Connect with us

Интервью

Иван Медведков (“Тион Умный микроклимат”): Мы хотим, чтобы была одна кнопка “Счастье”

Мы побеседовали с руководителем компании и выяснили все нюансы развития Интернета вещей вообще и умного дома в частности.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

     
     

Недавно в Москве российская компания “Тион Умный микроклимат” представила систему умного микроклимата MagicAir. Мы побеседовали с руководителем компании и выяснили все нюансы развития Интернета вещей вообще и умного дома в частности.

ivan

Я Иван Медведков, генеральный директор “Тион Умный микроклимат”. Мы входим в группу компаний “Тион”. Одно из направлений в компании – как раз “Тион Умный микроклимат”. Это все, что касается бытовой вентиляции и систем умного микроклимата, гаджетов.

Мы занимаемся разработкой, производством, продажей и продвижением бризеров, это наш флагманский продукт. Бризеры – это компактная вентиляция для дома. Они, в том числе, входят в систему MagicAir. Это система умного микроклимата, центром которой является гаджет – базовая станция MagicAir, измеряющая параметры воздуха и управляющая климатической техникой.

А почему микроклимат? Мне кажется, это не самая актуальная тема сейчас, по крайней мере, в России. Почему вы выбрали именно направление микроклимата? Не безопасность, не бытовая встроенная техника, а микроклимат?

Я расскажу немного больше о том, как мы оказались в этой точке. В этом году, буквально через неделю, компания уже празднует свое десятилетие. А этому направлению три года. 10 лет назад выпускники физфака НГУ работали в Институте катализа. Они занимались методами очистки воздуха от отравляющих веществ, связанными с военной темой. С самого начала, как только захотели заняться технологичным бизнесом, сразу думали о каком-то бытовом направлении, о массовом рынке.

Но произошло так – чтобы встать на ноги, мы занимались узкоспециализированным направлением. Это медицина. Именно очистка и обеззараживание воздуха – в операционных и т.д. У врачей есть в этом потребность. Мы создали свой продукт. И только спустя 7 лет начали заниматься бытовым направлением.

Есть правильная инерция. Мы не в один момент решили: давайте займемся, например, тем, что в тренде или, как нам кажется, широким рынком. Мы сами начали формировать рынок. Потому что рынка компактной приточной вентиляции до сих пор нет, он еще формируется. Говоришь “компактная вентиляция”, “бризер” – люди не знают, что это такое. Получается, что решили сами сформировать рынок, потому что у компании такая философия: идти не на готовые рынки, и там бороться с конкурентами, а создавать новые рынки. Например, 4-ый год мы создаем рынок компактной вентиляции. Первый год мы создаем рынок именно умного микроклимата, и даже не в составе умного дома, а абсолютно самостоятельный.

tion-breezer-filters-items

Ваша головная компания “Тион” занимается медицинскими аппаратами и промышленными делами?

Да, штаб-квартира в академгородке в Новосибирске. Здесь центр всех разработок и производства – что для медицины, что для бытовых решений. Продажи и сервис бытовых устройств в Новосибирске, продажи и сервис медицинских устройств в Москве. Направление “Умный микроклимат” – это даже не филиал и не “дочка”. Это еще ближе. Это просто два направления в одной компании. Группа компаний – это чтобы было проще для понимания. Мы совсем рядом, все вместе.

Вы сказали, что формируете рынок в России. Рынок есть? Он растет? Насколько велик в России спрос на такую технику?

Так получается, что рынок бытовой вентиляции, безусловно, растет. Во второй год мы выросли в 2 с лишним раза. Потом выросли в 1.5 раза. В этом году собираемся вырасти еще в 1.5 раза. Никакие экономические потрясения нас сильно не касаются в связи с тем, что рынок формирующийся. Можно сравнить, например, с рынком кондиционеров. Это рынок полностью сформировавшийся. Продажа кондиционеров – это сотни тысяч, а не десятки тысяч единиц. Он действительно очень сильно зависит от экономической ситуации, он менее динамичный, он сильно чувствует экономические изменения, но при этом все это выражается в показателях, например, минус 10% или плюс 10%. А так как наш потенциальный рост – 100-150%, мы даже если чуть замедляемся из-за экономики, этого сильно не чувствуем, потому что рынок формирующийся.

Все ваши продукты производятся в Новосибирске?

Да, все наше медицинское оборудование производится в Новосибирске. Наши гаджеты умного микроклимата производятся здесь. Наши очистители воздуха – здесь, в Новосибирске. Единственное, что собирается на нашей производственной площадке в Китае, – это бризер Тион О2, компактная приточная вентиляция. У нас там есть офис в Шэньчжэне, который занимается как продажами, так и производством. Мы очень строго контролируем наш производственный процесс в Китае.

Если я правильно понимаю, у вас есть бризер. Это очиститель, нагреватель. Есть MagicAir. Это базовая станция, которая контролирует все. Я правильно описал картину?

Сейчас немного поправлю. Бризер – это не только очиститель. Это именно компактная вентиляция. Самая главная его фишка в том, что он забирает воздух с улицы, очищает, подогревает (это вы сказали правильно) и подает в помещение. Но его самая главная, первая функция – это вентиляции, то есть подача свежего воздуха, а не функция очистки. Самое главное, на что он направлен – сделать у себя дома вентиляцию за один час, за небольшие деньги (по сравнению с центральной вентиляцией) и при этом больше никогда не открывать окна. Вот его самая главная функция.

MagicAir – это система. Гаджет – это базовая станция MagicAir. Центральный хаб. Для измерения параметров воздуха и управления климатической техникой.

Есть профессиональные очистители воздуха для аллергиков и астматиков. Это Tion Clever. Он именно очищает воздух, который находится внутри помещения. Внутри него технология Тион.

Это базовая станция не только для вашей техники, но и для техники сторонних производителей. Как у них происходит сообщение? За счет чего MagicAir понимает, что нужно делать, и передает команды сторонним аппаратам?

Прямо сейчас базовая станция MagicAir управляет пока только бризером. У нас намечено следующее обновление системы. Она будет управлять и другой климатической техникой.

Какие основные беспроводные технологии мы там используем? Понятно, что используется Wi-Fi. Но это в первую очередь касается выхода в интернет – в “облако” и потом в мобильное приложение. А для управления самой техникой у нас есть радиоканал. Например, бризер связывается с базовой станцией по радиоканалу. А управление с другими производителями происходит с помощью инфракрасного канала. Другим устройствам будет в некоторой степени казаться, что это пульт. Но только это будет делать не сам человек. В системе задаются параметры, и она имитирует команды пульта.

А не может возникнуть следующая ситуация? Кондиционер шумный. Пульт управления, базовая станция, будет его включать, выключать. Это скажется и на ресурсе, и на комфорте человека, который находится в одной комнате с кондиционером.

Понятно, что шум любой климатической техники непосредственно не связан с базовой станцией. Так производитель сделал свой прибор. Но есть разные режимы работы кондиционера. Если у этих режимов работы разный шум, уже настройки значительно влияют на то, как будет чувствовать себя человек. Здесь нужно находить баланс. Это выглядит так. Вы, например, хотели бы, чтобы в комнате было 20 градусов. Соответственно, базовая станция, система MagicAir с помощью кондиционера сделает все, чтобы это получилось. Но если ей для этого потребуется, она будет включать его на самую большую производительность, например, когда очень жарко. Мы даем пользователь возможность выставления ограничений для того, чтобы он находил баланс.

У нас в бризере, например, 4 скорости – для одного, двух, трех и четырех человек в комнате. Но вы, например, можете поставить ограничение: что бы ни было, никогда не выходить на последний режим работы ночью. Чтобы он вас не беспокоил.

Все эти ограничения настраиваются в данном случае через мобильное приложение? Какие еще функции есть у пользователя для управления через мобильное приложение? Если нет мобильного приложения, то как управляется эта базовая станция? Она выглядит как параллелепипед. Она может управляться вручную? Что делать, если человек потерял телефон или где-то его оставил?

Наш вэб-интерфейс сейчас очень похож на мобильное приложение. Даже если вы потеряете телефон, но в первый момент вы успешно настроили систему, потом вы можете делать это без телефона. У вас будет веб-интерфейс. Наверно, не будем отвечать на вопрос “Что делать, если у вас нет компьютера?”. Это было бы странно для пользователя таких высокотехнологичных вещей.

app

В режиме реального времени вы можете видеть уровень СО2 (углекислого газа) температуру и влажность в помещении. Подключенные устройства. Вы можете поставить себе целевое значение по СО2, и система с бризером сделает все автоматически. Если нужно, включать нужную скорость, если нужно – выключать, чтобы держалось это целевое значение. Температура нагрева – это для зимы, чтобы не было сквозняка.

Я могу зайти в историю. Например, по этим параметрам: температура, влажность, СО2. Я могу смотреть, что было с СО2, например. Особенно интересно ночью. Мы дома. Пришли, проветрили. Вроде все нормально. Особенно зимой. Понятно, что очень холодно, окно не оставить. Закрываем окно. Ложимся – вроде нормально, а просыпаемся порой с квадратной головой. И вы просто можете увидеть, что у вас СО2 ночью зашкаливает.

Если говорить о будущем, наличие СО2 – это еще индикатор присутствия человека в помещении. Мы можем, и мы будем шагать в сторону безопасности. Вы точно знаете, что вы в отпуске, у вас дома никого не может быть. Если дома повышен уровень углекислого газа, то, видимо, есть проблема. Если растет СО2, нужно, как минимум, попросить соседей или родственников постучать, зайти. С безопасностью мы тоже будем связываться, но пока на этом не акцентируем внимание.

Отвечая на ваш вопрос: получается так, что для первой настройки вам в любом случае нужен смартфон, потому что через веб-приложение запуск системы сделать не получится. Но если потом вы не хотите пользоваться, или почему-то нет смартфона, вы сможете все то же самое делать в веб-приложении.

Вся эта информация и управление доступны удаленно? Из любой точки?

Да. Это облачный сервис. Вы можете все это делать из любой точки мира, где просто есть Интернет.

Есть мнение, что безопасность – это одна из основных уязвимостей интернета вещей в целом. Как у вас обеспечивается безопасность? Почему кто-то не может по дефолтному паролю зайти в мои настройки, выставить 40°, и у меня все будет плохо?

Это на самом деле серьезная тема. Вы, наверно, знаете, что уже были DoS-атаки холодильников, утюгов и на различные серверы. У нас есть шифрование, есть SSL сертификат для нашего сайта. Мы специально переводили все наши сайты на https, на защищенную версию. Здесь вы можете задавать пароль сами, менять его. Мы серьезно подошли к этому, все современные меры безопасности, которые есть, мы применили для своего приложения. Необходимые вещи, связанные с криптографией, в нашей технике уже есть.

Как будет развиваться? Вы говорите об определенных планах относительно базовой станции и выпускаемой техники. Как в будущем все это будет работать?

Нам кажется, что будущее за алгоритмами. Google говорит о том, что придет время алгоритмов. Самым ценным будет машинное обучение. Система сама будет учиться понимать, что делать. Как раз в блоге нашей компании недавно была статья об Интернете вещей. Мысль была правильная, мне кажется. Будущее Интернета вещей – это не команды по типу “Если вот так, то будет вот так”. Алгоритм уже запрограммирован “буду делать так”. Мы же хотим, чтобы была одна волшебная кнопка “Счастье”. Развитие самой нашей системы состоит в развитии алгоритмов.

Немного больше конкретики о других устройствах. Самый ближайший план. Например, подключение кондиционеров других производителей в эту систему и управление ими. Есть в планах подключение увлажнителей.

Еще в Китае сейчас очень прокачана тема, которая касается РМ2.5 частиц и загрязнения воздуха. Именно механических частиц или органики, которая и сама по себе, и на частицах тоже может быть. Поэтому раскручен именно рынок очистителей, а не вентиляции. У всех на слуху РМ2.5. Почти любой китаец знает, что это такое. Поэтому следующее развитие – это еще помещение новых датчиков или, может быть, выпуск дополнительных модулей, которые будут, например, именно по РМ2.5, и управление очистителями. Это еще один шаг, который мы собираемся делать.

Есть такие вещи, как управление очистителями. Еще измерение концентрации, например, радона – газа, который тоже влияет на нашу жизнь, но мы об этом не знаем, или измерение уровня метана, или СО – угарного газа. Знаете, наверно, как делает Google Nest, который шагает в сторону безопасности. Измерение уровня СО. Такие модули тоже можно делать все новые и новые. А они уже будут связаны не с техникой, а просто с информацией для человека или для каких-то служб для повышения безопасности. Это то, куда мы собираемся отправиться или развивать с точки зрения других устройств или новых датчиков.

Если в завершении говорить об устройствах, то у нас есть бризер – компактная вентиляция. Сам прибор за это время модернизировался. Мы добавляли функции. Характеристики его улучшали. У нас в планах следующее поколение этих бризеров. Например, в рамках компактной вентиляции мы видим движение именно по улучшению ключевых характеристик. Не добавление каких-то наворотов, а именно работа над тем, чтобы они становились более производительными, но при этом не сильно увеличивались в габарите, становились тише. Мы просто совершенствуем сам прибор, а не открываем с его помощью новый рынок как в случае, например, системы MagicAir.

Вы заговорили о Google Nest. Как я понимаю, у них есть умные термостаты. Их основной продукт. Насколько вы пересекаетесь с продуктом большой корпорации Google?

Мы пересекаемся с ними в меньшей степени, потому что, например, одна из главных фишек по системе MagicAir – это именно в управлении климатическими устройствами. Они в данный момент нацелены на температуру, как на самый ощущаемый параметр. А еще Nest – про безопасность. Если мы и видим конкурентов, то, скорее, в промышленности, чем в бытовом секторе. Управление по уровню СО2 вентиляции – это, честно говоря, тоже не новость. Demand Control Ventilation (DCV).

Мой вопрос был к тому, что вы же, я так понимаю, в какой-то степени планируете стать хабом для умного дома, по крайне мере, в плане микроклимата. В таком случае, вы, по-моему, неизбежно начнете конкурировать с крупными корпорациями типа Google Nest. У Samsung есть SmartThings. Наверняка есть еще ряд таких больших корпораций, которые этим занимаются, именно хабами. Управление не только в плане безопасности, но и в плане кондиционирования, управление домашней бытовой техникой и так далее. Вы не боитесь конкуренции с таким большими людьми?

Я немного вас поправлю. Куда мы все-таки идем? “Умный дом” и “умный микроклимат”. Давайте в некоторой степени разведем эти понятия. Как получается? Есть умный дом, и в нем есть куча всего, начиная от управления светом, заканчивая разными гаражными воротами, шторами. В этой череде есть еще умный микроклимат. В рамках всего умного дома микроклимат занимает какую-то часть, но с точки зрения комфорта, здоровья, нам кажется, это очень важная часть. Но это всего лишь часть.

Мы глобально в умный дом вообще не идем – не претендуем на то, что бы быть хабом умного дома. У нас в некоторой степени западная модель – узкая специализация. Мы всю жизнь занимаемся воздухом, вентиляцией. Мы собираемся развивать именно сектор умного микроклимата. Здесь еще поле непаханое. Что касается всех этих ребят, получается так, что наша цель – это именно умный микроклимат в составе умного дома. А вот какого умного дома – я сейчас позволю себе прокомментировать так. Короткая история. Когда-то у всех производителей телефонов, как вы помните, были свои зарядки. Сейчас все, кроме Apple, перешли в микро-USB. Мне кажется, все люди на Земле благодарны компаниям-производителям, за то, что все стали делать микро-USB (понятно, что Apple всегда была и будет особняком).

glavnyi-po-klimatu-v-vashem-dome-anons-TION-MagicAir-8

В умном доме сейчас такая же ситуация. В смысле – все разрозненно. Единых протоколов нет. Есть большие корпорации. Есть лидеры. Как нам кажется, будет обязательно условный победитель. Хотя, наверно, Apple HomeKit останется всегда особняком. Останется, пускай, Apple HomeKit и, например, будет Google с универсальным протоколом для умного дома. В тот момент, когда появится победитель, мы собираемся войти. Не то, что бы открыть систему, а войти, подстроиться к ней и быть по умолчанию связанными с тем, кто выиграет.

Нам кажется, сейчас никто не выиграл. Скоро обязательно появится команда, и будет лидер. Как микро-USB. Тогда мы войдем к ним, а пока даже временно закрыт API, у нас закрытая платформа. Мы, если честно, ждем победителя. Мы не собираемся с ним бороться. Мы хотим быть частью него. Нам кажется, что в такой парадигме мы сможем ужиться с гигантами и работать вместе. Конечно, в прямой конкуренции, если бы наш хаб был потенциально умным домом, тоже, наверно, амбициозная задачка была бы. Но у нас такой нет.

Вы сказали о закрытом API. Многие признают, что разработчики – это одна из движущих сил экономики приложений, экономики интернета вещей. А вы закрываете API в то время как многие наоборот выкладывают свои API в открытый доступ, чтобы люди им пользовались, создавали какие-то инновационные методы использования. Почему вы исповедуете такую закрытость?

Есть мнение, будто Google, в том числе, показывает, что открытость – это правильно, открытая система. Строго говоря, система MagicAir именно в режиме, доступном пользователям, или потенциально доступном разработчикам, очень молодая. В этом году 2 июня у нас произошел релиз продукта. Поэтому мы, естественно, сформировали свое мнение еще на этапе разработки. Я могу сказать, что оно теоретически может измениться. Мы сейчас все еще на таком этапе – смотрим, что происходит, не принимаем какого-то кардинального решения об открытом API.

Была еще такая идея – на этапе разработок создавать так называемые девелопмент киты, то есть открывать, но не по умолчанию. Например, приходит производитель к разработчику и говорит: “Давайте поработаем вместе. Вы нам предоставите, откроете API, и мы что-то такое придумаем, и соединимся”. Такой формат, наверно, возможен уже прямо сейчас. Действительно, если нам конкретный разработчик расскажем, зачем ему это, как это поможет и ему, и нам, и нашим пользователям, мы готовы давать такой девелопмент кит.

Если будут аргументы мы в этом плане не закрыты, а условно закрыты. По умолчанию мы закрыты, но если мы поймем, зачем нам это, тогда станем открыты. Мы можем делиться и делать что-то полезное. Такова наша позиция на ближайшее время.

Вы упомянули о дизайне и о награде. Расскажите, кто его делал, и какова судьба этой награды, за что она была дана, о вашей красоте.

Наши разработки находятся здесь, в Академгородке, если еще конкретнее, то в технопарке Новосибирского Академгородка. У технопарка еще есть название “Центр технологического обеспечения”. MagicAir и бризер показывают, как нам помогает нахождение рядом с другими технологическими компаниями. Дизайн концептуально делала компания LOGEEK’s которая тоже находится здесь в технопарке. Они как раз делали дизайн. Получается, “Тион” и LOGEEK’s вместе выиграли награду Red Dot Design Award в 2015 году в области “Концептуальный дизайн”. Физически продукта в тот момент еще не было. Выиграли в то время концептуальный дизайн. Компания LOGEEK’s – тоже резидент технопарка Новосибирского Академгородка. Мы с ними давным-давно уже вместе работаем. Мы на пресс-конференции шутили: это подтверждение того, что продукт внешне нравится не только нам, но и кому-то еще – авторитетным людям :). Как-то так получилось.

8835f971eda74557941d6c3263c9d190

За какой продукт эта награда? За MagicAir или за бризер?

За базовую станцию MagicAir. Мы немного занудствуем в том плане, что MagicAir, коробочка, гаджет MagicAir, а MagicAir – это система. В том числе правильный хаб, “базовая станция MagicAir” – не общеупотребительное название для гаджета, поэтому мы специально его иногда называем “гаджет”, либо звучит как “базовая станция” Подразумевается, что будут еще какие-то дополнительные модули.

Сама базовая станция расширяема? У нее есть какие-то интерфейсы, с помощью которых она может расширяться? Или это все будет через Wi-Fi, через какие-то протоколы?

Этот продукт неразрывно связан с базовой станцией. У нас буквально на начало осени уже намечен другой, новый релиз. Это дополнительный модуль, мы его называем “СО2+”. Представьте, что это та же базовая станция, только без Wi-Fi, без связи с интернетом, а только по радиоканалу – с основной базовой станцией. Идея такая: в гаджете (в базовой станции), совмещены функции: он измеряет параметры воздуха, и управляет, и еще третье – выходит в интернет. А еще мы делаем продукт – модуль. Он тоже измеряет, тоже управляет, но в интернет не выходит. Просто цепляется к базовой станции.

Если вы хотите очень точно смотреть в каждой комнате за своим микроклиматом, а не только, например, в спальне. В том числе, можно охарактеризовать ваш микроклимат в квартире по этой базовой станции. Если вы хотите это делать, и точно управлять исполнительными устройствами в каждой комнате, и это правильный путь, то вам нужен, например, еще один такой гаджет. Он, понятно, дешевле. Он ставится в этой комнате, не выходит в интернет. Весь обмен данными идет именно через саму базовую станцию.

А также возможны дополнительные модули – например, по умолчанию никому не нужно измерять количество частиц размером РМ2.5, а кому-то нужно. Можно тоже ставить такой дополнительный модуль, еще один гаджет, который будет измерять. А весь обмен данными с “облачным” сервером и т.д. всегда будет осуществляться через базовую станцию.

Спасибо, хорошего воздуха!

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Интервью

“Игры – это искусство и невероятно тяжелый труд”: Вячеслав Уточкин о создании игр в России и трендах игровой индустрии

Каково будущее VR в играх? Как научиться создавать игры и какие тренды существуют сейчас в индустрии? Директор образовательных программ в НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин ответил на наши вопросы об игровой индустрии и дал много ценных советов для разработчиков и компаний.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

Вячеслав Уточкин — директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Он запускал многопользовательский танковый экшн Armored Warfare, управлял популярной клиентской MMORPG Perfect World, браузерным шутером Бумз и другими играми, когда работал в Mail.Ru Group. Имеет персональный опыт в создании браузерных онлайн-игр, мобильных VR-игр, продюсировании разработки match-3 игр.

Каких успехов уже добились выпускники ваших программ ВШБИ?

Наша образовательная программа «Менеджмент игровых проектов» запущена в 2014 году. Сейчас учится шестой поток слушателей. За это время более 150 выпускников успешно прошли обучение и выполняют те цели в игровой индустрии, которые ставили перед собой идя на программу. Успехи как раз и связаны с выполнением этих целей.

Те, кто хотел пойти на работу в игровую индустрию сейчас работают в российских игровых компаниях, таких как Rocket Jump, 101XP, Mail.Ru, Destiny.Games и ряде других. Некоторые из трудоустройств наших выпускников мы выносим на отдельную страницу на нашем сайте. Важно понимать, что за 8 месяцев обучения продюсером или ведущим геймдизайнером вы не станете, а вот приобрести знания, навыки и бизнес-связи для того, чтобы попасть на начальные позиции в игровой компании – это реально. Часто наших слушателей хантят их же преподаватели, а также выпускники предыдущих потоков, которые открыли собственные игровые студии.  Из должностей это чаще всего младший геймдизайнер, бренд-менеджер, проект-менеджер, специалист отдела тестирования, комьюнити-менеджер и др.

Те, кто хотел создавать свои игры, сейчас запускают и уже запустили собственные игровые проекты. К примеру, мобильная игра по франшизе сериала «Универ», самый популярный в мире симулятор лифта (да, есть и такая ниша и это почти полмиллиона установок), необычный карточный баттлер Z9 Project, где в качестве карт выступают автомобильные номера, которые вы сами можете фотографировать на улице, игры под виртуальную реальность, ряд игр для Steam. Примеры некоторых проектов наших выпускников можно посмотреть здесь, а также на шоукейсах на игровых выставках и конференциях.

Вообще наши выпускники  часто участвуют в различных игровых хакатонах, конкурсах, выходят с шоукейсами своих проектов на крупнейшие российские игровые выставки и конференции. В Высшей школе бизнес-информатики раз в год мы специально проводим «Лекционный день по игровой индустрии» в течение которого наши слушатели шоукейсят свои проекты, он длится целый день и приходит на него более полутысячи человек. Последний раз проводили девятого декабря и здесь можно посмотреть, какие проекты показывали наши выпускники.

Тем, кому интересно подробнее почитать про цели, которые ставили наши выпускники, и о том, как их удалось добиться, можно почитать в их отзывах.

Можно ли научиться созданию игр на основе только теоретических онлайн-курсов?

Наша образовательная программа очная, длится 8 месяцев с занятиями по вторникам и четвергам с 18-45 до 21-35 и по суббота с 10-30 до 16-30. И подразумевает столько же теории, сколько и практики. Если говорить именно о теоретическом онлайн-образовании в целом, не разбирая конкретный курс, то научиться с помощью него самому создавать и запускать игры — задача амбициозная. Нужный эффект у нас на очной программе достигается за счет системных знаний и применения их на практике, так как выпускной работой является защита той части работы, которую вы выполняли во время обучения по своей игре.

Игру вы начинаете делать в первые месяцы обучения либо самостоятельно, либо объединившись с одногруппниками. Идет постоянное очное общение с единомышленниками из числа одногруппников и выпускников прошлых потоков, с опытными представителями индустрии из числа преподавателей. Начинается работа в компании у тех, кто ставил себе целью пойти на работу в игровую индустрию и кого те же преподаватели захантили уже во время обучения. Сам очный процесс обучения дает необходимый пуш для концентрации на развитии в нужном направлении, подкрепленный в том числе регулярными домашними заданиями, экзаменами и итоговой защитой перед комиссий из представителей ведущих игровых компаний.

Во время онлайн-курса этого мало, поэтому все сложнее. Тем не менее, я вижу пользу и в онлайн-обучении, так как оно все равно задает вектор развития, позволяет систематизировать знания. Для тех, у кого нет возможности проходить очное обучение, к примеру, если вы живете в другом городе, онлайн-обучение пойдет на пользу. Мы сейчас как раз для этого запускаем одномесячную онлайн-программу «Основы создания игр». Так что если есть возможность пойти на очное обучение – то лучше на него. Если нет, то онлайн обучение — хороший вариант. Но надо его рассматривать не как конечный инструмент для того, чтобы создать и запустить свою игру, а как первый важный шаг на этом большом пути.

Что именно входит в вашу программу “Менеджмент игровых проектов”?

Наша программа включает в себя два ключевых направления – разработку и оперирование игр.

На этапе разработки проектируется и реализуется игровой функционал, генерируется контент и прорабатываются все технические, геймдизайнерские и другие аспекты игры. Целью этапа является создание продукта, готового к эксплуатации. Оперирование – это запуск и поддержка успешного функционирования игры на рынке. Цель оператора – зарабатывать деньги.  Кстати, сам я работаю именно в оперировании игр. И играть тоже очень люблю, именно поэтому 8 лет назад ушел с работы в неигровой сфере, где глаза не горели от работы, и пошел в игровую индустрию в качестве продюсера игр. Тут у меня действительно загорелись глаза , и при взгляде на часы в 5 вечера думаешь уже не о том, что ЦЕЛЫХ 2 часа осталось, а о том, что всего 2 часа осталось, но ничего – есть еще выходные чтобы с удовольствием поработать 😊

На программе мы охватываем оба этих направления. Чтобы слушатели могли создать игровой продукт, мы изучаем технические основы разработки, игровую логику, продуктовую документацию, психологию игрока, игровые механики, проектирование интерфейсов в играх, монетизацию, прототипирование. Чтобы все это работало, необходимо понимание того, как управлять командой в игровой индустрии и как построить процессы проектного управления, под это также выделены отдельные дисциплины. Дальше вам надо будет запускать свой продукт, поэтому мы детально разбираем все доступные инструменты маркетинга игр, включая те, которые могут использовать инди-разработчики и которые не требуют многомиллионных бюджетов. Изучаем авторское и договорное право применительно к игровой индустрии, работаем с контролем качества разработки и запуска игровых проектов, с локализацией, с комьюнити и технической поддержкой.

Игры — это искусство или бизнес?

Многие считают, что игры — это искусство. И это так и есть, но игры — это еще и большой труд. Чтобы создать большой качественный продукт, придется серьезно попотеть, а чтобы еще и заработать на этом продукте — попотеть еще больше. Так что считаю ли я игры и процесс их создания искусством – да. Считаю ли я это невероятно тяжелым трудом – да. Это искусство, потому что этот труд позволяет заниматься любимым делом и поделиться с окружающими частичкой своей души. Ну а так как результаты труда позволяют участникам процесса получать доход от вложенных участниками процесса ресурсов, то это и бизнес. На нашей программе в том числе большое внимание уделяется тому, чтобы проекты, над которыми работают наши слушатели и выпускники, были финансово успешными.

Весной у вас открывается программа по геймификации бизнеса. Можете ли вы привести реальные примеры компаний, которые применили геймификацию во внутренних процессах для мотивации сотрудников?

Одним из преподавателей программы будет Евгения Любко, управляющий партнер компании Pryaniky.com, которые уже много лет занимаются внедрением геймификации во внутренних процессах компаний для мотивации сотрудников. Вот несколько интересных кейсов от них:

  • Компания Ticketland.ru укрепила корпоративные ценности и в 3 раза сократила время опозданий сотрудников, запустив геймифицированную корпоративную социальную сеть;
  • Банк Хоум Кредит (Казахстан) в рамках мотивационной игры “SalesForce“, в которой необходимо было захватить 10 планет новой солнечной системы, на 5% подняли продажи во время падения курса национальной валюты к доллару в 1,5 раза и двукратного сокращения клиентского потока;
  • Фонд поддержки предпринимательства “Даму” перевыполнил двукратно увеличенный годовой план по сделкам с помощью 8-месячного геймифицированного “плавания” за золотом капитана Кортеса;
  • Компания “Моментоденьги” с помощью геймифицированной корпоративной соцсети сократила текучку в два раза.

Кстати, весной у нас открывается не только новая программа по геймификации бизнеса, но и новая образовательная программа по «Маркетингу игр».

Какие тренды вы можете выделить в индустрии мобильных игр?

  1. Главный тренд – массовый перенос механики PUBG на мобайл и разработка клонов этой игры. Феноменальный успех PUBG можно отнести к одному из главных прорывов 2017-го. Неудивительно, что он породил массу подрожателей и натолкнул разработчиков на портирование механики Battle Royale в мобайл.
  2. Второй тренд – рост популярности игр с активным геймплеем, в частности шутеров.
  3. Если говорить про отечественных разработчиков, то это их появление на серьёзных позициях в мировом сторе. Это такие тайтлы как Last Day on Earth: Survival, Homescapes и другие.

И еще скажу тут одно слово – «крипта».

10 самых важных игр 2017

Как вы считаете, когда VR может стать массовой технологией?

Я сам активно занимаюсь виртуальной реальностью, люблю эту технологию и хочу приблизить тот момент, когда можно будет поиграть в MMORPG с полным погружением, прокатиться на драконе с ощущением присутствия, прогуляться по эльфийскому лесу и вдохнуть его запахи, попробовать вкусные блюда на сказочном пиру и т.д.

В Высшей школе бизнес-информатики мы запускаем образовательные программы по методологии разработки VR-проектов, я сам активно развиваю  профсообщества по виртуальной и дополненной реальности, у меня кстати самые крупные русскоязычные в FB и в VK, мы проводим конференции по виртуальной реальности, делаем с нашими слушателями и выпускниками VR-проекты.

Подкаст AppTractor: виртуальная реальность

Но, конечно, технология сейчас далеко не массовая, и нужно много усилий со стороны бизнеса, государства и частных лиц для того, чтобы вывести ее на новый уровень. В частности, предстоит решение таких проблем как несовершенство оборудования – провода, трекинг, вес шлемов и их цена, глубина погружения, задействование всех органов чувств и многое другое.

С другой стороны необходим контент, так называемый killer app, ради которого люди будут погружаться в VR, как Space Invaders для аркадных автоматов, как Zelda для Nintendo Switch. Люди по всему миру сейчас над этим работают, и я верю, что технология выйдет на массовый уровень и станет следующим большим прорывом человечества наравне с тем, как им стали появление компьютеров, интернета, мобильных телефонов. А вот прогнозов о том, когда именно это случиться, делать не буду. Мне нравится для визуализации вот этот оптимистичный образ от John Riccitiello:

Похожее изображение

Комментарии
Продолжить чтение

Дизайн и прототипирование

Роман Чуркин (Redmadrobot): говорить с разработчиком на одном языке

С 12 января по 4 февраля Британская Высшая Школа Дизайна проводит зимние интенсивы для творческих людей. Один из них – это четырехдневный курс программирование для дизайнеров под руководством Романа Чуркина, Lead iOS инженера из Redmadrobot. Мы поговорили с ним о курсе, в котором вы можете выиграть бесплатное участие, создав дизайн приложения для роботов!

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

Зачем дизайнерам код?

На этом интенсиве мы будем говорить не столько про код, сколько про умение пользоваться теми же инструментами в целом, что используют разработчики. И в понятие инструмент я, конечно, вкладываю не только Xcode (приложение, в котором разработчик набирает исполняемый код), но и набор компонентов для разработки пользовательского интерфейса, передачу материалов в разработку, вёрстку, платформу iOS в общем и её отличия от Android.

Такие знания дают дизайнеру возможность говорить с разработчиком на одном языке, глубже понимать работу iOS и мыслить не экранами-скриншотами, но экранами-функциональными единицами, которые составляют цельные сценарии приложения.

Думаю, каждый дизайнер сталкивался с моментом, когда классная идея разбивается о разработку на этапе согласования, потому что “не успеем” или “нереализуемо на iOS/Android”. Думаю, наш интенсив позволит дизайнеру выработать внутреннее понимание таких кейсов и позволит их избегать.

Какие навыки должны быть у тех, кто пойдет на курс?

Это должны быть ребята с опытом, которые хотят расширить свои знания и зону ответственности. Если вы заряжены на мобильные платформы и у вас горят глаза – вы нам подходите. А наша задача – помочь вам прокачать новые навыки.

Что смогут делать студенты после окончания курса?

Результатом работы на интенсиве станет рабочий прототип приложения. Это будет нативный прототип, который можно запустить прямо на вашем iPhone.

За четыре дня мы разберем все необходимые инструменты и этапы создания такого прототипа.

Помимо практического умения собирать прототип, это позволит дизайнеру взаимодействовать с разработчиками более плотно, вступать с ними диалог на равных и иногда поспорить :).

Можно ли за 4 дня научиться разрабатывать приложения?

Уверен, что нет. Конечно, разработка высококачественного приложения – это большой труд, который требует знаний, опыта и много-много часов практики. Имея более пяти лет опыта только мобильной разработки, я не перестаю узнавать что-то новое каждый день.

Цели интенсива более практичные и позволят наработать практику и увидеть векторы возможного развития.

Учат ли в Redmadrobot дизайнеров кодить и программистов рисовать?

Могу сказать, что интенсив основан на внутренних практиках и материалах компании. Роботы любят учиться и с удовольствием делятся знаниями и опытом друг с другом. Подобный курс с лабораторными и домашними заданиями отдел разработки проводит для дизайнеров внутри компании. Помимо этого, между отделами мы читаем лекции и делимся новыми трендами в сфере дизайна и разработки мобильных приложений.

Есть ли живые примеры как дизайнеры делают приложения?

Пожалуй, самый крутой пример – это ребята из Airbnb. В какой-то момент им стало недостаточно Framer и Flinto. Тогда они прошли похожий курс.

Зимние интенсивы БВШД

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Андрей Дороничев (Google): Если бы я знал, с чем я столкнусь, я бы не стал и пытаться

Наверное, каждый человек на планете знает, что один из создателей Google – русский. Но не каждый задумывается, что в Google русских много. Если вы сейчас смотрите интервью на телефоне через приложение YouTube, то знайте, что командой, которая сделала это приложение, руководил Андрей Дороничев, русский парень из Москвы. А сейчас Андрей ведет нас в будущее – в виртуальную реальность.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Лиза Осетинская встретилась с Андреем дома в Сан-Франциско, и поговорила с ним о том, как он вообще оказался в Google, как стать вторым, третьим, четвертым человеком в Google, и почему от этого всего иногда хочется сбежать в пустыню.

Текстовую версию интервью вы можете прочитать на сайте The Bell.

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Think outside the box: интервью с Райаном МакЛеодом

Райан МакЛеод – инди-разработчик, создавший игру Blackbox, ставшую одной из самых популярных в App Store в своей категории. Blackbox – это головоломка, использующая все доступные сенсоры смартфона и позволяющая “развивать творческое мышление, не прикасаясь к экрану”. Мы поговорили с Райаном о его работе, планах на будущее и вещах, вдохновляющих на развитие Blackbox.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

Над какими проектами вы работали до Blackbox?

До создания Blackbox я был веб-разработчиком. Но в процессе создания приложения я взял перерыв в несколько недель для создания Gravity, приложения, превращающего экран 3D Touch iPhone 6S в весы. К сожалению, Apple не одобрила это прекрасное использование сенсора, поэтому я продолжил работать над Blackbox, который странным образом использует другие сенсоры смартфона.

Как вы создаете новые уровни Blackbox? Что помогает вам постоянно придумывать новые идеи?

Даже не знаю, идеи часто приходят ко мне во время бега или долгих поездок… иногда игроки предлагают уникальные вещи, а иногда я слышу о выходе чего-то нового на iOS и думаю: “Хмм, как я могу это использовать?”.

Часто кажется, что новые идеи невозможно придумать, но если вы достаточно изобретательны, где-то вас ждет решение, которое вы ещё не нашли.

Какие дизайнеры и разработчики вдохновляют вас на работу?

Blackbox – это мое первое приложение, и я бы никогда не подумал о том, что его возможно создать самостоятельно, если бы не другие независимые разработчики: Лорен Брихтер (Letterpress), Андреас Иллигер (Tiny Wings) и Мэтт Рикс (Trainyard).

Letterpress – Word Game
Letterpress – Word Game
Разработчик: От Solebon LLC
Цена: Free+
Tiny Wings
Tiny Wings
Разработчик: От Andreas Illiger
Цена: 149 р.
Trainyard
Trainyard
Разработчик: От Matt Rix
Цена: 15 р.

Меня вдохновляет каждый человек, чья работа не только красива, но и имеет продуманный, ориентированный на человека дизайн; такой дизайн, который предвидит мои потребности до того, как я их осознаю, и заставляет меня улыбаться – в общем, все эти вещи, которые делает заботливый хозяин, чтобы его гость чувствовал себя как дома. Все приложения, в которых я вижу эти маленькие детали, будь то полезное оповещение об альтернативном полете от Hopper или что-то более незаметное, вроде предложения нужной доски для сохранения ссылки или картинки на Pinterest.

Повлияли ли на вашу работу и образ мышления какие-либо книги?

Я люблю читать, но думаю, что статьи, игры и другие приложения гораздо больше повлияли на мою работу. Их слишком много, но самые выдающиеся из них – это The Illusion of Life, видео по книге от Walt Disney Studios, и Transitional Interfaces от Паскуале Д’Силва. Также на меня повлияли все те люди, помогавшие мне понять, что правила созданы для того, чтобы их нарушать.

Вы планируете новые проекты?

Определенно :) Пока я всё свое время работаю над новыми уровнями для Blackbox, но так не будет продолжаться вечно. Не хочу рассказывать слишком много, но я рад поработать над кое-чем ещё в следующем году… Оставайтесь на связи!

Игра Blackbox получила:

  • Более 4 млн загрузок
  • Премию Apple Design Award
  • Первое место в США и Великобритании в категории игр

Какие инструменты вы используете в повседневной работе?

Всё, что мне нужно для дизайна, я рисую в Sketch. Я бы хотел начать использовать инструменты моушн-прототипирования, но пока изучил их недостаточно хорошо. Как только я создаю дизайн, я сразу перехожу к созданию прототипа в Xcode. Я также использую Sublime для редактирования небольших файлов и Hyper в качестве терминала. Помимо этого, я люблю организовывать заметки в Bear, задачи в Things 3, а Chrome использую для всего остального!

Спасибо!

Комментарии
Продолжить чтение

Наша рассылка

Каждому подписавшемуся - "1 час на UI аудит": бесплатный ускоренный курс для разработчиков!

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.