Дизайн и прототипирование
Не расслабляйтесь: дискомфорт — новое преимущество
Чтобы остановить превращение человечества в бесполезную, ищущую наслаждения массу, некоторые дизайнеры перестают делать все легким и предлагают привнести немного трудностей в нашу жизнь.
Чтобы остановить превращение человечества в бесполезную, ищущую наслаждения массу, некоторые дизайнеры перестают делать все легким и предлагают привнести немного трудностей в нашу жизнь.
Когда вы заходите в Intervator — «взломанный» лифт в немецком городе Эссен — и нажимаете кнопку 5 этажа, лифт привозит вас на 4 этаж, а потом предлагает пройти один пролет.
«Это новый способ разнообразить ваше повседневное поведение», — говорит Маттиас Лашке, соискатель докторской степени в немецком Университете искусств Folkwang, который работает с командой разрабатывающих нарушающих обычное течение жизни вещей студентов.
Если вы скажете мне, что хотите больше заниматься спортом, я скажу вам, например: «Идите побегайте», — объясняет Лашке. — Но для этого вам нужна сила воли, дополнительное время и вам нужно будет думать о том, как вы хотите увеличить физическую активность. Если же у вас на работе будет что-то типа Intervator, вы легко добавите немножко активности в свой день.
Многие, как обнаружили дизайнеры, не пользуются лифтом для того, чтобы подняться всего на один этаж, так что небольшое вторжение в их жизнь — просто расширение того, что они могли и так сделать в любом случае. «Через некоторое время вам может прийти в голову всегда ездить на этаж ниже нужного, даже на обычном лифте», — говорит Лашке.
Такое вторжение — только один из примеров растущего набора продуктов, разработанных для того, чтобы подтолкнуть людей к принятию лучших решений прямо на месте, даже если выбор кажется немного неудобным.
Лашке называет продукты своей команды «приятными проказниками» — они часто немного ироничные, смешные и снисходительные, и не настолько раздражают, чтобы перестать ими пользоваться. Еще их очень легко обмануть. В лифте, например, можно просто нажать кнопку следующего этажа, если вы не захотите идти. Всегда есть выбор.
«Я считаю нечеловечным заставлять людей делать что-то, — говорит Лашке. — Еще мне кажется, что люди слишком сообразительные. Когда они понимают, что система хочет заставить их делать что-то, чего они не хотят, через некоторое время они перестают ей пользоваться. Вот почему система разработана сразу так, чтобы ее можно было обмануть» (другие дизайнеры зашли немного дальше — например, есть стартап, который крадет деньги с вашего банковского счета, чтобы помочь вам делать сбережения).
Еще примеры: Лашке сделал вешалку для ключей, на которой висят одновременно ключ от машины и от велосипеда: если вы возьмете ключи от машины, ключ от велосипеда упадет на землю, тем самым заставив вас его поднять и подумать о своем решении. Лампа, которая постепенно закрывает свою створку, заставит вас подумать об экономии энергии — для того, чтобы поддерживать уровень света, нужно будет постоянно трогать лампу. Система для автомобилей издает звуки играющих детей каждый раз, когда вы едете мимо школы, чтобы напомнить водителю о необходимости притормозить.
Другие дизайнеры работают над похожими подходами к изменению пользовательского поведения. Новый табурет немного шатается, пока вы сидите на работе, чтобы вы следили за своей осанкой и активностью ног. Новая настольная лампа включается только тогда, когда вы кладете в нее телефон, чтобы излечить вас от мобильной зависимости.
В отличие от традиционных попыток изменения поведения, как реклама против курения, или даже ношение Fitbit, эти вторжения в жизнь появляются прямо в момент принятия решения.
«Технологии обсчитывания себя — это просто информация, — говорит Лашке. — Они могут показать вам количество пройденных шагов или сожженных калорий, но это не поможет никак в определенной ситуации изменить поведение. Сидение в кресле все еще удобно для просмотра ТВ».
Если у вас нет силы воли для того, чтобы встать с дивана, в скором времени может появиться диван, который будет сбрасывать вас. Носимые устройства тоже в скором времени будут предлагать что-то в тот момент, когда это может быть полезными.
Умные часы, например, могут сказать: «Итак, вы на ж/д станции и хотите поехать на поезде, но почему не пройтись пешком?», — говорит Лашке. — Во время прогулки часы могут сказать вам, чтобы вы шли быстрее или задавать ритм ходьбы. Это все альтернативы в определенных ситуациях.
С развитием этих технологий нам все равно придется делать выбор: конфета или фрукт, машина или велик, лифт или ступеньки. Но лучший дизайн может помочь начать расшатывать устоявшиеся решения в пользу тех, которые мы хотим принять, а не тех, которые мы принимали в прошлом.