Разработка
Программное обеспечение: невидимая технология
Конкурентное преимущество сейчас достигается за счет превосходного программного обеспечения, но превосходство программного обеспечения больше не является ни целью, ни результатом новой игры.
Грег Паскаль Захари, профессор Аризонского университета, написал о том, как изменилось программное обеспечение за последние десятилетия. Предлагаем вам русский перевод его статьи.
Пять лет назад Марк Андреессен, пионер веба и знаменитый технологический инвестор, предсказал, что программное обеспечение поглотит мир.
Он оказался прав. Слишком прав. Программное обеспечение поглотило мир и съело само себя.
Каннибализацию ПО можно легко объяснить. Софт это мотор мировой цифровой экономики. Код является основой нашего богатого на вычисления существования. Приложения и платформы являются источником богатства Apple, Google, Facebook, Amazon и многих других технологических гигантов. Тем не менее, хотя важность кода растет, он становится менее видим, менее заметен, менее понимаем, и – что парадоксальнее всего – менее ценным в денежном выражении.
Как произошел это большой сдвиг? Программное обеспечение изначально развивалось совместно с самими компьютерами. IBM System/360, бизнес-компьютер 60-ых, был единым целым с кодом, и если клиентам нужны были другие или измененные программы, то они обращались в IBM. В 80-ых IBM решила положиться на сторонние компании, в частности на Microsoft, для поставок кода для персональных компьютеров, породив жестокую битву продаж программ как отдельных продуктов.
За последние 20 лет программа как артефакт исчезла. Пользователи скачивают новые версии, патчи и улучшения так же легко, как включают свои устройства. Они редко платят за это. Сражение ПО теперь происходит между платформами, которые определяют шоппинг (Amazon), поиск (Google) или деловое общение (LinkedIn). Конкурентное преимущество сейчас достигается за счет превосходного программного обеспечения, но превосходство программного обеспечения больше не является ни целью, ни результатом новой игры.
«Софт на колесах», например, теперь определяет автомобиль будущего, и это причина, почему Google и Apple, правящие сейчас короли кода, хотят стать главными игроками в следующем поколении автомобилей. Неудивительно, что Toyota, Ford и Daimler хотят нарастить собственную экспертизу в области кода — не торговать в розницу программами для водителей, а улучшать с его помощью свои машины. Без крутого ПО эти маститые автопроизводители могут даже не выжить на рынке (см. автономные автомобили Tesla и Google).
Посмотрите на Uber с этой же точки зрения. Компанию можно понять не как такси на стероидах, а как программную систему управления персональным перемещением людей.
Итого: никто сейчас не может разбогатеть, делая программное обеспечение. Дни, когда Билл Гейтс смог сделать состояние на упакованных в пленку программах, продающихся как одноразовые подгузники, ушло. Софт сегодня может сделать вас богатым, если только он позволит вам делать что-то, за что пользователи готовы платить.
Netflix, Facebook и Google не получают ни копейки с продаж ПО, однако их приносящие деньги сервисы зависят от непрерывно и бесшовно улучшающегося кода. Подобные примеры неисчислимы.
Новая логика программного обеспечения имеет разные последствия для тех, кто его делает, кто продает и кто использует. Для создателей, код больше не обитель магнатов и знаменитостей. Последней знаменитостью, ставшей популярно из-за написания кода, был Линус Торвальдс, в этом году он отмечает 25-летие своего успеха. Сегодняшние ведущие программисты в основном, если не полностью, неизвестны широкой публике, в лучшем случае они являются культовыми фигурами в своих сообществах.
Еще один парадокс: софт становится все более важным для создания цифрового опыта, но при этом невидимость софта это победа для апостолов «бесплатного». Хиппи, неудачники и уволенные не создали богатств на дорогих программах за последние две декады 20 века. Некоторые из этих персонажей, в частности Ричард Столлман, способствовали продвижению противоположного идеала, признающего ПО общественным достоянием, доступным без всякой платы.
Это свободное программное обеспечение находится в самом центре взрыва прибыльных цифровых сервисов, последней и самой большой загадки глобального капитализма — и отрезвляющим посланием для поэтов программирования. Кодеры важны и хорошо оплачиваются, но все более взаимозаменяемы и анонимны.
Поэтому мы не должны жалеть программиста и должны помнить – надежда рождается из невидимого.