Разработка
Цифровая трансформация бизнеса и ее сложности
После внедрения новых технологий происходит трансформация корпоративной культуры. В конечном итоге данное изменение положительно сказывается на производительности каждого сотрудника, уровень лояльности клиентов и создает компании имидж прогрессивной, современной организации, которая готова меняться в соответствии с трендами.
Цифровая трансформация бизнеса много обсуждается в последнее время. Это связано, в том числе, с пандемией, которая ускорила процесс перехода компаний в онлайн. Однако, несмотря на это, высокий уровень цифровизации имеют всего 11% компаний, говорится в совместном исследовании банка «Открытие» и Московской школы управления «Сколково». Почему же так происходит? О сложностях цифровой трансформации в России рассказывает директор по развитию группы компаний «Альтфина» Елена Райтс.
Согласно исследованию школы «Сколково», представители многих компаний, которые во время пандемии озадачились вопросами цифровизации бизнеса, не до конца понимают, что это значит. Одни занялись улучшением своего сайта, другие ввели онлайн инструменты для работы своей команды на удаленке. При этом подавляющее большинство, например, вообще не уделило внимание информационной безопасности.
В опросе «Сколково говорится, что основная причина, по которой российский бизнес отказывается от цифровизации – нехватка средств. Однако цифровая трансформация компании не всегда требует достаточно внушительных денежных вливаний. Если компания небольшая, то можно уложиться даже в 50 тысяч рублей.
Цифровая трансформация — это интеграция передовых технологий, изменение бизнес-процессов компании. Этот переход подразумевает не только установку нового оборудования, ПО, но и колоссальные изменения в подходах к менеджменту на всех уровнях предприятия.
После внедрения новых технологий происходит трансформация корпоративной культуры. В конечном итоге данное изменение положительно сказывается на производительности каждого сотрудника, уровень лояльности клиентов и создает компании имидж прогрессивной, современной организации, которая готова меняться в соответствии с трендами.
Для качественной реализации перехода на новый уровень компании необходимо определить хорошего подрядчика с успешными кейсами в аналогичных бизнесах.
Цифровая трансформация: этапы
Для того, чтобы цифровая трансформация компании прошла успешною, необходимо разбить процесс на этапы. Хотелось бы разобрать их детально.
1. Подготовительный этап
Малый и средний бизнес
На этом этапе проходит анкетирование, на котором происходит определение целей, стоящих перед организацией. Только после этого этапа можно переходить к разработке стратегии автоматизации компании.
Затем осуществляется разработка технического задания, в котором должно быть учтено все: от назначения информационной системы до требований технической документации.
Крупный бизнес
Для крупного бизнеса определяются задачи, согласуется структура данных и разрабатывается базовый Устав проекта и общий тайминг, требующий дальнейших корректировок, в зависимости от проведенных аудитов на следующем этапе, тайминг для проведения интервью сотрудников и тайминг командировок.
Важным документом является не только базовый Устав, но и структура отчетов. Он представляет из себя множество документов, таблиц и без подрядчика с успешным опытом разработки и внедрения уже на этом этапе могут быть допущены ошибки, которые негативным образам отразятся на качестве реализации общей стратегии.
2. Стратегический анализ существующих ИТ компании
Малый и средний бизнес
Разработка ПО или же внедрение готового решения с покупкой лицензии, либо покупка подписки по модели SaaS. Хороший и бюджетный вариант для малого бизнеса – это amoCRM, Битрикс24, в котором за шесть месяцев можно достичь хорошей автоматизации продаж и также управления проектом, т.е. внедрить сразу в одной системе и таск-трекер, плюс, обучить персонал. Для управлением ресурсами организации, автоматизацией взаимодействия служб и расчета себестоимости услуг требуется интеграция ERP-системы, для ведения бухгалтерии традиционно используют — 1С Бухгалтерия. Комплексные решения для управления бизнесом — 1С:Управление нашей фирмой.
Крупный бизнес
Раздел «Анализ бизнес-архитектуры и ИТ компании» в отчете. На этом этапе проводятся полноценные аудиты уровня развития информационной системы, ИТ-инфраструктуры, подразделения информационной безопасности.
Области оценки ИТ-инфраструктуры обширны: от инженерных, вычислительных инфраструктур до сетевой инфраструктуры (текущее состояние ЛВС, КСПД, телефонии и т.д.).
На этом этапе компания получает данные о серверных платформах и серверном оборудовании, которые используются в филиалах, т.к. в крупные компании используют разных вендоров: это может быть HP, Dell, Supermicro, IBM и др. серверные платформы, Cisco, Juniper, Arista и др. для сетевого оборудования.
Также, в большинстве своем, проблемной зоной становятся разнородное и, зачастую, устаревшее ПО. Это означает наличие большого количества уязвимостей, которые могут эксплуатироваться в ходе кибератак. Поддержка устаревшего ПО не всегда возможна, обычно ограничивается только исправлением критических уязвимостей и является более дорогостоящей. Все это увеличивает эксплуатационные затраты ИТ.
3. Выявление «болевых» точек – залог успеха проекта
Малый и средний бизнес
Особое внимание при переходе на автоматизацию нужно уделить разработке регламентов и дальнейшей адаптации сотрудников, включая и самого руководителя. Это, пожалуй, самый сложный для реализации проекта этап. Для малого бизнеса рабочая схема – внедрение СРМ-системы и сквозной аналитики с системой коллтрекинга, которая позволяет отслеживать с каких каналов приходят клиенты и мобильно вносить изменения в стратегии развития. Хорошее решение с готовой интеграцией предлагает RoiStat. Есть также система сквозной аналитики Alytics, но она не повторяет весь функционал RoiStat.
Крупный бизнес
Результатом данного этапа являются цели, задачи, бизнес и технические принципы развития ИТ, наиболее перспективная КИС (корпоративная информационная система), рекомендации по выбору всех IT-платформ, архитектура всех компонентов ИТ-компании, портфель ИТ-проектов, бюджеты, варианты управления, мониторинга и контроля реализации ИТ-стратегии и актуализации.
Каждый этап всегда сопровождается отчетностью и презентацией. Это поможет свести концы с концами, если на каком-то из этапов обнаружатся несостыковки. Также подробная отчетность просто необходима, когда проект в процессе работы передается другому подрядчику, что, к сожалению, довольно часто бывает.
Проблемы цифровизации крупного бизнеса
Реализация разработки стратегии для крупного бизнеса, имеющего сложную организационную структуру, включающую наличие производств, дочерних компаний разных уровней и филиалов – это трудоемкий многоэтапный процесс, сопровождающийся отчетностью из сотни страниц с данными в виде схем, описаний и т.д. Цикл внедрения может занимать от 6-9 месяцев до 1,5 лет и более в зависимости от текущего состояния компании.
При этом архитектурные решения для крупных компаний выглядят совсем иначе: в состав необходимых информационных систем входят такие понятия как BPM, ERP, EAM, MES и др. Для управления эффективностью бизнеса используется BI-системы, например, Power BI от Microsoft, GoodData , Oracle Hyperion, SAP Business Objects, IBM (Cognos).
Для управления ресурсами используются упомянутые ранее ERP-системы, из российского ПО это 1С ERP, «Парус», «Галактика». Последняя – это крупнейшая ERP-система, которая также имеет решения и для малого бизнеса. В прошлом году «Роскосмос» заключили с корпорацией меморандум о сотрудничестве в области цифровизации.
До тренда на импортозамещение в России традиционно использовался SAP ERP. Для хранилища больших данных (big data) и работы с ними SAP HANA.
Бюджет на поддержания масштабной IT-инфраструктуры это уже не сотни миллионов рублей, а десятки миллиардов. Так, например, за 2019 году расходы на ИТ банка ВТБ составили около 39,4 млрд руб., причем, это на 81% больше, чем в 2018 году.
Проблема перехода на российское ПО
Какое выбирают ПО крупные отечественные компании? Несмотря на заявленный в 2014 году курс на импортозамещение в России, проблема перехода на наше ПО в цифровизации стоит достаточно остро.
Большая часть решений – это открытый софт (open-source software), который немного переработан и представлен, как российский. При этом хороших ТОП-специалистов по Linux в нашей стране не так много, они почти все массово переезжают в иностранные представительства крупнейших IT-компаний: IBM, Red Hat и т.д. Поэтому переработанный российскими специалистами открытый код не всегда соответствует ожиданиям заказчиков.
Но когда пользователи сидели годами на том же SAP и пользовались всеми нужными модулями, а потом их просят перейти на российский GUI – это новый и сложный процесс адаптации персонала.
При этом нормальных аналогов текущих западных решений для критической информационной инфраструктуры в России все равно нет, поэтому 15 июня банкиры попросили премьер-министра России Михаила Мишустина на четыре года перенести перевод на отечественное ПО. Такой перевод банковского сектора, помимо перечисленных выше проблем, обойдется более чем в 700 млрд рублей. Ожидаемо часть этих затрат ляжет на клиентов в виде подорожания услуг и продуктов.
Цифровизация — это новое управление
Но основная проблема цифровизации в основном все-таки не в бюджете, а в отсутствии понимания целесообразности внедрения новых технологий у высшего руководства, предпринимателей.
Зачастую все вопросы упираются в менеджмент, и в выбор правильных подрядчиков. Именно поэтому, чтобы цифровизация компаний в нашей стране была успешной, требуется фундаментальный пересмотр взглядов на подход к управлению.