Connect with us

Статьи

Не следуйте за мечтой: опыт создателя JotForm

Основатель JotForm Айтекин Танк развенчивает мифы о стартапах и рассказывает о своем опыте построения бизнеса самостоятельно и без давления окружающих.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

     
     

Следуйте за своими мечтами и деньги последуют за вами

Проснись и работай

Сон для слабаков

Успех требует стресса

Вкалывай до тех пор, пока хейтеры не спросят, есть ли у тебя вакансии

Мотивационные стартап-цитаты — повсюду. Они кричат на нас из ленты Instagram, с кружек и из статусов в социальных сетях. Может быть, у вас даже записана цитата на стикере. Если так, без обид.

Это важные темы. Каждый хочет радоваться за то, что он делает и создает. Мы знаем, что усердная работа может принести результаты. И увольнение с работы в погоне за мечтой о стартапе — это соблазнительная идея.

Медиа также поддерживают историю о том, что если вы будете работать 80 часов в неделю, следовать за своими мечтами и вкалывать, то вы создадите следующий Facebook или Amazon. Это может случиться. Но эти истории часто приводят к тому, что основатели погружаются в бизнес до того, как они становятся готовы к этому. Они также создают нездоровое давление, которое вредит умным и амбициозным людям.

Я хочу предложить альтернативный путь любому предпринимателю, который спит по три часа в сутки и седеет раньше времени. Этот путь привел меня к созданию JotForm в одной из наиболее конкурентных индустрий — онлайн-формах, одним из главных конкурентов в которой является Google.

Но уже 12 лет мы держимся. Мы по-прежнему являемся одной из лидирующих компаний с 3.2 миллионами пользователей, и мы добились этого без внешнего финансирования.

Это не история о мгновенном успехе или погоне за мечтами, которая привела меня прямо в топ TechCrunch. Я создавал этот бизнес медленно, сохраняя свою свободу и личную жизнь. Я верю, что это — отличный подход для предпринимателей, и я хочу поделиться тем, что я узнал.

Ваша основная работа не должна быть бременем

Я создал свою первую программу в 1999, пока учился в колледже. Это была бесплатная open source программа для студенческого сайта. С ростом её популярности люди начали платить мне за кастомизацию. Я помню свое волнение в момент получения первого чека на 150 долларов. Это казалось огромным успехом. Вскоре я создал платную версию, которую начали скачивать после упоминания в рассылке SitePoint.

После окончания колледжа я сконцентрировался только на своем продукте, но я был не готов. У меня не было достаточно уверенности. Я совершенно не расположен к риску. Я не думаю, что каждый предприниматель должен быть отчаянным мечтателем, который не будет думать о последствиях.

Поэтому я работал программистом в медиакомпании в Нью-Йорке, но это не останавливало меня от улучшения моего продукта. Я просыпался в 6 утра, отвечал на вопросы пользователей и шёл на работу.

Только через пять лет я бросил работу и основал свою компанию, хотя у меня уже был успешный продукт.

Работа на другую организацию научила меня важным урокам о бизнесе, коммуникации и командах. Мне платили за то, что я погружался в новые технологии и совершенствовался в программировании. Ваша обычная работа может помочь вашему бизнесу. Вы не только обучитесь важным навыкам, но и получите возможность усомниться в вашей большой идее, что и случилось со мной.

Ищите проблемы, а не страсть

Когда я работал в медиакомпании, нашим редакторам всегда нужны были кастомные веб-формы для опросов и конкурсов. Эта скучная задача была частью моей работы. Я начал думать — а как я могу автоматизировать процесс? Я представил простой drag-and-drop инструмент, который позволил легко создавать формы без знания HTML. После того, как я ушел с работы, я работал над этой идеей шесть месяцев и выпустил первую версию JotForm в феврале 2006.

Это приводит меня к мифу, который мы должны разрушить. Многие предприниматели думают, что существует линейный путь к успеху, состоящий из трех шагов:

  • игнорируйте хейтеров
  • наберитесь смелости уволиться
  • работайте по 80 часов в неделю, чтобы следовать за своей мечтой

Увольнение с работы до окончательного решения проблемы только добавит давления, когда у вас начнут заканчиваться деньги.

Если вы начнете бизнес с чего-то нужного людям, вы получите точку старта. У вас есть жизнеспособное решение. Вы решили свою проблему. Например, JotForm решает проблему, с которой я сталкивался в течение пяти лет на своей работе. Я знал, что люди захотят такой продукт.

Пол Грэм уже долгое время пишет о решении проблем. Он говорит, что лучшие идеи для стартапа имеют три общие черты:

  • Этого хотят сами создатели (я хотел автоматизировать создание форм)
  • Основатели могут создать такой продукт (у меня были опыт и навыки)
  • Немногие понимают, что это стоит сделать (сразу после релиза у меня появилось два конкурента, но рынок был неосвоенным)

Непросто найти что-то, соответствующее всем условиям, но всегда следует подождать чего-то стоящего.

В 2005 я понял, что мой бизнес приносит мне столько же денег, что и основная работа. Настало время сделать перерыв. Я уволился и взглянул на свой продукт. Плата за подписку позволяла мне оставаться на плаву с минимальными усилиями. У меня была возможность работать над чем-то новым. Поэтому я продолжил придерживаться привычной рутины. Я общался с пользователями рано утром и поздно ночью, а днем создавал JotForm.

Избегайте давления гиперроста

Органический рост сильно недооценивают. Если вы начинаете бизнес, следуя своей страсти, вам нужно начать масштабироваться до того, как ваши сбережения или капитал от инвесторов закончатся.

Если вы начинаете сторонний проект, который постепенно начинает поддерживать вас финансово, никто не будет дышать вам в спину и требовать резкого роста. Создание бизнеса с реальными клиентами требует времени и усилий. Но это менее рискованно.

Клиенты голосуют за вас реальными деньгами, а деньги не лгут. Начать проще, когда люди уже хотят использовать ваш продукт или сервис.

В JotForm я решил расти органически. Я рассказывал о компании в блогах и на форумах. Я не тратил деньги и не давил слишком сильно; я думал, что людям просто будет интересен новый способ создания форм. К концу первого года около 15 тысяч людей зарегистрировались, чтобы использовать продукт.

Сконцентрируйтесь на одной важной метрике

У предпринимателей должна быть одна цель — заставить свою компанию работать. Что это значит? Вам нужно зарабатывать больше, чем вы тратите. Медиа часто прославляют компании, которые привлекают миллионы долларов или имеют высокие показатели вроде удержания пользователей. Но вам нужно думать о прибыльности сразу.

Джейсон Фрид и Давид Хейнемейер Ханссон прекрасно объясняют это в своей книге Rework. Основатели Basecamp говорят о мире стартапов в целом, но я думаю, что собственноручно созданные стартапы являются исключением из сказочного мира, где «законы бизнеса не действуют».

Конечно, исключения существуют. Создание онлайн-магазина или открытие ресторана потребует вложений. Бизнес никогда не подчиняется общим законам.

Мой совет? Игнорируйте единорогов и сказки о стартапах и действуйте по-своему. Убедитесь, что с самого начала компания приносит вам прибыль, пусть даже скромную. Не переживайте о «следовании за мечтами», пока у вас не будет устойчивого фундамента.

Чтобы сохранять прибыль, в первый год компании я принял два важных решения:

  • Я вернулся в Турцию. Я знал, что хотел развивать компанию и искать сотрудников, но в США было слишком дорого жить.
  • Я нанял первого сотрудника. Это было огромным шагом, но у меня было достаточно денег, чтобы платить зарплату за полную занятость в течение года. Я знал, что время пришло, особенно потому, что я хотел создать премиум-версию продукта.

Мы выпустили платную версию JotForm в апреле 2007. За первый день у нас было только три скачивания премиум-версии, но это все равно было потрясающе. К концу 2007 у нас уже было 50 тысяч пользователей и 500 подписчиков на премиум.

Если бы я отслеживал метрики, связанные с тщеславием, я бы не был доволен тем, что мы достигли. Но я концентрировался на прибыли.

Я знал, что нам предстоит долгий путь. Нам нужно было больше премиум-пользователей, и последние 10 лет мы развивали базу подписчиков.

Вам не нужно отказываться от большой части компании

Инвесторы ищут компании с сооснователями, обладающими разными навыками. Один человек может быть гением маркетинга, а другой — иметь большой технический опыт. Поэтому многие бизнес-консультанты рекомендуют объединяться, чтобы получить инвестиции.

Сооснователи могут быть отличным выбором, но многие предприниматели напрасно тратят время, чтобы угодить инвесторам. Этот подход может привести к неудачному партнерству и потерянной прибыли вместо создания хороших продуктов.

Я почти нашел сооснователя для JotForm. Мы с другом серьезно говорили об этом, но наш союз не сработал. Это нормально. У нас не было обид, и я был рад создавать компанию самостоятельно.

Зарабатывая больше, чем мы тратим, я могу нанять талантливых людей для помощи, не отдавая половину бизнеса. Это отличный способ работы.

Самостоятельное создание стартапа минимизирует отвлекающие факторы

Я думаю о JotForm постоянно. Я люблю этот продукт и бизнес. Я сконцентрирован на продукте, а не на создании презентаций для следующей встречи совета директоров. Мы отвечаем на потребности пользователей, а не на требования инвесторов или акционеров.

Люди также редко обсуждают, что инвесторы хотят поддерживать основателей с отличными резюме. Я не закончил Гарвард или MIT. Я не продавал свои продукты Google или другим компаниям. Даже если бы я хотел получить инвестиции, я не думаю, что это бы случилось. Моя идея не выглядела достаточно впечатляющей на бумаге, и я не знал, как получить капитал.

Я мог бы потратить полгода на то, чтобы учиться искать инвесторов. Но я использовал это время, чтобы работать над продуктом и рассказывать о нем.

Следуйте за своей мечтой, как только компания станет прибыльной

Начать бизнес не так просто. Вас всегда ждут сложности и принятие сложных решений. Но не стоит убивать себя во имя мечты. Медленный органический рост может предотвратить как небольшие проблемы, так и полный крах.

Работая на себя, вы освобождаетесь от ожиданий других людей. Поэтому мотивационные цитаты так действуют на нас.

Зачем привязывать себя к людям, желающим только видеть прибыль? Зачем брать на себя риск до того, как будете готовы? Берегите свою свободу, продолжайте совершенствоваться, потому что самостоятельно вы можете достичь большего, чем вы можете себе представить.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Популярное

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.