Connect with us

Интервью

«Игры – это искусство и невероятно тяжелый труд»: Вячеслав Уточкин о создании игр в России и трендах игровой индустрии

Каково будущее VR в играх? Как научиться создавать игры и какие тренды существуют сейчас в индустрии? Директор образовательных программ по игровой индустрии в ВШБИ НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин ответил на наши вопросы об игровой индустрии и дал много ценных советов для разработчиков и компаний.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

     
     

Вячеслав Уточкин — директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Он запускал многопользовательский танковый экшн Armored Warfare, управлял популярной клиентской MMORPG Perfect World, браузерным шутером Бумз и другими играми, когда работал в Mail.Ru Group. Имеет персональный опыт в создании браузерных онлайн-игр, мобильных VR-игр, продюсировании разработки match-3 игр.

Каких успехов уже добились выпускники ваших программ ВШБИ?

Наша образовательная программа «Менеджмент игровых проектов» запущена в 2014 году. Сейчас учится шестой поток слушателей. За это время более 150 выпускников успешно прошли обучение и выполняют те цели в игровой индустрии, которые ставили перед собой идя на программу. Успехи как раз и связаны с выполнением этих целей.

Те, кто хотел пойти на работу в игровую индустрию сейчас работают в российских игровых компаниях, таких как Rocket Jump, 101XP, Mail.Ru, Destiny.Games и ряде других. Некоторые из трудоустройств наших выпускников мы выносим на отдельную страницу на нашем сайте. Важно понимать, что за 8 месяцев обучения продюсером или ведущим геймдизайнером вы не станете, а вот приобрести знания, навыки и бизнес-связи для того, чтобы попасть на начальные позиции в игровой компании – это реально. Часто наших слушателей хантят их же преподаватели, а также выпускники предыдущих потоков, которые открыли собственные игровые студии.  Из должностей это чаще всего младший геймдизайнер, бренд-менеджер, проект-менеджер, специалист отдела тестирования, комьюнити-менеджер и др.

Те, кто хотел создавать свои игры, сейчас запускают и уже запустили собственные игровые проекты. К примеру, мобильная игра по франшизе сериала «Универ», самый популярный в мире симулятор лифта (да, есть и такая ниша и это почти полмиллиона установок), необычный карточный баттлер Z9 Project, где в качестве карт выступают автомобильные номера, которые вы сами можете фотографировать на улице, игры под виртуальную реальность, ряд игр для Steam. Примеры некоторых проектов наших выпускников можно посмотреть здесь, а также на шоукейсах на игровых выставках и конференциях.

Вообще наши выпускники  часто участвуют в различных игровых хакатонах, конкурсах, выходят с шоукейсами своих проектов на крупнейшие российские игровые выставки и конференции. В Высшей школе бизнес-информатики раз в год мы специально проводим «Лекционный день по игровой индустрии» в течение которого наши слушатели шоукейсят свои проекты, он длится целый день и приходит на него более полутысячи человек. Последний раз проводили девятого декабря и здесь можно посмотреть, какие проекты показывали наши выпускники.

Тем, кому интересно подробнее почитать про цели, которые ставили наши выпускники, и о том, как их удалось добиться, можно почитать в их отзывах.

Можно ли научиться созданию игр на основе только теоретических онлайн-курсов?

Наша образовательная программа очная, длится 8 месяцев с занятиями по вторникам и четвергам с 18-45 до 21-35 и по суббота с 10-30 до 16-30. И подразумевает столько же теории, сколько и практики. Если говорить именно о теоретическом онлайн-образовании в целом, не разбирая конкретный курс, то научиться с помощью него самому создавать и запускать игры — задача амбициозная. Нужный эффект у нас на очной программе достигается за счет системных знаний и применения их на практике, так как выпускной работой является защита той части работы, которую вы выполняли во время обучения по своей игре.

Игру вы начинаете делать в первые месяцы обучения либо самостоятельно, либо объединившись с одногруппниками. Идет постоянное очное общение с единомышленниками из числа одногруппников и выпускников прошлых потоков, с опытными представителями индустрии из числа преподавателей. Начинается работа в компании у тех, кто ставил себе целью пойти на работу в игровую индустрию и кого те же преподаватели захантили уже во время обучения. Сам очный процесс обучения дает необходимый пуш для концентрации на развитии в нужном направлении, подкрепленный в том числе регулярными домашними заданиями, экзаменами и итоговой защитой перед комиссий из представителей ведущих игровых компаний.

Во время онлайн-курса этого мало, поэтому все сложнее. Тем не менее, я вижу пользу и в онлайн-обучении, так как оно все равно задает вектор развития, позволяет систематизировать знания. Для тех, у кого нет возможности проходить очное обучение, к примеру, если вы живете в другом городе, онлайн-обучение пойдет на пользу. Мы сейчас как раз для этого запускаем одномесячную онлайн-программу «Основы создания игр». Так что если есть возможность пойти на очное обучение – то лучше на него. Если нет, то онлайн обучение — хороший вариант. Но надо его рассматривать не как конечный инструмент для того, чтобы создать и запустить свою игру, а как первый важный шаг на этом большом пути.

Что именно входит в вашу программу “Менеджмент игровых проектов”?

Наша программа включает в себя два ключевых направления – разработку и оперирование игр.

На этапе разработки проектируется и реализуется игровой функционал, генерируется контент и прорабатываются все технические, геймдизайнерские и другие аспекты игры. Целью этапа является создание продукта, готового к эксплуатации. Оперирование – это запуск и поддержка успешного функционирования игры на рынке. Цель оператора – зарабатывать деньги.  Кстати, сам я работаю именно в оперировании игр. И играть тоже очень люблю, именно поэтому 8 лет назад ушел с работы в неигровой сфере, где глаза не горели от работы, и пошел в игровую индустрию в качестве продюсера игр. Тут у меня действительно загорелись глаза , и при взгляде на часы в 5 вечера думаешь уже не о том, что ЦЕЛЫХ 2 часа осталось, а о том, что всего 2 часа осталось, но ничего – есть еще выходные чтобы с удовольствием поработать 😊

На программе мы охватываем оба этих направления. Чтобы слушатели могли создать игровой продукт, мы изучаем технические основы разработки, игровую логику, продуктовую документацию, психологию игрока, игровые механики, проектирование интерфейсов в играх, монетизацию, прототипирование. Чтобы все это работало, необходимо понимание того, как управлять командой в игровой индустрии и как построить процессы проектного управления, под это также выделены отдельные дисциплины. Дальше вам надо будет запускать свой продукт, поэтому мы детально разбираем все доступные инструменты маркетинга игр, включая те, которые могут использовать инди-разработчики и которые не требуют многомиллионных бюджетов. Изучаем авторское и договорное право применительно к игровой индустрии, работаем с контролем качества разработки и запуска игровых проектов, с локализацией, с комьюнити и технической поддержкой.

Игры — это искусство или бизнес?

Многие считают, что игры — это искусство. И это так и есть, но игры — это еще и большой труд. Чтобы создать большой качественный продукт, придется серьезно попотеть, а чтобы еще и заработать на этом продукте — попотеть еще больше. Так что считаю ли я игры и процесс их создания искусством – да. Считаю ли я это невероятно тяжелым трудом – да. Это искусство, потому что этот труд позволяет заниматься любимым делом и поделиться с окружающими частичкой своей души. Ну а так как результаты труда позволяют участникам процесса получать доход от вложенных участниками процесса ресурсов, то это и бизнес. На нашей программе в том числе большое внимание уделяется тому, чтобы проекты, над которыми работают наши слушатели и выпускники, были финансово успешными.

Весной у вас открывается программа по геймификации бизнеса. Можете ли вы привести реальные примеры компаний, которые применили геймификацию во внутренних процессах для мотивации сотрудников?

Одним из преподавателей программы будет Евгения Любко, управляющий партнер компании Pryaniky.com, которые уже много лет занимаются внедрением геймификации во внутренних процессах компаний для мотивации сотрудников. Вот несколько интересных кейсов от них:

  • Компания Ticketland.ru укрепила корпоративные ценности и в 3 раза сократила время опозданий сотрудников, запустив геймифицированную корпоративную социальную сеть;
  • Банк Хоум Кредит (Казахстан) в рамках мотивационной игры “SalesForce“, в которой необходимо было захватить 10 планет новой солнечной системы, на 5% подняли продажи во время падения курса национальной валюты к доллару в 1,5 раза и двукратного сокращения клиентского потока;
  • Фонд поддержки предпринимательства “Даму” перевыполнил двукратно увеличенный годовой план по сделкам с помощью 8-месячного геймифицированного “плавания” за золотом капитана Кортеса;
  • Компания “Моментоденьги” с помощью геймифицированной корпоративной соцсети сократила текучку в два раза.

Кстати, весной у нас открывается не только новая программа по геймификации бизнеса, но и новая образовательная программа по «Маркетингу игр».

Какие тренды вы можете выделить в индустрии мобильных игр?

  1. Главный тренд – массовый перенос механики PUBG на мобайл и разработка клонов этой игры. Феноменальный успех PUBG можно отнести к одному из главных прорывов 2017-го. Неудивительно, что он породил массу подрожателей и натолкнул разработчиков на портирование механики Battle Royale в мобайл.
  2. Второй тренд – рост популярности игр с активным геймплеем, в частности шутеров.
  3. Если говорить про отечественных разработчиков, то это их появление на серьёзных позициях в мировом сторе. Это такие тайтлы как Last Day on Earth: Survival, Homescapes и другие.

И еще скажу тут одно слово – «крипта».

10 самых важных игр 2017

Как вы считаете, когда VR может стать массовой технологией?

Я сам активно занимаюсь виртуальной реальностью, люблю эту технологию и хочу приблизить тот момент, когда можно будет поиграть в MMORPG с полным погружением, прокатиться на драконе с ощущением присутствия, прогуляться по эльфийскому лесу и вдохнуть его запахи, попробовать вкусные блюда на сказочном пиру и т.д.

В Высшей школе бизнес-информатики мы запускаем образовательные программы по методологии разработки VR-проектов, я сам активно развиваю  профсообщества по виртуальной и дополненной реальности, у меня кстати самые крупные русскоязычные в FB и в VK, мы проводим конференции по виртуальной реальности, делаем с нашими слушателями и выпускниками VR-проекты.

Подкаст AppTractor: виртуальная реальность

Но, конечно, технология сейчас далеко не массовая, и нужно много усилий со стороны бизнеса, государства и частных лиц для того, чтобы вывести ее на новый уровень. В частности, предстоит решение таких проблем как несовершенство оборудования – провода, трекинг, вес шлемов и их цена, глубина погружения, задействование всех органов чувств и многое другое.

С другой стороны необходим контент, так называемый killer app, ради которого люди будут погружаться в VR, как Space Invaders для аркадных автоматов, как Zelda для Nintendo Switch. Люди по всему миру сейчас над этим работают, и я верю, что технология выйдет на массовый уровень и станет следующим большим прорывом человечества наравне с тем, как им стали появление компьютеров, интернета, мобильных телефонов. А вот прогнозов о том, когда именно это случиться, делать не буду. Мне нравится для визуализации вот этот оптимистичный образ от John Riccitiello:

Похожее изображение

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Дизайн и прототипирование

Фирменный стиль: правила и механика разработки

В июле в Санкт-Петербурге прошла первая встреча глобального сообщества предпринимателей Startup Grind, на которой выступил Роман Горбачев, основатель «Логомашины». Мы пообщались с Романом, чтобы узнать об особенностях разработки фирменного стиля и его адаптации для цифровых носителей.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Расскажите, что такое фирменный стиль и из каких компонентов он состоит?

В общем значении, фирменный стиль — это набор правил, по которым делаются все фирменные вещи. Это цвета, их соотношения, шрифты и прочее. Стиль нужен, чтобы фирма запоминалась и производила впечатление, например, технологичной компании или наоборот, простой и доступной.

В фирменном стиле оформляются все точки контакта с клиентом: сайт, приложение, упаковки и т. д. Примеры можно найти в нашем портфолио: мы всегда разрабатываем примеры визуализации для всех носителей, которые использует клиент.

С чего начинается разработка фирменного стиля? И в какой момент вы начинаете думать, как фирменный стиль будет выглядеть на различных носителях? Бывают ли случаи, когда фирменный стиль разрабатывается именно с учетом того, что он будет использоваться только на цифровых носителях?

Разработка стиля начинается с брифовки клиента — так мы понимаем, с одной стороны, позиционирование фирмы, с другой, как этот стиль планируют использовать. Мы делаем особенный упор на качественную брифовку, потому что мы даем гарантию — если логотип не понравится, мы вернем заказчику все деньги. Поэтому если бриф нам непонятен, мы звоним клиенту и проговариваем все моменты до тех пор, пока задача не станет ясна и нам, и заказчику.

После этого опытный дизайнер может легко представить, как стиль будет выглядеть. Конечно, если мы делаем стиль, например, для блокчейн-приложения, мы сразу рассчитываем, что он будет применяться в основном в цифровой среде, а не на бумаге.

Какие особенности есть у цифровых носителей? Какие-то специальные технические требования или пакет из обязательных форматов?

При работе с цифрой можно сразу использовать анимацию или трехмерную динамику — это может выделить логотип и стиль среди подобных. Требований и ограничений в этом случае меньше, чем при печати, и этим можно пользоваться, чтобы производить впечатление. Мы добавляем в каждый логотип анимацию, чтобы лучше передать его характер:

Что делать, если во время разработки веб- или мобильного сервиса оказывается, что фирменный стиль не подходит? Например, если шрифт или цвета оказываются нечитабельными на экране смартфона? Что делать в такой ситуации?

Доделывать. Я таких случаев не припомню, но если оказывается, что стиль невозможно применить, нужно менять стандарты. Вообще, эволюция стиля — стандартное явление, не нужно этого бояться. Вот, например, Нетология обратилась к нам за развитием стиля — мы сделали минимальные изменения и решили задачу.

А как бы вы решили, например, кейс уже знаменитого ДжонФедора?

В случае с ДжономФёдором мы увидели интересный проект и разработали собственный концепт. Судя по обратной связи и притоку клиентов, вдохновленных этим проектом, работа получилась отличной.

И как подстраховаться на этапе разработки фирменного стиля? Есть ли какие-то форматы тестирования, которые помогут избежать подобных ошибок?

Фирменный стиль нужно делать комплексно и показывать на тех носителях, которые будут в жизни – их должен предоставить заказчик. Также на стороне заказчика должны быть дизайнеры, которые поймут и разовьют фирменный стиль на все экраны приложения, например.

Как быть с юридической стороной вопроса? Например, если лицензия на шрифт, используемый в логотипе, распространяется только на физические носители? Может, есть какие-то ваши кейсы, которыми вы можете поделиться?

Лицензии шрифтов – отдельная сложная тема. По возможности мы работаем со свободными шрифтами или покупаем полную лицензию. Со шрифтами, ограниченными по аудитории, работать очень сложно.

Какие самые частые ошибки вы замечаете при адаптации фирменного стиля для веба и мобайла?

Ошибка номер один – логотип делается для большого формата, а используется в маленьком размере: на сайте, в приложении. Это встречается повсеместно — такие логотипы невозможно разглядеть. В вебе часто забывают про самый маленький формат, типа фавикона. Для приложения критически важна уникальная цветовая гамма, у многих ее просто нет. Есть один цвет, который совпадает с кучей других приложений. Это основные проблемы в узнаваемости.

И как их избежать?

Чтобы избежать таких проблем, нужно делать логотип под тот размер, в котором его будут видеть чаще всего. И презентовать на этом месте (мы называем его «Главное место»).

В работе над цветовой гаммой важно изучить конкурентов и «захватить» те цвета, которые они не используют. Чаще всего придется использовать сочетание цветов — в таком случае нужно определить соотношение и иерархию цветов (какой цвет идет на фан, какой из них используется редко и для акцентов).

Как минимизировать негативную реакцию пользователей на ребрендинг, которую мы наблюдаем у практически всех популярных приложений?

Обычно эта реакция не столько на редизайн, сколько на то, что пользователей не спросили. Стало непривычно и неудобно. Такая реакция неизбежна, нужно просто переждать.

Чтобы минимизировать негатив, нужно подготовить пользователей — начать опрос мнений, потом дать попользоваться новой версией как эксклюзивом. И самое важное — внимательно отнестись к пользовательским данным. Если есть накопленный опыт, его нужно перенести и в новую версию, несмотря на редизайн.

Спасибо!

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

myTarget: умные кампании, видео, алгоритмы и данные

Как сейчас работает и к чему стремиться крупнейшая российская мобильная рекламная сеть? Мы поговорили с представителями myTarget и расспросили их о настоящем и будущем целевой рекламы.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Какие изменения произошли в платформе за прошедший год?

В 2017 году мы провели ряд обновлений — как значительных, которые взяли на вооружение многие рекламодатели, так и незаметных на первый взгляд, но полезных изменений алгоритмов и технических методов.

Пользователи все активнее потребляют видеоконтент. Видео — безусловно уже стало одним из основных инструментов рекламы, даже клиенты нацеленные на решение перформанс задач переходят на него. Мы запустили видеоформат для продвижения приложений в ленте ВКонтакте и Одноклассников. Такое видеообъявление отображается в ленте новостей,  воспроизводится автоматически и предлагает установить приложение через кнопку призыва к действию. В ролике может демонстрироваться интерфейс создания персонажей или выполнения игровых задач. Сейчас это один из самых высококонверсионных форматов для продвижения мобильных игр в myTarget.

Для упрощения запуска рекламы был добавлен генератор отчетов — инструмент, который помогает найти свою целевую аудиторию. Теперь рекламодателю не придется дробить аудиторию и транслировать на каждый сегмент тестовые кампании. Вместо этого можно запустить общую кампанию, выгрузить отчет и посмотреть, какие сегменты сработали лучше всего.

C 2017-го рекламная платформа myTarget позволяет следить за offline-эффектом от digital-рекламы. Рекламодателям доступна возможность загрузки списка CRM-данных посетителей с последующей атрибуцией визитов кампаниям, объявления которых видел пользователь или взаимодействовал с ними.

Открыли в 2017 году всем рекламодателям доступ к маркетплейсу внешних аудиторных сегментов, предоставляемых провайдерами данных. Маркетплейс позволяет рекламодателям приобретать максимально релевантные аудиторные сегменты, предоставляемые платформами управления данными (Data Management Platforms, или DMP). DMP аккумулируют данные из сторонних источников и систематизируют их, разделяя на сегменты.

В прошлом году запустили кроссдевайс-формат Lead Ads в Одноклассниках, который позволяет собирать лиды прямо внутри соцсети, упрощая сбор заявок. Новый формат включает форму обратной связи для клиентов прямо в объявлении.

Пользователю не нужно переходить на внешний сайт, поля в заявке заполняются автоматически из профиля.

Лиды сохраняются в рекламный кабинет, откуда можно выгрузить статистику в собственную базу.

А что насчет рекламных стратегий?

Рекламный рынок движется в сторону совершенствования «умных кампаний»: рекламодатель задает цели, бюджет, аудиторию, а алгоритмы самостоятельно оптимизируют показатели, добиваясь максимальной эффективности. Это подталкивает рекламные площадки к переходу на оптимизацию показов тем пользователям, которые с наибольшей вероятностью выполнят целевое действие – установят приложение. Оптимизированный CPM уже можно подключить в myTarget. Модель oCPM, в отличие от CPI,  позволяет увеличить объем установок, удерживая их среднюю стоимость, и применима для всех основных мобильных форматов, включая видео и карусель.

Появились ли у вас новые таргетинги?

Мы создали актуальный таргетинг на пользователей, у которых установлены похожие приложения. Например, вы продвигаете приложение такси и видите, что у пользователя уже есть подобное — и, возможно, не одно. Вероятность, что этот человек установит ваше приложение, выше. Другое важное обновление — in-app retargeting. Теперь можно получить аудиторию, которая покупает в приложениях, и настроить на нее ретаргетинговые кампании. Если вы заметили, что пользователи приложения не проявляют активность в течение 30 дней, можно таргетировать на них мотивационную рекламу.

Кроме того, мы в феврале запустили таргетирование по психотипам пользователей: на основе модели психотипирования личности BIG5. Использование психотипов позволит формировать более персонифицированные предложения и повысить эффективность рекламной коммуникации. Например, люди с высоким уровнем сознательности и низким уровнем открытости опыту  планируют все заранее, а также достаточно прагматичны. Рекламная коммуникация для такой аудитории должна содержать конкретный посыл, отражающий явную выгоду и гарантии стабильности. Пользователи же с низким уровнем сознательности (высокой импульсивностью) и высоким уровнем открытости опыту быстро увлекаются новыми темами: кампанию, ориентированную на этот сегмент, лучше всего строить вокруг интересных и необычных свойств продукта.

Какие изменения и тенденции были наиболее важны в сфере мобильной рекламы?

Последний год стал годом потребления мобильного трафика, поэтому произошел рост сегмента рынка e-commerce, сфокусированного только на мобильной аудитории. Крупные бренды начали конкурировать за мобильную аудиторию и ее внимание. Так, некоторые большие компании в течение года держали курс на mobile first.

Кроме того, реклама на мобильных устройствах объединилась с быстрорастущим сегментом видеорекламы. Растет популярность видеоконтента у современной аудитории, которая переходит от чтения к получению информации через видеоканалы. Поэтому запуск видео с автоплеем в нативной ленте, о котором мы уже упоминали, стал одним из заметных нововведений 2017 года.

Стоит отметить, что многие рекламодатели выбирают уже кроссплатформенное размещение видеорекламы. Так более половины рекламных затрат (54%) в прошлом году пришлось на кросс-девайсные кампании, доля десктопного размещения составила 24%, мобильного – 22%. Кросс-девайсное размещение дает возможность регулировать интенсивность контакта, а видео, как более интерактивный формат, привлекает внимание пользователя в ленте соцсетей, показывает наглядно преимущества товара и способы его использования, повышает конверсию.

Какие цели вы ставите на 2018 год?

Во-первых, это создание «умных кампаний». Рекламные платформы стремятся снизить число итераций между клиентом и рекламодателем, чтобы сделать процесс покупки услуги или товара простым и быстрым. Мы уже начали работать в этом направлении в 2017 году и продолжаем его развивать в 2018. Обновленные алгоритмы будут рассчитывать, где и как получить необходимое количество целевых действий для рекламодателей.

Во-вторых, как уже говорили ранее, акцент на видео. А значит, мы продолжим разрабатывать новые видеоформаты. Кроме того, мы стремимся сделать видеоформаты более доступными для небольших компаний. Видеопродакшн уже заметно дешевле, чем раньше. Недавно мы запустили новый редактор видеороликов от myWidget, который поможет снизить для малых рекламодателей барьер входа на рынок.

В-третьих, мы продолжаем совершенствовать алгоритмы и методы обработки данных.

Будет ли вам в этом помогать модный искусственный интеллект?

Мы активно используем искусственный интеллект при создании рекламных таргетингов. В текущем году мы будем не только выявлять принадлежность пользователя к определенному сегменту аудитории («Авто», «Бытовая техника», «Недвижимость» и т. д.), но и более точно предсказывать вероятность возникновения потребности с помощью технологий машинного обучения. Так, myTarget уже открыл сегменты пользователей, предрасположенных к совершению покупки автомобиля или смартфона. Развитие в этом направлении сделает рекламу эффективнее: позволит транслировать более узкотаргетированные рекламные сообщения, соответствующие потребностям пользователя и не вызывающие раздражения.

Какие форматы рекламы сейчас наиболее эффективны?

Как мы уже отметили ранее, сложно выделить наиболее эффективный формат, платформу или технологию: они срабатывают по-разному в зависимости от сферы бизнеса и его целей. Все проверяется тестированием.

К примеру, популярным форматом среди рекламодателей в сфере e-commerce и retail  является «Карусель». Он позволяет демонстрировать сразу несколько слайдов в рамках одного рекламного места, не загружая ленту пользователя. Это дает возможность рассказать последовательную историю о преимуществах продукта или представить витрину товаров.

В то же время кроссплатформенные видеоформаты достаточно популярны у рекламодателей в товарных категориях «Бытовая техника и электроника», «Ювелирные изделия и часы», «Авто», «Недвижимость», «FMCG». Такая технология помогает  исключить лишние контакты, точнее рассчитать охват и оптимизировать бюджет, так как позволяет распознать пользователя на разных устройствах.

А размещение мобильного видео характерно для товарных категорий, в большей степени ориентированных на мобильную аудиторию или performance-задачи: «Игры», «ПО», «Е-коммерция» и других.

Видите ли вы проблему фрода и как с ней боретесь?

Действительно, очень важно не только развивать сеть и увеличивать охват, но и работать над качеством трафика. Мы используем проверенную систему антифрода, которая фильтрует ботов. Каждое действие пользователя (клик, показ) фиксируется в логах. Логи агрегируются и обрабатываются антифродом.

В случае, если у рекламодателей возникают сомнения относительно качества трафика, наши специалисты техподдержки сравнивают логи и помогают разобраться в проблеме.

Спасибо!

 

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Элад Натансон (Appnext) в Mobio Talks про рынок CPI и тренды в индустрии мобильных приложений

CEO Getloyal, Алексей Писаревский, в рамках проекта Mobio Talks, взял интервью у CEO израильской платформы для монетизации и продвижения мобильных приложений Appnext — Элада Натансона.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Про команду Appnext и развитие на рынках

Как давно вы работаете в этом офисе в Израиле?

Около двух лет.

Сколько сотрудников в Appnext — больше ста человек?

Да, в Appnext работает 120 сотрудников. И мы продолжаем нанимать.

Вы называете сотрудников компании «аппнекстерами». Кто для вас идеальный «аппнекстер»?

Мы ценим креативность, амбициозность, командный дух, гибкость во многих аспектах. Люди, которые приходят утром в офис с пониманием, что нужно делать, и, обязательно, с желанием работать.

Кого вы бы ни за что не взяли?

Безразличных людей. Тех, кто не сможет стать частью компании, не станет вкладываться, не будет получать удовольствие от наших задач. Людей без энтузиазма — тех, кто считает, что работать значит сидеть за столом изо дня в день. Мы ищем тех, кто стремится развиваться и вкладываться, а посидеть можно и дома.

Бывает ли так, что в начале сотрудник очень активен, но через какое-то время у него пропадает интерес?

Такое бывает. Наша задача в таком случае — разобраться, как мы можем помочь. В первую очередь, нужно понять, насколько правильно сотрудник понимает свою роль и цели, а также, как оценивается его деятельность. Если решить трудности не получается, мы всегда стремимся предложить таким сотрудникам другую должность в компании. Некоторые наши сотрудники переходили из одного отдела в другой, и в некоторых случаях это способствовало карьерному росту.

Помимо главного офиса в Тель-Авиве, у Appnext есть еще пять офисов — в Пекине, Сеуле, Сан-Франциско, Львове, на Кипре, верно?

Вообще-то, их семь — два других в Японии и Бангалоре.

С Пекином, Сеулом и Сан-Франциско все ясно. С Индией и Японией тоже — там местные рынки. Львов — R&D-центр. Но зачем вам офис на Кипре?

Кипр — для нас особенное место. Там я лично открывал наш первый офис за пределами Израиля. Это было 14 лет назад. Мы тогда думали над тем, где разместить команду техподдержки и рекламный отдел, и остановились на Кипре. Вот почему у нас там офис. Техподдержка работает посменно практически в круглосуточном режиме, помогая пользователям работать с платформой.

А как идут дела в Китае? Там непростой рынок.

В Китае сложно работать только если не понимаешь культуру. Китайский рынок — потрясающий в плане людей, их амбициозности, стремления расширяться, покорять мир. Вообще-то, мне кажется, что израильтяне и китайцы во многом похожи. Если есть собственный офис, правильные люди в команде и грамотно выстроенная инфраструктура, никакие трудности не страшны, и тогда можно вершить великие дела.

О какой инфраструктуре идет речь? Поделитесь примерами?

Коммуникации на локальном уровне — вот что самое главное. В Китае нам сразу удалось собрать команду профессионалов, и мы продолжаем пополнять ее новыми талантами — именно благодаря этому нам удалось достичь успехов в последние годы. Без офиса и команды этого бы не произошло, зато, если работаешь с правильными людьми и компаниями — возможностям нет предела.

Сколько человек работают в китайском офисе?

Десять в Пекине, и еще один в Шэньчжэне.

Что скажете о российском рынке?

Это один из стратегических рынков для нас, в плане роста и активности он в пятерке важнейших. Российский рынок — стратегический в том плане, что мы делаем на него большую ставку на ближайшие пару лет. Мы сотрудничаем с крупнейшими российскими разработчиками и издателями. Нас интересуют OEM-компании — именно для них создан наш продукт Appnext Actions, и мы активно работаем над тем, чтобы внедрить его в России. В следующие пару лет этот рынок определенно будет стремительно расти и в плане роста числа мобильных устройств, и в плане увеличения маркетинговых бюджетов.

Где будет следующий офис?

Думаем про Латинскую Америку — скорее всего в Бразилии. Или же в Европе.

Многие компании, открывшие международные офисы, сталкиваются с трудностями при поиске управляющего. У вас есть идеальный рецепт для таких случаев?

На такие позиции надо искать близких по духу людей. Какой управляющий, такой и офис, поэтому этот человек должен разделять ценности и культуру компании.

Вы нанимаете местных специалистов?

Всегда.

Бывало, что ошибались или что-то шло не так, когда принимали решение относительно управляющего офисом?

Ошибки случаются, но в нашем случае проблемы возникали из-за расположения офиса, а не самих сотрудников. Когда мы начинали в Китае, нам казалось, что правильнее всего открыть офис в Шанхае, мировом финансовом центре, а не в Пекине. Мы проработали в Шанхае пару месяцев, но быстро поняли, что большинство наших партнеров из Пекина, поэтому решили переехать туда.

Команда осталась прежней?

Да, это было в самом начале работы офиса.

Про инвестиции и бустрэппинг

Я не нашел информацию о том, пользуетесь ли вы внешними инвестициями.

Appnext работает по принципу самофинансирования. Еще в 2012-м мы решили самостоятельно, по кирпичику создать платформу для мобильных приложений. А свой первый онлайн-бизнес я основал 17 лет назад.

Получается, вы использовали собственные средства? Большая была сумма?

Да, за последние несколько лет мы вложили в компанию пару миллионов — полностью на принципах самофинансирования, можно даже сказать, бутстрэппинга. Благодаря этому у нас есть свобода действий.

Пара миллионов — это уже не совсем бутстрэппинг! Компания приносит прибыль?

Приносит, но это сейчас не главное для нас, потому что цель компании — стратегическое развитие.

Что вы имеете в виду?

Мы смотрим на рост, на то, как развивается платформа, сколько пользователей и партнеров используют наши технологии. Вести счет прибылей и убытков не так интересно.

Рассматриваете возможность привлечь дополнительное финансирование?

Сейчас нет, несмотря на то, что нам постоянно делают предложения. Примерно раз в неделю пишут: «Привет, мы хотели бы узнать подробности и, возможно, проинвестировать». Мы думали о том, чтобы использовать внешние инвестиции для развития наших технологий — для этого понадобятся существенные суммы. Возможно, в будущем мы проведем раунд, но пока говорить об этом рано.

Про тренды в индустрии и запуск новых продуктов

Год назад вы начали активно продвигать Appnext Actions, но я не нашел кейсов внедрения этого решения. Может быть, вы расскажете об успехах?

У нас есть пара кейсов от OEM-компаний, которые поставляют устройства с предустановленным виджетом Appnext Actions. Есть еще Dailyhunt, самое популярное новостное приложение в Индии. Некоторые его компоненты, в частности меню и статьи, интегрированы с Appnext Actions.

Как работает эта интеграция для пользователей Dailyhunt?

Решение Actions разработано для создания интеграций между сервисами. Изначально Appnext был платформой, которая помогала пользователям находить новые мобильные приложения и вновь использовать уже установленные. Appnext Actions — шаг вперед, который позволяет интегрировать сервисы между собой или в рамках Super Apps. Через приложение Dailyhunt можно заказывать еду, делать покупки, оплачивать билеты, бронировать жилье. Поэтому вместо того, чтобы просто предоставить пользователям возможность узнавать о новых приложениях из Dailyhunt, мы позволяем им, например, одним движением купить билет на самолет прямо из приложения. Следующий шаг — сделать так, чтобы эти возможности были доступны на устройстве сразу же после покупки. В таком случае, вам ничего не придется скачивать — все нужное уже будет у вас под рукой.

Для чего нужна ваша платформа?

Мы даем доступ к таким возможностям. Делаем так, чтобы пользователь получил нужную услугу в нужный момент.

А что насчет поставщиков услуг? Можно ли самому создать приложение для вашей платформы?

Можно. Если вы — поставщик услуг и хотите интегрировать свое решение с Appnext Actions, есть несколько способов это сделать. Во-первых, если ваше приложение поддерживает мгновенный запуск, вы сможете в краткие сроки охватить миллионы устройств поскольку наши решения позволяют пользователям сразу же воспользоваться вашим приложением. Другой способ — через ваш API. Используя ваш API, мы разработаем для вас мини-приложение, которым можно будет пользоваться так же, как самим приложением. Через созданный нами веб-интерфейс каждое действие пользователя будет связано через API с вашим приложением. По сути, мини-приложение будет имитировать его.
Похоже на то, как это работает в Facebook Messenger. Возможно, за этим будущее, но сейчас, на мой взгляд, пользоваться отдельным приложением удобнее.

Устанавливать полноценное приложение и работать с ним?

Да, так и есть. Пользователь может установить и обычное приложение. Но мы видим это так: рано или поздно большинство приложений будут использоваться только один раз. Возьмем, например, приложения travel вертикали — средний пользователь бронирует номер в отеле два раза в год. Сейчас это происходит так: устанавливаешь приложение, ищешь подходящий отель, пару дней размышляешь, после чего удаляешь приложение. Мы даем возможность забронировать номер мгновенно из того приложения, где находится пользователь.

Но такие приложения скачивают не для того, чтобы пользоваться каждую неделю, а для того, чтобы получить качественный пользоватльский опыт, UX. Разве не правильнее предложить как минимум нечто похожее?

Я полностью согласен, и мы как раз над этим работаем. При этом мы стараемся не только сделать опыт взаимодействия с мини-приложениями максимально полноценным, но и предложить пользователю дополнительные преимущества. Именно поэтому пользоваться Super Apps удобнее, чем устанавливать новое, незнакомое приложение.
На мой взгляд, в будущем приложения Instant Apps решат эту проблему, но это во многом зависит от того, насколько активно разработчики будут использовать Google Instant App API.

Значит, по-вашему, индустрия приложений движется в этом направлении Instant Apps и Super Apps?

Именно так, и не я один в этом уверен. У Google похожее видение. Мы хотели бы стать движущей силой, которая стимулировала бы развитие Super Apps, в которых сочетались бы различные инструменты: мессенджеры, лаунчеры, новостные приложения — давать им возможность самим становиться супер-приложениями.

Про рынок CPI

Что сейчас происходит с традиционным CPI-рынком? Многие жалуются, что он перестал расти теми темпами, которые были два-три года назад. Рекламодатели переносят бюджеты напрямую в Facebook и на похожие площадки. Что вы об этом думаете?

На мой взгляд, где-то в конце 2017 года для рынка привлечения пользователей в мобильные приложения настал переломный момент. Сегодня маркетологи, разработчики, рекламодатели намного лучше понимают, как работает онлайн-реклама, как обезопасить себя от мошенничества. Рынок находится в ситуации большого спроса. Рекламодатели заинтересованы в постоянном привлечении новых пользователей. Они уже успели потратить какое-то количество денег на кампании в Facebook и Google.

Уровень эффективности CPI-моделей со временем растет и будет продолжать расти. Стоимость медиа для существующих брендов повышается, поэтому бренды ищут новые способы потратить маркетинговые бюджеты с умом. Благодаря доступности информации они ищут определенные услуги или платформы, которые могут внести свой вклад в их продукт и повысить его ценность, вместо того, чтобы бездумно тратить деньги и рисковать репутацией. Многие нечестные компании за пару лет потерпели крах. Зато те, кто умеет работать с медиа и технологиями, приносить пользу клиенту, весьма успешны. Конечно, пока не все трудности решены, в том числе те, что касаются ошибочной атрибуции.

Расскажите свое видение относительно атрибуции.

Это обширная тема. В целом, когда появился мобильный маркетинг, рекламодатели хотели платить за установки приложения, а не за размещение в медиа, потому что они могли сами мгновенно отследить установку с помощью сторонних агентств. В какой-то момент все вдруг захотели работать по модели CPI, и некоторые компании, которые даже не умели работать с медиа, начали злоупотреблять ситуацией. Для них мотивацией стало стремление увеличить количество установок вместо того, чтобы показать ценную рекламу своим пользователям.

С моделью CPI так происходит постоянно.

Это правда. Причина в неправильной мотивации. На мой взгляд, в отношении атрибуции и нынешней структуры маркетинга в плане цены и того, как работают компании, сейчас происходит следующее: для компаний, которые создают ценность с помощью медиа, атрибуция разделена между компаниями с самоатрибуцией, такими как Facebook и Google, которые, находят правильный способ измерить свой вклад, и компаниями без самоатрибуции. Из-за нечестных игроков последние имеют более низкий уровень атрибуции. Поэтому их реклама получает меньше ценности, чем должна, из-за чего на рынке возникает дисбаланс: реальные медиа имеют низкую цену и создают меньше ценности для издателей и разработчиков.

Раз уж зашла речь о медиа — вы начинали как DSP платформа, ориентируясь в основном на клиентов и рекламодателей. Теперь, кажется, фокус сместился в сторону поставщиков и самостоятельного сбора все больших объемов трафика.

Мы начинали как платформа для мобильных приложений, которая в первую очередь предоставляла решения разработчикам. Тогда мы были платформой со стороны предложения, а функционал платформы со стороны спроса добавили в конце 2015 года. Сейчас с нашим SDK интегрированы около 45 тыс. приложений, и это только Android-приложения. И каждый месяц добавляется несколько тысяч новых.

Про личное

У вас пятеро детей. Как вы совмещаете работу и дом?

Всегда нужно стараться сохранять правильный баланс между работой и личной жизнью, находить себя, проводить больше времени с детьми, отложить в сторону компьютеры и телефоны.

Давайте проведем небольшой блиц-опрос. Какой из офисов Appnext — ваш любимый после тель-авивского?

Пожалуй, тот, что на Кипре.

Лучшая мобильная конференция?

MWC в Барселоне.

Где бы вы хотели жить кроме Израиля?

Положа руку на сердце — только в Израиле. Конечно, здесь не все идеально, но это мой дом, и я нигде не чувствую себя так же комфортно.

Назовите три причины, почему израильские компании — лучшие в мире.

Дело не в компаниях, а в людях. У израильтян от природы и исторически очень сильно развит инстинкт выживания. На долю евреев выпало много тяжелых испытаний, и все это заложено глубоко в сознании нашего народа. Мы стремимся быть максимально эффективными, мы амбициозны, ставим очень высокие цели во многих аспектах. Большинство моих знакомых предпринимателей из Израиля — из тех, кто задирает себе планку до небес. Все хотят создать ни много ни мало новый Фейсбук! Но завышенные амбиции не мешают нам радоваться промежуточным успехам. Кроме того, мы с технологиями на «ты», из-за этого все здесь работает более эффективно. Так что даже при малом количестве ресурсов благодаря амбициям мы способны добиться успеха.

Какое главное качество предпринимателя?

Одержимость. Будьте одержимы тем, что делаете. Страсть, энтузиазм — главный двигатель любого бизнеса.

Внешние инвестиции или бутстрэппинг?

Бутстрэппинг.

Facebook или Google?

Google.

Apple или Google?

Google.

Назовите трех предпринимателей, которые сильнее всех вдохновляют вас?

Джефф Безос, Сергей и Ларри и Илон Маск.

На этом все, большое спасибо!

Больше интервью на канале @epicgrowth в Telegram!

Комментарии
Продолжить чтение

Интервью

Ярон Томчин (Mobupps) о результатах AdTech India 2018

В марте прошла международная конференция AdTech India 2018, которую Mobupps посетили впервые. Это стало не только важной вехой для бренда, но и было частью большой кампании по освоению региона Индия. Чтобы сообщить вам больше подробностей об этом, мы взяли интервью у Ярона Томчина, CEO Mobupps.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Вы открыли свой филиал в Индии, выйдя тем самым на новый рынок. Расскажите поэтапно, как это происходило?

Во-первых, в марте мы начали строить локальную команду и искать первого, основополагающего человека — country manager’а, который стал бы ответственным за развитие нашего бизнеса в данном регионе, поиск и обучение сотрудников.

Во-вторых, мы сделали упор на развитие со стороны медиа и расширение списка наших партнеров и площадок и повышение объема трафика в Индии в нашей рекламной сети.

В-третьих, мы занимались запуском агрессивных акций с владельцами медиа, к примеру, специальные бонусы, улучшенные способы оплаты и пр.

Ну и в-четвертых, брендинг, без него нельзя. Это был шаг, позволяющий создать положительный образ на рынке, в себя он включает не только достижение качественных показателей в работе, но и активное участие в топовых конференциях, встречах с клиентами, а также самостоятельную организацию митапов с существующими партнерами и клиентами

Заключительным на данный момент шагом стал выход на топовых рекламодателей и агентства. Мы стремимся развивать наше присутствие в Индии, монетизируя наш международный инвентарь паблишеров в регионе, а также становясь ближе к индийским рекламодателям, предлагая им нашу международную рекламную сеть.

Какой на ваш взгляд была организация конференции AdTech India 2018?

Организация была замечательной, ничем не уступала крупным европейским конференциям, как, например, MWC, Gamescom и др. По ощущениям присутствовало порядка 2-3 тысяч человек.

Улавливалась ли какая-либо тенденция, касающаяся аудитории? Было больше мобильных разработчиков или web/VR/AR? Из каких они были стран? В основном Индия? Или из компаний, не имеющих филиалов в Индии? Правда ли, что было много представителей из Китая, Кореи и Японии?

Большая часть компаний со стендами принадлежали к категории mobile firms. Помимо этого, 90% из тех, кто присутствовал на конференции — местные компании и разработчики. Для нас это было замечательно с точки зрения новых знакомств, для дальнейшей локализации на этом рынке, но вот местные по ощущениям были недовольны. За их регион постоянно «сражаются» крупные бренды. И да, было много японцев, китайцев, корейцев — всем им, безусловно, интересна Индия как стремительно развивающийся регион.

А как ваши дела вообще в Азии? У вас ведь там тоже есть офис. Что-то поменялось со времени его создания?

Мы возлагаем на него большие надежды. Настоящий бум дешевых смартфонов в Азии привел к тому, что мобильный рынок КНР на данный момент является одним из наиболее развитых в мире. Большое количество контента потребляется с помощью мобильных устройств и, соответственно, там же совершаются покупки. Однако страны Азии серьезно отличаются друг от друга. Разница между мобильными рынками Китая и Японии, к примеру, гораздо больше, чем между маркетами Германии и России. Поэтому при формировании стратегий мобильного маркетинга Азию нельзя рассматривать как единый субъект.

В апреле 2016 мы открыли своё представительство в Китае, и выработали целый подход к данному рынку. Хорошие результаты сподвигли нас на расширение границ и «завоевание» нового рынка — Индии.

Как захватить индийский рынок и почему Индия является главной надеждой разработчиков

Особенности мобильного рынка Индии

В феврале 2017 года наши коллеги из Unilead делали исследование мобильного рынка этой страны. А чтобы взглянуть на нынешнюю ситуацию, мы взяли еще интервью у Мукундхана Секара, биздев Mobupps в Индии.

Здравствуйте, Мукундхан! Каким вы видите развитие мобильного рынка Индии и какие его особенности вы можете выделить?

Индийские паблишеры играют важную роль в разработке игр и приложений для всего мира. Инновации помогли привлечь инвестиции и возможности для разработки нативных приложений как паблишерам, так и разработчикам.

Проникновение на рынок бюджетных смартфонов и высокоскоростных данных повысили вовлеченность активных  пользователей (DAU).

Почему мы наблюдаем монополию на индийском рынке монетизации от некоторых издателей?

Причина в том, что многие паблишеры идут по конверсионному пути монетизации инвентаря и доходов, например, Admob.

Мы в Mobupps делаем упор на поиск верного решения по монетизации и помогаем издателям достичь намеченных индексов роста и дохода.

С какими основными проблемами сталкиваются издатели?

Во-первых, удержание пользователей. Это непростая задача для любого разработчика. Пользователям быстро надоедает рутинный геймплей, им приходится постоянно развивать игру и добавлять в нее новые уровни, персонажей, элементы дизайна и пр.

Во-вторых, патент на игру. Сейчас появляется все больше инноваций, но они не патентуются должным образом, отсюда больше количество одинаковых игр, что влияет на скорость появления новых тайтлов.

В-третьих, реклама и исследование рынка. Инновации должны поддерживаться при помощи исследования рынка и рекламы, чтобы сделать разработку нужного пользователю приложения возможным.

Почему фрод — череда постоянных решений?

Фрод встречается на разных уровнях индустрии рекламных технологий. Как мобильная рекламная сеть, мы должны проследить, чтобы инвентарь монетизации был прозрачен — это важно для баланса экосистемы.

Является ли KPI хорошим знаком для издателей?

KPI помогает снизить фрод и увеличить конверсию доходов инвентаря издателя, а также помогает как издателю, так и рекламодателю увидеть, какой канал лучше всего подходит для продвижения.

Можете дать советы по эффективной разработке приложения?

Во-первых, всегда помните о целевой аудитории и о том, как важно богатство пользовательского интерфейса в вашем приложении.

Во-вторых, проводите тесты на заряд батареи и подготовьте мощную стратегию вовлечения пользователя для развития приложения.

В-третьих, постоянные обновления и исправления ошибок увеличивают вовлеченность пользователей.

Конец текста: “следующий миллиард” выбирает видео и голос

Какое место занимает Индия в индустрии разработки приложений?

Рынок Индии имеет большой потенциал и очень важен для международных разработчиков приложений и игр. Рост современных технологий, вроде AR и VR, предложил новые возможности для разработчиков игр.

Существует много игр для Android, готовых конкурировать с зарубежными приложениями, как, например, Teen Patti, Teen Patti Gold, Ludo King.

Комментарии
Продолжить чтение

Реклама

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.