Маркетинг и монетизация
App Annie: Приложения-клоны: что это и почему они популярны
Даже в индустрии мобильных приложений подражание — самая искренняя форма лести.
Даже в индустрии мобильных приложений подражание — самая искренняя форма лести. То в одном, то в другом уголке земного шара всплывают приложения, практически идентичные всемирно известным, таким как Pokémon GO и Clash Royale. Приложения-имитаторы быстро набирают популярность и вместе с ней аккумулируют внушительные базы пользователей. Компания App Annie вывела основные причины, по которым создаются приложения-имитаторы (обычно называемые «клонами»), выяснила, на каких рынках они быстрее всего распространяются, и продумала, как защититься от появления клонов, если у вас мегапопулярное приложение.
Почему приложения-клоны набирают обороты
Приложения-клоны возникают по целому ряду причин — и нередко сбивают с пути истинного пользователей, которые в противном случае могли бы загрузить оригинальное приложение. Рассмотрим эти причины:
-
Нетерпение. На первоначальном этапе приложения обычно предлагаются только в нескольких странах, и потенциальных пользователей в других странах охватывает нетерпение. (Пример: Pokémon GO.)
-
Непонимание тонкостей локализации. Иногда даже после запуска приложения на конкретном рынке пользователи могут оказаться разочарованы по причине некачественной локализации. Если не уделить достаточно внимания локализации приложения (как текста, так и функций), то у пользователей не будет стимула устанавливать его, а это даст местным разработчикам отличный повод занять вашу нишу и заработать на подобном приложении.
-
Упущенные возможности партнерства с местными издателями. Как и в случае с тонкостями локализации, издатели, широко известные в ряде регионов, могут быть неизвестны в других странах. Игнорирование возможности партнерства с местными издателями, уже завоевавшими доверие пользователей, может привести к замедлению темпов проникновения приложения.
-
Отсутствие интеграции с популярными приложениями. Отказ от интеграции с важнейшими приложениями, некоторые из которых в настоящее время считаются полноценными платформами, может оказать весьма негативное влияние на динамику распространения вашего приложения. Например, если в Японии мобильная игра не интегрирована с приложением LINE, то это отрицательно скажется на ее охвате и востребованности.
Приложения-клоны на пике популярности
Чаще всего клоны появляются у популярных мобильных игр, однако приложения-имитаторы существуют в самых различных категориях в магазинах приложений. Не удивительно, что игра, копирующая Pokémon GO, была выпущена практически сразу после публикации оригинала. Изначально Pokémon GO была доступна только в некоторых странах, и накал страстей среди геймеров по всему миру нарастал. Разработчики в Китае не растерялись и, чтобы удовлетворить этот спрос, быстро выпустили игру City Spirit Go, также с технологией дополненной реальности и аналогичными игровыми элементами. Приложение Snapchat уже стало частью повседневной жизни большинства молодежи третьего тысячелетия на западе, однако в азиатских странах его популярность не столь высока. Здесь на сцену вышло приложение из Южной Кореи SNOW, завоевав интерес пользователей этого региона за счет локализованных фильтров и стикеров, отвечающих азиатским реалиям.
Возможности SNOW (фото сверху) похожи на Snapchat (фото снизу), однако можно заметить, насколько эстетические предпочтения различаются на этих рынках.
SNOW приобрело огромную популярность в Японии, Корее и Китае, пробившись в десятку лидеров в общем чарте по региону. Локализация и особое внимание к культурным нюансам важны для успеха приложения в любом новом регионе. Чтобы изучить демографическую картину, мы вооружились инструментом Usage Intelligence от App Annie. Среди пользователей как SNOW в Южной Корее, так и Snapchat в США преобладает женская аудитория в возрасте от 25 до 44 лет, то есть можно сделать вывод, что аналогичные элементы привлекают аналогичных пользователей.
Приложение SNOW сохраняет лидерские позиции в странах Азии, однако так и не стало популярным в США.
Среди азиатских приложений сохраняется тенденция к адаптации и интерпретации западных с учетом местных культурных предпочтений: здесь появились приложения-клоны slither.io, Clash Royale и даже Tinder. За счет быстрой разработки приложений с сопоставимыми функциями азиатским издателям удается добиться успеха у неохваченной аудитории, используя идеи, уже зарекомендовавшие себя как успешные.
Как сохранить уникальность своего приложения
-
Руководство на местах. Приложения-имитаторы, как правило, появляются и стремительно распространяются в Азии. Если вы планируете запуск в любой из азиатских стран, не жалейте денег на создание региональной команды, знакомой с культурными особенностями, чтобы узнать, что будет работать, а что нет — как в отношении эстетики и функций, так и контента. Изучите возможности налаживания партнерских отношений с местными издателями, чтобы ускорить темпы распространения приложения и не дать другим возможности поживиться за ваш счет.
-
Время — деньги. Планируя первоначальный запуск, приложите усилия к тому, чтобы приложение вышло одновременно либо с минимальной задержкой на всех ключевых рынках (особенно если среди них есть азиатские). Это позволит сдержать конкурентов, заинтересованных в имитации вашего приложения.
-
Будьте уникальны. Чтобы выделиться, используйте такие функции или объекты интеллектуальной собственности (ИС), которые непросто скопировать. Это также будет способствовать повышению узнаваемости бренда и укреплению лояльности пользователей. К примеру, игру Pokémon GO нещадно клонируют, не приобретая лицензионные права на ИС, но все же эти клоны — лишь слабое подобие оригинала.
Даже если выполнить все рекомендации по локализации, кто-то все равно может разработать такое же приложение, как и ваше, — никто от этого не застрахован. Единственно верным способом не допустить появление приложения-клона или и помешать его успеху является инновационный подход. Продолжайте предлагать актуальные решения, регулярно обновляйте функции и сделайте приложение максимально удобным и интересным для пользователей — только так вы сможете выделиться среди тех, кто просто копирует вас.