Магазины приложений
Анализ Android-рынка в Китае
Китайский рынок Android предоставляет все возможности для успеха, но для выхода на него требуется глубокое знание местной экономики приложений, четкое представление о клиентах, которых вы хотите охватить, и партнер, способный вам помочь с этим.
По данным eMarketer, китайские пользователи интернета проводят в сети около четырех часов в день, по этому параметру уступая только пользователям из США. Однако, в отличие от США, 98% китайских интернет-пользователей выходят в сеть через свои мобильные устройства, что делает понимание рынка мобильных операционных систем критически важным как для разработчиков, так и для маркетологов.
В Китае безраздельно властвует Android. По данным Statcounter, эта операционная система занимает более 70% китайского рынка. А учитывая, что в Китае почти 700 миллионов пользователей смартфонов, можно с уверенностью сказать, что китайский рынок Android-устройств огромен и предлагает невероятные возможности для рекламодателей, в отличие от любой другой страны.
Однако рынок страны полностью отличается от мирового. Запрет Google Play и большое количество крупных технологических компаний привело к появлению множества магазинов Android-приложений.
Каковы основные проблемы и возможности рынка приложений в Китае? Какие магазины самые большие? И чем они отличаются друг от друга?
В этой статье Максим Лаба, директор по росту клиентов Nativex, рассказывает про рынок Android в Китае.
Обзор рынка: возможности и проблемы
Как уже упоминалось, рынок Android в Китае огромен и фрагментирован. Его огромная пользовательская база обслуживается десятками различных магазинов. И эти клиенты получают доступ к мобильным услугам и платят за них по-разному.
Для многих разработчиков, впервые направляющихся в Китай, это создает реальные проблемы.
Помимо административных проблем, связанных с выпуском приложений и игр в Китае, компании, публикующие приложения в стране, сталкиваются с рядом сходных технических задач.
Сюда входит выпуск продукта одновременно в нескольких магазинах, интеграция соответствующих SDK в игры или приложения, связь их со всей цифровой экосистемой Китая (например, с его внутренними социальными платформами или рекламными сетями).
Как мы показали в нашем отчете об издании мобильных игр в Китае, это трудно сделать без высококлассного партнера, способного помочь. Это означает, что выход на огромный рынок Android в Китае может стать серьезным вызовом.
Однако как только эти препятствия будут преодолены, китайский рынок Android откроет бизнесу все свои серьезные возможности, которые просто невозможно реализовать где-либо еще.
Во-первых, огромный размер китайского рынка означает, что можно использовать фрагментированный характер магазинов Android для разработки стратегии по охвату нужных пользователей на уровне платформ.
У производителей телефонов, таких как Xiaomi и HUAWEI, есть собственные магазины приложений. Но эти магазины обращаются к совершенно разным пользователям (например, Xiaomi пользуются люди с относительно низким уровнем дохода, а HUAWEI — с относительно более высоким).
При использовании ряда сторонних магазинов и социальных сетей, нацеленных на различные аудитории, можно собрать фрагментированный ландшафт самым благоприятным для вашего бизнеса образом — эффективно охватив нужную вам аудиторию.
Во-вторых, гибкий характер экономики приложений Китая также дает преимущества тем разработчикам, которые могут адаптировать приложения или услуги к его особенностям.
Например, мини-приложения — крошечные версии больши программ, которые можно использовать в таких сервисах, как WeChat, — являются чрезвычайно популярным способом взаимодействия китайских пользователей со своими любимыми играми или электронными магазинами. Но они находятся за пределами экосистемы магазинов приложений, что позволяет пользователям загружать их прямо на свои устройства в виде APK и так получать доступ к основным функциям.
Такая неформальность необычна для разработчиков, работающих на Западе. Но если компании смогут переосмыслить свои продукты, чтобы соответствовать этим привычкам и использовать преимуществами менее строгих отношений с поставщиками контента, тогда можно добиться успеха.
Наконец, экосистема Android в Китае выигрывает от присутствия локальных брендов с мощными устройствами.
Такие компании, как HUAWEI, OPPO и vivo, предоставляют китайским пользователям недорогие устройства. Но их смартфоны зачастую по характеристикам соответствуют (или даже превосходят) новейшим топовым устройствам таких производителей, как Samsung и Apple.
Это создаёт богатый рынок, на котором могут преуспеть самые разные приложения. С лучшими устройствами появляется лучшая среда для игр, пользовательского видео или просмотра другого мультимедийного контента. Это означает, что Android давно перестал быть low end рынком в Китае.
Китайские магазины приложений для Android
Итак, на какие китайские магазины приложений стоит обратить внимание? Как мы уже говорили, ответ в некоторой степени будет зависеть от вашей маркетинговой стратегии.
Но тем из вас, кто ищет отправную точку, мы рекомендуем сначала взглянуть на крупнейшие магазины в регионе.
Вот краткая разбивка по этим крупнейшим магазинам приложений с небольшими пояснениями, чем каждый из них отличается.
1. Tencent My App от Tencent
Доля рынка — 26%
My App от Tencent — это китайский магазин приложений номер один, лидирующий с довольно большим отрывом. Интернет-гигант владеет некоторыми из самых популярных приложений в Китае, такими как WeChat, и является источником финансирования для многих успешных мобильных игр.
Вряд ли этот магазин потеряет свои лидирующие позиции, но вполне возможно, что WeChat может стать основным шлюзом для программного обеспечения в регионе из-за его мини-приложений.
2. HUAWEI App Market от HUAWEI
Доля рынка — 13%
HUAWEI в настоящее время является самым популярным брендом мобильных телефонов в Китае, в стране он владеет вторым по популярности магазином, ненамного опередив своего конкурента OPPO.
HUAWEI привлекает более высокий сегмент рынка Android в Китае. Скорее всего именно этот магазин может стать отличными воротами для выхода на китайский рынок для западных разработчиков.
В результате того, что Google запретил использовать Play Store, HUAWEI, вероятно, интегрирует свой собственный магазин и на западные устройства. Это может сделать его на Android эквивалентом Apple App Store.
3. OPPO Software Store от BBK Electronics
Доля рынка — 13%
OPPO Software Store — официальная платформа приложений для устройств OPPO, четвертый по популярности мобильный бренд в мире и второй в Китае после HUAWEI. Успех их магазина приложений тесно связан с их долей на рынке смартфонов, где они жестко конкурируют с HUAWEI и Xiaomi, а также имеет сильное присутствие на Западе благодаря альтернативному брендингу OnePlus. Вопрос в том, сможет ли компания обогнать своего конкурента HUAWEI, особенно если глобальное давление заставит его вернуться в Китай.
4. 360 Mobile Assistant от Qihoo 360
Доля рынка — 10%
360 Mobile Assistant был вторым по популярности магазином приложений до того, как на рынок магазинов приложений вышли производители оборудования HUAWEI и OPPO. Qihoo 360 — китайская компания по обеспечению безопасности в интернете, которая выпускает популярный веб-браузер. Бренд, которому доверяют, создал успешный магазин приложений, который будет продолжать пользоваться успехом, даже если его обгонит кто-то еще.
5. Baidu Mobile Assistant от Baidu
Доля рынка — 9%
Google заблокирован в Китае, поэтому Baidu стал крупнейшей поисковой системой в стране. Охват компании — 1,1 миллиарда активных устройств в месяц. Компания предоставляет пользователям AI-помощников, поиск и, конечно же, магазин приложений.
Почетное упоминание: MIUI App Store от Xiaomi.
Доля рынка — 9%
Магазин приложений Xiaomi — это магазин по умолчанию для всех устройств Xiaomi. Эти устройства немного отличаются от других тем, что имеют собственную версию операционной системы Android под названием MIUI. Подобно HUAWEI и OPPO, успех этого магазина приложений также зависит от продаж смартфонов. Xiaomi — пятый по популярности бренд смартфонов. Но его ориентация на потребителей на развивающихся рынках в Китае и за рубежом делает этот магазин все более привлекательным.
Вывод
Китайский рынок Android предоставляет все возможности для успеха, но для выхода на него требуется глубокое знание местной экономики приложений, четкое представление о клиентах, которых вы хотите охватить, и партнер, способный вам помочь с этим.
Самостоятельно будет сложно справиться с административными проблемами и огромным фрагментированным рынком. Но при правильной поддержке можно найти подходящие рынки для вашего приложения и успешно распространить его среди пользователей по всей стране.