Дизайн и прототипирование
Как потерять доверие пользователей к продукту и чем это чревато?
Ощущением доверия измеряется человеческое счастье, в том числе и счастье от использования приложений и сервисов. Ольга Шаврина, продакт-дизайнер в Convead, поделилась с нами тем, как не потерять доверие в собственных продуктах.
Когда я была маленькая, родители сдавали меня на лето на дачу к бабушке. Дама она была очень строгая и не разрешала мне включать телевизор, потому, что не доверяла ему (или мне :)) Аргумент был простой – «у телевизора даже экран бьет током, возьмешься за вилку – тебя убьет!». Ну как тут поспоришь?
Доверие – либо полное, либо его нет. Ощущением доверия измеряется человеческое счастье. Громко звучит? Тем не менее, так и есть. Человек не может чувствовать себя счастливым, если тревожится, что дверь могла не закрыться, утюг не выключился, будильник не прозвенит, календарь не сообщит о мероприятии, изменения не сохранятся и др.
Если приложение не работает, или работает неправильно – ему, разумеется, не будут доверять. Об откровенных багах говорить не будем, рассмотрим другие менее очевидные случаи, когда пользователи теряют доверие к сервису.
Кривизна, кустарщина
Разнобой в отступах, шрифтах, цветах и т.д. создает впечатление кустарщины и подсознательно снижает доверие к сервису. Клиенты могут не осознавать этого, но когда они видят, что разработчики небрежны в мелочах, перестают доверять им в важных вещах.
На скрине ниже слепленные друг с другом элементы интерфейса в Retail Rocket – сервис товарных рекомендаций. Вроде бы мелочь, а глаз дергается.
– Оля, ты – дизайнер, ты это видишь, а нормальным людям на такое плевать!
Это популярное мнение, но оно неверно. Людям свойственна тяга к прекрасному. Они чуют кустарщину и уже избалованы айфонами и западными высококачественными продуктами. Одна шероховатость, конечно, не отпугнет пользователей. Но в комплексе с другими проблемами, вполне может.
God is in the detail, — народная мудрость
Непонятный нейминг
Если надпись в интерфейсе можно не понять, пользователи точно ее не поймут или поймут не так. Заголовки, названия полей, единицы изменения, сообщения на формах и др. нужно тщательно тестировать на предмет понятности.
Пример ниже – кусочек «Настроек поведения» CallbackHunter – сервиса колл-трекинга. Не поняла, что означают загадочные цифры и что будет, если я их поменяю. При наведении на знаки вопроса всплывают подсказки, но ясности они не добавляют.
Например, подсказка у первого пункта Mouse motion speed гласит Average mouse motion speed analysis. Почему оно равно 9.8, осталось для меня тайной, в чем это 9.8 измеряется – тоже. Если вы понимаете что это все значит – напишите в комментариях, пожалуйста.
Пользователь не понял – чувствует раздражение и неуверенность. При этом он либо накосячит, либо проигнорирует функционал и не получит ценность от продукта, которую вы так хотите ему причинить.
Сообщения об ошибках
Хотела тут недавно купить биткоины через приложение Coinbase. Вместо того, чтобы провести транзакцию оно сообщило мне «It looks like an unknown error occurred while processing the buy…». Гайз, если вы сами не знаете, что за ошибка у вас произошла – как мне вам доверять свои деньги и криптовалютный кошелек? В поддержку они мне, кстати, тоже не ответили :(
Попап системы аренды недвижимости Rentlinx хоть и страшненький, зато четко объясняет, что произошло и предлагает пользователю варианты, что делать и куда звонить. С такой информацией уже чувствуешь себя увереннее.
Отображение состояний
Если пользователь не понимает, что происходит прямо сейчас и что с этим можно сделать, он будет нервничать.
Например, сохранен ли файл, какой текущий статус заказа и когда его привезут, как видят статус пользователя его друзья, сколько ждать до окончания действия, работает ли авто-рассылка и др.
Пример европейской службы доставки еды Just Eat. После совершения заказа пользователь не видит, что с заказом происходит, не знает, все ли еще готовится еда или ее уже везут, не знает, когда ее привезут и не забыли ли про заказ вообще. А пользователь, надо заметить, голодный и злой.
Самое неприятное для службы доставки то, что у их конкурентов есть четкое отслеживание статусов и интерактивные карты, где видно в реальном времени, где курьер и что происходит с заказом. Конкуренты этим пользуются и с радостью переманивают к себе клиентов Just Eat.
Защита от дурака
Часто слышу от программистов «А зачем пользователь туда полез? Сам виноват». А вот и не так! Если продукт разрешил пользователю «туда полезть» и накосячить, то виноват продукт, вернее, команда, которая его сделала.
Есть масса способов защитить пользователя от ошибок – от масок ввода и принципа «не набирай, а выбирай» до возможности отмены.
Уважаю Gmail за то, что отправку письма можно отменить в течение нескольких секунд. Воспользовалась ей всего пару раз, зато отправляя письмо, чувствую себя уверенно.
Железный пример – кнопка выключения на клавиатуре макбука. Если на нее случайно нажать, даже несколько раз – он не отреагирует. Если жать долго – экран гаснет и компьютер вроде бы выключается, но стоит ткнуть в другую кнопку – тут же отменяет выключение.
Раньше у меня был ноутбук Sharp, у него тоже была кнопка на клавиатуре и она работала мгновенно. Поверьте мне, когда в процессе работы ты случайно промахиваешься мимо Backspace, тыкаешь в Power и теряешь контроль над ноутбуком минут на 10 – это боль.
Платежи и все, что с ними связано
Потерять деньги – один из самых больших страхов пользователя при общении с сервисом. Все, что касается платежей, должно работать прозрачно и однозначно, а выглядеть – серьезно и надежно.
На скрине выше форма оплаты в сервисе покупки авиабилетов Southwest Airlines. Выбран радиобатон Credit Card. Но над формой мы видим пункт PayPal, да еще такой заметный с суммой и иконкой. Зачем? К чему он относится? Ну и вообще всего много и как-то кривовато.
Итого
Регистрируясь в сервисе, пользователь выдает ему кредит доверия. Не просто же так он зарегистрировался – либо по рекомендации, либо поверил рекламе и лозунгам на сайте.
Дальше у сервиса есть два пути – либо оправдать ожидания, либо разочаровать пользователя. Каждая нестыковка съедает часть доверия. Если их много – клиент раздражается, начинает чувствовать себя неуверенно, ждать подвоха и сомневаться во всем.
Такого пользователя намного сложнее сделать довольным и продать ему сервис. Он с большей охотой уйдет пробовать продукт конкурентов и может оставить вам злобный отзыв.
Обратное тоже верно. Если клиент вам доверяет, он будет платить больше, рекомендовать вас друзьям и знакомым и даже не посмотрит на конкурентов. Например, типичный владелец айфона ни за что его не променяет на Андроид. И имхо дело тут именно в доверии.
Источник: https://olgashavrina.com/.