Connect with us

Дизайн и прототипирование

Закат дизайна Windows Phone?

Юрий Ветров, руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов Mail.ru Group, поделился с нами своей точкой зрения на мобильную версию Windows 10, которую, среди прочего, показывала компания Microsoft на этой неделе.

Опубликовано

/

     
     

Юрий Ветров, руководитель отдела проектирования и дизайна интерфейсов Mail.ru Group, поделился с нами своей точкой зрения на мобильную версию Windows 10, которую, среди прочего, показывала компания Microsoft на этой неделе.

Очень ждал январскую презентацию Windows 10 с показом телефонной версии. Windows Phone 8.1 сильно разочаровал — после полутора лет ожидания (а на таком гипер-конкурентном рынке это как-то вяло) платформа еле догнала гораздо более бойкие Android и iOS. При том, что через пару месяцев анонса их новых версий снова оказалась в отстающих — они штампуют обновления с адовой скоростью и постоянством.

Еще хуже то, что работу над интерфейсом отдали, похоже, молодой команде без четкого контроля — идеолог концепции Альберт Шам ушел на повышение. После мощного задела на старте пошел невнимательный и калечащий изначальную идеологию подход. Клонированный из Android Фейсбук, абсолютно позорнейший YouTube, безалаберно натыканные иконки вне стилистики, бездумное уделывание раздела настроек списком из полсотни пунктов, вынесение встроенных функций из системы (быстрый постинг в Фейсбук) в тормознутый запуск отдельного приложения, панель уведомлений с неудачным iOS-решением группировки вместо идеального инбокса в Android… При том что ключевые проблемы — а это в первую очередь кривой режим многозадачности, когда приложения всегда тупят или запускаются заново при возврате — никто и не думал чинить (в Android и iPhone такое тоже периодически случается, но не каждый же раз!).

YouTube_screens

По факту пошли по накатанной и дальше (вы можете посмотреть скриншоты на Engadget, Office.com и The Verge) — теперь это еще ближе к корявой версии Android, как будто ориентировались на его недолго проживший форк в Nokia X.

Word_UI_1992x1172

Понятно, что стремились к отличной идее универсальных приложений, когда дизайн адаптируется от планшета к телефону (на многих сравнениях это видно), но получилось достаточно нелепо относительно ценностей, которые постулировал метро-дизайн:

  1. Появилась полная калька с верхним баром Android/iOS, ну и бургерное меню в придачу. Мало того, что это выглядит коряво — вместо чистоты и легкости оригинального решения несколько цветных полосок. Появляются ненужные плашки сверху.
  2. Еще хуже то, что одна из самых почитающих законы Фиттса платформ (большинство контролов располагались внизу экрана, многие действия вроде свайпов могли быть сделаны из любой точки без необходимости нажимать на сам контрол) во времена растущих размеров телефона засунула элементы управления в самую недосягаемую область — на самый верх интерфейса. Ну ё-моё :(
  3. Свайп по элементу списка для открытия быстрых действий. Отлично соответствующая заветам Фиттса возможность прокручивать вкладки из любой точки экрана, судя по всему, уходит. И это самое инородное вкрапление из всех.

У интерфейса metro, конечно, были свои проблемы. При попадании в приложение напрямую, минуя его главный экран, невозможно было вернуться в корень — только перезапуском (дешево и сердито ее решил OneNote — ненавязчивой кнопкой назад по аналогии с Android). Верхняя часть с заголовком экрана и вкладками отъедала уйму места при скроллинге (хотя тот же Фейсбук на iPhone отлично решает это скрытием панелей при прокрутке). Информационная плотность в целом местами страдает, хотя у того же material design проблемы аналогичные. Жесткие визуальные гайдлайны и отсутствие опыта минималистичного дизайна у специалистов на рынке приводили к однояйцевым клонам (хотя в iOS7 ровно та же история, но она не ограничивает и выдает эффектнейшие результаты). Но нафига останавливать кровотечение из носа отрубанием головы?!

Понятно, что показана ранняя версия и все такое, но тренд деградации одной из сильнейших интерфейсных концепций продолжается — речь идет об идеологических решениях, определяющих принципы интерфейса (хотя иконки тоже потеряли всякую идентичность). Когда в начале 2010 года был показан интерфейс WP7 — это была революция на фоне бесконечных стежков и кожаных текстур в iOS, а также его дешевой кальки в ранних Android.

Они же придумали и новый подход к анимации с оркестровкой элементов и отходом от чистой физической модели, на базе которого построена iOS7. Та идеология, которую они описали — минимизация заходов в приложения с помощью развернутой информации в тайлах и провязки их между собой, а также встройки базовых функций в саму ОС; продолжение работы приложения на связке устройств (то, что Apple потом выпустила как continuity); единый поток запущенных приложений и их экранов (можно перемещаться по ним физической кнопкой «назад»); крутая система ненавязчивых уведомлений, всплывающих вверху экрана (не считая самой идеи тайлов); шаринг из приложения в приложение и поиск подходящих приложений для задачи; отдельная кнопка камеры с возможностью ее запуска из выключенного состояния и перенос кнопки включения телефона вбок, где это удобнее; универсальные контакты из нескольких источников, включая соц.сети; сильный игровой центр и еще уйма всего — выглядела гораздо интереснее и перспективнее примитивной эппловской модели стартового экрана и запускаемых оттуда атомарных утилит (концепт Антона Реппонена хорошо показывает то время, в которой она осталась).

Windows_Phone_iPhone_Android

К сожалению, компании не хватило то ли скорости, то ли упорства и многое из заявленного либо не дошло до реализации, либо работало далеко от заявленного. Нормально использовали обновления тайлов в основном родные приложения, вышеописанные проблемы с многозадачностью убивали все хорошее, вместо универсального поиска впилили запуск приложения и т.п. Постепенно все концептуальные задумки реализовали в Android и iOS. А сама стилистика с подачи Dribbble (1, 2, 3) превратилась во флет-дизайн, который сначала прикрутили к Android Holo, а потом и к iOS7 (иронично сейчас смотрится это сравнение).

И уже их не особо интересующаяся рынком толпа начала называть родоначальниками плоского дизайна…

Я много лет был оголтелым фанбоем WP, мы сами делали интересные решения, включая одно из запущенных последним Облако Mail.Ru. У меня четыре виндоусфона — первый Samsung Omnia 7 появился еще в начале 2011, потом были HTC Mozart, Lumia 800 и 920 (причем на них еще сохранились версии WP7.0, 7.1 и 7.5). Но после выхода WP8.1 я отложил апгрейд в ожидании Win10. А увидев анонс, я, пожалуй, оставлю на память Lumia 920 и останусь на связке чистого Android (Nexus и Google Play Experience) и iPhone.

81-cloud-wp8

На презентации показали уйму интересного — отличный десктопный вариант Win10, крышесносный HoloLens, новый Surface Hub, наконец-то появится continuum. Еще более важно, что это одна из нескольких компаний, которая внедряет подход единого адаптивного интерфейса по всей широте платформ (прошлым летом мы увидели это в Material Design от Гугла). Но в результате смартфонный вариант стал еще ближе к бессмысленной кальке с Android и интерфейсной ценности теперь представляет мало, а в качестве экосистемы так и подавно. Печально. Положу их в стопку не принятых рынком интерфейсных направлений вместе с WebOS, MeeGo и Jolla.

grave

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.

Наши партнеры:

LEGALBET

Мобильные приложения для ставок на спорт
Telegram

Популярное

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: