Разработка
История разработки приложения «Мой Капитал»: собирать и сортировать
В свете всего этого у нас возникла идея мобильного кроссплатформенного приложения «Мой Капитал», которое могло бы не только собирать информацию о вкладах для клиента, но также сортировать её в соответствии с его потребностями и отображать в лаконичной, простой для восприятия форме.
С парадоксом выбора мы все знакомы не понаслышке: многие рынки сегодня перенасыщены настолько, что перебрать и оценить каждый из вариантов просто выше человеческих сил. Изобилие доставляет неудобства и отнимает время, особенно в тех случаях, когда речь идет о по-настоящему серьёзных решениях с далеко идущими последствиями — например, о выборе банка, чтобы вложить сбережения.
Конечно, сами банки делают все возможное в попытках донести до потенциальных клиентов подробную информацию о своих предложениях. Однако своими силами обработать такой массив данных готов не каждый. Чтобы сделать по-настоящему взвешенный выбор, пришлось бы не только вручную перебрать все официальные сайты близлежащих учреждений и перечитать множество подробных описаний, но и постоянно проводить в уме перекрестное сравнение условий. В реальности дело обычно кончается тем, что человек выбирает либо знакомое, либо наугад.
Решение здесь очевидно — нужна автоматизированная система, которая обрабатывала бы информацию по заданному алгоритму. Подобные решения уже существуют на финтех-рынке и пользуются успехом. Однако при подробном изучении сектора нам бросилось в глаза, что ни одно из них должным образом не реализовано в мобильном формате — а ведь именно он наиболее уместен для функционала такого рода. Причин тому масса: возрастающая популярность мобильного банкинга, лаконичность и информационная ёмкость интерфейсов, массовая миграция пользователей с ПК на смартфоны.
В свете всего этого у нас возникла идея мобильного кроссплатформенного приложения «Мой Капитал», которое могло бы не только собирать информацию о вкладах для клиента, но также сортировать её в соответствии с его потребностями и отображать в лаконичной, простой для восприятия форме — словом, делать так, чтобы даже беглый обзор предложений давал максимальное КПД.
Сегментация
Но «собирать и сортировать информацию» — это слишком абстрактная цель. Для начала нам нужно было понять, что именно пользователь хочет знать о банковских предложениях в первую очередь, а для этого следовало определиться, с кем мы вообще имеем дело. Какие группы населения чаще всего ищут возможность вложить деньги? Мы провели сегментацию целевой аудитории и получили следующие портреты:
- Пользователи, желающие накопить средства на покупку определенного товара. Логично предположить, что им будут интересны вклады с возможностью пополнения и капитализацией процентов;
- Пользователи, пытающиеся предотвратить обесценивание денег и уберечь накопленные средства от инфляции. Эти люди будут искать сразу несколько вариантов вкладов с максимальной процентной ставкой при минимальных рисках;
- Пользователи, живущие на проценты от вкладов (так называемые «рантье»). В такой ситуации целесообразно иметь несколько счетов для вложения довольно крупных сумм с ежемесячными начислениями и выплатой процентов;Пользователи, использующие вклад как «подушку безопасности» на случай потери работы, к примеру, для выплаты ипотеки. Здесь на первый план выходят надежность банка и возможность оформления вклада на короткие сроки (к примеру, на 3 месяца); уместны также будут варианты с льготным расторжением.
Итак: процентная ставка, капитализация, возможность пополнения, выплата процентов, льготное расторжение — вот те параметры, которые обязательно должны выводиться для каждого вклада наряду с самыми базовыми сведениями вроде названия банка. Позже к ним добавились еще несколько (частичное снятие, автопродление). Теперь оставалось понять, как и где расположить всю эту информацию. Так началась долгая и мучительная стадия прототипирования.
Прототипирование
В плане общей архитектуры и визуального оформления никаких сомнений и разногласий не было. Мы решили, что при отображении результатов поиска (то есть списка подходящих вкладов) будет использован карточный интерфейс, который подчеркнет банковскую тематику приложения и позволит сконцентрировать внимание пользователя на ключевых моментах. По клику на карточку будет открываться экран с расширенным описанием предложения, включающим также и второстепенные параметры. Дизайн приложения будет выдержан в единой стилистике: фирменный зелёный цвет (ассоциируется с деньгами и ростом!) на белом фоне. Всё просто и стильно.
Трудности возникли с тем, как оптимальным образом упорядочить и распределить тот объем информации, который мы определили как минимально достаточный. Как вы помните, мы выделили четыре группы пользователей приложения. Каждая из этих групп отличается особыми потребностями и, соответственно, руководствуется своим набором параметров при выборе банка. Перед нами встала проблема баланса: с одной стороны, необходимо было учитывать интересы разных сегментов целевой аудитории, с другой — не перегружать поисковую выдачу лишними деталями, которые затруднят восприятие.
Прежде чем было найдено компромиссное решение, мы рассмотрели массу вариантов — пробовали разные способы вывода информации, компоновку, акценты и форматирование данных.
В начальных итерациях мы (совершенно напрасно) пытались добиться универсальности, адаптировать интерфейс под нужды сразу нескольких групп ЦА. В этих версиях фигурировали большие карточки с подробно расписанными параметрами вкладов и навороченным дизайном. Акцент в них делался на всевозможных типах данных: на названии банка (то есть, фактически, узнаваемости бренда), на процентной ставке, на сумме дохода или итоговой сумме после окончания срока вклада. Все эти варианты были забракованы.
Затем началась эпоха минималистичных вариантов. Здесь мы тоже временами впадали в крайности: был, например, прототип, где изначально отображалась только процентная ставка, а остальные параметры выводились в качестве комментария. Финальный вариант не настолько категоричен, однако также тяготеет к минимализму. Стремясь свести к минимуму информационный «белый шум», мы оставили на карточках в поисковой выдаче только название банка, срок, процентную ставку и расчет дохода за указанный срок — базовые сведения, которые будут интересны всем. При этом много внимания было уделено типографике и компоновке данных, чтобы взгляд пользователя двигался по нужной траектории.
Что касается дополнительных критериев (выплата процентов, капитализация, досрочное расторжение, увеличение ставки, частичное снятие, пополнение и т.д.), все они ушли в параметры поиска и на индивидуальные карточки предложений. Таким образом, клиент получает возможность изначально задать самые актуальные для него параметры как обязательные условия, отсеивая неподходящие варианты автоматически, а с менее актуальными ознакомиться в последнюю очередь, по клику на предложение.
Разработка
Так как для этого проекта доступность и наглядность информации — одно из ключевых преимуществ, при работе над двумя первыми версиями (Android и iOS) мы сочли целесообразным ориентироваться на гайдлайны. Главной целью было создать максимально интуитивную навигацию и, по возможности, выдержать уникальный «брендовый» дизайн.
Для быстроты в разработке на Android и iOS использовался фреймворк React Native. Соответственно, дизайн разрабатывался с учётом особенностей обеих ОС. Чтобы обеспечить удобство навигации, нам нужно было придерживаться основных принципов юзабилити, не противоречащих логике обоих платформ. Пришлось создавать некий синтез из привычных для пользователя паттернов взаимодействия в рамках каждой ОС и решений, которых требовала специфика продукта.
Кроме того, мы приняли итеративный подход, а значит, необходимо было разрабатывать дизайн с учётом расширения функционала в будущем. Подобная схема требует постоянной работы над UX с прогнозированием дальнейших направлений развития. Мы заранее обозначили и обсудили потенциальные функции, их приоритетность и порядок внедрения. Команде разработчиков пришлось балансировать между целостностью дизайна в текущей итерации и пустотах в интерфейсе, зарезервированных для дальнейших функций.
С функционалом приложения, доступным на данный момент, можно ознакомиться, посмотрев обзор продукта на Youtube.
Итоги и перспективы
«Мой Капитал» вышел на рынок весной этого года, и мы рады сообщить, что уже за первые месяцы получили значительный отклик как от аудитории, так и от экспертов финтех-сектора. Приложение привлекло внимание авторской команды РБК, которая разместила подробный анализ сервиса с точки зрения функциональности и конкурентоспособности, отметив его своевременность и востребованность. На конференции FinWin 2017 в рамках конкурса проектов «Мой Капитал» был признан лучшим среди продуктов, которые могут быть полезны банкам для развития экосистем и маркетплейсов.
Естественно, такой живой интерес к продукту — лучший источник мотивации активно его совершенствовать. На следующий год у нас запланировано многое: как внедрение новых сервисов, так и расширение существующих.
В ближайшем будущем развитие проекта будет осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, мы намерены сделать весь процесс вложения средств «мобильным» от начала до конца. В данный момент взаимодействие пользователя с продуктом завершается, когда он делает окончательный выбор и нажимает на кнопку «Сделать вклад» — с этого момента он работает уже с сайтом банка. Мы же хотим сопровождать клиентов до последнего шага, позволять им оставить заявку на открытие вклада прямо из приложения, не переходя на внешние ресурсы. Мы планируем осуществить интеграцию с порталом Госуслуги для безопасной удаленной идентификации и возможности заключать сделки онлайн.
Во-вторых, за счет подключения нейросетевых технологий будет углубляться кастомизация предложений. В данный момент рекомендательная система производит отбор на базе заданных пользователем параметров поиска, а также ответов на вопросы небольшой анкеты, которая предлагается при первом запуске приложения. В дальнейшем мы планируем ввести дополнительные диалоги, чтобы составить более полную картину предпочтений и приоритетов клиента и с большой точностью сортировать предложения. Также будет внедрен чатбот для мгновенных консультаций в режиме реального времени.
В-третьих, «Мой Капитал» будет развиваться как органическая часть единой системы — маркетплейса приложений для управления личными финансами. Мы намерены создать единую сеть из более чем десяти инструментов, которые будут помогать людям грамотно расходовать, распределять и приумножать средства. «Мой Капитал» будет работать в связке с рядом других инвестиционных приложений, чтобы обеспечить пользователям широкий и объективный обзор возможностей по выгодному размещению сбережений.