Connect with us

Разработка

Григорий Петров: Управление страхом с помощью Continuous Integration

В одной из предыдущих колонок я рассказал про построение коридоров, упомянув про автобилд и continuous integration. Тогда я не было готов рассказать подробности. Но с тех пор успел написать про agile и стандарт кодирования, что позволяет мне рассказать про автобилд не взрывая голову читателя миллионом новых сущностей. Потому что последовательное изложение – это сила.

Григорий Петров

Опубликовано

/

     
     

В одной из предыдущих колонок я рассказал про построение коридоров, упомянув про автобилд и continuous integration. Тогда я не было готов рассказать подробности. Но с тех пор успел написать про agile и стандарт кодирования, что позволяет мне рассказать про автобилд не взрывая голову читателя миллионом новых сущностей. Потому что последовательное изложение – это сила.

Зачем нужно continuous integration

Самое главное в построении коридоров – это так организовать рабочий процесс, чтобы проверка работы была неизбежной. Эволюция мозга приспособила его постоянно оценивать положение в социуме и “настраивать” модели поведения. Мы очень тонко чувствуем фальшь, и если будет хоть малейшая возможность не делать скучную и неинтересную работу – мы такую возможность придумаем. И миллион оправданий к ней. Если в команде настроена непрерывная интеграция, то все участники понимают неизбежность автоматической сборки проекта. Понимают, и на бессознательном уровне адаптируют свое поведение, стиль работы, отношение к происходящему. Ведь никто не хочет быть супергероем, сломавшим Большое Ночное Тестирование?

CI_part1_cover_optima

Идея continuous integration (далее CI) – в автоматизации ради улучшения рабочего процесса. По доброй традиции CI настраивается так, чтобы вся автоматика выполнялась после того, как разработчик отгрузил на сервер новую порцию исходного кода. Интерактивность очень важна – разработчик должен чувствовать прямую связь между тем, что он сделал push и тем, что через минуту вся команда получила нотификацию о сломанном билде. В этом плане особенно хорошо работают физические индикаторы – вывод текущего состояния CI на большую плазму, загорающиеся красным цветом лампы и так далее. Все это помогает нашему мозгу адаптировать поведение.

И что туда можно запихнуть

Сборка проекта и вердикт “собралось или не собралось” – самое простое, что можно добавить в CI. Обычно все с этого начинают. А затем, войдя во вкус, добавляют все новые и новые автоматизации, чтобы рабочий процесс стал лучше. Вплоть до автоматического анализа сложности кода с помощью метрик вроде “cyclomatic complexity”. Тут главное – не увлекаться.

Хорошей идеей будет добавить в CI проверку на соблюдение стандарта кодирования, принятого в команде. Для этого существуют многочисленные программы семейства “lint”. Запущенная перед сборкой проекта, такая программа может проверить самые “болезненные” пункты стандарта кодирования: именование идентификаторов и структуру проекта, отступы, принятый в команде стиль расстановки скобок и тому подобное. Неизбежность проверки волшебным образом дисциплинирует разработчиков, они начинают соблюдать стандарт не потому, что “тимлид так сказал”, а потому что не хотят “сломать билд”. Опять же, главное не увлекаться и сконфигурировать линтер только на несколько самых важных, обязательных пунктов стандарта.

В CI очень хорошо добавлять разнообразные тесты проекта: интеграционные, функциональные, unit-тесты. О тестировании я поговорю отдельно, это очень большая и интересная тем. А начинать можно с самого простого: что собранный проект хотя бы запускается. Такой тест несложно сделать, а добавленный в CI он будет выявлять ошибки вида “ой, а на моем компьютере все работает”.

slon2u

CI является естественным местом для хранения информации о том, как развернуть и установить разрабатываемый проект. Нередки ситуации, когда “тайным знанием” сборки или установки проекта владеет один разработчик в команде, и в случае его отпуска или увольнения происходит много всего веселого. Последовательный перенос всех этих знаний в CI хорошо защищает проект от такой угрозы. Команды для сборки и установки хранятся в той же системе контроля версий, что и исходный код, а сами эти процессы происходят автоматически. В хорошо настроенной CI задача “собрать и выложить проект в продакшн” делается одной командой, после чего все остальное обеспечивает автоматика.

Сердце Agile

Continous Integration позволяет извлечь максимальную пользу из agile подхода к созданию софта. Автоматическая сборка и установка позволяет команде фокусироваться на разработке, быстро взаимодействовать с другими участниками процесса и помогать друг другу с задачами без боязни “все сломать”.

При использовании CI очень важно не забыть, для чего это все делается. Главная цель – улучшить рабочий процесс, дав нашему мозгу набор легко соблюдаемых и понятных правил. Легко попасть в ловушку, подменив цель процессом. Многие виденные мною команды, к примеру, ставят своей целью 100% покрытие проекта юнит тестами. И совсем не потому, что пишут драйвер. Такая ложная цель создает иллюзию контроля сложности и позволяет избежать действительно сложной работы – создания хороших программ в разумное время. Помните об этом, и continuous integration станет вашим надежным помощником в борьбе со сложностью.

Григорий Петров
Комментарии Facebook
Продолжить чтение
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Обучение

Разработка iOS 11 приложений на Swift

Стэнфордский университет опубликовал новую версию курса по Swift в iTunes U.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

В новом курсе учтены все изменения, сделанные в iOS 11 и новой версии Swift.

Темы:

  • Инструменты и API, которые понадобятся для разработки приложений для iPhone и iPad/
  • Пользовательский интерфейс.
  • MVC-парадигма.
  • Анимации.
  • Многопоточность.
  • Работа с сетью.

Курс бесплатен и доступен для прохождения на iPhone и iPad. Язык – английский.

 

Леонид Боголюбов
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Новости

Интересные материалы: 16.11

Лучшие материалы о разработке и маркетинге технологических продуктов.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Леонид Боголюбов
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Разработка

Почему не надо патентовать идею мобильного приложения

Студия AppCraft рассказала нам, стоит ли патентовать идею мобильного приложения, а если нет, то как лучше подойти к развитию своего продукта.

AppCraft

Опубликовано

/

Автор:

Многие начинающие предприниматели, придумавшие бизнес идею в области мобильных приложений, первым делом ищут возможности получить патент на изобретение. Замысел понятен – сразу после старта любой желающим может обойти на повороте, воспользовавшись новым видением и потенциалом.

В этой статье мы тезисно перечислим причины этого не делать.

Что такое патент

Патент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. В случае с разработкой мобильного приложения, являющегося программным обеспечением, получить патент в России и Европе на алгоритмическую часть (непосредственно программу) не удастся: статья 52 европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование программ для ЭВМ.

Поэтому в случае с мобильными приложениями, как правило, защищается не сам продукт, а общая идея функционирования сервиса, отражающая некоторую новизну подхода к решению той или иной задачи. Запатентовать код тоже можно, но только в некоторых юрисдикциях, например, в США или Южной Корее.

Это долго и дорого

Получение патента на мобильное приложение отнимает драгоценное время, которое на старте продукта лучше потратить на проверку гипотезы о работающей бизнес модели.

Вам не только нужно найти патентного поверенного, который может взяться за работу по описанию и оформлению вашей идеи, но и заплатить за его услуги, оплатить патентные взносы, переводчика и так далее.

Вы потратите минимум 50–100 тысяч рублей (если часть работы будете делать самостоятельно) и не меньше 3–4 месяцев, если делать все очень быстро.

После этого вы можете получить отказ на регистрацию от патентного бюро, потому что описание недостаточно детальное, не содержит инновационности, дублирует уже существующие патенты и т.д. Только 56% патентов регистрируется, соответственно, 44% – отклоняется.

При этом, по статистике, 97% (!) патентов генерируют прибыли меньше, чем стоимость их оформления.

Вы патентуете не то, что нужно

Практически всегда желание защитить бизнес возникает на стадии первой идеи. Как только прошло достаточно времени на обдумывание плана, сразу возникает мысль о защите еще будущего предприятия. Желание понятно, однако идея и ее реализация – всегда разные вещи.

Пол Грэм, один из известнейших предпринимателей в IT и основатель Y Combinator, говорит, что по его опыту от 70 до 100% проектов имеют разные ключевые идеи на старте и через 3 месяца операционной работы.

Так происходит из-за того, что бизнес – это решение реальных проблем. Он развивается и растет в синергии с потребностями людей, которые:

  1. вам досконально неизвестны на стадии идеи;
  2. меняются со временем;
  3. решаются так, как хочется им, а не вам.

Как только вы начнете запускать идею, с вероятностью близкой к 100% вам придется если не полностью изменить вашу задумку, то значительно ее переработать. Зачем в этом случае патентовать в самом начале то, от чего в последствие вы сами откажетесь?

Забывается главное

А главное – это скорость проверки гипотез о работающих моделях, сбор фидбека с потенциальных клиентов и реализация MVP. Любой, кто работает на этом же рынке и справляется с этим лучше, опередит вас, несмотря на наличие патента. Потому что, во-первых, он понимает рынок лучше, а во-вторых, открытая им более эффективная модель наверняка не будет совпадать с вашим патентом.

Фокусируясь на защите идеи, вы сразу же отстаете в скорости ее развития и реализации.

Патент – не единственный способ защититься

Если патент – неэффективный способ защиты бизнеса в самом его начале, то это вовсе не означает, что не нужно принимать вообще никаких оборонительных мер. В силу простоты и дешевизны можно использовать такие способы:

  • Купите домен с именем продукта. Хорошее имя дает сильный эффект, а при решении любых споров покупка вашего домена в более ранний срок, чем оформление торговой марки конкурента, решает многие вопросы.
  • Создайте группы в социальных сетях с названием проекта. Как и в случае с доменом, хорошие названия имеют и хорошие поисковые позиции, и неплохо запоминаются, и становятся недоступны конкурентам.
  • Зарегистрируйте торговую марку. Это не быстро в некоторых юрисдикциях (например, в России), но во многих странах осуществляется в течение нескольких дней и с минимальными затратами.

Итого

Патентовать изобретения важно и нужно, но это совершенно не то, что стоит делать первым делом, когда вы занимаетесь стартапом. Многие компании стали заниматься защитой интеллектуальной собственности только после того, как начали генерировать прибыль.

В самом начале стоит полностью сфокусироваться на самой идее продукта, ее проверке, продумывании виральности и создании MVP, находясь при этом на постоянной, максимально близкой связи с вашими будущими клиентами.

AppCraft
Комментарии Facebook
Продолжить чтение

Календарь

ноябрь

17ноя - 19Весь деньТИЛТЕХ МЕДХАК

24ноя - 26Весь деньWhat the hack?!

25нояВесь деньSmart Taler 2017

25нояВесь деньLadies Code: время технологий

30нояВесь деньSmart Cars & Roads 2017

декабрь

5дек18:30- 22:00Яндекс изнутри: глазами iOS-разработчика

8дек - 9Весь деньКубок СTF России

9дек - 10Весь деньGames Gathering 2017

9декВесь деньЛекционный день по игровой индустрии

Наша рассылка

Каждому подписавшемуся - "1 час на UI аудит": бесплатный ускоренный курс для разработчиков веб и мобильных приложений!

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Наш Facebook

Популярное

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.