Разработка
Григорий Петров: Забудьте слово «ошибка»
Если при общении с разработчиком вам кажется что он <вырезано цензурой> — вспомните эту статью. Возможно, у вас просто сложности коммуникации.
[button color=4d61d7 icon=arrow-left-2 url=https://apptractor.ru/develop/grigoriy-petrov-zachem-v-kode-kommentarii.html] Зачем в коде комментарии [/button]
При управлении разработкой менеджер борется как с классическими управленческими сложностями, так и со сложностями нашей отрасли. Часто эти сложности переплетаются и порождают чудовищ: «звездную болезнь» среди программистов, синдром Not Invented Here и прочие неприятные штуки, которые могут легко и непринужденно привести к провалу самый перспективный проект. В рамках цикла статей я стараюсь рассказывать о нашей работе со всех сторон, включая вопросы психологии и работы с коллективом.
Многим знакома такая ситуация: менеджер или тим лид приходит к разработчику и говорит ему:
— Василий! Вот здесь баг. Надо исправить.
Разработчик внимательно смотрит на менеджера, на баг, снова на менеджера, снова на баг и отвечает:
— Нет, Николай, ты не прав. Это не баг. Я сейчас объясню, почему оно так и должно работать.
В этот момент менеджер обычно понимает, что у него проблема. Даже кучка проблем:
- Прямо сейчас ему надо убеждать разработчика, что это все-таки баг, спорить, ругаться.
- Сколько еще будет таких «не-багов» в проекте?
- А что будет, если придет не он, руководитель, а, к примеру, сотрудник отдела тестирования?
Что за проблема в консерватории?
На первый взгляд, разработчик ведет себя не очень адекватно и проблема явно в нем. Но если бы все было так просто, индустрия разработки софта была бы совсем-совсем другой. Проблема в том, что все люди воспринимают окружающий мир немного по-разному.
Заезженная фраза, не правда ли? Почему-то бытует мнение, что «разница в восприятии» эта какая-то мелочь, вроде того, что одним людям нравится кофе с ванильным сиропом, а другим с шоколадным. Чтобы оценить ширину пропасти между нами, достаточно посмотреть на результаты небольшого эксперимента, который поводили над жителями племени Химба в Намибии. Эти результаты легко гуглятся по фразе «himba color study». В рамках эксперимента им показывали на мониторе несколько зеленых квадратов и один синий, и просили найти отличающийся по цвету квадрат. И они не могли. Для них все квадраты были одного цвета.
Самое веселое в этой истории — предполагаемая причина такой избирательной цветовой слепоты. Ученые считают, что жители этого племени не могут отличить синий от зеленого одинаковой яркости потому, что в их языке нет слова для обозначения синего цвета. Зато более полусотни слов для обозначений оттенков зеленого — этот цвет они различают намного лучше нас с вами.
Оцените всю глубину пропасти — человек физически не видит синий цвет, потому что в его языке нет слова для обозначения этого цвета. Люди воспринимают окружающий мир совсем по-разному. И пропасть в восприятии одних и тех же вещей между вами и вашим коллегой запросто может быть более глубокой, нежели между вами и жителем южного берега Африки. К примеру, для большинства разработчиков слово «асфальт» вызовет ассоциацию с дорогой. Тогда как для строителя это такая горячая черная штука с набором любопытных физических свойств, которую так весело зимой класть на снег.
Картина мира влияет не только на трактовку коммуникации с логической точки зрения. Она же влияет на то, как разработчик будет относиться к коммуникации, и какая будет его естественная реакция.
Что происходит в голове разработчика
Я не знаю.
Подозреваю, что точно никто не знает. Но есть много интересных гипотез и даже немного теорий. Мне нравятся те, которые описывают поведение человека ассоциативными цепочками, которые мозг изучает во время нашего взаимодействия с окружающим миром и применяет автоматически, почти без нашего сознательного участия. Кстати, я о них уже писал в статье про неизбежность, если кто не читал — рекомендую.
Есть предположение, что ассоциативные цепочки и шаблоны поведения используются нашим мозгом не только во время работы, но и при социальном общении. Работает это примерно так: подходит менеджер к разработчику и говорит: «Василий! Вот здесь баг. Надо исправить».
Мозг Василия пропускает фразу через его картину мира, которая складывается из индивидуального опыта, социального влияния, инстинктов, гормонов и множества других факторов. Фразе присваиваются эмоциональные маркеры, которые на низком уровне определяют, что это за социальное взаимодействие. Затем, в соответствии с этими маркерами (и еще кучей других факторов, и вообще – это все гипотезы), лимбическая система принимает решение, как надо реагировать, и отдает команду механике внутренней секреции на изменение гормонального фона. Под действием которого мозг «генерирует» ответ.
У лимбической системы, при всех ее достоинствах, есть небольшой недостаток — она у нас довольно старая. И хорошо умеет разруливать ситуации на уровне каменного века и стай животных в 50-100 особей. Про современное общество, офисную работу и разработку программ лимбическая система не знает ничего. Поэтому на уровне «ассемблера» общение менеджера с разработчиком выглядит примерно так:
Менеджер:
— Василий! Вот здесь баг. Надо исправить.
Мозг:
— Маркер коммуникации между двумя самцами, маркер агрессии, маркер требования. Какие маркеры будут ставиться, определяет картина мира. Та самая, которая у всех разная.
Лимбическая система:
— Другой самец проявляет по отношению к нам агрессию и требует подчиниться? Очень интересно. А это альфа самец? Вроде нет. Тогда — это угроза нашему положению в стае! Необходимо занять оборонительную позицию и зарычать — меняю гормональный фон
Мозг:
— Нет, Николай, ты не прав. Это не баг.
Обратите внимание — все произошедшее выше происходит без участия Василия. Он не обдумывал фразу менеджера, не думал, какие слова сказать. Все это делает автоматика. «Сознание» включается уже после того, как лимбическая система «защитила» своего хозяина от «посягательств» на его «место в стае». То есть, для Василия это выглядит следующим образом: сидит, никого не трогает, работает. И тут хоп — заканчивает произносить фразу «Нет, Николай, ты не прав. Это не баг». И понимает, что надо что-то говорить дальше. И начинает срочно придумывать, как бы объяснить только что сказанное. Он же не может сказать «ой, что я только что сказал?». Потому что на уровне сознания мы не разделяем «обдуманное» поведение и «автоматическое» — для нас это «наше поведение».
Как с этим жить
Проблемы коммуникации — они большие, страшные и недооцененные. Я видел, как большие проекты разработки умирали только потому, что руководитель разработки не мог договориться с разработчиками. Вопросам коммуникации посвящены тысячи книг, курсов и тренингов. Разделы психологии и научные работы. В рамках этого цикла статей об управлении разработкой я бы хотел сделать акцент на двух моментах, которые лично я видел чаще всего:
- Помним о лимбической системе и не допускаем, чтобы она перехватывала управление ни у нас, ни у собеседника. С собой проще всего — достаточно делать паузу в несколько секунд перед ответами и заставлять себя игнорировать «рвущийся наружу» ответ. С собеседником тяжелее — обучить всех искусству коммуникации вряд ли получится. Но можно строить свою речь таким образом, чтобы мозг не маркировал ее сильными эмоциями, тогда лимбическая система ее будет просто игнорировать. Не используем слово «ошибка» — используем «интересная ситуация». Не говорим «исправить», спрашиваем «как думаешь, можно сделать еще лучше?». Эти простые приемы не сделают из вас гуру коммуникации, но помогут избежать многих проблем.
- Помним про племя Химба и разную картину мира. Даже если мы успешно избежали общения двух лимбических систем, разница в картине мира может разрушить коммуникацию не менее эффективно. Что делать, чтобы этого не случилось? Не надеяться на телепатию. Не стесняться просить разработчика пересказать своими словами, как он понял задачу. Формулировать задачи от результата и явно указывать критерии того, что задача выполнена — для этого хорошо подходит методология постановки задач «SMART».
Если при общении с разработчиком вам кажется, что он <вырезано цензурой> — вспомните эту статью. Возможно, у вас просто сложности коммуникации.
-
Видео и подкасты для разработчиков1 месяц назад
Lua – идеальный встраиваемый язык
-
Новости1 месяц назад
Poolside, занимающийся ИИ-программированием, привлек $500 млн
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.40
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.41