Магазины приложений
Процесс отбора приложений в App Store вредит пользователям, но об этом нельзя говорить
Свидетельством того, что мы находимся в сумасшедшей антиутопии, является то, что я ждал увольнения, чтобы написать этот пост: чтобы никому из тех, на кого я работаю, ничего не аукнулось.
[pullquote align=right]
Кушал Дейв рассказывает о том, как отбор приложений вредит пользователям и разработчикам
[/pullquote]
Пришло время поговорить о процессе ревью приложений в Apple.
Apple проверяет приложения на предмет того, чтобы они были «надежные, работали, как заявлено, и не содержали вредоносных элементов». Но на самом деле, процесс очень медленный и случайный. Обычно проверка занимает около 7 дней, а иногда — недели. Иногда даже еще дольше, если есть какие-то споры насчет правил, которые обычно возникают из-за неясности и пространного характера правил. Приложения, которые кажутся полностью разумными, бесцеремонно отвергаются. Медленность и плохое качество процесса рассмотрения приложений наносит вред и пользователям.
Этому две причины.
Медленное рассмотрение ухудшает надежность. Разработчики не могут предсказать все радикальные случаи, в которых их приложения могут упасть в реальной жизни. К счастью, выпустив приложение, мы получаем пользовательский фидбек. Но после починки поправки встают в очередь в неделю или больше. Пользователям приходится терпеть баги неделями, а решение проблемы, которое уже написано и заявлено, задерживается Apple во имя… надежности. Apple предлагает отдельный процесс для ускорения фиксов, но не поощряет его использование, и даже ускоренное рассмотрение занимает больше дня.
Контраргумент состоит в том, что разработчики должны более тщательно подходить к каждому релизу, если они знают, что баги тяжело исправить. Это может быть правдой, но программного обеспечения без ошибок не существует. Необходимость быть осторожными с релизами только ухудшает вторую проблему.
Медленное рассмотрение препятствует инновациям. Практически каждый сайт, которым вы пользуетесь, выпускает горсть маленьких обновлений каждый день или через день, внося изменения, измеряя эффективность и подстраиваясь. Apple, наоборот, возвращает каждую компанию-разработчика приложений в модель больших релизов из 90-х, не давая им быстро производить итерации. Где бы были ваши любимые сайты сегодня, если бы они развивались в 7 или 14 раз медленнее?
Некоторые конкретные правила делают ситуацию еще более трагической.
Apple оставляет за собой право судить на свой вкус. Представьте себе покупку автомобиля, который отказывается вести вас в стрипбар, или телевизора, который не показывает ТНТ. Теперь осознайте, что мы соглашаемся с таким поведением компании, которой принадлежит более 40% рынка. У нас есть правительство, родители, мы можем голосовать ногами, но Apple замещает все это во имя защиты пользователей, блокируя приложения, в которых высмеивают публичных людей или которые показывают слишком много голого тела, или приложения про Джобса, с легальной информацией про марихуану, изображением оружия, поисковые машины или дроны. Стив Джобс как-то сказал, что он на самом деле предлагает свободу: свободу от порно. Apple говорит: «Хотите критиковать религию — пишите книгу». Но приложения — мощная форма коммуникации, разработчики должны быть способны выразить все точки зрения.
Правила ставят Apple выше пользователей. Лучший пример тому — ограничения покупок внутри приложений. Заваленные деньгами, Apple запрещает покупки внутри приложений, если они не получают от этого 30%, из-за чего пользователи не могут покупать книги в приложении Kindle, видео в своих приложении YouTube и комиксы в приложении с комиксами, хотя все это возможно на Android. Раньше Apple отклонял даже те приложения, которые конкурировали с их встроенными. Это многое говорит об отношении компании к получаемым от приложений деньгам: Apple великодушно «платит разработчикам», а не «разработчики зарабатывают деньги, от которых Apple получает процент».
Правила субъективны и плохо исполняются. Можно найти множество историй, когда релизы с исправлениями маленьких багов отклонялись по причинам, которые присутствовали еще в первой версии приложения или применимы и к другим приложениям. Внезапно может оказаться, что кто-то в новой версии должен сделать пользовательский аккаунт необязательным. Или, может, проверяющий не понял, что приложение делает. Или внезапно нужны новые дисклеймеры. Или нарушены неписанные правила о Touch ID. Правила настолько широки — в приложении не должно быть багов вообще, не должно быть скрытых функций (пока, a/b тесты!), оно должно иметь длящуюся ценность — что много кто попался в эти сети. Процесс запуска очень медленный и коварный, а разработчикам остается только ждать и молиться. В магазине куча бесполезных приложений с багами. Где логика? Apple отвечает, «что распознает нарушения, когда видит их».
Apple существует потому, что ее создатели выросли в мире, в котором любой разработчик где угодно мог написать ПО, которое любой пользователь мог запустить без прохождения через посредника. Они заявляли о себе, как голосе свободы в знаменитой рекламе 1984 года. Но теперь они занимают сторону контроля, включая тоталитарный взгляд на то, что должны использоваться их устройства. Все, кто когда-либо бывал на хакатоне, видели, как пользователи Android скачивают приложение, которое обещано пользователям Apple через неделю, и, возможно, видели ту темную дорожку, по которой мы идем за тонкими сверкающими коробочками с гладкой анимацией.
Это оскорбляет.
Подумайте, как много поломано копий в спорах Amazon против Hachette, TimeWarner против CBS, Verizon против нейтральности сети, Google против Yelp. А теперь у нас есть хранитель ключей, который закрыл ворота и находит тому причины даже хуже получения прибыли: патернализм и самодовольство.
Многие из нас боятся говорить слишком громко. Apple говорит, что это бесполезно: «Если ваше приложение отвергнуто, у нас есть Review Board, где вы можете пожаловаться. Если вы обратитесь в прессу и пожалуетесь, это не поможет». Если Apple видит нормальность в обещании штрафовать разработчиков, которые жалуются публично, кому на это можно пожаловаться?
Некоторые из нас слишком увлечены красотой продуктов Apple и прощают им любую обиду (такое мышление губительно. Это медвежья услуга для Apple и их пользователей, когда мы покупаемся на разговоры Apple об Android, поддерживаем их самолюбование инновациями, прощаем за дизайн и ограничения железа, используем их антиконкурентную политику себе на пользу. Даже если мы любим Apple, все, что они делают, заслуживает трезвой критики в сравнении с Android.)
Для Apple с ее ресурсами не было бы сложно ускорить процесс рассмотрения с помощью автоматизации и найма новых сотрудников (Google почему-то может рассматривать приложения в почти реальном времени, и никто еще не умер).
Было бы еще круче, если бы Apple ослабила ограничения на контент приложений. Почему не позволить пользователям самим решать, что предосудительно, что полезно, у чего слишком много багов вместо того, чтобы бы пытаться быть нянькой? Apple могла бы даже облегчить для прошедших контроль приложений обнаружение, позволив пользователям находить не прошедшие приложения в поиске или по прямым ссылкам.
Apple еще стоит упростить работу с TestFlight, для ускорения выпуска предварительных релизов, отменив тут проверку, позволив пользователям устанавливать приложение по прямой ссылке не из магазина, что доступно на Android с самого начала.
Я не знаю, как мы здесь оказались. Иногда я мечтаю, чтобы большие разработчики собрались и убрали свои приложения на день, чтобы показать, какой это ужасный процесс. Свидетельством того, что мы находимся в сумасшедшей антиутопии, является то, что я ждал увольнения, чтобы написать этот пост: чтобы никому из тех, на кого я работаю, ничего не аукнулось. Но есть же цифры. Пора начать говорить об этом.