Интервью
Альтернативные магазины приложений: новые возможности или пустая трата времени?
Для очень многих разработчиков мобильных приложений продвижение в оригинальных магазинах сродни настоящей битве — все или ничего. Поэтому многие начинают задумываться о продвижении своих приложений в альтернативных магазинах. Мы задались вопросом: стоят ли они того?
Мы обсудили данный вопрос вместе с Appintop и Штефаном Билау — экспертом в области продвижения мобильных приложений, основателем консалтинговой фирмы Dynamo Partners и частным инвестором.
Насколько важно, чтобы ваше приложение было доступно в App Store и Google Play?
Это необходимо. Сегодня успех мобильного приложения на рынке невозможен без продвижения в App Store и Google Play. Но есть несколько способов расширить аудиторию пользователей не только за счет продвижения в оригинальных магазинах. Это продвижение в альтернативных магазинах приложений.
Каковы наиболее распространенные проблемы продвижения в альтернативных магазинах приложений?
Сложнее всего правильно расставить приоритеты и выбрать верное направление. С чего начать, в каких магазинах публиковать приложение? Какие магазины являются наиболее крупными? Если вы уже определили, в каком регионе находится ваша аудитория, то вы должны продвигать свои приложения в тех магазинах, которые наиболее популярны в соответствующих странах.
Менее опытные разработчики с недоверием относятся к альтернативным магазинам, так как они не знают, насколько продвижение в них может быть эффективным. Конечно, продвижение в альтернативных магазинах требует дополнительного времени и ресурсов.
Но конкуренция жестока, ведь на данный момент на глобальном рынке доступно более 2 миллионов приложений, маркетинговые затраты растут, и вам придется искать альтернативные пути продвижения. Такие магазины могут оказать серьезное влияние на общий успех ваших приложений.
Как много разработчиков используют альтернативные магазины приложений?
Некоторые из них начали заниматься разработкой еще во времена Java/Symbian, когда приложения выпускались и распространялись как раз комплексно через различные магазины.
Разработчики же нового поколения начинают продвижение с Apple App Store и Google Play.
Крупные разработчики с уже большим трафиком в оригинальных магазинах постепенно начинают осознавать, что нужно делать дополнительные шаги для победы в конкурентной борьбе, и раскрутка в альтернативных магазинах играет довольно важную роль в их маркетинговой стратегии.
Альтернативные магазины приложений в Китае
Азия и в частности Китай — это первое, что приходит на ум при мысли о раскрутке в альтернативных магазинах приложений. Вот некоторые данные об общем объеме загрузок приложений в Китае, особенно для платформы Android:
- Более 300 миллионов китайских мобильных устройств работают на Android.
- Объем загрузок приложений через Google Play в Китае составляет менее 6%.
- И более 80% от ежемесячного объема — загрузки через местные магазины приложений.
Альтернативные магазины приложений в Германии
В Германии также есть крупный игрок на рынке приложений, за каких-то пару лет сумевший собрать аудиторию около 10 миллионов уникальных пользователей в восьми европейских странах. Он известен под брендом AndroidPIT.
Это магазин приложений, но он имеет различные местные представительства. Вы можете ориентироваться на определенные страны и группы пользователей, так же как и в Google Play.
Если вы хотите ускорить свой рост и увеличить распространение в этих странах через AndroidPIT, вы можете просто обратиться к ним и воспользоваться услугой платного продвижения.
У них есть в наличии сервисы рассылки, они также предлагают размещение на своих веб-сайтах. Они имеют возможность отправлять извещающие уведомления всем абонентам своей десятимиллионной базы пользователей.
Как решить — где продвигать ваше приложение?
Для этого нужно обратить внимание на определенные показатели рынка, как, например, объем загрузок приложений по категориям, а также определенные особенности.
Ориентировано ли ваше приложение на местных пользователей? Несет ли оно какую-ту идею, содержание, решение для них? Есть ли у вас возможность локализации приложения? Подходит ли модель монетизации под условия рынка? Локализованы ли ваши маркетинговые материалы?
Есть ли другие возможности для ускорения роста на этом рынке, помимо альтернативных магазинов приложений? Оценив эти особенности, вы можете планировать ресурсы и бюджет для продвижения.
Каковы ограничения в альтернативных магазинах приложений?
Возьмем, к примеру, Китай. Вам придется лично контактировать с людьми в большинстве случаев. Вам придется положиться на некоторые агентства, которые дадут вам возможность размещать приложения в магазинах.
Очень важно соблюдать правила, чтобы выйти на этот рынок. Нужно иметь действительно надежного партнера, который мог бы проконсультировать вас по поводу определенных особенностей рынка.
Самостоятельно выйти на такие рынки очень сложно. В Китае есть много местных партнеров. Сейчас они все хорошо развиваются.
Как разработчики определяют успех в магазинах приложений?
Каждый смотрит на коэффициент рентабельности инвестиций его маркетинговых стратегий и тактик. Он должен окупаться. Так что, подготовьтесь на совесть, важно изначально иметь хороший набор ключевых показателей эффективности, перед тем, как проводить какие-либо промо-акции, включая продвижение в этих магазинах.
Сколько будет стоить локализация? Сколько будет стоить перевод? Сколько будут стоить услуги агентства для размещения ваших приложений? Или лучше использовать самостоятельный инструмент, например, Codango?
Успех для бренда — это его узнаваемость. Если вы являетесь крупным мировым брендом с некоторыми локальными предложениями, то, возможно, вы уже будете узнаваемы на рынке. С другой стороны, вы должны убедиться, что репутация вашего бренда не испорчена киберсквоттингом или другими подделками.
Какую комиссию берут альтернативные магазины приложений?
По-разному. Она может варьироваться в пределах 20-30% от дохода со сделки, а с другой стороны, она может полностью отсутствовать. Можно найти игроков, которые предоставят вам свободное распространение, хостинг и определенное содействие, если они смогут монетизировать свои услуги за счет вас, зарабатывая на рекламе.
Возможно ли предустановка?
Конечно. Наиболее известный пример — Amazon. Он «продает» не только магазин приложений, но также, фактически, предустановку на все Kindle.
Другой пример — Яндекс, крупнейший игрок на российском рынке. Яндекс очень силен и конкурентоспособен на рынке Android-устройств. Yandex Retail дает возможность разработчикам Android-приложений размещать свои приложения в магазине приложений Яндекс.
Этот сервис интегрирован с 15-ю тысячами торговых точек в России, от магазинов сотовых телефонов до сетей супермаркетов.
При этом разработчик платит Яндексу только в случае, если его приложение было активировано. А не как в старые времена, когда вы должны были платить за то, чтобы ваши приложения были предустановлены на телефоне, не зная, будет ли ими покупатель реально пользоваться.
Насколько важны отзывы и социальные факторы в альтернативных магазинах приложений?
Отзывы очень важны. Если ваше приложение имеет рейтинг 3 или 3,5 звезды, то пользователи будут искать альтернативу.
Алгоритмы ранжирования учитывают количество загрузок, скорость загрузки и отзывы. Таким образом, приложения, имеющие хорошие оценки, получают больший рейтинг, что способствует продвижению.
Но я бы не рекомендовал использовать ботов для накрутки отзывов. Магазины умеют их распознавать. В худшем случае ваше приложение уберут из магазина. Кроме того, накрутка не дает продолжительного эффекта. Для разработчика гораздо важнее понять, что не устраивает пользователей.
Я сталкивался со случаями, когда разработчики специально покупали негативные отзывы для приложений конкурентов, чтобы их убрали из магазина. После того, как вы набрали определенное количество негативных отзывов и испортили свою репутацию в магазине, очень сложно снова набрать хорошие отзывы и заработать хороший рейтинг.
Как бороться с плохими отзывами, заказанными конкурентами?
Постарайтесь с самого начала создать круг лояльных бета-тестеров и пользователей для ваших приложений. В случае, если что-то подобное произойдет с вами, вы, по крайне мере, сможете отбиться положительными отзывами.
Используйте инструмент отслеживания, чтобы быть в курсе, если что-то подобное всплывает где-то в глобальном масштабе. Если вы распространяете приложения в ста пятидесяти странах, есть определенные аналитические инструменты, которые дают вам сводку таких показателей, как ежедневное количество отзывов, их качество, тенденция к увеличению или уменьшению.
Используйте аналитику, чтобы быть в курсе, если кто-то ведет нечестную игру против вас. Так же сообщите об этом владельцам магазина, если замечаете подобное.
Что делать с пиратством?
Это всегда вызывает озабоченность и является частью игры на рынках. Вы должны адаптировать модель монетизации к местным рынкам. Например, если у вас платное премиум приложение, и вы пытаетесь продавать его, скажем, на африканском, латиноамериканском или азиатском рынках, скорее всего вы потерпите неудачу из-за пиратства.
Первая вещь, которую вы можете сделать — это использовать пиратство. Даже если пользователи используют пиратскую копию приложения, это все равно — ваши пользователи, и вы можете использовать внутреннюю аналитику, которая покажет вам, как много людей пользуется вашим приложением бесплатно или используют премиум возможности, но не платят за них.
Похоже, что им нравится ваше приложение. Они им пользуются. Постарайтесь использовать их. Вы можете не получать с них прямого дохода, но можете отправить их на вашу страницу в Facebook, получить с них хорошие отзывы и лайки, что поможет вам заработать высокий рейтинг. Пусть они платят своей помощью в продвижении вашего приложения. Так вы сможете увеличить свою аудиторию.
Так или иначе, это окупится, когда вы найдете альтернативные способы монетизации. Сейчас нет возможности бороться с пиратством в глобальных масштабах. Всегда найдутся люди, которые не захотят платить за ваш продукт.
Если вы владеете крупным брендом и хотите запустить рекламную кампанию по электронной почте, и вы можете сказать: «По крайней мере, я знаю адреса электронной почты этих пользователей, или они есть в моей социальной сети, и я могу каким-то образом заставить их платить мне».
Какие три вещи должен сделать любой разработчик приложений прежде, чем выходить на альтернативные магазины приложений?
Заранее составьте план локализации вашего приложения, так как этот фактор играет жизненно важную роль для того, чтобы добиться успеха в таких магазинах. Синхронизируйте ваши ресурсы и время с маркетинговой стратегией.
Не стоит недооценивать сроки, которые могут потребоваться для выхода на рынок. Регистрация, обновление, сбор отзывов и одобрение в некоторых магазинах приложений могут добавить время к вашей стратегии выхода на рынок.
Ознакомьтесь со всеми правилами и особенностями таких магазинов и не пренебрегайте возможностью получения сводных отчетов от них. Вы сможете оценить каждый магазин, сравнив общие показатели, и решить, куда направить свои усилия по продвижению.
И последний совет: каков наилучший способ продвижения в альтернативных магазинах приложений?
Создайте действительно хороший продукт. Дайте вашим пользователям возможность говорить о вашем приложении, добавив в него интеграцию с социальными сетями, социальные опции и вирусные инструменты.
Затем расставьте приоритеты и сосредоточьте свои усилия. Необязательно выходить одновременно на все альтернативные магазины. Соберите подробные данные о том, кто ваши пользователи, откуда они, что им нужно, и удовлетворите их потребности в соответствии с местной спецификой рынка.
При поддержке Appintop — автоматизированной системы продвижения мобильных приложений.