Connect with us

Интервью

Кирилл Клоков: Продукт менеджмент — еще не наука, уже не магия

Недавно Кирилл начал вести у нас серию колонок о продукт менеджементе, и мы решили поговорить с ним о том, как развивается это направление.

Фото аватара

Опубликовано

/

     
     

Кирилл Клоков – директор продукта в компании ezhome, сооснователь Бизнес-инкубатора МГУ, выпускник Стенфорда, а также акселератора StartX. Участвовал в разработке курса о продукт менеджменте для студентов Стенфорда. Недавно Кирилл начал вести у нас серию колонок о продукт менеджементе, и мы решили поговорить с ним о том, как развивается это направление.

1010645_474239445997838_105180263_n

Какое у вас образование? Как вы пришли в продукт менеджемент?

Я закончил ВМК МГУ, потом делал там же PhD, но не закончил, потому что бизнесом было заниматься интереснее. Я бы сказал, что в продукт менеджмент я пришел сразу после ВМК. В 2008 году, я основал ИТ-компанию с одногруппником и многие вопросы, которые важны для продукт менеджмента: «что строить? как приоритезировать? что будет иметь большее влияние на бизнес?» меня начали интересовать с точки зрения правильности подхода уже тогда.

В дальнейшем я сфокусировался на PM, когда я начал помогать компаниям Бизнес-инкубатора МГУ с их продуктами. У стартапов очень мало ресурсов, поэтому понимание стратегии продукта еще более важно, чем для больших компаний. Приблизительно тогда же я начал интересоваться lean методами в продукт менеджменте — мне стало очень интересно как строить MVP и как делать короткие итерации, чтобы продукт развивался динамично и не требовал большого количества ресурсов.

В 2013 году я поступил в Стенфорд на программу MBA и пока учился, я поставил себе цель встречаться раз в две недели с одним успешным PMом из Долины. Так я познакомился с Марком Пинкусом, основателем Zynga, который позвал меня помочь ему сделать курс в Стенфорде про продукт менеджмент. По-моему, этот курс был самый популярный за историю школы. Вот как-то так выглядит мой путь в PM.

Какими проектами вы управляли, есть ли в работе ПМ в них отличия

Я работал только с проектами в B2C или B2SMB (small medium business). Процесс построения продукта в этих случаях достаточно похож. Я бы не сказал, что PM будет сильно отличаться, если вы максимально ориентированы на создание ценности для пользователя.

Я знаю, что в B2B и hardware PM отличается из-за фокуса на прямых продажах как в B2B или невозможности делать итерации, как в hardware, но об этих рынках я говорить особенно ничего не могу.

Какие дополнительные материалы вы рекомендуете для изучения?

Наверное главное с чего должен начать любой желающий преуспеть в ПМ — прочитать Good PM, Bad PM — эта статья очень четко рассказывает про то, что же такое продукт менеджмент.

role-of-pm

Из книг — Inspired: How To Create Products Customers Love by M. Kagan. В этой книге описан весь процесс PM от начала и до конца человеком, который строил eBay, когда он еще был в 5 раз больше Амазона.

Если вы делаете социальные продукты — это Hooked by Nir Eyal. В этой книге автор разбирает как Facebook, Instagram, Pinterest и другие используя пользовательскую психологию подсаживают пользователей на свой продукт. Очень советую.

Какие основные ошибки ПМ вы можете выделить?

Из основных — это отсутствие продуктовой стратегии, непонимание своего пользователя, фокус на фичах вместо ценности для пользователя. Это все приводит к продуктам, которые не решают ничьх проблем, фичам, которыми никто не пользуется и перепиливанию продукта по несколько раз.

Почему Бизнес-Инкубатор?

Я помню в 2009 году я прочитал про YC и подумал, как может так быть, что в МГУ, самом успешном вузе России, нет возможности для людей реализовать свои предпринимательские амбиции. В результате в 2010 году команда Инкубатора запустила первый набор. Меня всегда интересовал PM, поэтому за мои несколько лет с Инкубатором я увидел и потрогал огромное количество продуктов, помог начинающим предпринимателям выйти на рынок и получить инвестиции. Это дало мне много опыта и понимания, что можно и что нельзя делать на ранних стадиях продукта.

Есть ли отличия в работе ПМ, например, в России и в США?

В целом нет, но как обычно дьявол в деталях. США тоже очень разные, Бостон скорее ближе к Европе и Москве, чем к Долине, например.

Долина впереди всех именно из-за огромного количества best practices, о которых ты даже не догадываешься пока не увидишь в действии. Здесь продукты в ИТ строили десятки лет, накопился огромный опыт в запуске проектов, аналитике, стратегии. Многие при этом не против поделиться опытом. Например, в Долине все компании делают A/B тесты, при этом в России многие про них даже и не слышали. За счет вот таких вот best practices Долина выигрывает и будет выигрывать в ближайшем будущем.

Как будет развиваться продукт менеджемент в будущем?

Думаю, что PM в начальной стадии развития — он еще не воспринимается как наука (в отличие от корпоративной стратегии, которая очень похожа по сути), но уже и не является набором ритуалов, чтобы строить успешные продукты. Мой прогноз, что в ближайшие 5-7 лет PM станет своего рода стандартом в индустрии, ему будут учить в университетах. Стенфорд, например, уже делает первые шаги в этом направлении.

Спасибо!

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Наши партнеры:

LEGALBET

Мобильные приложения для ставок на спорт
Telegram

Популярное

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: