Connect with us

Разработка

Дорогой опыт: История разработки и продвижения приложения «Русский язык»

Попытка создать полезное приложение для нашего рынка обернулось для меня хорошим опытом, большими затратами и ценными связями. Могу ли я сказать, что я рад этому — несомненно.

Опубликовано

/

     
     

Александр Крупеньков в своем блоге на Хабре поделился историей создания и продвижения образовательного приложения. С его разрешения приводим адаптированную версию статьи на AppTractor.ru.

Пришло время подвести итоги 2016 года. Здесь пойдет речь о второй попытке повторить успех с образовательным приложением “Русский язык — грамотей” (о другой попытке мы писали ранее).

Введение

Моя ошибка была в том, что я ожидал плоды от дерева, способного приносить только цветы, — Оноре Мирабо.

Конец весны… Вдруг по удачным стечениям обстоятельств нам удается найти партнера, у которого есть замечательный контент по русскому языку. А остается месяц до первого ЦТ (централизованного тестирования, к ЕГЭ мы не успевали). Доля сомнения в сроках присутствовала, но ведь программисты мыслят оптимистично и долго не думая, завариваем крепкий кофе, запасаемся шоколадом (с этим пора завязывать, хотя бы перестану удивляться отчего это у меня живот растет быстрее, чем компилируется проект на Gradle в Android Studio) и за дело.

Кратко о создании.

  • Завариваем кофе.
  • Рассматриваем предложенную базу вопросов (в XML).
  • Обдумываем пути использования (обалдеть как много вопросов, более 50 000).
  • Выбираем необходимые куски курсов.
  • Завариваем вторую чашку кофе.
  • Покупаем и настраиваем сервер.
  • Создаем базу данных.
  • Парсим отобранные вопросы из XML в базу данных.
  • Делаем API для клиента (Android/iOS).
  • Параллельно создаем Android версию.
  • Фиксим баги.
  • Заливаем в Google Play.

С этими задачами удалось управиться за 3 недели — буквально за неделю до первого теста по русскому языку.

Умный учится на чужих ошибках.

О своих ошибках я говорил ранее. Здесь дополню всё предыдущее.

Новый опыт

1. Новая модель монетизации

Мы решили, что стоит открыть сразу только несколько курсов, а всё остальное открывается за монеты, которые можно получить на открытых курсах отвечая правильно или покупая за реальные деньги. Чем больше вопросов в курсе, тем он дороже.

За всё время из 64,000 (15,000 активных на данный момент) установок, было сделано целых 9 покупок!

2. Повторение неудачной модели монетизации в iOS версии приложения

Нам не удалось почувствовать разницу между доходом от Android-версии и iOS.

Android более активно устанавливают приложения, однако пользователи iOS тратят намного больше денег.

Но увы и ах. Версию для Apple Store мы выпустили 16 ноября 2016 года. За всё время у 10,000 пользователей было совершенно 5 покупок!

3. Мало времени уделили контенту

Вопросы в приложении организованы неподходящим образом, иногда напоминают “макароны”, а найти что-то конкретное очень трудно без поиска. У нас курсы расположены списком с тремя уровнями вложенности с рекламными баннерами между элементами. А убрать из списка курсов такие названия как ”Итоговый тренинг 1”, “Итоговый тренинг 2” руки не дошли.

4. Подсмотрели решения у популярных приложений, но не использовали

Когда дело доходит до такого контента как “Русский язык”, то возникает множество мнений, как ошибочных так и верных, в которых одни утверждают, что вопрос непонятен, ответы неверны и всё это пишут в отзывах, занижая при этом рейтинг приложения. Одним из удачных решений я увидел в Duolingo, где вы можете посмотреть обсуждение вопроса с другими пользователями, и ответы специалистов, а также оставить свой комментарий.

От этого выигрывают все.

5. Если у вас есть возможность сделать приложение работающее без интернета — лучше сделайте это.

Мы были ограничены по времени, поэтому самым простым вариантом виделось полностью онлайн приложение. Вся пользовательская статистика хранится на сервере, вопросы и даже покупки. Такое решение ускорило время на разработку, но не обошлось без косяков, когда сервер внезапно ложился. Возрастало количество плохих отзывов по этому поводу, многие недовольно высказывались на этот счет. Из плюсов — это постоянная синхронизация с сервером, которая позволила быстро исправлять ошибки в вопросах, решать проблемы с покупками монет

Краткий вывод

Рынок СНГ огромный, как и конкуренция в Google Play. Мы не проводили глобальных исследований о том, что хотят видеть в подобном приложении пользователи, какие курсы они хотели бы повторять, что возможно стоило сделать заранее. Судя по подобным приложениям, популярным является максимально простой контент. Мы пытались сделать наши вопросы максимально простыми и дружелюбными, но над этим нам еще предстоит поработать. А что касается модели монетизации, то стало понятно, что для такого вида приложения нам она не подходит, поэтому было принято решение, сделать все курсы полностью бесплатными и открытыми для использования, а оставить только рекламу внутри приложения.

Опыт распространения

1. Appleinsider

Удалось договориться напрямую с генеральным Директором сайта о размещении публикации на их сайте. Писал обзор самостоятельно. Как оказалось — сайт помогает молодым разработчикам вплоть до полностью бесплатного размещения или различных скидок на публикации. Количество установок возросло значительно.

Приложение появилось во многих топах. Несомненно, использовать такую рекламу стоит, но только вместе с максимально большим количеством других источников.

Результат статьи

2. 4pda

Обзор платный, договориться о скидках не удалось, но всё таки захотели узнать, какой выхлоп сможем получить. Заказали тариф “Комплекс”. Для вас пишут свой обзор, согласовывают с вами его и публикуют в выбранное вами время. Однако, как видно из результата, он оказался не самым эффективным. Всего 8,677 прочтений — конечно, ожидалось больше. Такой способ распространения имеет место быть, но эффективнее использовать его одновременно с другими источниками, для достижения наибольшего эффекта и выхода в топы.

iOS версия не получила большого прироста трафика от статьи. Только Android версия (стоит это учитывать).

Стоимость за переход вышла примерно 10 центов. Статья вышла 2 декабря.

График загрузок за ноябрь — декабрь 2016 года

  • Охват: 155,382 (уникальные пользователи, увидевшие анонс)
  • Прочтений: 8,667 (пользователи, заинтересовавшиеся материалами)
  • Переходов: 2,348 (переходы на маркет)
  • Комментариев: 47
  • Стоимость: $250
  • Как: раздел для разработчиков

3. Tut.by

Первым большим ресурсом был tut.by, статью на котором мы опубликовали сразу после выхода приложения. Статья была слабо заметна на сайте, из-за чего такой маленький охват. Со статьи пришло порядка 1,000 человек.

  • Охват: 10,400
  • Переходов по ссылке: Неизвестно
  • Стоимость: $400

4. Социальные сети

Android Blog (1.7 млн. аудитория)

Впервые я решил выйти на владельца группы напрямую. Здесь вы можете сэкономить и найти общий язык, возможно получить дополнительную скидку на публикацию.

  • Охват: 30,000
  • Переходов по ссылке: 457
  • Лайков: 238
  • Репостов: 11
  • Комментариев: 17
  • Стоимость: $15 с учетом скидки
  • Как: Через контакты

Группы через биржу

Группа: “Реальность”

  • Подписчиков: 1,800,000
  • Охват: 13 400
  • Переходов по ссылке: 48
  • Стоимость: $8

Группа: “Горе от ума”

  • Подписчиков: 360,000
  • Охват: 14,500
  • Переходов по ссылке: 130
  • Стоимость: $5

Группа: “Барахолка Минск Беларусь”

  • Подписчиков: 193,000
  • Охват: 7,000
  • Переходов по ссылке: 88
  • Стоимость: $5

Группа: “ЕГЭ ОГЭ русский язык”

  • Подписчиков: 123,000
  • Охват: 3,300
  • Переходов по ссылке: 65
  • Стоимость: $4

Группа: “Мотивация”

  • Подписчиков: 910,000
  • Охват: 13,400
  • Переходов по ссылке: 80
  • Стоимость: $7

5. Дополнительные способы

5.1 Пуш уведомления из другого приложения

Как я упоминал выше, у нас есть приложение «Quick Brain», месячная аудитория которого достигает 120,000 активных пользователей. Я отправлял уведомление для русскоязычных пользователей (не всем, конечно же) со ссылкой на приложение русского языка.

  • Количество открытий уведомления: 10%
  • Примерно 50% открывших уведомление устанавливали приложение.

5.2 Ссылка на список приложений в других ваших приложениях

На главной странице «Quick Brain» есть кнопка открывающая весь список наших приложений в Google Play. Это приводит некоторый трафик, но намного меньше (точную цифру сказать сложно).

5.3 Обновлять топики на популярных форумах.

Я использую постоянно следующие форумы:

Самое главное — это обновляйте ваши посты, иначе они просто потеряются и перестанут приносить результат.

Так же я попробовал следующие сайты:

  • reddit
    Судя по всему, продвинуть свой продукт здесь сложно, ссылки в виде рекламы удаляются быстро или жестко минусуются. Нормальный вариант — это набить себе рейтинга, активно участвуя в обсуждениях или постить что-то интересное, но не рекламное. Затем можно найти профильный subreddit и пробовать писать туда (например, AndroidGaming). Как я смог понять, реклама должна составлять менее 10% от вашей основной активности.
  • pikabu
    Крайне специфический сайт для продвижения, но с правильным подходом может быть крайне эффективным. Мне, к сожалению, не удалось сделать эффективную рекламу на нем, но что-то из этого получить удалось. Суть напоминает reddit, только проще. С маленьким рейтингом можно публиковать до одной публикации в день, я начал поднимать себе рейтинг, создавая разные шуточные посты. Затем попробовал пропиарить свое приложение, от чего схватил сразу же кучу минусов, из-за чего удалил пост. Следующий пост уже был рассказ о том, как для меня важно делать такие игры, какой опыт я получил, с чем сталкивался. Данный пост встретили более радужно, но и не без косяков. Но комментарии некоторых пользователей вам будут крайне полезны.

Ранее, в прошлых публикациях я говорил о том, что использую Firebase Notifications для пуш уведомлений, но на своем опыте убедился в том, что он недостаточно гибкий и удобный в использовании. Я перешел на onesignal и до сих пор доволен результатами.

Вывод

Попытка создать полезное приложение для нашего рынка обернулось для меня хорошим опытом, большими затратами и ценными связями. Могу ли я сказать, что я рад этому — несомненно.

“Что я вынес из всего этого?” — в следующий раз я протестирую приложение более тщательно, испробую на большем количестве реальных пользователей, лучше проработаю UX составляющую проекта (возвраты в приложение, качество, стабильность, средняя сессия) перед тем, как начинать рекламные кампании. Перед этим подготовлю максимально возможное количество текстов, информации. Создам на основных площадках рекламные объявления, постараюсь выйти на те же ресурсы с обзорами. Так же буду подходить к приложению и его распространению с точки холодного расчета, а не эмоционального. Рынок СНГ большой, но чтобы получить хорошую выгоду от него, нужно хорошо продумать и испробовать монетизацию. Я всё еще планирую продолжать работать над этим приложением и хочу сделать его более популярным и востребованным. Всё что нужно — это учиться на своих ошибках и не позволять им повторяться.

В итоге было потрачено около 1000 долларов на всё. Доход 50 долларов (грязными). Дорогой получился опыт для меня, но для вас он бесплатный.

Спасибо за внимание!

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Популярное

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.