BaaS
Spotify планирует монетизировать разработчиков через отрытый проект Backstage
Теперь Spotify удваивает свои усилия с Backstage, стремясь сделать его более выгодным предложением для некоторых из крупнейших компаний мира.
Имея почти треть доли мирового рынка стриминга музыки, Spotify практически не нуждается в представлении. Около 456 миллионов человек ежемесячно потребляют музыку, подкасты и аудиокниги через Spotify, 42% из них платят ежемесячную плату, а остальные слушают рекламу.
Действительно, реклама и подписка были краеугольным камнем бизнес-модели Spotify с момента ее создания, хотя она позже и расширилась до второстепенных направлений, таких как билеты на концерты. Однако сейчас компания изучает еще один потенциальный источник дохода, который имеет мало общего с ее основным потребительским продуктом.
Еще в октябре Spotify представил планы коммерциализации ориентированного на разработчиков проекта, исходный код которого был открыт почти три года назад, проекта, который был принят инженерами Netflix, American Airlines, Box, Roku, Splunk, Epic Games, VMware, Twilio, LinkedIn и сотнями других компаний.
Инфраструктурный фронтенд
Речь идет о проекте Backstage, платформе, предназначенной для наведения порядка в инфраструктуре компаний, позволяя им создавать настраиваемые «порталы для разработчиков», объединяя все свои инструменты, приложения, данные, службы, API и документы в едином интерфейсе. С помощью Backstage пользователи могут отслеживать Kubernetes и, например, проверять статус CI/CD, просматривать расходы на облака или отслеживать инциденты безопасности.
Хотя существуют и другие подобные инструменты, такие как Compass, который Atlassian представила ранее в этом году, основным преимуществом Backstage является его гибкость, расширяемость и открытый исходный код, что позволяет компаниям избежать привязки к поставщику.
Spotify использовал версию Backstage для внутренних целей с 2016 года, прежде чем выпустить ее под лицензией с открытым исходным кодом в начале 2020 года. А ранее в этом году Backstage был принят в качестве инкубационного проекта в Cloud Native Computing Foundation (CNCF).
Большинство крупных технологических компаний разработали довольно надежные программы с открытым исходным кодом, часто включающие участие в сторонних проектах, которые являются неотъемлемой частью их собственного технологического стека, или путем пожертвования проектов, разработанных внутри компании, сообществу, чтобы стимулировать их освоение. И именно это привело Spotify к открытию исходного кода Backstage, который был создан на ошеломительном росте Kubernetes в сфере микросервисов.
Spotify был одним из первых, кто внедрил так называемые «микросервисы», архитектуру, которая упрощает для компаний компиляцию сложного программного обеспечения за счет интеграции компонентов, разработанных отдельно, и их соединения через API — в противовеч традиционной монолитной архитектурой, которая проще во многих отношениях, но сложна в обслуживании и масштабировании.
Spotify оказался в нужном месте в нужное время, когда происходил великий переход от монолита к микросервисам.
Но с микросервисами возникает большая потребность в координации всех различных движущихся частей, что может быть громоздким процессом с участием разных команд и дисциплин. Чтобы помочь, Spotify разработал собственную платформу оркестрации контейнеров (в которой размещены различные микросервисы) под названием Helios, исходный код которой был открыт еще в 2014 году. Однако Spotify в конце концов принял «болезненное» решение отказаться от Helios и пойти ва-банк с Kubernetes.
«Kubernetes взлетел и стал лучше — нам пришлось заменить Helios. Для нас было болезненно и дорого выполнить всю эту работу», — объяснил TechCrunch Тайсон Сингер, руководитель отдела технологий и платформ Spotify. «Но нам нужно было это сделать, потому что мы не могли инвестировать с той же скоростью, чтобы развиваться наравне с Kubernetes».
Это стало причиной решения Spotify открыть исходный код Backstage в 2020 году — однажды укушенный вдвойне пуглив. Spotify не хотел, чтобы Backstage проиграл какому-то другому проекту с открытым исходным кодом одного из его конкурентов, и его бы снова пришлось менять на что-то еще, опережающее его на световые годы в силу того факта, что его поддерживают сотни миллиардных компаний по всему миру.
«Backstage — это операционная система для наших команд разработки продуктов, она буквально фундаментальна, — сказал Сингер. «И мы не хотим заменять его».
Теперь Spotify удваивает свои усилия с Backstage, стремясь сделать его более выгодным предложением для некоторых из крупнейших компаний мира. И это будет включать монетизацию основного проекта с открытым исходным кодом за счет продажи премиальных плагинов для него.
«Получение дохода от этих плагинов позволяет нам быть более уверенными в том, что мы всегда можем быть победителями», — продолжил Сингер. «И это то, что мы хотим — потому что, вы знаете, нам будет дорого все менять».
Подключения
Backstage уже построен на архитектуре на основе плагинов, которая позволяет инженерным группам адаптировать его к своим потребностям. На специализированном рынке доступны десятки бесплатных плагинов с открытым исходным кодом, разработанных как Spotify, так и его внешним сообществом пользователей. Тем не менее, Spotify идет дальше, предлагая пять плагинов премиум-класса и продавая их по подписке.
Плагины включают Backstage Insights, который отображает данные об активном использовании Backstage в организации и какие плагины используют пользователи.
Еще есть Pulse, который проводит ежеквартальное исследование производительности и удовлетворенности непосредственно из Backstage, позволяя компаниям опрашивать своих сотрудников, выявлять тенденции в области инженерии и получать доступ к анонимным наборам данных.
Между тем, Skill Exchange, по сути, представляет собой внутреннюю торговую площадку, чтобы помочь пользователям найти наставников, временные возможности для совместного обучения или хаки для улучшения своих инженерных навыков.
А еще есть Soundcheck, который помогает командам инженеров измерять работоспособность своих программных компонентов и «определять стандарты разработки и эксплуатации».
Наконец, есть плагин управления доступом на основе ролей (RBAC), предоставляющий компаниям no-code интерфейс для управления доступом к плагинам и данным в Backstage.
Сегодня пять новых премиальных плагинов Spotify официально доступны в рамках программы открытого бета-тестирования.
Хотя Backstage и все связанные с ним плагины могут использоваться предприятиями любого размера, в первую очередь он предназначен для более крупных организаций с сотнями инженеров, где программное обеспечение может быть более сложным.
«В небольшой организации, занимающейся разработкой, с учетом сложности, скажем, 15 микросервисов, портал для разработчиков — это хорошо, но не обязательно», — сказал Сингер. «Но когда вы находитесь в масштабе 500 или более разработчиков, сложность действительно увеличивается».
Инструменты разработчика
В то время как многие компании на протяжении многих лет коммерциализировали технологии с открытым исходным кодом, причем инженеры и разработчики часто получали выгоду, немного странно, что компания стоимостью 15 миллиардов долларов, известная в основном потоковой передачей музыки, теперь пытается монетизировать что-то, на самом деле не связанное с музыкой.
Более того, имея уже открытый исходный код Backstage и создав довольно активное сообщество участников, которые разработали плагины для использования другими, почему бы не продолжать поддерживать эту добрую волю, просто раздавая эти новые плагины бесплатно? Все сводится к одному простому факту: разработка надежного и многофункционального программного обеспечения стоит денег, независимо от того, является ли оно проприетарным или с открытым исходным кодом.
Действительно, так же, как Kubernetes поддерживается множеством крупных технологических компаний через их членство в CNCF, Spotify запросил аналогичную поддержку для Backstage, пожертвовав основной проект CNCF. Но услуги с добавленной стоимостью, которые помогут стимулировать внедрение, по-прежнему требуют ресурсов и прямых инвестиций, которые Spotify ищет для финансирования с помощью пакета подключаемых по подписке модулей.
«Теперь вопрос заключается только в том, сможем ли мы продолжать финансировать эту экосистему с открытым исходным кодом. Как и у большинства крупных проектов с открытым исходным кодом, за ней должен стоять некий механизм финансирования», — сказал Сингер.
Что касается ценообразования, Spotify заявил, что затраты будут зависеть от «индивидуальных параметров клиента», таких как использование и мощность, и будут взиматься ежегодно для каждого разработчика. Другими словами, затраты будут варьироваться, но для компании с сотнями разработчиков, вероятно, рассматриваются расходы в диапазоне от тысяч до десятков тысяч долларов. Таким образом, это может реально принести чистый доход Spotify, хотя он, вероятно, будет каплей в море по сравнению с более чем 10 миллиардами долларов, которые он зарабатывает на продаже доступа к музыке.
По крайней мере, Backstage служит напоминанием о том, что Spotify рассматривает себя не только как компанию, занимающуюся потоковой передачей музыки, но и как технологическую компанию. И подобно тому, как Amazon создала гигантский облачный бизнес на основе технологии, которую он изначально создавала для своих внутренних операций, Spotify смотрит, какую поддержку он может получить как компания, занимающаяся инструментами для разработчиков, или что-то в этом роде.
Это, безусловно, вопрос, над которым стоит задуматься: означает ли все это, что Spotify делает все возможное, чтобы стать своего рода компанией по разработке инструментов? И можем ли мы ожидать, что в будущем появится больше плагинов премиум-класса?
«Кто знает, что произойдет в будущем — я не думаю, что вы увидите это в следующем году; посмотрим, как пойдет», — сказал Сингер. «Мы думаем, что прямо сейчас нам есть чему поучиться с точки зрения того, как это вписывается в рынок. Я ожидаю, что вы увидите больше в будущем».