Connect with us

Интервью

Даниил Шулейко (Delivery Club): это мобильный бизнес

В этот момент что проще для тебя — запустить цепочку: открыть браузер, зайти на DeliveryClub, сделать несколько кликов и заказать, или проще достать из кармана смартфон, нажать на зеленую иконку со страусом и в три клика заказать себе пиццу?

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

     
     

Delivery Club — крупнейший в России агрегатор заказов, объединивший несколько тысяч служб доставки еды и продуктов по Москве, Санкт-Петербургу и другим городам на одном сайте/приложении. Подкаст Appintop взял интервью у директора по маркетингу и продукту Delivery Club Даниила Шулейко.

Даниил, расскажи, пожалуйста, вкратце про этот сервис. Какие задачи он решает, что это за продукт и т.д., потому что, наверное, не все слушатели знают.

Сервис довольно прост — он дает миллионам людей возможность заказать еду в любом ресторане города. На текущий момент это 27 городов РФ и 22 города Московской области, к концу года их будет уже 44.

Можешь озвучить какие-то цифры — объемы заказов, допустим?

В целом, суммарно по всем платформам, приложение установлено уже более двух миллионов раз. И эта цифра растет очень быстро, учитывая, что с сентября мы начали активно использовать медиа-каналы, например, телевидение.

Как все устроено с точки зрения механики бизнес-процессов? Снаружи понятно — это агрегатор, рестораны и прочее. И второй вопрос, как вы масштабируетесь? Как это выглядит с точки зрения логистики?

К сожалению, еще не все рестораны в Москве предлагают доставку — такая опция есть только у каждого пятого ресторана. При этом года два назад их было гораздо меньше — примерно один из пятнадцати. То есть скорость прироста этого рынка в Москве, Петербурге, городах-миллионниках просто сумасшедшая, но нам бы хотелось еще быстрее.

Поэтому мы регулярно возвращаемся к теме своей логистики. Но стараемся «бить себя по рукам», чтобы остаться все-таки IT-бизнесом, а не бизнесом про логистику, которая не является основной компетенцией нашей команды в настоящий момент. Конечно, у нас есть понимание, как это строить, но больше за счет того, что у проекта Foodpanda есть подобный опыт в ряде стран.

Но здесь всегда есть нюансы. Если говорить про Москву, отстроить хорошую логистику здесь почти невозможно, потому что нормальный срок доставки — это один день. А в случае с едой — час-два. Выдерживать эти интервалы уже значительно сложнее. Наверняка, рано или поздно мы упремся в то, что нам все-таки придется это делать, но мы хотим максимально отсрочить этот момент.

Давайте вернемся к вопросу бизнеса. Зарабатываем мы очень просто — за каждый заказ берем комиссию. На текущий момент это 10% от заказа. Комиссия берется только в том случае, если мы доставили заказ клиенту. Мы передаем заказы в заведение, а в конце месяца выставляем счет на 10% от суммы оборота, который мы передали ресторану за этот месяц. Наше преимущество — это понятная для ресторатора модель. Он не платит за клики, тиражи, размещения, за все, что было привычно для любого игрока ресторанного рынка примерно до 2011-2012 года — до того как мы начали активно расти.

Он понимает: если мы ему не дадим заказов, то он не заплатит нам ни копейки.

Получается, экспансия в новые города выглядит следующим образом: вы засылаете какого-то условного агента в конкретный город, и он берет справочник, либо едет по улицам и заходит в каждый ресторан?

Справочника уже нет, так мы делали в 2009-2010 годах. В те времена мы нанимали студентов, которые ходили по улицам и переписывали все рестораны подряд. Сейчас у нас такой проблемы нет. В тех городах, где мы функционируем, в большинстве случаев рестораны сами к нам приходят. Понятное дело, с самыми большими игроками ресторанного рынка нужно все еще долго договариваться, обсуждать условия, формат передачи им заказов и прочее, и прочее. Когда выходим в новый город, тут все очень просто: засылаем туда армию коммерсантов. Мы базируемся в Москве, наш московский офис работает на всю Россию.

То есть вы даже никуда особо не выезжаете?

Выезжаем. Регулярно в другие города выезжают коммерсанты, иногда в командировку едет кто-то из руководства, если есть большие интересные возможности, связанные с лидерами ресторанного рынка того или иного города.

Хорошо, давай поговорим про маркетинг. Возьмем сервис на заре становления, несколько лет назад. С теми же ресторанами понятно — нужно ножками обойти всех, познакомиться, объяснить. А как вы привлекали клиентов в самом-самом начале?

Этот бизнес начинает себя нормально ощущать от 2000-3000 заказов в день. До этого момента ты не окупаешь вообще ничего, не говоря уже о маркетинге.

А к чему сейчас пришли, какие технологии используете для привлечения клиентов?

Сейчас мы используем весь набор онлайн-маркетинга: начиная от контекста и заканчивая дисплеем. У нас очень много офлайна, особенно в Москве, так как для нас это флагманский город.

Что ты подразумеваешь под офлайном?

В центре у станции метро утром можно увидеть человека в зеленой футболке с белым страусом на ней (то есть сейчас уже в толстовке, так как стало прохладно), который раздает флаеры на очередные акции и скидки от наших партнеров. Мы стараемся максимально дистанцироваться от истории со скидками после ребят, которые занимались купонами, так как это очень негативно воспринимается рестораторами.

У нас довольно много радио, телевидения. Только вчера завершилась первая кампания на телевидении, которую мы запустили где-то 25-26 августа.

Правильно я понимаю, что телевидение у вас окупается?

Смотря, что иметь в виду под словом «окупается». Понятно, что в ноль с одного рекламного ролика не выйти. Но в долгосрочной перспективе, конечно, окупается.

Ого! Очень интересно! А если смотреть аналитику, во сколько вам обходится один активный пользователь по ощущениям? Сотни рублей?

Такие глубокие цифры мы на рынок вообще никогда не даем. За все время существования Delivery Club рынок рассматривали все крупные западные игроки. Начиналось все с того, что здесь запустился проект «Из ресторана». Это кусочек турецкой компании Yemeksepet. В Турции можно заказать только через эту фирму, настолько большую долю рынка они занимают. Так вот, Yemeksepeti.com заходили в Россию, потратили несколько миллионов долларов, и ничего это им не принесло. Вышли на цифру 100-150 заказов в день и потом закрылись. Заходили и немецкие DeliveryHero.

У меня на эту тему был вопрос: почему большие игроки, которые сюда заходят, проваливаются конкретно в этой нише? У меня есть подозрение, что если бы компания из России заходила в Турцию, то она бы тоже провалилась.

Про это я могу сказать две вещи.

Первое: получается дело или не получается — это всегда зависит от команды. Если ошибиться с командой, то не важно, кто куда заходит. Второе: очень часто большие игроки, выходящие в новые страны, забывают, что у каждой страны есть своя специфика. Например, если взять Украину, то там до сих пор нет 3G связи. То же самое в Индии — плохой интернет. И если ты принесешь продукт Delivery Club в Индию, ты ни одного заказа не получишь, потому что никто просто не сможет им пользоваться.

Но специфика страны одинакова для всех входящих игроков?

Специфика одинакова для всех.

Когда игрок заходит в новую страну, он не знает о специфике. И начинает бомбить по своим отработанным техникам, которые хорошо работали в его стране. И часто это срабатывает. А иногда нет. При этом когда ты большой игрок и тебе надо масштабироваться на целую кучу новых стран, у тебя не хватит никаких ресурсов, чтобы учесть специфику каждой страны.

Правильно я понимаю, что именно по этой причине та же Foodpanda перестала конкурировать с вами в лобовую и решила войти на рынок именно таким способом?

Мы с ними конкурировали больше года. Естественно, мы стояли насмерть, потому что для Foodpanda российский рынок был всего лишь еще одной страной, пусть и большой и важной, а для нас это был основной бизнес. Понятное дело, мы вели себя очень агрессивно.

И в определенный момент эти ребята поняли, что, объединив усилия, мы достигнем большего. Объединившись с Foodpanda, мы устранили конкуренцию между нами и усилились, причем получилось, как я надеюсь, не просто сложение двух игроков, а скорее умножение.

Давай потихоньку переходить к вашему мобильному приложению. Как вы его сейчас продвигаете? Я видел, что оно постоянно в ТОПе своей категории. И какой инструментарий или арсенал вы используете?

Мы работали с блогерами, которые писали на тот момент про Apple. Я считаю, что любое вновь запускаемое приложение просто не имеет права не воспользоваться этим.

У нас в стране, к сожалению, таких блогеров мало. На тот момент я лично общался с ребятами с таких площадок, как AppleInsider и «Планета iPhone». Ребята с «Планеты iPhone» вообще первый обзор сделали нам бесплатно. Просто им понравился продукт.

С этого мы получили первое весомое количество инсталлов. Я сейчас уже не вспомню точной цифры, но точно было больше, чем 20 000 установок.

Ну хорошо, вы этот ресурс получили, и вы его «съели». А дальше что?

Здесь надо понимать, что ресурс «съесть» довольно сложно. Ведь аудитория на ресурсе обновляется, и неплохо к нему возвращаться хотя бы раз в год.

А после этого у тебя всего два пути. Первый — если это сколь-либо виральный продукт, ты растешь сам по себе. Если хочешь ускорить рост, покупаешь трафик. Доставка еды — это все-таки не тот сервис, которым люди пользуются каждый день. Поэтому на тот момент с виральностью у нас было неважно. И мы начали покупать трафик.

Здесь тоже приходится сталкиваться с той проблемой, что в определенный момент ты «скушал» площадку, и она перестает генерировать инсталлы или продолжает генерировать инсталлы от тех, кто когда-то удалил приложение. Мы до сих пор покупаем трафик и тратим на это огромные деньги каждый месяц, покупая огромное количество инсталлов.

А что это, кстати, за инструментарий? Это классика?

Единственное, чего мы не используем — это любого вида мотивированный трафик. Таким трафиком мы не пользуемся, потому что инсталлы ради инсталлов нам не интересны. Инструментарий здесь классический. Год-два назад это был AdMob и InMovе. А сейчас мобильная реклама в Facebook, реклама Mail.ru в «Одноклассниках», в «Моем мире» и других мобильных продуктах. Я крайне рекомендую всем этим пользоваться.

А оправдывает ли себя этот подход с учетом того, что там игрушки, которые стоят 5 долларов за инсталл?

А что — “игрушки по 5 долларов за инсталл”. Мы тоже можем довольно много платить за инсталл, потому что немало зарабатываем с наших клиентов. Это бизнес, связанный с повторяющимися покупками, поэтому с одного заказа мы зарабатываем 100 рублей, а если ты закажешь 10 раз, то это уже 1000 рублей. Поэтому — ну пять долларов за инсталл, ну хоть бы и двадцать пять, если этот клиент потом делает у нас заказы.

Здесь нужно смотреть на то, как ведет себя клиент дальше, то есть инсталл — это не самоцель. Поэтому весь наш маркетинг — мобильный или в вебе — всегда рассчитывается с точки зрения привлечения клиентов. Хорошим считается для нас тот, который сделал Х покупок, где Х, допустим, больше трех. Мы обращаем внимание на разные метрики.

Вопрос о платформах. Вы же представлены не только на iPhone?

У нас сейчас есть приложения для iPhone, для iPad, есть Android (и планшеты, и смартфоны). При этом в Android дела у нас очень даже хороши. У нас есть метка от Google — Top Developer, которую он ставит своим самым любимым разработчикам. Мы активно работаем с Google над улучшением наших продуктов: они регулярно присылают идеи из мировой сети, которые мы стараемся внедрить в наш сервис.

Delivery Сlub
Delivery Сlub
Разработчик:
Цена: Free

У нас также есть приложение под Windows Phone — мы сделали его год назад, и оно уже стало заметным. В те дни разработка приложения под Windows Phone стоила очень незначительных денег, поэтому мы решили это сделать.

У нас даже есть приложение под Smart TV для Samsung. И с этой платформы поступают заказы — не один и не два, а заметное число. У нас есть там совершенно уникальный клиент, который каждую пятницу ровно в 9:30 утра заказывает себе морс и пирожок из ресторана «Шинок». Он делает это каждую пятницу, ни разу еще не пропускал, уже несколько лет!

Вернусь к iPad. До этого наше приложение было универсальным — то есть одновременно под iPhone и iPad. Одно мы делали исключительно под iPhone, и всегда в голове держали, что вот сейчас доделаем, выключим галочку «Универсальное» и выкатим это приложение только под iPhone, а на iPad перестанем его поддерживать. Но когда мы все доделали, выяснилось, что так сделать нельзя.

Тогда мы нашли довольно простое решение, которое реализовали за один день, и до сих пор оно работает. И сейчас мы как раз находимся в стадии разработки приложения под iPad.

Расскажи, пожалуйста, про соотношение количества заказов, если брать веб-сайт и мобильные платформы, хотя бы вместе взятые.

Я не скажу про текущие цифры, потому что они меняются очень быстро.

Но это сопоставимые величины; мы считаем, что это мобильный бизнес. Сам посуди, сколько сфер своей жизни ты уже перенес в телефон или планшет.

Но поесть — это все равно немного другое. Ты сидишь в офисе и…

Вот именно. Ты сидишь в офисе, на твоем мониторе открыт очередной файл Excel с месячным отчетом. В этот момент что проще для тебя — запустить цепочку: открыть браузер, зайти на DeliveryClub, сделать несколько кликов и заказать, или проще достать из кармана смартфон, нажать на зеленую иконку со страусом и в три клика заказать себе пиццу? Если ты посмотришь на Запад, такие, например, проекты как Just-eat (лидер в Великобритании) или GrubHub (США), то увидишь, что мобильный бизнес уже сейчас занимает у них больше, чем 50%. Мы верим, что в ближайшие пару лет доля мобильного направления достигнет как минимум 70%.

Ничего себе, здорово. А какой инструментарий в том же мобайле или на сайте вы используете, чтобы удержать человека? Вот я пришел, скачал приложение. Что заставит меня к нему обращаться? Ну, кроме того, что мне каждый день кушать хочется?

Удерживаем мы клиента за счет двух вещей.

Первое — за счет того, что человек — довольно избалованное существо, и ему каждый день хочется покушать чего-то нового. Второе — у нас есть бонусная программа. Заказывая у нас, ты копишь баллы, которые потом сможешь потратить на бесплатную еду.

Расскажи про бесплатную еду. Этот подход работает?

У нас существенную долю заказов составляют заказы с едой, которая оплачивается баллами. Сейчас у ряда наших партнеров ты увидишь, с какой бы платформы ты не заказывал, специальный флажок — «Еда за баллы». И зайдя в это меню, ты можешь обменять свои баллы на одно блюдо, за которое не придется платить ни копейки.

Давай поговорим про взаимоотношения с ресторанами. Вот ты говоришь — они сейчас к вам сами приходят. У вас есть какой-то ценз по отношению к ним? Как вы выбираете рестораны? Может ли какой-нибудь ларек, который продает осетинские пироги или еще что-то, начать с вами работать? И в каких случаях вы перестаете работать с рестораном? Вот я видел, вы работали с «Папа Джонс», а потом перестали работать.

Здесь все очень индивидуально. Да, ларек, который продает осетинские пироги, может прийти к нам работать. Мы агрегаторы и считаем, что на нашей площадке должны быть все. Мы прекращаем сотрудничество, если ресторан не соответствует тем или иным показателям, которые для нас важны: долго возит еду, пытается нас обмануть или получает большое количество отрицательных оценок.

Ведь после того как ты сделаешь у нас заказ, ты можешь поставить оценку или написать отзыв. Отличие от ключевых сайтов про рестораны в том, что у нас ты не можешь никаким образом оставить отзыв, пока не сделаешь заказ. Более того, отзыв можно оставить не раньше, чем через 24 часа после того, как мы получим подтверждение заказа от ресторана!

Когда я уже лежу с отравлением?

Ну да, когда ты уже либо лежишь с отравлением, либо счастлив от того, что съел самый вкусный осетинский пирог на свете. Наши отзывы и оценки реальны на 100%.

Перед тем, как мы начали этот подкаст, ты рассказывал про такое направление, как еда на самовывоз. Расскажи про него подробнее.

Мы называем это «TakeAway». Проект запущен только в вебе, в мобайле он будет через пару месяцев. Мы сейчас активно занимаемся онлайн-оплатами.

Про «TakeAway» сценарий следующий. Мы придумали эту идею на новогодних каникулах, то ли первого, то ли второго января, когда ночью захотелось чего-нибудь заказать, но ночью первого-второго января доставка бывает очень медленной. Все, что ты наготовил на Новый год, ты уже съел. И тогда мы подумали: как классно было бы, если бы можно было выйти на улицу и просто забрать свою еду. Ты пользуешься сайтом или приложением, выбираешь ресторан возле себя или на пути с работы до дома, заезжаешь и просто забираешь свою еду.

Ну да, это удобно. У меня последний вопрос на сегодня. Ты в этом рынке давно варишься. Вот чего сейчас не хватает рынку, чего еще нет? В каком направлении рынок дальше будет двигаться, по твоим ощущениям?

Дальнейшие крупные шаги связаны с регионами, потому что в Москве по ряду сегментов уже есть даже перенасыщение игроками.

И я уверен, что наши задумки, связанные с самовывозом, начнут очень быстро масштабироваться, потому что для ресторана это вообще классно: у него нет расходов на аренду, нет расходов на персонал, ему надо только приготовить — у него есть только фудкост и работа повара. Все. И никаких дополнительных бизнес-процессов у него не возникает. И в большинстве случаев еда вкуснее, потому что ее приготовили и сразу принесли. Понятное дело, что монстры рынка с большой сетью именно офлайновых точек никуда не уйдут, все также останутся монстрами. Но ряд крупных доставок, не имеющих офлайн-точек, то есть имеющих только производство, могут ожидать, что их доля будет отобрана подобными проектами.

Даниил, спасибо тебе большое, что согласился прийти и ответить на наши вопросы. Было очень интересно.

И тебе спасибо, что пригласил.

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Интервью

Евгений Кот (Wrike): Dart стал гораздо серьезнее!

Каково будущее Dart? Что нового в версии Dart 2.0 по сравнению с предыдущей? Евгений Кот ответил на наши вопросы про язык, на котором разрабатывается продукт в Wrike, а также рассказал про DartUp – первую русскоязычную конференцию пo Dart/Flutter, которая пройдет 1 декабря в Санкт-Петербурге.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Евгений Кот – фронтенд тимлид в компании Wrike. До этого чем только не занимался, был C++ и C#. В Dell начал заниматься фронтендом, так и завертелось. Также Евгений –  Dart GDE (Google Developer Expert).

Вы работаете в компании, которая использует Dart для разработки своего продукта. Что было до него? В какой момент пришло понимание, что нужно переходить именно на Dart?

Когда я только пришёл в Wrike ( это было четыре года назад) нас было гораздо меньше, а фронтенд за это время вырос аж в семь раз! Тогда мы писали всё на JavaScript. Также у нас был ExtJS третьей версии, включая части других фреймворков. Продукту всё-таки уже десять лет.  Эти технологии не так плохи сами по себе, но вдесятером поддерживать такой проект становилось всё сложнее. В тот момент стало понятно, что компания и команда будут расти вместе с продуктом. Нам была нужна типизация – чем строже, тем лучше. В те времена выбор был небольшой: Flow и TypeScript только начинали развиваться, но не давали должной уверенности. Стали искать альтернативы и наткнулись на Dart. Тогда, конечно, инструменты были “сырее” и сам язык был немного другой. Но мы не побоялись и поставили на “тёмную лошадку”. О том, почему мы перешли на Dart,  можно почитать в нашей статье.

Dart — язык программирования, созданный Google. Dart позиционируется в качестве замены/альтернативы JavaScript. Один из разработчиков языка Марк Миллер написал, что JavaScript «имеет фундаментальные изъяны», которые невозможно исправить. Поэтому и был создан Dart.

Первая общедоступная информация об этом языке программирования появилась 12 сентября 2011 года на конференции разработчиков Goto. 10 октября 2011 была проведена официальная презентация языка Google Dart.

Задачи, поставленные перед разработчиками языка:

  • Создать структурированный и в то же время гибкий язык для веб-программирования
  • Сделать язык похожим на существующие для упрощения обучения
  • Высокая производительность получаемых программ как в браузерах, так и в иных окружениях, начиная от смартфонов и заканчивая серверами.

Dart: как и где он используется?

Ну-с, немного ликбеза. Dart – язык, созданный Google уже больше шести лет назад. Он имеет строгую типизацию, SDK и свою экосистему и может исполняться на различных платформах. Сами разработчики позиционируют его как “язык, оптимизированный для клиентской разработки“. Таким образом, он лучше всего подходит для разработки именно клиентских приложений – Web и Mobile. На бекенде его тоже можно использовать, но там конкуренция инструментов гораздо выше.

Чтобы понять бенефиты Dart, надо просто попробовать написать большое приложение, например, на JavaScript – недостатки слабой системы типов рано или поздно всплывут. Тут конечно можно со мной поспорить, и я с радостью это сделаю, пишите в соцсети :-) Мы используем его для создания web-части нашего продукта. Также у нас есть несколько критических сервисов, написанных на Dart, и мы присматриваемся к мобильным возможностям языка.

Многие нам говорят – “так на нём никто не пишет, только Wrike, что же его использовать”. Это совсем не так. В русскоговорящем сообществе мы, пожалуй, самые большие его потребители –  это правда. Даже коллеги из Google признают, что у нас самое большое после них web-приложение. Но компаний много: например, Workiva. Сам Google перешёл на Dart в AdWords – это их основной сервис для зарабатывания денег. Малейшая бага – и всё, миллионов нет.

В русскоязычном сегменте появляются вакансии и компании, которым интересен данный язык программирования. Кстати, на конференции DartUP, которая пройдет в Петербурге уже 1 декабря, будут выступать разработчики из других “евангелистов” языка.

Вы организовали сообщество русскоязычных Dart-разработчиков, которое официально было признано Google. C чего все начиналось?  Как вы поддерживаете и развиваете сообщество?

Ну как это обычно бывает – используешь сам, а потом понимаешь, что только с коллегами обсуждать скучно и нужна “свежая кровь”. Началось всё с небольшого митапа три года назад – тогда Dart в России вообще никто не использовал. С тех пор это переросло в небольшое, но уютное комьюнити. Основным каналом общения остаётся чат в телеграмме, но также есть Slack. Периодически мы организуем митапы побольше, все видео доступны на YouTube канале:

Мне кажется сообщество – это как костер:  оно само себя поддерживает, если есть топливо. Мы отвечаем на вопросы в чате, организуем митапы, делимся своим опытом. Понятно, что с каждым инфоповодом в канал приходят новые люди, основной вопрос: “Ну что там, можно Dart для продакшена использовать?”. Ответ – “да” обычно не устраивает, так что бывают и холивары.

В чем основные преимущества Dart? Можно ли его использовать для создания мобильных приложений?

Это система типов + SDK + поддержка различных платформ. Я могу написать один блок кода и переиспользовать его везде. Сейчас никого этим не удивишь. JavaScript есть в каждом “утюге” и языки с типизацией уже не в новинку (TS, Kotlin и так далее). Но преимущество состоит как раз в сочетании всех этих факторов. В Dart 2.0 разработчики выкрутили типизацию на максимум. На Dart писать просто приятно. В целом, все разговоры X лучше Y всегда должны начинаться с вопроса: “Для каких  именно задач это можно применять?”. И тут уже можно что-то обсуждать.

Что касается мобильных приложений, теперь есть Flutter! Он позволяет писать код сразу под Android и iOS – эти приложения будут быстрыми и красивыми. Звучит как рекламный слоган, но это действительно так. Архитектура Flutter отличается от всех остальных мультиплатформенных фреймворков (ReactNative, Xamarin и прочих), поэтому это что-то совершенно иное.

Подкаст AppTractor: Flutter

Расскажите немного про Dart 2.0. Какие нововведения в нем произошли по сравнению с предыдущей версией языка?

Когда язык только проектировался, он должен был “убить” JavaScript, но “под капотом” он был достаточно слабо типизирован. И это, на мой взгляд, определило его провал в те годы. Ведь зачем нужен ещё один JS, который, по своей сути, не очень от него отличается? Во второй версии Dart стал гораздо серьезнее во многих вопросах. Это открыло дорогу многим оптимизациям (например, более агрессивному TreeShaking). Также была проделана большая работа по инструментам: появилось много пакетов, новый сборщик и так далее. Теперь это более production ready язык, чем был когда-либо.

Как родилась идея организовать конференцию DartUp, которая совсем скоро пройдёт в Спб? Что вы от нее ожидаете?

Конференция является идейным продолжением митапов, которые мы организовывали каждый год. Мы дозрели до масштабного мероприятия  – будет целый день докладов с крутыми спикерами, большинство из которых приедут из других городов и разных компаний.

Конференция DartUp полностью бесплатна, нужно только зарегистрироваться. И как и год назад, мы  наварили специального Dart-пива.

Мы ожидаем от конференции только позитивных эмоций!  Приятно видеть, что сообщество растет и взрослеет. А ещё ожидаем в гости всех и тем более тех, кто о Dart ничего не слышал – будет весело!

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Бен Уильямс (eyeo): вызов рынка – достучаться и до противников новых технологий, и до тех, кто в них не разбирается

Как успешно вывести цифровой продукт на рынок? Операционный директор компании eyeo Бен Уильямс поделился с нами опытом запуска браузера-блокировщика рекламы, рассказал о подводных камнях на пути к успешному запуску проекта, перспективах мобильных приложений и способах привлечь пользователя.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Компания eyeo занимается разработкой различных интернет-проектов, среди них блокировщик рекламы Adblock Plus, расширение для борьбы с фальшивыми новостями Trusted News, специализированный мобильный браузер  Adblock Browser. В какой-то момент возрастающая популярность блокировщика подтолкнула команду eyeo к идее создания браузера, который фильтрует назойливую рекламу. Разработчикам удалось попасть в тренд и со вторым проектом. Число пользователей, пользующихся технологиями блокировки рекламы, неуклонно растёт, как и количество скачиваний браузера-блокировщика рекламы. Растет и уровень понимания людьми удобства сервисов по блокировке рекламы.

Расширение-блокировщик рекламы стало основой для специализированного браузера. Были какие-то ещё идеи по развитию?

Одна из альтернатив нашему приложению – обычный браузер с встроенной технологией блокировки рекламы. Наш итоговый продукт, конечно, отличается от этого варианта, прежде всего, функционалом. Во-первых, вы можете решать, хотите ли вы видеть всю рекламу или только ненавязчивую, или предпочитаете ее убрать совсем. Во-вторых, обычный браузер может допускать сбор личных данных пользователя даже в приватном режиме. В нашем браузере всегда можно скрыть свои данные от сайтов, которые пытаются их собирать: заблокированы кнопки социальных сетей, вас не «просчитают» профайлеры различных интернет-сервисов, ваш трафик также под защитой.

Что пришлось дорабатывать после бета-тестирования? Как поменялось ваше восприятие аудитории?

Мы без остановки дорабатываем наши проекты, в ближайшем будущем у нас выходит обновление и для браузера. Оно изменит всё: от внешнего вида приложения до его названия.

Изначально мы ограничили наше приложение базовым для браузера функционалом с возможностью блокировки рекламы. Бета-тестирование показало, что наша аудитория ценит и любит многие утилиты других браузеров и не собирается от них отказываться. Так, например, мы добавили режим инкогнито и  усовершенствовали функционал переключения между вкладками. Кроме того, мы всё время увеличиваем скорость – нужно всё время быть быстрее.

В чем заключалась подготовка приложения для международного рынка? Вы меняли приложение под каждую страну?

Откровенно говоря, не сказал бы, что необходима какая-то принципиально новая концепция. В нашем случае, по сути дела, следует всего лишь поменять язык. Мы ждали данных статистики по странам, чтобы посмотреть, как восприняли приложение в разных регионах. Удивительно, но мы не увидели принципиальной разницы. Мы ожидали, возможно, какого-то разброса, но его не было.

Чем вы объясняете популярность браузера?

Наш Adblock Browser сейчас показывает весьма неплохие результаты: мы уже набрали свыше 10 миллионов скачиваний в каждом магазине приложений, а у нашего первого приложения Adblock Plus уже даже больше 1 миллиарда скачиваний. Популярность нашего браузера мы объясняем тем, что люди видят в нас знак качества: мы давно зарекомендовали себя.

В чём главная проблема, когда пытаешься привлечь в приложение новых пользователей?

Во многих странах, в том числе и в России, большинство технологически подкованных потребителей, как правило, в курсе всех новинок и постоянно пробуют цифровые продукты. Они уже наши пользователи. Но на этом рынке есть много и потенциальных покупателей, и наша главная проблема – недостаточная осведомлённость такого потребителя: это могут быть люди, которые не разбираются в технологических вопросах, или вовсе противники новых технологий. Наша главная задача – дать им знать о нас и о том, что мы предлагаем. Это невероятный вызов.

И как сделать так, чтобы пользователи узнали о проекте?

У нас есть два основных вектора работы. Первый – поиск новых пользователей в странах с очень низким уровнем проникновения блокировщиков рекламы, например, в Бразилии, где в 2017 году всего у 6% всех пользователей был установлен блокировщик рекламы. В этих странах нужно долго и упорно обучать своего будущего потребителя: рассказывать о продукте, его преимуществах и проблемах, от которых он способен избавить. Второй вектор – работа со странами, где большинство интернет-пользователей уже осведомлено о подобных сервисах. Здесь главная задача – отстраиваться от конкурентов и говорить больше о своем проекте.

Наберитесь терпения, и вас ждёт успех: в какой-то момент (а это будет не сразу) ваши потенциальные пользователи превратятся в реальных. И вам будет нужно, чтобы они стали лояльными.

И как эффективнее всего это сделать?

Сейчас мы живём в такое время, когда рассказать о себе не проблема. Соответственно, СМИ и социальные сети сегодня – самый продуктивный способ распространить информацию, например, о преимуществах блокировки рекламы.

Как выстраивать взаимоотношения с главными дистрибьюторами браузера – магазинами приложений (Play Market, App Store)?

Если говорить о непосредственной публикации в магазине, то необходимо получить нужные сертификаты автора проекта, соответствующим образом зарегистрироваться, внести пошлину и опубликовать своё приложение в магазине.

Чтобы вывести проект в топ результатов поиска, нужно следить за рейтингом приложений, оперативно реагировать на отзывы пользователя, поработать с тегами и ссылками.

Как отзывы потребителя помогают в разработке новых версий браузера?

Это просто золото. Никогда не стоит ими пренебрегать. Все отзывы мы, как говорится, уносим с собой домой, запоминаем, изучаем, и учитываем всё в работе над новыми версиями. Как результат, получаем позитивный отклик.

Насколько мобильный браузер конкурентоспособен по сравнению с браузерами, доступными на всех платформах?

Сегодня продолжает расти число интернет-пользователей, для которых основная площадка – мобильный телефон, так что мобильный браузер может успешно конкурировать с аналогичными приложениями для десктопа.

Важно чётко доносить до аудитории суть вашего проекта, его возможности и выгоды для пользователя. Создание концепции браузера – довольно тяжёлое дело. Как он будет называться? Какие цвета использовать? Как нам следует говорить о нём: нужен технологический язык со своими специфичными терминами или же язык более близкий среднему потребителю? Всё это должно помочь вам выделить ваш продукт на рынке и подчеркнуть его ценность для пользователя.

Каковы перспективы мобильного браузера выйти на уровень десктопа, если приложение запущено успешно?

У нас пока нет планов выводить мобильный браузер на платформу персонального компьютера.

Тем не менее, лучшее ещё впереди: сейчас мы работаем над новым приложением, которое перевернёт все представления о мобильном браузере. Выйдет оно совсем скоро.

Спасибо!

Комментарии
Продолжить чтение

Дизайн и прототипирование

Фирменный стиль: правила и механика разработки

В июле в Санкт-Петербурге прошла первая встреча глобального сообщества предпринимателей Startup Grind, на которой выступил Роман Горбачев, основатель «Логомашины». Мы пообщались с Романом, чтобы узнать об особенностях разработки фирменного стиля и его адаптации для цифровых носителей.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Расскажите, что такое фирменный стиль и из каких компонентов он состоит?

В общем значении, фирменный стиль — это набор правил, по которым делаются все фирменные вещи. Это цвета, их соотношения, шрифты и прочее. Стиль нужен, чтобы фирма запоминалась и производила впечатление, например, технологичной компании или наоборот, простой и доступной.

В фирменном стиле оформляются все точки контакта с клиентом: сайт, приложение, упаковки и т. д. Примеры можно найти в нашем портфолио: мы всегда разрабатываем примеры визуализации для всех носителей, которые использует клиент.

С чего начинается разработка фирменного стиля? И в какой момент вы начинаете думать, как фирменный стиль будет выглядеть на различных носителях? Бывают ли случаи, когда фирменный стиль разрабатывается именно с учетом того, что он будет использоваться только на цифровых носителях?

Разработка стиля начинается с брифовки клиента — так мы понимаем, с одной стороны, позиционирование фирмы, с другой, как этот стиль планируют использовать. Мы делаем особенный упор на качественную брифовку, потому что мы даем гарантию — если логотип не понравится, мы вернем заказчику все деньги. Поэтому если бриф нам непонятен, мы звоним клиенту и проговариваем все моменты до тех пор, пока задача не станет ясна и нам, и заказчику.

После этого опытный дизайнер может легко представить, как стиль будет выглядеть. Конечно, если мы делаем стиль, например, для блокчейн-приложения, мы сразу рассчитываем, что он будет применяться в основном в цифровой среде, а не на бумаге.

Какие особенности есть у цифровых носителей? Какие-то специальные технические требования или пакет из обязательных форматов?

При работе с цифрой можно сразу использовать анимацию или трехмерную динамику — это может выделить логотип и стиль среди подобных. Требований и ограничений в этом случае меньше, чем при печати, и этим можно пользоваться, чтобы производить впечатление. Мы добавляем в каждый логотип анимацию, чтобы лучше передать его характер:

Что делать, если во время разработки веб- или мобильного сервиса оказывается, что фирменный стиль не подходит? Например, если шрифт или цвета оказываются нечитабельными на экране смартфона? Что делать в такой ситуации?

Доделывать. Я таких случаев не припомню, но если оказывается, что стиль невозможно применить, нужно менять стандарты. Вообще, эволюция стиля — стандартное явление, не нужно этого бояться. Вот, например, Нетология обратилась к нам за развитием стиля — мы сделали минимальные изменения и решили задачу.

А как бы вы решили, например, кейс уже знаменитого ДжонФедора?

В случае с ДжономФёдором мы увидели интересный проект и разработали собственный концепт. Судя по обратной связи и притоку клиентов, вдохновленных этим проектом, работа получилась отличной.

И как подстраховаться на этапе разработки фирменного стиля? Есть ли какие-то форматы тестирования, которые помогут избежать подобных ошибок?

Фирменный стиль нужно делать комплексно и показывать на тех носителях, которые будут в жизни – их должен предоставить заказчик. Также на стороне заказчика должны быть дизайнеры, которые поймут и разовьют фирменный стиль на все экраны приложения, например.

Как быть с юридической стороной вопроса? Например, если лицензия на шрифт, используемый в логотипе, распространяется только на физические носители? Может, есть какие-то ваши кейсы, которыми вы можете поделиться?

Лицензии шрифтов – отдельная сложная тема. По возможности мы работаем со свободными шрифтами или покупаем полную лицензию. Со шрифтами, ограниченными по аудитории, работать очень сложно.

Какие самые частые ошибки вы замечаете при адаптации фирменного стиля для веба и мобайла?

Ошибка номер один – логотип делается для большого формата, а используется в маленьком размере: на сайте, в приложении. Это встречается повсеместно — такие логотипы невозможно разглядеть. В вебе часто забывают про самый маленький формат, типа фавикона. Для приложения критически важна уникальная цветовая гамма, у многих ее просто нет. Есть один цвет, который совпадает с кучей других приложений. Это основные проблемы в узнаваемости.

И как их избежать?

Чтобы избежать таких проблем, нужно делать логотип под тот размер, в котором его будут видеть чаще всего. И презентовать на этом месте (мы называем его «Главное место»).

В работе над цветовой гаммой важно изучить конкурентов и «захватить» те цвета, которые они не используют. Чаще всего придется использовать сочетание цветов — в таком случае нужно определить соотношение и иерархию цветов (какой цвет идет на фан, какой из них используется редко и для акцентов).

Как минимизировать негативную реакцию пользователей на ребрендинг, которую мы наблюдаем у практически всех популярных приложений?

Обычно эта реакция не столько на редизайн, сколько на то, что пользователей не спросили. Стало непривычно и неудобно. Такая реакция неизбежна, нужно просто переждать.

Чтобы минимизировать негатив, нужно подготовить пользователей — начать опрос мнений, потом дать попользоваться новой версией как эксклюзивом. И самое важное — внимательно отнестись к пользовательским данным. Если есть накопленный опыт, его нужно перенести и в новую версию, несмотря на редизайн.

Спасибо!

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

myTarget: умные кампании, видео, алгоритмы и данные

Как сейчас работает и к чему стремиться крупнейшая российская мобильная рекламная сеть? Мы поговорили с представителями myTarget и расспросили их о настоящем и будущем целевой рекламы.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Какие изменения произошли в платформе за прошедший год?

В 2017 году мы провели ряд обновлений — как значительных, которые взяли на вооружение многие рекламодатели, так и незаметных на первый взгляд, но полезных изменений алгоритмов и технических методов.

Пользователи все активнее потребляют видеоконтент. Видео — безусловно уже стало одним из основных инструментов рекламы, даже клиенты нацеленные на решение перформанс задач переходят на него. Мы запустили видеоформат для продвижения приложений в ленте ВКонтакте и Одноклассников. Такое видеообъявление отображается в ленте новостей,  воспроизводится автоматически и предлагает установить приложение через кнопку призыва к действию. В ролике может демонстрироваться интерфейс создания персонажей или выполнения игровых задач. Сейчас это один из самых высококонверсионных форматов для продвижения мобильных игр в myTarget.

Для упрощения запуска рекламы был добавлен генератор отчетов — инструмент, который помогает найти свою целевую аудиторию. Теперь рекламодателю не придется дробить аудиторию и транслировать на каждый сегмент тестовые кампании. Вместо этого можно запустить общую кампанию, выгрузить отчет и посмотреть, какие сегменты сработали лучше всего.

C 2017-го рекламная платформа myTarget позволяет следить за offline-эффектом от digital-рекламы. Рекламодателям доступна возможность загрузки списка CRM-данных посетителей с последующей атрибуцией визитов кампаниям, объявления которых видел пользователь или взаимодействовал с ними.

Открыли в 2017 году всем рекламодателям доступ к маркетплейсу внешних аудиторных сегментов, предоставляемых провайдерами данных. Маркетплейс позволяет рекламодателям приобретать максимально релевантные аудиторные сегменты, предоставляемые платформами управления данными (Data Management Platforms, или DMP). DMP аккумулируют данные из сторонних источников и систематизируют их, разделяя на сегменты.

В прошлом году запустили кроссдевайс-формат Lead Ads в Одноклассниках, который позволяет собирать лиды прямо внутри соцсети, упрощая сбор заявок. Новый формат включает форму обратной связи для клиентов прямо в объявлении.

Пользователю не нужно переходить на внешний сайт, поля в заявке заполняются автоматически из профиля.

Лиды сохраняются в рекламный кабинет, откуда можно выгрузить статистику в собственную базу.

А что насчет рекламных стратегий?

Рекламный рынок движется в сторону совершенствования «умных кампаний»: рекламодатель задает цели, бюджет, аудиторию, а алгоритмы самостоятельно оптимизируют показатели, добиваясь максимальной эффективности. Это подталкивает рекламные площадки к переходу на оптимизацию показов тем пользователям, которые с наибольшей вероятностью выполнят целевое действие – установят приложение. Оптимизированный CPM уже можно подключить в myTarget. Модель oCPM, в отличие от CPI,  позволяет увеличить объем установок, удерживая их среднюю стоимость, и применима для всех основных мобильных форматов, включая видео и карусель.

Появились ли у вас новые таргетинги?

Мы создали актуальный таргетинг на пользователей, у которых установлены похожие приложения. Например, вы продвигаете приложение такси и видите, что у пользователя уже есть подобное — и, возможно, не одно. Вероятность, что этот человек установит ваше приложение, выше. Другое важное обновление — in-app retargeting. Теперь можно получить аудиторию, которая покупает в приложениях, и настроить на нее ретаргетинговые кампании. Если вы заметили, что пользователи приложения не проявляют активность в течение 30 дней, можно таргетировать на них мотивационную рекламу.

Кроме того, мы в феврале запустили таргетирование по психотипам пользователей: на основе модели психотипирования личности BIG5. Использование психотипов позволит формировать более персонифицированные предложения и повысить эффективность рекламной коммуникации. Например, люди с высоким уровнем сознательности и низким уровнем открытости опыту  планируют все заранее, а также достаточно прагматичны. Рекламная коммуникация для такой аудитории должна содержать конкретный посыл, отражающий явную выгоду и гарантии стабильности. Пользователи же с низким уровнем сознательности (высокой импульсивностью) и высоким уровнем открытости опыту быстро увлекаются новыми темами: кампанию, ориентированную на этот сегмент, лучше всего строить вокруг интересных и необычных свойств продукта.

Какие изменения и тенденции были наиболее важны в сфере мобильной рекламы?

Последний год стал годом потребления мобильного трафика, поэтому произошел рост сегмента рынка e-commerce, сфокусированного только на мобильной аудитории. Крупные бренды начали конкурировать за мобильную аудиторию и ее внимание. Так, некоторые большие компании в течение года держали курс на mobile first.

Кроме того, реклама на мобильных устройствах объединилась с быстрорастущим сегментом видеорекламы. Растет популярность видеоконтента у современной аудитории, которая переходит от чтения к получению информации через видеоканалы. Поэтому запуск видео с автоплеем в нативной ленте, о котором мы уже упоминали, стал одним из заметных нововведений 2017 года.

Стоит отметить, что многие рекламодатели выбирают уже кроссплатформенное размещение видеорекламы. Так более половины рекламных затрат (54%) в прошлом году пришлось на кросс-девайсные кампании, доля десктопного размещения составила 24%, мобильного – 22%. Кросс-девайсное размещение дает возможность регулировать интенсивность контакта, а видео, как более интерактивный формат, привлекает внимание пользователя в ленте соцсетей, показывает наглядно преимущества товара и способы его использования, повышает конверсию.

Какие цели вы ставите на 2018 год?

Во-первых, это создание «умных кампаний». Рекламные платформы стремятся снизить число итераций между клиентом и рекламодателем, чтобы сделать процесс покупки услуги или товара простым и быстрым. Мы уже начали работать в этом направлении в 2017 году и продолжаем его развивать в 2018. Обновленные алгоритмы будут рассчитывать, где и как получить необходимое количество целевых действий для рекламодателей.

Во-вторых, как уже говорили ранее, акцент на видео. А значит, мы продолжим разрабатывать новые видеоформаты. Кроме того, мы стремимся сделать видеоформаты более доступными для небольших компаний. Видеопродакшн уже заметно дешевле, чем раньше. Недавно мы запустили новый редактор видеороликов от myWidget, который поможет снизить для малых рекламодателей барьер входа на рынок.

В-третьих, мы продолжаем совершенствовать алгоритмы и методы обработки данных.

Будет ли вам в этом помогать модный искусственный интеллект?

Мы активно используем искусственный интеллект при создании рекламных таргетингов. В текущем году мы будем не только выявлять принадлежность пользователя к определенному сегменту аудитории («Авто», «Бытовая техника», «Недвижимость» и т. д.), но и более точно предсказывать вероятность возникновения потребности с помощью технологий машинного обучения. Так, myTarget уже открыл сегменты пользователей, предрасположенных к совершению покупки автомобиля или смартфона. Развитие в этом направлении сделает рекламу эффективнее: позволит транслировать более узкотаргетированные рекламные сообщения, соответствующие потребностям пользователя и не вызывающие раздражения.

Какие форматы рекламы сейчас наиболее эффективны?

Как мы уже отметили ранее, сложно выделить наиболее эффективный формат, платформу или технологию: они срабатывают по-разному в зависимости от сферы бизнеса и его целей. Все проверяется тестированием.

К примеру, популярным форматом среди рекламодателей в сфере e-commerce и retail  является «Карусель». Он позволяет демонстрировать сразу несколько слайдов в рамках одного рекламного места, не загружая ленту пользователя. Это дает возможность рассказать последовательную историю о преимуществах продукта или представить витрину товаров.

В то же время кроссплатформенные видеоформаты достаточно популярны у рекламодателей в товарных категориях «Бытовая техника и электроника», «Ювелирные изделия и часы», «Авто», «Недвижимость», «FMCG». Такая технология помогает  исключить лишние контакты, точнее рассчитать охват и оптимизировать бюджет, так как позволяет распознать пользователя на разных устройствах.

А размещение мобильного видео характерно для товарных категорий, в большей степени ориентированных на мобильную аудиторию или performance-задачи: «Игры», «ПО», «Е-коммерция» и других.

Видите ли вы проблему фрода и как с ней боретесь?

Действительно, очень важно не только развивать сеть и увеличивать охват, но и работать над качеством трафика. Мы используем проверенную систему антифрода, которая фильтрует ботов. Каждое действие пользователя (клик, показ) фиксируется в логах. Логи агрегируются и обрабатываются антифродом.

В случае, если у рекламодателей возникают сомнения относительно качества трафика, наши специалисты техподдержки сравнивают логи и помогают разобраться в проблеме.

Спасибо!

 

Комментарии
Продолжить чтение

Реклама

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.