TechHype
История развития мобильной разработки
Узнайте, как развивались технологии мобильной разработки с середины 90-х годов до современного периода и что ожидает это направление в будущем.
Появление первых мобильных приложений
Первые приложения появились в середине 1990-х годов с появлением телефонов, поддерживающих платформу Java ME. Своеобразным «прародителем» современных устройств является IBM Simon – первый в мире смартфон, выпущенный в 1992 году.
Приложения, называемые «мидлетами», были очень простыми по функционалу. В основном это органайзеры, калькуляторы, конвертеры, простейшие игры. Ярчайшим примером можно назвать игру «Snake», которая была выпущена на телефонах Nokia.
В 1997 году выпущена первая версия операционной системы Symbian OS, которая предназначена специально для мобильных устройств. Далее 1998 год стал знаменательным в истории мобильных технологий в связи с появлением технологии WAP (Wireless Application Protocol).
Благодаря WAP в телефоны можно было встроить браузеры, открывая доступ к информации в сети. Тогда же появились первые почтовые службы и другие сервисы, для работы которых требовалось интернет-соединение.
Первые приложения можно назвать примитивными, что объясняется ограниченными возможностями телефонов того времени. Однако «мидлеты» стали прообразом современных приложений и обеспечили последующее развитие этого направления.
Расцвет мобильной разработки
2001 год мог стать поворотным моментом в истории мобильных приложений. Symbian OS, доминирующая в то время операционная система, стала открытой, а Nokia 7650 – первым смартфоном, на который можно устанавливать ПО от сторонних разработчиков. Это событие должно было открыть путь к росту мобильной разработки, но этого не произошло.
Ограниченные возможности смартфонов и необходимость сертификатов безопасности сделали разработку по Symbian невыгодной и малопривлекательной. Symbian не реализовала свой потенциал, но заложила основы для будущих мобильных платформ, показав, какие проблемы нужно решить.
Новым витком в истории мобильной разработки стало появление операционной системы Android. Первая версия этой ОС выпущена в 2003 году, а уже в 2005 ее приобретает Google.
В тот же период продолжается упадок Symbian OS. Функциональность Java-приложений для Symbian была сильно ограничена, и разработка на Java под Symbian не получила широкого распространения.
В 2007 году мир увидел первый iPhone. Стив Джобс позиционировал его как революционное устройство, но не раскрывал технических деталей.
Архитектура iOS была схожа с macOS, но система была закрытой. Джобс не хотел, чтобы сторонние разработчики создавали приложения для iOS. Он предлагал использовать веб-приложения и добавил возможность создавать браузерные закладки на домашнем экране.
В июле 2008 запущен магазин App Store. Это событие стало еще одним толчком в развитии мобильной разработки. Для разработки под iOS использовался язык Objective-C. Двигателем прогресса выступали игры, а разработка приложений было лишь развлечением для специалистов в смежных областях. По мере популяризации устройств Apple и совершенствованию мобильного интернета, приложения стали более востребованы, а разработчики перешли к решению бизнес-задач.
Современный период
После 2010 года основными платформами для распространения приложений стали App Store и Google Play Market. В этот же период происходит активная популяризация социальных сетей, которые удалось перенести на смартфоны. Показательным является появление сложных, ресурсоёмких игр, мобильных кошельков и платежных систем.
К 2015 году основными инструментами для разработки стали Android Studio, Java, Kotlin, Swift, Objective C. Появились средства для создания кроссплатформенных приложений: Xamarin, React Native, Cordova.
По данным Google Trends, интерес к React Native начал быстро расти с момента его появления в 2015 году и достиг пика в 2016 году. В 2024 году он остается одним из мощнейших инструментов для мобильной разработки.
2020-е годы ознаменовались новым витком развития мобильных приложений, где искусственный интеллект (ИИ), дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальность, мобильная коммерция, офисные приложения и приложения для здоровья и фитнеса играют все более значимую роль.
Что ждет сферу мобильной разработки в будущем
По данным Statista, в 2023 году количество пользователей смартфонов во всем мире достигло 6,64 миллиарда человек. По прогнозам, к 2027 году оно достигнет 8,06 миллиарда. Рост числа пользователей мобильных устройств приводит к увеличению спроса на мобильные приложения.
Ожидается появления новых технологий, которые коренным образом изменят способ создания и использования приложений. Будущее мобильной разработки выглядит очень перспективным, и будет интересно посмотреть, какие инновационные продукты появятся в ближайшие годы.
Из этого, становится понятно, что вместе с ростом количества смартфонов, увеличится и спрос на мобильные приложения. Таким образом, программисты, которые разрабатывают приложения, будут всегда востребованы на рынке труда. Чтобы получить такую профессию, теперь не нужно учиться несколько лет, сдавать вступительные экзамены, заканчивать университет и т.д. Существует несколько десятков онлайн школ, которые проводят обучение этой специальности с нуля, а так же помогают с трудоустройством будущих выпускников. Всем желающим доступен каталог курсов по разработке мобильных приложений, в котором представлены все программы по обучению перспективной профессии мобильного разработчика.
Подводим итоги
Мобильная разработка прошла долгий путь от простых «мидлетов» до сложных многофункциональных приложений. Сегодня она является одной из самых динамично развивающихся сфер, где постоянно появляются новые технологии и идеи. Уже сейчас мобильная разработка стала доступной для людей без опыта программирования, что способствует более интенсивному развитию этой отрасли.
-
Новости1 месяц назад
Видеозвонки с Лили, Приключения и пианино — обновления Duolingo
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.39
-
Видео и подкасты для разработчиков1 месяц назад
Lua – идеальный встраиваемый язык
-
Новости1 месяц назад
Poolside, занимающийся ИИ-программированием, привлек $500 млн