Разработка
Будущее дополненной реальности: Snapchat монетизирует линзы
Изобретать будущее дорого и рискованно даже в лучшие времена, а сейчас отнюдь не лучшие времена
Дополненная реальность еще не очень реальна. Но миллионы пользователей Snapchat, Instagram, Zoom, TikTok и бесчисленного множества других приложений уже привыкли к использованию линз — по нажатию кнопки к их головам внезапно прикрепляются собачьи уши, изо рта вырываются радуги или они незаметно (или не очень) наносят макияж, пробуя новый стиль. Большинство пользователей не думают об этом как о дополненной реальности и не рассматривают эти функции как свидетельство какой-то революционной новой технологии. Но назовете ли вы это линзами, фильтрами или как-то еще, все это дополненная реальность.
На мероприятии для разработчиков Lensfest на этой неделе Snap объявил, что теперь более 300 000 разработчиков создают AR-продукты для платформы компании, и что вместе они создали более 3 миллионов линз, которые были просмотрены 5 триллионов раз. Все эти цифры выросли по сравнению с прошлым годом, и для Snap они являются доказательством того, что AR уже нашла product-market fit.
Главные новости Snap на Lensfest в этом году касаются монетизации. Snap работает с некоторыми создателями над созданием линз, которые включают в себя покупаемые цифровые товары — внутриигровые предметы, улучшенное управление линзой и тому подобное — которые пользователи могут приобретать с помощью токенов Snap. План заимствует идеи из игровой экономики таких платформ, как Roblox и Fortnite, с небольшим оттенком повального увлечения NFT. В любом случае, Snap надеется, что это поможет разработчикам зарабатывать деньги сейчас и будет стимулировать их продолжать работу в будущем. «Мы очень оптимистичны в том, что это создаст больше возможностей для снепчатеров платить за ценность, которую они получают от нашего опыта, — говорит технический директор Snap Бобби Мерфи, — а тем самым мотивировать разработчиков вкладывать еще больше инвестиций, времени и усилий в улучшение качества и вариантов использования».
Можно перевести это так — AR это хорошо. Становится лучше. Но технология станет большой только в том случае, если это будет также большой бизнес.
Новый инструмент для зарабатывания денег может показаться мелочью в эволюции AR, но это ключевая ставка для Snap. Никто лучше не знает силу экосистемы: от исчезающих сообщений до историй, битмоджи и линз — Snap имеет заслуженную репутацию отдела исследований и разработок для других технологических гигантов, которые затем копируют идеи Snap и предоставляют их более широкой аудитории, более широкому кругу пользователей и экосистеме разработчиков. С AR Snap настроен не допустить повторения цикла. Это означает создание продукта и бизнеса до того, как это сделает кто-то другой.
Создание бизнеса на дополненной реальности также имеет решающее значение для долгосрочных перспектив Snap. Компания знает, что лицевые линзы на смартфоне — это не окончательная форма AR — долгосрочное видение дополненной реальности включает в себя специальные очки, постоянный опыт и программное обеспечение, которое точно понимает, на что вы смотрите и что вы захотите сделать с этим. «Если я решу надеть какое-то оборудование на лицо, — говорит Ци Пан, директор Snap по разработке компьютерного зрения, — оно должно приносить пользу моей жизни почти каждую минуту, пока я его ношу. В противном случае я предпочту не делать этого».
Это высокая планка, и никто не близок к ее преодолению. Тем не менее Мерфи говорит, что он уверен, что компания добьется своего. «Это будущее, которое казалось очень далеким в течение многих лет, но на самом деле оно ближе, чем я предполагал всего несколько лет назад», — говорит он. Последняя версия Spectacles от Snap находится в руках разработчиков уже более года, и хотя это все еще примитивный гаджет — с малым временем автономной работы и проблемами с перегревом, относительно низким разрешением и небольшим полем зрения — Мерфи говорит, что видел достаточно, чтобы убедить его, что Snap на правильном пути.
Однако, если Snap хочет довести свое видение до конца, компания должна быть верна как в отношении 10-летнего плана, так и в отношении того, как добраться отсюда туда, не убивая компанию в процессе. Долгосрочные ставки требуют времени, и нынешний экономический момент, в частности, на самом деле не позволяет этого. Amazon пришлось сократить траты на Alexa, потому что она не может понять, как монетизировать своего голосового помощника. Метавселенная Meta* сыграла роль в снижении курса акций компании, и даже Snap пришлось сократить некоторые из своих более исследовательских проектов, таких как летающий беспилотник Pixy. Изобретать будущее дорого и рискованно даже в лучшие времена, а сейчас отнюдь не лучшие времена.
Выяснение того, как разработчики могут зарабатывать деньги, идет рука об руку с еще одним важным вопросом, стоящим перед Snap и всей индустрией дополненной реальности: как должна работать дополненная реальность?
Пока есть лишь несколько вещей, о которых индустрия знает наверняка. Лицевые линзы — победитель. Как и виртуальная примерка, которая позволяет вам увидеть, как будет выглядеть все, от солнцезащитных очков до кушеток, еще до того, как вы их купите. Люди начинают использовать AR, чтобы получить больше информации о памятнике, статуе или картине в галерее. Но в конечном счете, точно так же, как смартфон породил целые новые отрасли и изменил поведение людей, AR в конечном итоге изменится так, как никто не ожидает.
В ближайшей перспективе взаимодействия в реальном мире, похоже, будут в верхней части списка Snap. Snap не скрывает своего презрения к метавселенной и своей веры в то, что путь вперед — улучшение, а не замена реального мира. «Одна из причин, по которой мы так взволнованы будущим AR, заключается в том, что он открывается в камере», — говорит София Домингес, директор Snap по партнерству AR-платформы. «Это использование камеры для улучшения мира вокруг вас, а не для переноса вас куда-то еще».
Мерфи также говорит, что, по его мнению, функция сканирования Snapchat имеет огромный потенциал в качестве визуальной поисковой системы реального мира по аналогии с Google Lens, и что по мере того, как Snap становится лучше в понимании пользователей и мира, он может научиться предлагать эту информацию более активно (и , предположительно, рекламу и возможности для покупок тоже).
Компания работает над созданием карт мира, чтобы пользователи могли взаимодействовать практически с любым объектом в любом месте через камеру своего смартфона. У компании уже есть подробные интерактивные карты некоторых достопримечательностей и городов, и Пан говорит, что чем больше людей будут делиться фотографиями и трансляциями в прямом эфире, тем быстрее все станет лучше. «Если автомобиль перемещается из одного места в другое, вы сможете обновить и сгенерировать модель, чтобы вы действительно могли получить этот живой опыт, который взаимодействует со всем миром», — говорит он. Snap также работает над тем, чтобы пользователям было проще сканировать пространства, чтобы вы могли на лету улучшать свой мир.
На данный момент дополненная реальность почти полностью связана с телефоном, но революция носимых устройств может изменить как то, на чем это работает, так и то, как это работает. Мерфи говорит, что очки, очевидно, изменят ситуацию как в частоте использования, так и в пользовательском интерфейсе — как все должно работать, когда у вас, например, обе руки свободны? Но он говорит, что уверен, что люди будут хотеть одних и тех же вещей от AR независимо от оборудования. «Люди открывают Snapchat и камеру по 10 с лишним раз в день», — говорит он. «Это самое близкое приближение к носимой камере, до которого вы можете добраться».
В то же время Мерфи признает, что никто не знает всего о том, как будет работать AR. Он говорит, что компания пытается опираться на то, что уже работает, а также экспериментирует с новыми идеями о будущем. Ключ, по крайней мере, для Snap, заключается в том, чтобы закрепить основы — например, карусель линз, которые пользователи привыкли прокручивать, чтобы найти забавные вещи, или способ нажатия и удержания для доступа к сканированию. «Важно, чтобы мы действительно сделали это правильно, — говорит Мерфи, — но что более важно нам сделать, — это создать гораздо более гибкий фреймворк, чтобы затем учиться во многих различных вариантах использования AR».
Это будет вызовом на следующие несколько лет для Snap и для всех остальных. Индустрия все больше соглашается с 10-летним планом для AR, мира, в котором все носят очки и проецируют все, от экранов компьютеров до голограмм видеочата и высококачественных видеоигр, в реальный мир. Чтобы проложить путь от настоящего к будущему, потребуется правильно разработать множество аппаратных дорожных карт и систем искусственного интеллекта, а также провести огромное количество экспериментов во всем, от вариантов использования до пользовательских интерфейсов.
Но где будут происходить все эти эксперименты? Это первый бой, в котором нужно победить Snap. Если дополненная реальность станет такой большой, как все себе представляют, если она действительно станет преемницей смартфона, она будет работать только при условии, что для нее будет построена целая индустрия. Призом для Snap или того, кто превзойдет его, будет запуск операционной системы будущего и сверхприбыльного магазина приложений внутри.
«В конце концов, — говорит Домингес, — платформы преуспевают или терпят неудачу в зависимости от того, могут ли разработчики и те, кто строит на платформе, монетизироваться». До сих пор радужные рты и примерка солнцезащитных очков давали Snap преимущество. Если это может помочь разработчикам остаться на плаву и оправдать вложения других, они могут сохранить это преимущество. Если кто-то другой опередит Snap, компанию не спасут линзы.