Разработка
Российская мобильная разработка: итоги 2015 года и прогноз на 2016
Из нашей первой части подведения итогов 2015 года вы уже узнали, как российские рекламные сети оценивают почти прошедший 2015 год и их прогнозы на наступающий 2016-ый. Настало время узнать, что думают по этому поводу российские разработчики, и сделать соответствующие выводы для себя в будущем году.
Из нашей первой части подведения итогов года вы уже узнали, как российские рекламные сети оценивают почти прошедший 2015 год и их прогнозы на наступающий 2016-ый. Настало время узнать, что думают по этому поводу российские разработчики, и сделать соответствующие выводы для себя в будущем году.
Дмитрий Костин, СЕО Touch Instinct
Судить об итогах года мне проще всего исходя из тех мыслей, которые слышал от коллег по рынку в январе 2015-го. Правы были те, кто на первых веяниях кризисной волны говорил, что крупные разработчики укрепят свои позиции, а вот маленьким и догоняющим будет несколько сложнее. В целом для нас год прошел успешно, сделано много фундаментальных вещей, которые помогут укрепить позиции и еще подрасти в следующем году.
Тот самый кризис и ситуация с рублем никоим образом нас не затронула, скорее наоборот — подстегнула еще сильнее осваивать зарубежные рынки и оптимизировать производство. Несмотря на то, что недостатка заказов с локального рынка не было, мы консервативно отнеслись к ценообразованию, следствием чего стало несколько прекрасных проектов, о которых мы расскажем в ближайшем полугодии.
Не вижу смыла давать прогнозы на новый год. Все идет своим чередом. Fais се que doit, advienne que pourra. Удачи!
Роман Белодед, СЕО E-legion
Сбывается мой прогноз двухлетней давности – происходит укрупнение больших игроков, а мелкие не всегда способны выживать и могут исчезнуть. А кризис только ускоряет этот процесс. Клиенты закрывали проекты, «резали косты». Знаю как минимум пару компаний, которые де-факто в 2015 свернули свою деятельность. Белорусские компании фактически потеряли российский рынок из-за падения российского рубля. А они работают в долларах.
В тоже время ключевые игроки рынка подросли и по количеству выполненных проектов, и по количеству персонала, и по выручке. Не сомневаюсь, что этот тренд продолжится и в 2016-ом.
Тем не менее, в 2015-ом году работы меньше не стало. Наоборот, количество клиентов растет, средний чек тоже подрос. Важно отметить, что этот рост связан не столько с ростом стоимости ставок разработчиков, сколько с увеличением объемов задач. Мы в этом году, как и планировали, подросли в выручке на 25-30%. Произошел еще и качественный рост. В среднем, клиент всё лучше и лучше понимает, чего хочет сам, и чего стоит ждать от мобильных приложений, выстраивает долгосрочные стратегии развития своих сервисов.
Интересное наблюдение: к нам пришел клиент, который ведет исключительно офлайновый бизнес. Бизнес не маленький. Хочет выходить в онлайн. И начинает свой путь с разработки мобильных приложений. А присутствие в большом вебе оставляет на вторую фазу. И в целом наблюдается движение классического офлайнового бизнеса в сторону онлайна. А без мобильных каналов присутствия в онлайне уже не обойтись.
Дмитрий Котенко, генеральный директор InfoShell
В 2015 году мы наблюдали несколько интересных тенденций.
Все больше компаний (как крупных агентств, так и небольших студий) переходят на гибкие методологии разработки программного обеспечения (Scrum, Kanban и др.). Разработчики начинают больше ориентироваться на создание качественного и востребованного конечного продукта, чем на четкое следование требованиям ТЗ, которое устаревает уже после старта работ.
И в целом компетенция студий и команд значительно выросла. Если раньше заказчики избегали обращаться в небольшие фирмы, т.к. не ясен был уровень опыта разработчиков, то сейчас мы видим у этих самых фирм интересные и успешные проекты в портфолио. Да, малые студии не берутся за разработку крупных комплексных проектов, но теперь они имеют в штате профессиональных разработчиков и хорошо делают продукты средних и малых масштабов. Во многом этому способствует растущий спрос – рынок разработки мобильных приложений все еще находится на стадии роста. Возможно не такого активного, как пару лет назад, но тем не менее.
Растущий с каждым годом спрос на разработку привел к тому, что уже и российские сторы переполнены, конкуренция среди приложений крайне высокая. С одной стороны, это подтолкнуло к развитию компаний по продвижению и монетизации моб. приложений, с другой — заказчики стали более грамотными, уже на этапе проектирования приложения они задумываются о маркетинге и продвижении, закладывают бюджеты. Все это позволяет создавать продукты, у которых значительно более высокие шансы достичь успеха.
Еще один факт, который мы заметили: в мобайле активизировались digital-агентства. Если раньше они ограничивались созданием небольших промо-приложений, то теперь многие организуют собственные отделы по мобильной разработке и составляют серьезную конкуренцию специализированным студиям за счет своих масштабов, предоставления комплексных услуг и наработанной за долгие годы репутации и клиентской базы.
В 2016 году мы ожидаем углубление отраслевой специализации компаний разработчиков, возможно выделение нескольких лидеров по работе с той или иной сферой бизнеса. Также весьма вероятно смещение фокуса внимания студий на западные рынки. Из-за текущей экономической ситуации и курсов евро и доллара стремление компаний работать с зарубежными заказчиками и вести расчёты в валюте будет логично и понятно.
Максим Десятых, креативный директор Redmadrobot
В целом в 2015 году IT-отрасль в России чувствовала себя хорошо, а мобильная разработка, как ее часть, демонстрировала еще и уверенный, быстрый рост. Все топовые компании-разработчики в России в прямом смысле завалены заказами – мы это видим и у себя, и у коллег по цеху. Поэтому, в отличие от множества отраслей, которые сотрясали бесконечные оптимизации и сокращения, рынок мобильной разработки, напротив, столкнулся с нехваткой кадров.
Для решения своих вопросов с расширением производства мы активно инвестируем в систему обучения, как внешнюю так и внутреннюю. Летом провели первую стажировку для разработчиков, буквально через месяц стартует вторая, учим дизайнеров интерфейсов в двух вузах. Внутри еженедельно работают «школы» менеджеров, лидов и «офицеров», где мы из нормальных людей делаем суперменов. В общем, боремся изо всех сил с мировым кадровым кризисом.
В уходящем году мы зафиксировали и другой интересный тренд — спрос растет не только на разработку полного цикла, но и на отдельный услуги — дизайн и тестирование мобильных приложений. Вероятно, это еще один способ оптимизации. Заказчик получает качественный дизайн, а потом еще и контроль качества софта на выходе, экономит на дорогостоящих разработчиках и получает очень достойный результат эффективно.
Еще одно наблюдение — рост спроса на сервисные приложения, обеспечивающие конкурентные преимущества. Так, в связи со снижением покупательской способности россиян, компании из ритейла, страхования и некоторых других отраслей стали серьезно инвестировать в мобильные программы лояльности. На сжимающихся рынках достаточно удержать своих клиентов, чтобы нарастить долю рынка, отжав ее у конкурентов, которые падают быстрее.
В 2016 году люди будут умирать и рождаться, а смартфоны будут вытеснять старые мобилки и ноутбуки. Поэтому рынок мобильной разработки будет расти, а бизнес — искать в мобильности “антикризисный” инструмент для удержания существующих клиентов и привлечения новых. Мы также прогнозируем, что российские разработчики-аутсорсеры будут следовать примеру своих коллег из СНГ и экспортировать услуги на США и Европу, а значит российским заказчикам будет еще сложнее найти себе подрядчика.
Сергей Денисюк, генеральный директор MobileUp
В 2015 мы ощутили появление большого числа зрелых заказчиков, для которых мобильные продукты являются критической частью их бизнес-процессов. Теперь большинство заказчиков уже имеют опыт заказа разработки приложений, позитивный или негативный, и это делает наше взаимодействие намного более эффективным. Стало намного меньше запросов на ерунду и экспериментов с продуктами без прямой монетизации.
Еще важный итог – одновременно с запросами на разработку приложений появилась потребность в услугах по machine learning, computer vision, DSP (digital signal processing). Это во многом связано со спецификой работы MobileUp – интеграцией приложений с объектами реального мира и человеческим телом – но думаем, что в 2016 с таким запросом столкнется намного большее число разработчиков.
Делитесь в комментариях, оправдались ли ваши ожидания на 2015-ый год и что вы думаете насчет 2016-го. Согласны ли вы с мнением наших ведущих мобайл разработчиков?
И с Наступающим вас, следите за нашими обзорами в следующем году!