Разработка
Как разработчику написать хорошее резюме
Советы инженера, которому удалось устроиться в Twitter, а также комментарии менеджеров из DigitalHR.
Я недавно написал статью о том, как я готовился к собеседованиям и получил работу мечты в Twitter. Многие люди захотели узнать больше, и многие из них захотели узнать, как написать хорошее резюме. Эта статья — коллекция советов, которую я составил вместе с Кристин Симмонс, старшим техническим рекрутером в Twitter. Я работал с Кристин во время своего найма на работу, и она просто удивительная.
Зачем это нужно
Я помню день, когда мне нужно было писать резюме, и я был в тупике. Я не знал, с чего начать. Я не знал, нужно ли включать свои хобби и релевантен ли мой опыт в ритейле.
Оказалось, создание резюме — это искусство и наука, и его написание может быть очень пугающим. Я не рекрутер, я просто хочу поделиться своими мыслями о том, как я научился готовить резюме, а Кристин помогла мне заполнить области, о которых я не знал.
Что нужно в резюме
Резюме должно быть коротким и понятным. Это означает:
- Будьте последовательными. Используйте понятный шрифт в не более чем трех разных размерах.
- Используйте разделы. Крупнейшие четыре: опыт работы, образование, навыки, проекты.
- Используйте ключевые слова. Рекрутеры часто ищут ключевые слова. например, Java, Python, Hadoop и real-time.
- Социальные сети можно указывать, если они релевантны. GitHub популярен для размещения кода и его можно указать. Snapchat не стоит.
- Объясните, почему вы подходите на должность. Вы можете написать сопроводительное письмо или краткую обобщающую заметку в верхней части резюме. Это даст рекрутерам понимание того, кто вы и почему хотите устроиться на работу.
- Используйте числа. Если вы помогали делать масштабирование сайта, не пишите это просто словами — поместите конкретные показатели. “Я помогла масштабировать сайт с 10 тысяч просмотров в день до 100 тысяч просмотров в день.”
- Используйте активный залог.
- Используйте PDF. Любой другой формат может отобразить ваше резюме по-другому.
- Выберите два или три проекта, которые знаете очень хорошо. Глубокое понимание проектов покажет компании вашу целеустремленность и способность выпускать разные продукты — это две черты, нужные каждой компании.
Посмотрите на это резюме:
Оно написано в формате docx, и его сложно отформатировать корректно. Вам остается надеяться, что у рекрутера есть Microsoft Word и ему или ей удастся прочитать файл в правильном виде. Просто сохраните его в PDF.
Рекрутер, особенно в крупной компании, получает сотни, если не тысячи, резюме в день. Представьте, что у них есть одна минута на резюме, и они просматривают 300 резюме в день. Это пять часов работы в день.
Существует рекомендация, что резюме должно умещаться на одной странице. Это не догма, но если вы только выпустились из колледжа и не имеете большого опыта работы, придерживайтесь этого правила.
Что не нужно в резюме
Не надо считать резюме хронологией всего, что вы делали в прошлом. Взгляните на него критически:
- Не нужно указывать все должности, которые у вас были с момента окончания школы. Позиция продавца не будет интересна технической компании.
- Не оценивайте свой уровень владения навыком. Укажите технологии, с которыми работали, но не ставьте на них ярлыки вроде “Хорошо”, “Эксперт” и так далее.
- Не указывайте любые модные слова, которые вы слышали. Упоминайте модные технологии с умом. Вас попросят продемонстрировать свои навыки во время собеседования.
- Не нужно углубляться в детали, если не сможете объяснить, почему это релевантно. Многие кандидаты делали что-то крутое, но они зачастую не могут объяснить рекрутеру, почему это релевантно.
- Не указывайте нерелевантные навыки. Microsoft Excel и Word — это базовые навыки, которые есть у многих людей, поэтому не нужно об этом писать.
Дополнительные советы
Эта секция будет посвящена мелким вещам, которые полезно знать. Они помогли мне выбрать нужный тон при создании своего резюме.
Напишите историю
Ваше резюме — это ваша история. Рекрутеры хотят знать, что вы разбираетесь в своей области и что у вас есть потенциал для роста. Всё, чем вы можете это доказать, должно быть в вашем резюме.
Используйте резюме, чтобы показать себя с лучшей стороны. С какими вызовами и препятствиями вы сталкивались в профессиональной жизни и как это делает вас хорошим кандидатом? Резюме должно отвечать на эти вопросы. Релевантные должности публикации, патенты или изобретения тоже должны быть в резюме.
Если вы можете объяснить, почему патент релевантен вашему заявлению, включите его в свое резюме. Эта внеурочная деятельность показывает вашу страсть и целеустремленность за пределами обычной области работы.
Оптимизируйте для читабельности
Понять это особенно важно. Резюме — это не сумма того, что вы сделали, а продуманный список вашего путешествия. Выбирайте, о чем писать, а о чем — нет. Каждый пункт должен быть сигналом того, кто вы есть и почему вы хороший кандидат.
Можно применить ментальное упражнение. Если бы у меня было 60 секунд, чтобы провести питч о том, почему меня стоит нанять, как бы это выглядело? Потом я работаю от этого питча и подробнее пишу обо всех релевантных вещах.
Например:
Я бэкенд-разработчик, который хорошо разбирается в архитектуре RESTful. Я создал масштабируемые веб-приложения, которыми пользуются миллионы пользователей, и участвовал в развитии видения продукта моей компанией.
В резюме я буду указывать:
- бэкенд-разработчик
- архитектура RESTful
- масштабируемость
- видение продукта
Потом я выстрою резюме вокруг этих четырех колонн. Что в прошлом показывает мою заинтересованность в продукте, мои навыки в бэкенде, мой опыт в RESTful-архитектуре и какие метрики я могу показать, чтобы продемонстрировать масштабируемость продуктов?
Советы для выпускников
Этот раздел — для выпускников или людей, переходящих в разработку из нетехнической сферы.
Бренд имеет значение. Ваш университет или компания, в которой вы проходили стажировку — это важные факторы. Некоторые компании нанимают выпускников определенных университетов, и если вы закончили один из престижных ВУЗов, то у вас уже есть преимущество перед другими кандидатами.
Но надежда есть, даже если вы не ходили в престижное учебное заведение. Существуют и другие важные сигналы. Кристин предлагает написать о том, как ваш имеющийся опыт делает вас хорошим кандидатом для компании.
Часто она видит, как кандидаты расписывают, как усердно работали в роли продавца и какие ценности стали результатом их работы. Но кандидатам часто не удается объяснить свою способность развиваться в технической компании. Хороший кандидат напишет о своем опыте в торговле, но привяжет это к чему-то, что покажет его или её релевантность на интересующей должности.
Если у вас нет соответствующего опыта, не отчаивайтесь. Ваши хобби и интересы могут быть полезными сигналами. Если вам нравилось разбираться в электронике, паять или по-другому показывать способность управляться со сложными технологиями, поместите это в резюме.
Покажите рекрутеру, на что вы способны. Используйте эту минуту правильно и дайте им шанс подумать: “Хм, этот человек может нам подойти”.
Инструменты, которые я рекомендую:
- Cracking the Coding Interview — отличная книга для начинающих с некоторыми советами по написанию резюме. Я использовал её для подготовки первого черновика.
- The Google Résumé — отличная книга, особенно для студентов. Какие предметы выбрать, как писать резюме и другие советы для достижения работы мечты.
- Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получить образец резюме и больше советов по поиску работы.
Действительны ли советы для американских кандидатов в России? Вот что рассказала нам основатель рекрутингового агентства DigitalHR Катерина Гаврилова:
Первое, что бросилось в глаза, когда я работала в подборе в США — это пристальное внимание рекрутеров к сертификатам в резюме. Например, при поиске DevOps-инженера будут выигрывать кандидаты, которые в резюме указали наличие сертификата от DevOps Institute и прочих институтов. В России мы на это не обращаем внимания: конечно, это будет дополнительным преимуществом, но не критическим требованием. В Штатах уделяют большое внимание достоверности данных, есть специальные службы, которые проверяют достоверность образования и сертификации. Для них это в порядке вещей.
Даже резюме digital-специалистов выглядят максимально лаконично: отсутствует информация о хобби, любимых питомцах и прочих внепрофессиональных историях. У нас принято добавить что-то необычное, чтобы зацепить рекрутера. Это касается и резюме, и тем более сопроводительного письма. В Штатах cover letter не порадует вас легкой и веселой информацией о личности пишущего: допускается писать про работу, про свой карьерный путь, не указывая навыки, которые напрямую не относятся к должности, на которую претендует кандидат.
Но рекрутеры в любых странах обращают внимание на опыт работы. Насколько предыдущие задачи соответствуют запросам компании. Очень важен стек технологий: компании готовы смягчать свои запросы, если вы владеете редкой технологией, которая используется в проекте. Разумеется, обращают внимание на характер опыта. Если кандидат на предыдущих местах работы работал меньше полугода, и таких мест подряд больше трёх, то это уже большой риск для компании — можно потратить много денег на адаптацию сотрудника, который скоро их покинет. В таких случаях лучше всего писать причины, по которым сменяли так часто места работы: компания закрылась или в рамках компании закрыли проект, офис переехал в другой город. Играйте на опережение.