Статьи
Android One: первый для развивающихся
Android One – это платформа Google, разработанная специально для развивающихся рынков. Это совокупность дешевых аппаратных платформ, «родного» Android с возможностью обновлений, локальных приложений и частично или совсем бесплатного трафика мобильных операторов для работы с приложениями или самой ОС. Зачем нужна такая инициатива? Давайте попробуем понять.
Android One – это платформа Google, разработанная специально для развивающихся рынков. Это совокупность дешевых аппаратных платформ, «родного» Android с возможностью обновлений, локальных приложений и частично или совсем бесплатного трафика мобильных операторов для работы с приложениями или самой ОС. Зачем нужна такая инициатива? Давайте попробуем понять.
Развивающиеся рынки представляют собой лакомый кусочек для всех компаний в мобильной сфере. Глава Google по Android и Chrome Сандар Пичай написал в официальном блоге Android, что в мире насчитывается около 1.75 миллиардов людей, использующих смартфоны, и более 5 миллиардов, которым эти технологии пока недоступны. Эта потенциальная возможность роста рынка уже получила название «следующий миллиард». Довольно очевидно, что источником следующего миллиарда пользователей станут такие страны, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал и Шри-Ланка. Первой страной, где уже выпущены первые телефоны на базе Android One, стала Индия.
Android One призван решить перечисленные в блоге Пичаем проблемы, которые затрудняют доступ к смартфонам в развивающихся странах:
- Дороговизна аппаратной части.
- Отсутствие доступа к последним версиям программного обеспечения.
- Плохое сетевое покрытие по стране и недешевые тарифные планы там, где доступны 3G и 4G.
По прогнозам PWC, в ближайшие пять лет в Индии будут проданы около 400 миллионов смартфонов, большинство – из ценового сегмента Android One: порядка 100$.
Выпуская Android One, Google берет бразды правления в свои руки: для участия в программе партнеры-производители должны будут соблюдать определенные стандарты. Да, у них есть возможность выбора CPU, GPU, камеры и аккумулятора, но все они должны укладываться в парадигму «смартфона за 100 долларов».
Пока смартфоны Android One должны соответствовать следующим параметрам:
- Диагональ экрана: 4.5 дюйма (11.4 см).
- 1 ГБ ОЗУ.
- Камеры 5 МП (основная), 2 мп (фронтальная).
- 4-хядерный процессор от Mediatek.
- Поддержка следующей версии Android.
С учетом особенностей локального рынка в Индии также необходимы поддержка двух SIM-карт, заменяемые аккумуляторы и встроенный FM-модуль.
Google добавляет, что настроил для локального рынка некоторые свои приложения:
- Бронирование ж/д билетов в Google Now.
- Офлайн-версия YouTube: возможность сохранить просмотренное видео и пересмотреть его позже офлайн.
- Добавление 13 локальных новостных ресурсов в Киоск.
На этом господство Google не заканчивается: компания берет на себя выпуск обновлений, что должно обеспечить быстрый доступ к новому функционалу и постоянную актуальность системы безопасности. Предыдущие производители смартфонов бюджетного сегмента на Android часто либо вообще не поддерживали их новыми версиями, либо быстро сворачивали такие программы. В результате и возникла та фрагментация, с которой мы все знакомы — десяток разных версий ОС, одновременно существующих на рынке.
Устройства Android One, на которые сейчас устанавливается версия Android 4.4 KitKat, как минимум, будут обновлены до версии Android L, планируемой к запуску в конце этого года. За производителями аппаратов будет сохранена возможность кастомизации их устройств без изменения программного ядра – это позволит справиться с нынешним бичом экосистемы.
Пичай упоминает возможность небольших изменений в программной части: производители устройств могут добавлять собственные приложения, но не запускать поверх оригинальной ОС свои оболочки, которые значительно меняют интерфейс и совместимость с сервисами Google. Вице-президент и главный аналитик Forrester Гаундер объясняет это так: мобильные операторы хотят продавать вовлеченность, а не сервисы Google, так что могут быть заинтересованы в продажах локальных, особенных для индийского рынка, услуг.
Мистер Пичай заметил, что стандарты Android One будут развиваться, чтобы удовлетворять будущим релизам и вкусам новых локальных рынков.
Для сокращения расходов на трафик для владельцев симкарт Airtel, первые шесть месяцев обновлений будут бесплатными. К этому прилагаются до 200 бесплатных мегабайт ежемесячно для скачивания приложений из Google Play.
Первые телефоны выпущены в партнерстве с Micromax, Karbonn и Spice, которые уже доказали свою популярность на индийском рынке. Их цена начинается на отметке в 105$ для contract-free SIM. Также в программе собираются участвовать Acer, Alcatel, Onetouch, ASUS, HTC, Intex, Lava, Lenovo, Panasonic, Xolo и Qualcomm. Все это обещает большое разнообразие качественных бюджетных телефонов с различными размерами экранов, цветами, аппаратными конфигурациями и кастомизированной программной начинкой.
[icon-box icon=star-full width=1]
Google в Нью-Дели представил три первых смартфона в рамках программы Android One — Karbonn Sparkle V, Spice Android One Dream UNO Mi-498 и Micromax Canvas A1.
Самый дорогой из них стоит 106 долларов, самый дешевый 103. Смартфон Micromax уже можно купить на Amazon, устройство Spice в местном онлайн-магазине, а телефон Karbonn также доступен в индийском электронном магазине.
Все три модели имеют практически одинаковые характеристики. Это экран 4.5 дюйма с разрешением 480х854 точек, четырехъядерный процессор MediaTek 1.3 ГГц, 1 Гб оперативной памяти, 4 Гб хранилище(есть слот для microSD). Камеры 5 и 2 МП, батарея 1700 мАч, поддерживается Wi-Fi , 3G и Bluetooth, у всех две SIM-карты, есть FM-радио.
[/icon-box]
Нельзя не отметить, что плотная работа с локальными брендами на ранней стадии должна помочь избежать повторения ситуации с Samsung: сейчас два бренда во многом зависят друг от друга и оба чувствуют себя от этого некомфортно. Тем не менее, Пичай говорит, что не стоит преуменьшать будущую роль Samsung в завоевании Android следующего миллиарда.
Google также делает ставку на лояльность пользователей, независимо от ценового сегмента: нынешние пользователи бюджетных смартфонов через десять лет при переходе на премиум-класс сохранят верность бренду, если получат положительный опыт первого использования. Аналогичным образом в свое время рассуждала Microsoft, присоединяя Nokia. В планах Nokia было в будущем перевести пользователей бюджетной Asha на премиум Windows Phone. В Microsoft предложили выпустить бюджетные Lumia сразу на Windows Phone, что кажется более логичной стратегией для сохранения лояльности пользователей.
Среди конкурентов на этом рынке — два лоу-кост смартфона Intex CloudFX на Mozilla Firefox, вышедшие меньше месяца назад. Их цена начинается от 25 долларов, что, по мнению Дж.П. Джоши из Deloitte, открывает перед ними огромные перспективы. По этой цене телефоны доступны и сельскому учителю, и фермерам – это взорвет рынок. Но действительно низкая цена обусловлена такими недостатками, как поддержка только 2G и отсутствие GPS.
Также на этом рынке играет Motorola с их Moto G по цене $179 и Moto E за $129. И The Wall Streer Journal сообщает, что Samsung собирается запустить в Индии бюджетные смартфоны на Tizen.