домой зигзагами. Например, у нас есть целая группа пользователей, которых я обожаю (их 25-30%). Это парни. В Англии принято ходить с друзьями в паб. В этой группе тот, кто оказался последним в списке лидеров, покупает раунд пива. Так и начинается геймификация.

Мы еще не сказали о том, что у нас есть довольно интересный функционал, который тоже спекулятивно был сделан в самом начале. Это транзакции между пользователями. Вы можете перевести sweatcoins мне, а я могу перевести вам. Огромная активность! Люди шлют их друг другу. Егор сказал о том, что знакомые и друзья консолидируют coins для того чтобы что-то купить. Но на самом деле активность огромная. Люди на психологическом уровне воспринимают coins как деньги.

Это очень ценно для нас, потому что движение вдруг становится ценным, люди больше двигаются. Соответственно, они становятся здоровее, у них улучшается настроение, они более эффективны. Цель нашего бизнеса – менять поведение и сделать так, чтобы движение стало неотъемлемой частью вашего дня. Это ценно для огромного количества компаний.

Мы общаемся с несколькими страховщиками. Для страховщиков это «золотое дно». Если вы, вместо того чтобы сидеть перед телевизором с пивом, начинаете делать на несколько тысяч шагов больше, вы улучшаете свое здоровье. Соответственно, для них вы становитесь экономически гораздо более выгодными. Они хотят тратить на это деньги. Соответственно, так мы будем монетизироваться.

Олег, Егор, большое спасибо. Буду ждать выхода вашего приложения в России, и ходить с ним. Было очень интересно. Удачи вам с проектом!

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Интервью

Global Mobile Vision 2017: корейский ответ Industry 4.0

Алексей Спирков, руководитель отдела наукоемких технологий в «АстроСофт», посетил Global Mobile Vision — выставку индустрии информационно-коммуникационных технологий (ICT), которая прошла 13-15 сентября в Сеуле (Корея).

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

В этом году выставка была посвящена мобильным технологиям в таких областях, как Интернет вещей, большие данные, мобильные устройства, телекоммуникационные технологии, облачные сервисы и др. Cобралось более 14 000 (!) посетителей и 300 экспонентов.

Получив приглашение поучаствовать в таком глобальном событии от KOTRA (Корейского агентства содействия торговле и инвестициям), мы не долго думали: не все же о своей операционной системе для Интернета вещей говорить — и на других полезно посмотреть.

Когда Алексей вернулся, мы расспросили его об итогах и о самых актуальных трендах выставки.

Алексей, как ты объяснишь такое внимание к мобильным технологиям в Южной Корее?

Корейский рынок информационно-коммуникационных технологий — один из самых быстроразвивающихся в мире. А Global Mobile Vision 2017 — витрина новейших технологий, продуктов и услуг в мобильной индустрии.

Что стало главной темой выставки?

В двух словах — «Mobile meets intelligence» – мобильный интеллект. Вообще главной целью выставки была демонстрация ответа корейского бизнеса и государственного сектора на Четвертую промышленную революцию, более известную как Industry 4.0. Идея в том, что в условиях дефицита собственных природных ресурсов в Республике Корея (импортируется более 98% энергии и 80% продовольствия) основным двигателем экономики и Четвертой промышленной революции являются инновации в высокотехнологичных областях. И такими инновациями могут похвастать не только гиганты: например, на выставке отсутствовали промышленные монстры, типа Samsung или LG, а основное внимание было уделено малому и среднему бизнесу, разнообразным стартапам.

И какие же стартапы удивили лично тебя?

Бросилось в глаза присутствие на стендах множества стартапов на тему электроники для животных: различные устройства для автоматического кормления, совмещенные с играми и коммутаторами.

Забавно. А если говорить серьезно, то какие технологии преобладали на выставке и обсуждались на Global Mobile Vision Conference 2017?

«Рулили» технологии, связанные с мобильными сетями и устройствами, Интернетом вещей, умным производством, smart cars, умными медицинскими устройствами (фитнес-трекеры, умные весы, ростомеры и т. п.), и даже технологии, связанные с интеллектуальным электронным правительством (smart e-government).

Закономерно особое внимание уделили глобальным технологическим трендам: Интернету вещей (Internet of Things), искусственному интеллекту (AI), мобильной связи пятого поколения (5G).

У меня до сих пор на экране смартфона 3G доминирует над LTE, а тут уже 5G на подходе?

Точно! По словам Won Yeol Lee, директора крупнейшей корейской телекоммуникационной компании KT Corporation, только технология 5G может ускорить Четвертую промышленную революцию. Своим видением перспектив мобильной связи пятого поколения также поделились представители Qualcomm, Ericsson-LG, Naver и другие эксперты. Кстати, продемонстрировать всему миру мощь 5G Республика Корея собирается на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане.

Еще один повод ждать Олимпиаду :)  А какие выводы ты сделал лично для себя?

Я еще больше убедился, что моя работа и наши продукты, в частности — операционная система МАКС для Интернета вещей — это движение в верном направлении, открывающее новые перспективы перед российскими IT-разработками.

Спасибо большое, успехов!

Всегда рад!

 

Комментарии
Продолжить чтение

TechHype

Внутри Первой Церкви Искусственного Интеллекта

На самом деле это неизбежно. Это гарантировано случится. То, что мы создадим, по сути, и будет богом. Не в том смысле, что он будет метать молнии или вызывать ураганы. Но если есть что-то в миллиард раз умнее самого умного человека, то как еще это назвать?

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Энтони Левандовский не похож на пророка. Он одевается в стандартные для кремниевой долины джинсы и окружен пиарщиками, а не церковнослужителями. Инженер известен самоуправляемыми автомобилями – и большим скандалом – но его новый стартап связан не с механикой или ПО, а с новой религией. Искусственный интеллект лежит в основе многомиллиардных компаний, больших исследовательских проектов и множества предсказаний о гибели мира или, как минимум, его качественном изменении. Теперь Левандовский на полном серьезе создает его Первую Церковь.

«Если вы спросите любого, может ли компьютер быть умнее человека, то 99,9% скажут вам, что это научная фантастика», – говорит он. «На самом деле это неизбежно. Это гарантировано случится. То, что мы создадим, по сути, и будет богом. Не в том смысле, что он будет метать молнии или вызывать ураганы. Но если есть что-то в миллиард раз умнее самого умного человека, то как еще это назвать?»

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Алексей Коровянский (Mobilatorium): камера смартфона – оптимальная точка входа в технологии дополненной реальности

18 ноября в Нижнем Новгороде пройдет международная конференция GDG Gorky. Одна из ее тем – виртуальная и дополненная реальность.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

18 ноября в Нижнем Новгороде пройдет международная конференция GDG Gorky. Одна из ее тем – виртуальная и дополненная реальность. Мы поговорили с Алексеем Коровянским, Google Developer Expert-ом и основателем лаборатории Mobilatorium, который рассказал нам о том, что происходит в этой области сейчас.

Какие самые интересные проекты появились в области AR за последнее время?

Из приложений советую посмотреть – Ikea Place, SketchAR, Inkhunter, Giphy World, World Brush, Holo, MeasureKit, Google Lens, Snapchat, Facebook Messenger.

Эксперты сходятся во мнении, что камера смартфона это оптимальная точка входа в технологии дополненной реальности для массового пользователя. Между тем корпорации думают и работают над носимыми AR-устройствами и облаком дополненной реальности, поэтому стоит понимать, что те решение, которые мы видим сегодня, это только начало большого пути.

Существуют ли фундаментальные различия между ARKit и ARCore?

Базовые возможности и внешние интерфейсы фреймворков очень близки друг к другу, и это значительно упрощает жизнь для разработчиков, заинтересованных в создании AR приложений работающих на обеих платформах. Тем не менее, на данный момент у ARKit есть пара интересных возможностей, которых нет в ARCore. Это возможность легкой интеграции со SceneKit и SpriteKit, а также инструментарий Face Tracking API, появившийся в новом iPhone X. С другой стороны, в Google (скорее всего) уже работают над аналогичными возможностями для ARCore. Более того, Google работает и над web-стандартом и браузером с поддержкой AR!

Какие приложения уже сделаны на базе ARCore? Какие вы можете рекомендовать в качестве ориентиров?

На данный момент ARCore находится в стадии Dev Preview, поэтому в Google Play еще нет приложений, созданных на базе ARCore. В качестве источника вдохновения и ориентира я советую посмотреть приложения и примеры, опубликованные в канале BuiltWithARCore и на сайте AR Experiments.

Станет ли VR общедоступной технологией?

Да. Я и многие другие эксперты в этом уверены. Ключевой вопрос – когда? Думаю, что в США это может произойти в ближайшие пять лет.

Какая ценность может быть у виртуальной реальности для обычного пользователя?

VR может значительно упростить наше взаимодействие с технологиями и графическими интерфейсами. Поэтому даже пожилые люди легко осваивают возможности VR и с огромным удовольствием путешествуют по миру не выходя из дома. По сути VR дает нам возможность мгновенной телепортации, что значительно расширяет наши возможности в плане общения и обучения. Также VR – это море новых эмоций для любителей игр и развлечений.

Что нужно сделать разработчику, чтобы начать создавать приложения с дополненной реальностью?

Сделать уникальное и популярное приложение с дополненной реальностью сегодня просто, как никогда. Разработчики, знакомые с Unity3D или Unreal Engine, легко справятся с созданием AR-игры на базе ARKit и ARCore после прочтения официальной документации (само подключение и знакомство с AR фреймворками займет около часа). Для iOS разработчиков хорошим вариантом для старта может быть создание простого AR приложения на связке ARKit и SceneKit. При наличии небольшого бюджета на обучение, рекомендую пройти курсы на Udemy по Unity3D и ARKit.

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Дмитрий Желнин (65apps): Как попасть в Топ-5 мобильных разработчиков России за три года

Если главный вопрос этого интервью «Как попасть в Топ-5 за три года», то мой ответ — «собрать лучшую на рынке команду».

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

Дмитрий Желнин, основатель 65apps, рассказал нам как за три года компания стала одним из лидеров рынка мобильной разработки в России и вошла в Топ-5 рейтинга Тэглайн.

Как начиналась история 65apps?

Как обычно. С шишек и ошибок трудных.

Начали с мобильных игр 6 лет назад. Облажались. Потом еще раз. И еще.

Очень уж хотелось делать игры.

Потом пошли небольшие заказы на создание бизнес-приложений. Потом их стало много. А отдел игровой разработки тихо захирел и умер.

Потом мы стали работать на субподрядах, но на конечного клиента не выходили, рынок нас не знал. Поэтому в Рейтинге Тэглайн мы были примерно… нигде.

Первыми нашими клиентами традиционно были стартапы. Люди с идеями приходили, заказывали приложения (или не заказывали)… и уходили. Проекты не имели развития, не нуждались в поддержке, не обогащали ни наше портфолио, ни бюджет компании. В какой-то момент я пришел к пониманию – невозможно создать устойчивую компанию по аутсорс-разработке, работая на рынке стартапов: ни денег, ни славы. И вот 3 года назад мы впервые взяли крупный заказ как самодостаточная аутсорс-команда, после чего уже работали только с конечным клиентом.

Такой же совет я даю коллегам из молодых студий, когда они обращаются ко мне.

И как изменился ваш подход со временем? Кто идеальный клиент компании 65apps сегодня?

Идеальный клиент для нас – не столько компания, имеющая известное имя (и сейчас у нас в портфеле много таких: Сбербанк, Яндекс, World Class,  Mail.ru, Чайхона №1, Hoff, Burger King и др.), сколько действительно имеющая  потребность в автоматизации с помощью мобильных технологий или в работе с мобильной аудиторией.

То есть это состоявшиеся компании, которым нужно развивать свое мобильное направление – понятно как, понятно для кого и понятно, где в таком решении деньги. Наши мобильные приложения – инструмент, решающий задачи бизнеса. Точка.

Маркетинговые свистелки-тарахтелки нам неинтересны.

Такой подход выгоден клиенту. Такой подход выгоден и нам. Он создает выгодное взаимодействие с заказчиком на долгие годы: всякое приложение нуждается в развитии и поддержке.

Вообще, с рынка приходит всё больше задач, связанных с автоматизацией внутренних нужд бизнеса – приложения для курьеров, для логистических процессов, для торговых представителей, онлайн-касс, личных кабинетов и т.п. То есть повышение внутренней эффективности бизнеса с помощью мобильного инструментария.

А кто ваш клиент по профессии: это маркетолог или айтишник?

Это наша боль.

Работа с маркетингом протекает всегда по одному и тому же грустному сценарию: они ищут, у какого подрядчика покрасивее картинки, развесёлее креатив и, конечно же, поменьше бюджет. Агентство с типовым названием “ХХХ-Медиа” берет с клиента 100 рублей, рисует красивый дизайн, потом просит нас за 1 рубль “сегодня за ночь сделать хоть что-нибудь, завтра нам сдавать проект”.

Мы с такими не работаем. Даже если это не агентство, а внутренний маркетинг клиента. Они такие же. Порченные. Потом прибегают с разорванным анусом: “надо все переделать, только качественно, а бюджет уже кончился, хээээлп”.

Мы так не умеем и уметь не хотим. Мобильная аудитория не прощает небрежности! Приложение – это не лендосик, который можно запилить за ночь из говна и палок.

Работа с айтишниками – совсем другое дело. IT-директор на стороне клиента понимает что нужно, понимает сложность и трудоемкость задач, планирует наперед. Он нуждается в качественной реализации, потому что осознает, что проекты имеют развитие.

Ценность мобильного приложения в компании понятна и измерима. Вообще, автоматизация с помощью мобильного инструментария еще только набирает обороты. Вот сюда я рекомендую смотреть уважаемым конкурентам, ищущим своё место на рынке.

Хорошо, с клиентами понятно. А в чём ваше отличие от конкурентов?

На этом, несомненно, визуально-центрированном рынке все слишком увлеклись красивостями и рюшечками.

Мы же сфокусированы на создании ценности для бизнеса, на утилитарности и техническом совершенстве. Мобильный инструментарий должен решать задачи бизнеса. Это основное и главное.

Может быть поэтому наши клиенты возвращаются к нам во второй, третий, четвертый раз.

После многочисленных проб и ошибок, мы твердо решили, что не держим дизайнеров внутри компании. Дизайнеры — самые сложноуправляемые единицы с полным отсутствием инженерного подхода, а внутренние издержки на их менеджмент зашкаливают.  И конечно нормальный мобильный разработчик заложит все эти риски в смету клиента.

Приходите к нам со своим дизайном и мы сделаем вам продукт безупречного качества! Ну а если вы хотите, чтобы ваше приложение выглядело эксклюзивно, то клиент, как известно, всегда прав, и в этом случае мы возьмем эту услугу с рынка, как берём с рынка внешние услуги по клинингу или любые другие. В этом случае вы все равно выиграете, потому что мы не станем раздувать бюджет за счет дизайна — стоить это будет 200-300 к, а не 2-3 млн, как у большинства наших коллег из топ-10. В общем, если бюджет позволяет — можете смело обращаться в топ-3 Тэглайна, в их коммерческих предложениях с десятью нулями все учтено. Если умеете считать деньги и шапочно понимаете ценообразование в аутсорс-разработке — к нам.

Если говорить про рынок заказной разработки, как он будет развиваться в ближайшей перспективе?

Очевидно, что сегодня рынок мобильной разработки носит характер «пузыря», который продолжает надуваться. Рано или поздно он бабахнет. И тогда девять из десяти компаний, не накопивших качественную клиентскую базу, не нарастивших компетенции внутри, не отстроивших процессы, не научившихся доносить информацию о себе потенциальным заказчикам, просто разорятся и исчезнут. Все так же, как было с тысячами сайтостроительных компаний некоторое время назад. Уже сейчас если вас нет в топ-50 Тэглайна – считайте, что вас нет на рынке.

Мы вкладываем много сил в качественных управленцев, в продвижение, в получение «долгих» клиентов, в технические навыки разработчиков – у нас в компании жесточайший отбор и до тестового задания доходит один из дюжины программистов.

Я сам носитель ценностей, которые культивируются у нас в компании – аккуратность, обязательность, ответственность, энтузиазм, интерес к своему делу. Невозможно качественно делать работу, строить долгосрочные отношения с клиентами и не соответствовать всем этим требованиям – тем более, если речь идет о крупных клиентах. Наша команда – моя гордость, основа нашего роста и успеха. И наше место в рейтинге – это ее заслуга. И если главный вопрос этого интервью «Как попасть в Топ-5 за три года», то мой ответ — «собрать лучшую на рынке команду».

И как развивается команда внутри вашей компании?

Мобильная разработка — это не Rocket Science. Это, в первую очередь, качество каждого этапа: проектирование, программирование, тестирование — и мы, понимая это, развиваем свою компанию именно в этих направлениях. Мы активно обучаем менеджеров и разработчиков, сертифицируемся в разных категориях.

Какие у компании 65apps планы на ближайшее развитие?

Войти в топ-3 уже через год. С нашей командой и набранным темпом у нас есть потенциал не просто подтвердить свое место в следующем году, но и войти в Топ-3 мобильных разработчиков России. Это сложная и комплексная задача, но у нас есть и силы, и компетенции. Мы можем намного больше.

Что будет в нашей компании в ближайшее время:

  • Увеличение  среднего срока разработки проектов и, как следствие, среднего чека. Это уже не 2-3 месяца, а 4-6, что обусловлено сложностью приложений, которые мы берем в производство. Наш фокус направлен на работу с железом, со сложным картографическим ПО. Мы непрерывно развиваемся и в фундаментальных знаниях об архитектуре приложений, чтобы реализовывать проекты любой сложности.
  • Переезд в Москву и открытие фронт-офиса 65apps. Это неминуемый этап развития и масштабирования компании, к которому мы готовы.
  • Смена локации ижевского продакшн-офиса: сейчас мы заняты поиском современного и удобного офисного пространства, где сможет с комфортом разместиться наша растущая команда.
  • Региональное масштабирование: мы рассматриваем возможность открытия дополнительных представительств 65apps в Екатеринбурге и Ульяновске.
  • Продолжение в наращивании компетенций – прохождение значимых на рынке программ сертификации качества, таких, как: Google Certified Associate Android Developer, Android Java SE 8 Programmer и др.
  • Ребрендинг студии — мы зарелизим свой собственный обновленный фирменный стиль и сайт, которые практически не менялись с момента основания компании.

 

Комментарии
Продолжить чтение

Наша рассылка

Каждому подписавшемуся - "1 час на UI аудит": бесплатный ускоренный курс для разработчиков веб и мобильных приложений!

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.