Дизайн и прототипирование
Простые правила успешности мобильного приложения
Наблюдение и изучение поведения пользователей говорит о том, что люди плохо воспринимают медленные и перегруженные сложным дизайном программы. Пользователи не хотят ждать полной загрузки данных, а также терять время на длительное изучение навигации по разделам.
Наблюдение и изучение поведения пользователей говорит о том, что люди плохо воспринимают медленные и перегруженные сложным дизайном программы. Пользователи не хотят ждать полной загрузки данных, а также терять время на длительное изучение навигации по разделам. Просто вспомните все эти длительные гайды по мобильным приложениям, где вам показывают что и как делать. Вначале ты не понимаешь почему так долго, затем мечтаешь поскорее это закончить, а кульминацией становится тот факт, что половина из показанного тебе совершенно не нужна.
Таких понятий, как «обучение пользования работе с приложением» или «инструкция пользования мобильным приложением» не существует. Пользователи хотят начать работать сразу после установки приложения и понять его функциональность в течение первых двух секунд после запуска. Если же этого не происходит, они просто скачивают другой, более удобный инструмент.
Чтобы избежать этого мы говорим про юзабилити мобильного приложения как об обязательном этапе при разработке мобильного приложения. Без него можно упустить сразу несколько моментов: лояльность, установки, «время жизни» приложения у пользователя.
Еще раз об основах
Юзабилити (от англ. usability — возможность использования, полезность, способность быть использованным) — качественная мера, определяющая удобство пользования интерфейсом. Синонимами определения юзабилити могут служить выражения: степень удобства использования, эргономичность. Юзабилити определяется комбинацией факторов, оказывающих влияние на опыт пользователей, таких как:
Эффективность использования. Определяется скоростью и удобством посетителей при использовании вашего приложения для выполнении задач.
Обработка ошибок. Насколько часто пользователи совершают ошибки при работе с мобильным приложением, уровень серьезности этих ошибок и возможность их исправления.
Простота обучения. Насколько быстро пользователи смогут освоиться с выполнением простых задач и действий, если видят интерфейс мобильного приложения впервые.
Запоминаемость. Определяется степенью, в которой пользователи смогут запомнить принципы интерфейса и навигации по разделам приложения, и не придется ли им при повторном запуске изучать его заново.
Субъективное восприятие. Насколько пользователям «нравится» пребывание и работа с приложением.
Правило первое: эффективность использования
Эффективность использования — самый важный критерий при оценке интерфейса. Что можно сделать, чтобы достичь максимальной эффективности приложения?
Сформируйте список задач, которые будут выполняться в вашем приложении чаще всего, и уделите им первоочередное внимание при проектировании экранов приложения. Если есть возможность, то проведите интервью с потенциальными пользователями или понаблюдайте за уже существующими подходящими пользователями.
Задачи из этого списка должны выполняться быстро и просто. В этом вам могут помочь следующие принципы:
1. Спроектируйте понятную навигацию и удерживайте пользователя в контексте задачи при переходе между экранами
При работе с устройствами, у которых маленький дисплей, трудно воспринимать большое количество информации с одного «экрана», поэтому рекомендуем создать несколько «экранов» и разнести контент по ним. Сделайте удобную навигацию между экранами приложения, чтобы пользователь отчетливо понимал, где он находится, как ему вернуться назад и что именно он сейчас делает.
2. Соблюдайте непрерывность работы
Каждому из нас приходилось иногда отрываться от работы с приложением. Причин может быть огромное количество и их мы не собираемся разбирать. Наша же задача состоит в том, чтобы спустя какое-то время, когда пользователь вернется к приложению, то он, как минимум, окажется в том же месте, где ему пришлось прерваться и с теми же данными, которые он вводил. Или, если этого не случилось, ему подробно опишут что и как сделать.
3. Текст должен быть читаем
У пользователя не должно быть проблем с восприятием информации с экрана мобильного приложения. Оптимальный размер шрифта для чтения — ваш друг и помощник.
4. Формы для пользователя, а не пользователь для форм
Подбирайте размер поля в формах максимально подходящим к формату данных. Это добавляет пользователям уверенности. Если в полях останется пустое пространство или, наоборот, данные не поместятся, клиент будет чувствовать себя неуютно и волноваться о правильности ввода.
Спрашивайте только ту информацию, которая необходима для совершения операции. Если пользователь что-то из необходимого вводил ранее, запомните это и просто предзаполните нужное поле.
Правило второе: обработка ошибок
Повышает работоспособность с приложением в случае нештатных ситуаций.
1. Должно быть понятно
Как показывают исследования, простое сообщение об ошибке с большей вероятностью будет понято респондентами. Так же, если в сообщении будет подробно описано, как решить появившуюся проблему, то пользователи будут вам благодарны. Пожалуйста, не утомляйте их терминами и аббревиатурами.
2. Опережайте возникновение ошибок
Используйте предупреждения о «критчиных или необратимых изменениях». Это намного лучше, чем сообщение «Все ваши данные удалены. Спасибо». Всегда информируйте пользователя о возможных последствиях до принятия им решения.
Из-за размера мобильной клавиатуры при вводе текстовых сообщений возникает много опечаток. Поэтому при наборе, если возможно, сразу предлагайте варианты в выпадающем списке. После того, как пользователь заполнил поле, проверьте его содержимое на корректность и подтвердите правильность введенных данных, поставив галочку или изменив цвет поля, например, на зеленый.
3. Разрешайте отменять совершенные действия
Для защиты пользователя от «необдуманных или инфантильных ошибок», после которых велика вероятность обращения в техподдержку с требованием «Верните как было» предусматривайте возможность отката критических изменений. Например, опубликованных постов, важных данных или удаления аккаунта целиком. Для этого достаточно будет перевести удаленные данные в «Корзину» в облаке или на самом устройстве, в которой они будут храниться с возможностью восстановления некоторое время до полного удаления. Для удаленного аккаунта достаточно прислать письмо с инструкцией и ссылкой для восстановления на почту.
При совершении платежных операций, таких, как например, покупка товара, заказ услуги, перевод денег и прочее, дублирование уведомлений с полной платежной информацией и возможностью аннулирования заказа на почту давно является хорошим тоном.
Сложно выделить важные и не очень важные пункты при разработке успешного мобильного приложения. На практике может оказаться абсолютно все иначе, а пользователь совершенно не тем, кем мы его представляли. В следующей части мы рассмотрим другие «Правила успешности мобильного приложения», но хотим в завершении этой части сказать: будьте готовы меняться, если понимаете, что конечный потребитель это требует.