Разработка
Конец Продуктового менеджмента
Вы должны лидировать, а рынку всегда будут нужны лидеры.
Я интересуюсь международными отношениями, и единственное, в чем мы тут преуспели, — это создание сценариев и прогнозов. Помимо того удивительного беспокойства, которое возникает каждый раз, когда я читаю что-то о ядерных боеголовках в новостях, моя работа также помогает предвидеть многое в моей личной жизни.
Один сценарий, который я строил в своей голове в течение последнего месяца, звучит так: «Когда я устарею?» Это случалось почти с каждой профессией в истории: пишущие машинки, секретари, портные… Мир переворачивается, все меняется, а люди остаются позади, это жизнь.
Чем больше я размышляю над этим вопросом, тем больше верю, что мы доживаем последние дни Продуктового менеджмента. Возникает закономерный вопрос: «А что дальше?». Изменится ли мое положение? Придется ли мне менять профессию?
Позвольте мне поделиться некоторыми своими соображениями о том, почему конец близок и что нам следует с этим делать.
Ветер перемен
Революции начинаются тихо. В большинстве случаев, когда люди понимают, что происходит, уже слишком поздно. Вещи, которые на первый взгляд кажутся несущественными, часто являются индикаторами изменений, которые люди игнорируют. Вот три вещи, которые, по моему мнению, знаменуют собой конец управления продуктом:
- Инфляция и агрессивность федеральных банков
Что!? Глобальные финансы влияют на мою жизнь?! Шокирует, правда? Я не буду слишком углубляться в эту тему, но вы должны понимать следующее: после Covid в мире свирепствует инфляция, и федеральные банки повсюду повышают процентные ставки. Когда процентные ставки высоки, капиталу не нужно так сильно рисковать, чтобы получить прибыль, он может просто положить деньги в банк. Если капитал остается в банке, стартапы теряют основной источник дохода: инвестиции. Без голодных стартапов и их масштабного мышления продуктовая культура в том виде, в каком мы ее знаем, получает удар. - Метавселенная и интернет 3.0
Большая часть управления продуктом опирается на тот факт, что пользователь должен потреблять наш продукт. Называйте его «цифровым» столько, сколько хотите, но продажа приложений по своей сути ничем не отличается от продажи обуви — один поставщик предоставляет ценность за деньги одному пользователю. С децентрализацией Интернета границы между клиентом и провайдером стираются. Точно так же метавселенная стирает грань между физическим и цифровым. Мы находимся на пороге изменения того, как мы относимся к… ну, реальности. Это будет настолько интенсивно, что невозможно предсказать последствия. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что это приведет к последствиям. - Все хотят стать продукт-менеджером
Путь проложили первые люди, изучившие продукт менеджмент Риса, Кагана или Мура. Они были близки к первоисточнику как по ссылкам, так и по содержанию. Спустя 20 лет после рождения движения, управление продуктом стало не столько культурой, сколько профессией… очень хорошо оплачиваемой профессией. Люди толпами устремляются к этой карьере, обещающей рост и высокие заработки при относительно небольших усилиях. Спрос на такое количество людей может быть безграничным, и, что еще хуже, мы воспроизводим ошибки и предубеждения, основанные уже на выводах из исходных материалов. Обновление ремесла происходит гораздо медленнее, чем расширение рынка.
Итак, резюмируя, 3 всадника апокалипсиса: А) меньше общих инвестиций на рынке, что означает, что стартапы уже не так популярны, Б) фундаментальный сдвиг в технологии, сравнимый только с рождением Интернета или популяризацией мобильных устройств и C) слишком много людей становятся продукт менеджерами, и не обязательно хорошими, поскольку на данный момент мы учимся у тех, кто учился у учителей.
Первые реальные последствия
Трансформация интернета настолько дикая, а я настолько не квалифицирован, чтобы я не буду говорить о дальнейшем его развитии. Каждое из двух предзнаменований, о которых я упомянул, имеет тысячи последствий для рынка работы продуктовых менеджеров, от самых незаметных до более суровых. Поскольку я не могу охватить их все за 5 минут, я сосредоточусь на двух, которые уже находятся в стадии реализации.
Конец роста
На одной неделе сразу три бразильских единорога сократили свой персонал на сотни человек. Точно так же, по данным The Information, только в марте из стартапов в Долине было уволено более 2,000 человек. Оба источника предельно ясны: с меньшим количеством денег для инвестиций венчурные капиталисты стремятся к результатам, а не к росту, и «жир» начинает срезаться. Хотя менеджеры по продукту не кажутся главными жертвами этих нетипичных увольнений, такое изменение темпа диктует фундаментальное изменение того, что от нас ожидают. Команды, проваливайся быстро, непрерывная доставка — все эти концепции были подкреплены необходимостью быстрого увеличения масштаба в ущерб положительным финансовым результатам. Стартапы должны были следовать им, а консолидированные компании подхватывать тренд, если они хотели быть конкурентоспособными. Теперь, без такого давления как на больших, так и на малых, наступает следующее последствие…
Возвращение проджект менеджмента
Парадигма бережливого производства стоит дорого. Ориентация команд на проблемы, а не на источники дохода, ожидание, что они будут часто терпеть неудачи, пока добиваются больших результатов, не очень разумно с точки зрения ROI, особенно потому, что окупаемость занимает много времени.
Если на рынке меньше инвестиций, меньше поддержки Lean-парадигмы, компании прибегают к более консервативным, гарантированным способам получения прибыли на свой капитал — проектам.
Мало того, перенасыщенный рынок продакт менеджеров означает, что людей больше не интересует квинтэссенция культуры, они хотят бейдж и зарплату. Компании, особенно старые, пользуются этим ослаблением основных ценностей, чтобы отказаться от проектных практик, маскируя это под «продуктовую адаптацию», еще больше усиливая Проджект менеджмент.
Неужели нам суждено потерять работу?
Ну… технически да… но нет.
Продукт менеджмент сам по себе является повторением многих других школ управления, которые были до него: проджект менеджмент, бизнес менеджмент, управление производственными линиями… С тех пор как были построены великие пирамиды Египта, должен был быть кто-то, кто делает и кто-то, кто управляет. Хотя управление перешло от вертикального к горизонтальному, оно всегда было важной частью создания ценности.
Да, вы, вероятно, не собираетесь уходить на пенсию с должности менеджера по продукту. Да, большая часть контента, созданного в области управления продуктами сегодня, через несколько лет станет посмешищем. Да, если вы решите не приспосабливаться, вы останетесь без работы… но, как я уже говорил в начале этой статьи, так было почти во всех профессиях в истории.
Что-то может измениться на поверхности, но никогда не изменится в основе. Как я уже говорил в предыдущей статье, работа заключается в том, чтобы рисковать и общаться. Другими словами, вы должны лидировать, а рынку всегда будут нужны лидеры.
Я не думаю, что мы будем делать проекты, как когда-то. Продуктовый менеджмент оставил след в отрасли, и благодаря ему появилось много хорошего. Думаю, мы остановимся на чем-то среднем. Больше требований к предсказуемости, больше неприятия риска, меньше мультидисциплинарных команд, но меньше отзывов пользователей, меньше процессов и больше горизонтального лидерства.
Я бы не рекомендовал вам бежать в ближайший магазин подержанных книг и брать руководство PMBOK, но я определенно рекомендую вам расширить свой кругозор по этой теме. Люди в продуктовом сообществе иногда склонны зацикливаться на теме, а не на содержании. Если вы действительно придерживаетесь основных ценностей разработки продукта, изменения будут приходить и уходить, и вы по-прежнему будете хорошим лидером.
Не забывайте часто «слушать» клиента (либо с помощью данных, либо с помощью прямой обратной связи), проявляйте сочувствие к своим внешним или внутренним заинтересованным сторонам, задавайте больше вопросов, чем давайте ответов, и заручитесь поддержкой своих товарищей по команде. Такая карьера никогда не закончится.