Разработка
Контейнеры и микросервисы: как работает единая система контроля работы транспорта
“Группа Т-1”, разрабатывающая ИТ решения для транспортной отрасли, представила технологию прозрачного контроля за транспортом в регионах РФ.
Исключить человека
Перед разработчиками изначально стояли две глобальные задачи: а) сделать прозрачной работу всего транспорта, обслуживающего регион; б) исключить человеческий фактор из процессов контроля за его работой.
Для этого была разработана региональная навигационно-информационная система нового поколения (РНИС 2.0). Смысл в том, что все пассажирские и школьные автобусы, вся дорожная техника, техника ЖКХ и другие виды транспорта с помощью ГЛОНАСС терминалов передают навигационные данные в единую систему. Без участия человека в режиме он-лайн она сверяет фактически выполненную работу каждого транспортного средства (ТС) с требованиями госконтракта. Далее система анализирует любые нарушения\отклонения и принимает решение о качестве выполненной работы.
Платформа имеет статус государственной информационной системы (ГИС). Это значит, что данные системы принимаются в суде в случае разбирательств между заказчиком и исполнителем. Перевозчиков, нарушающих госконтракты, можно лишать лицензий, разрывать контракты и пр.
Такая система уже внедрена в Московской области. С другими регионами компания ведет активное взаимодействие.
Архитектура системы
Система построена по принципу микросервисной архитектуры. В закрытом контуре хранятся контейнеры, базы данных, брокер сообщений и оркестратор.
Внутри контейнеров хранятся различные микросервисы. Каждый контейнер изолирован от остальных, полностью независим и решает конкретные задачи.
Управляет контейнерами оркестратор. Для обмена данными между контейнерами и базами данных используется брокер сообщений.
Схематично это выглядит примерно так: навигационная информация с ТС попадает в контейнер, где обрабатывается микросервисами. Обработанные данные с помощью брокера сообщений перекладывается в базы данных. У каждой базы может быть множество одновременных копий в целях безопасности.
Таким образом, система впитывает информацию, анализирует ее и раскладывает по базам.
На выходе это миллионы мгновенных операций, сотни принятых решений о каждом ТС, о каждом водителе, о каждой транспортной организации.
Любое вмешательство человека в систему фиксируется с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Таким образом, работа всего транспорта в регионе от А до Я становится полностью прозрачной для властей.
Прелесть системы в том, что она виртуально бесконечно масштабируема и за счет контейнерной структуры устойчива к угрозам (взломы, DDos-атаки и т.д.). Систему без труда можно запустить как на слабом ноутбуке, на слабом сервере, так и наоборот.
При разработке за основу была взята потенциальная нагрузка в 10 тысяч одновременных пользователей веб-интерфейсов и десятки тысяч ТС в онлайн.
Безопасность
Система соответствует требованиям закона о персональных данных и защищена от таких угроз, как получение несанкционированного доступа к информации, нарушение доступности информации (например, DDoS-атаки), от перехвата сетевого трафика между системой и пользователем и т.д.
Вывод
Пока человек управляет процессом вручную, вероятность случайной или специальной ошибки слишком велика. Автоматизируя процесс максимально, мы решили одну из главных проблем – редактируемые данные и «серые» зоны.
При такой прозрачности, как таковые отчеты больше не имеют смысла, потому что вся информация о каждом предприятии доступна в режиме он-лайн за любой период.
Кроме того, работа всего транспорта становится безопасной, а значит и качество сервиса для жителей будет выше.