Разработка
Как интернет вещей влияет на дизайн городов
По прогнозам, 66% населения планеты к 2050 году будут жить в городских районах, так что интернет вещей все больше привлекает внимание дальновидных городских планировщиков, инженеров и архитекторов: они думают о мире с умными уличными фонарями, умными тротуарами и даже умными канализациями.
Интернет вещей — скоро в вашем городе.
Это не рекламный слоган нового летнего блокбастера или модной сети кофеен: независимо от ваших ощущений по поводу самого термина, интернет вещей, объединяющий в себе множество заполонивших рынок «умных» технологий, это концепция с безграничной областью применений в нашей повседневной жизни в ближайшем будущем.
И не только разработчики приложений оживляются, когда речь заходит об интернете вещей. По прогнозам, 66% населения планеты к 2050 году будут жить в городских районах, так что интернет вещей все больше привлекает внимание дальновидных городских планировщиков, инженеров и архитекторов: они думают о мире с умными уличными фонарями, умными тротуарами и даже умными канализациями. Возможности интернета вещей в городской среде на самом деле бесконечны.
Пока доставка дронами щекочет воображение глав компаний-ретэйлеров, есть и другие ворота — практические, технические, легальные — через которые можно попасть в футуристический город. Так что же может быть осуществлено в сегодняшних суперсетевых городах? Mashable поговорил с экспертами о технологиях, которые влияют на современные городские пространства.
Самые интернетизированные города
Уже сейчас можно наблюдать большой потенциал интернета вещей. «Умные города», вроде южнокорейского Сонгдо или Масдара в Абу Даби, представляют собой наброски будущего полного подключения — хотя города сейчас пока и не похожи на что-то из Джетсонов (американский научно-фантастический мультипликационный ситком студии «Ханна-Барбера»).
Вы смотрите на эти города: они хорошо спроектированы и очень рациональны, но выглядят так же, как и везде, — говорит Пол Салама, главный технолог WXY — компании по урбанистическому дизайну, планированию и архитектуре из Нью-Йорка. — Интернет вещей невидим.
Но инновационные изменения — видимые или нет — происходят. Города по всему миру часто называют умными — это и Тель-Авив, и Барселона, и Копенгаген, и Лондон. В США Лос-Анджелес стал первым городом, где синхронизируются светофоры, а в Нью-Йорке работают над первым в стране «цифровым сообществом», которое будет отслеживать такие данные, как пешеходный трафик, производство отходов и энергетические затраты в реальном времени. Другими словами, будущее уже наступило.
Ошеломительный диапазон возможностей
«Я не могу назвать ни одной области, на которую это не произведет эффекта, — говорит Джейсон Келли Джонсон, со-основатель и партнер по дизайну в студии, мастерской и исследовательском центре экспериментального дизайна Future Cities Lab в Сан-Франциско. — Особенно в архитектуре интернет вещей будет формировать публичные пространства, их пересечение будет видимым и осязаемым».
Влияние интернета вещей в наших городах не начинается и не заканчивается урбаничстическими зданиями — все, от утренних поездок на работу до парков, будет встроено в технологии интернета вещей.
Вице-президент по производственным решениям и главный по глобализации в Cisco Вим Эльфринк подтверждает, что эффект распространится везде.
Все больше и больше городов осознают триллионные экономические возможности, которые открывает интернет всего, и они вводят в строй оборудование для большей вовлеченности горожан — умные парковки, умное освещение, управление мусоросбором и энергопотреблением, — говорит он. — Можно увеличить экономию энергии и снизить пробки на дорогах на 30%, потребление воды — сократить вдвое, значительно уменьшить преступность, — добавляет он, цитируя недавний анонс Cisco программы Connected Roadways, которая, как надеется компания, станет решением для более безопасных дорог и хайвеев, а также включит в себя инфраструктуру для автоуправляемых машин будущего.
Ниже вы можете найти краткий обзор некоторых способов, которыми интернет Вещей может повлиять на городскую жизнь.
Инфраструктура: от канализационных и водопроводных систем до проектирования хайвеев и парков — умные технологии, как минимум, теоретически, могут направлять развитие городской инфраструктуры и привести к большей эффективности и экологичности. Сегодня такие приложения, как Waze и HopStop, информируют горожан о ситуации на дорогах в реальном времени, а прокаты велосипедов помогают жителям передвигаться быстрее. Приложение Placemeter на основе данных, полученных от пользователей, предсказывает заполненность парковки, на которую вы собираетесь приехать.
Городские планировщики учитывают не только интернет вещей, но и распределенную экономику и потенциал автоматизированных машин.
«Проектировщики хайвеев и дорожного движения стремятся к безопасности водителей-людей, — говорит Салама. — Я вижу такое будущее, где не нужно беспокоиться о человеческих ошибках и можно будет разрабатывать такие пространства, чтобы делать их комфортными для каждого человека. Вместо расширения дорог мы будем их сужать, чтобы их можно было безопасно перейти мы добавим велосипедные дорожки. Это очень волнующе: интернет вещей вкупе с распределенной экономикой».
В целом, интернет вещей имеет такой же потенциал, как и мобильность.
«Мы движемся от расхода энергии и природных ресурсов к рациональному и измеримому потреблению», — утверждает Джон Пикард, эксперт по архитектуре и разумному использованию ресурсов.
«В области электроэнергии очень часто применяют прикидки. Городские планировщики могут сказать: у нас 50 квадратных миль и средняя плотность населения, поэтому нужна фабрика на 11 мегаватт — это не очень точно и неэффективно».
Пикард верит, что мы придем к умному расчету «спроса-предложения», когда можно будет точно определить, сколько энергии или другого ресурса понадобится в конкретный момент.
«Представьте себе автоматы с камерами и датчиками на водокачках, которые сообщают, сколько точно нужно воды для удовлетворения спроса населения в данный момент дня», — говорит он.
Здания и архитектура: cовременные здания намного больше, чем цемент и кирпичи, — крошечные датчики образуют целые сети и дают информацию о происходящем во всеv пространствt в каждый момент времени. Пикард цитирует пример Enlighted, компании, которая устанавливает датчики в осветительные элементы административных зданий.
«Эти сенсоры собирают данные, коммуницируют между собой для оптимизации энергопотребления и предоставляют данные о том, что происходит внутри здания», — сказал он.
Последствия установки этих датчиков очень велики: «Подумайте, что это может значить для города, в котором все здания связаны и могут свободно обмениваться информацией, — говорит Пикард. — В случае природного бедствия (землетрясения или пожара) можно будет спасти сотни, если не тысячи жизней».
Публичные пространства: в таких публичных пространствах, как парки и улицы, тоже можно начать использовать технологии для того, чтобы сделать жизнь города проще и более эффективной.
«Существует огромный потенциал публичных пространств для передачи разных данных, — говорит Джонсон. — Социальный и политический контент, связанные с энергопотреблением вещи и то, как мы можем встроить это все в урбанистическую среду. Городское пространство — это больше не просто что-то, что вы разработали и замуровали в камень — это уже другой подход к собиранию города в единое целое».
Другое публичное пространство, которое занимает умы городских планировщиков — воздушное. Это, конечно же, дроны.
Дроны — это абсолютно новая, потенциально взрывающая традиции платформа, — говорит Салама. — Говорят об их использовании в доставке, наружном наблюдении и передаче отчетов из горячих точек. Игры, расчистка дорог для машин аварийных служб и съемка на малых расстояниях тоже упоминаются. Если технологии придут в городские пространства, с этим придется разбираться планировщикам и архитекторам: на каких высотах можно работать, каковы безопасные дистанции от объектов, зданий, людей и животных, где расположить площадки для взлета и посадки, как продумать траектории полета (и зонирование с границами).
Освещение, оросители и другие: возможно, уличное освещение — не самая волнующая технология, но это может измениться в будущем. Мобин Хан, главный по интернету вещей в AT&T, указывает на такие инициативы, как нью-йоркское предложение превратить фонари в точки раздачи Wi-Fi, и предполагает, что «умное освещение» могло бы использовать датчики для экономии энергии и общественной безопасности. «В зонах, где повышена вероятность природного бедствия, можно помещать сейсмические сенсоры для отслеживания активности. Зона становится хабом многих датчиков для сбора данных и их передачи», — говорит он.
Также в списке инкорпорированных в «город будущего» технологий Хана: умные оросительные системы, которые могли бы экономить воду с помощью отслеживания оптимальных уровней орошения в городских парках и на других территориях; умные счетчики времени стоянки и предоплаченное потребление энергии.
Большие данные, большие решения и еще большие вопросы
Интернет вещей неразделимо связан с другим популярным сленговым словечком: большие данные (big data). Обеспечивающие данными в реальном времени датчики могут повлиять на все, начиная с личного комфорта на микроуровне и заканчивая возобновляемыми источниками чистой энергии на макроуровне.
Это не только большие данные, но и правильные данные, — говорит Хан. — Особенно важно при использовании датчиков собирать правильную информацию в нужное время и правильно с ней работать.
Возобновляемость — один из главных тредов в обсуждениях интернета вещей и городских пространств — правильно оборудованный город, дополненный в реальном времени данными о поведении его жителей, может значительно уменьшить загрязнение окружающей среды и объемы отходов.
«С точки зрения возобновляемости и эффективности это единственный способ, которым мы можем контролировать инфраструктуру электричества, поскольку в нынешнем виде она не способна еще долго профункционировать», — говорит Пикард.
Здесь заложен огромный потенциал для творчества, публичных пространств и городской эстетики, подчеркивает Джонсон.
«Кроме IBM и Cisco, компаний больших дел, есть люди вроде нас, действующие на микроуровне: художники, технологические стартапы и архитекторы, которые намного более авангардны и пытаются применять не технологии, а творческий подход, — говорит он. Мы берем эти сложные созданные государством или компаниями технологии и пытаемся сделать их понятными людям, добавить человечности — найти творческие возможности и поэтику этих систем».
Так в чем загвоздка? Если эти потрясающие технологии уже работают, почему их не использует каждый город?
Важный аспект — цена. «Кто будет за это платить?» — очень частый вопрос, говорит Хан. Бюрократия и конкуренция/пересечение интересов государства и локального сообщества — еще один пункт.
«Не все, что касается умных городов, — технические вещи, — объясняет он. — Если вы хотите ввести в городе что-то более умное с водой, удобствами, пешеходным трафиком, дорожным движением… это все попадает под юрисдикцию нескольких единиц — муниципалитет или частные подрядчики или еще кто-нибудь. Это непохоже на продажу чего-нибудь ретэйлеру, сюда вовлечены много разных групп с разными интересами».
Скептицизм населения тоже играет роль.
«Вы приходите с этими революционными технологиями, а люди говорят: «Ой, это слишком для городской среды», — говорит Салама. — Есть разница во взглядах людей. Есть видение умных городов со стороны, а есть видение тех, кого это касается или владеют информацией».
Еще одно, о чем всегда говорят при обсуждении интернета вещей в городах — безопасность: сетевые технологии могут в теории открыть доступ к публичным данным людям со злыми намерениями: хакерам, киберпреступникам и т.п
«Управляющие многими общими для города системами устройства опираются на систему контроля информации (Supervisory Control and Data Acquisition или SCADA), которая все еще недостаточно хороша для того, чтобы добавить в нее ограничения доступа и детектор вторжений, — говорит Карлос Пелаез, директор Coalfire Systems. — Наша нынешняя инфраструктура не может быть улучшена методами интернета вещей. Можно воплотить это в реальность для отдельных домов и людей, но городскому планированию до этого еще далеко».
Пикард согласен: «Физическая безопасность информации внутри умного города — возможно, самая большая проблема. Нужно тщательно планировать, что, если честно, пока не может быть осуществлено на соответствующем уровне».
Время покажет, какими будут городские пространства в будущем, но одно известно точно: интернет вещей никуда не денется в ближайшем времени. Джонсон предсказывает, что урбанистический дизайн инкорпорирует в себя интернет вещей совершенно неожиданными способами.
Посмотрите, что стало с iPhone — потребовалось 8 лет, чтобы найти заключенный в нем потенциал (приложения, периферийные устройства и т.д.), — говорит он. — [интернет вещей в смысле города], наверное, не просто примет форму архитектуры, мебели или уличных приспособлений — он станет чем-то совершенно другим, радикальной вещей, о которой мы даже не могли подумать.