Вовлечение пользователей
От нуля до 15 тысяч активных пользователей за месяц: уроки инди-разработчика
Создатель нескольких приложений для Android Роб Джозеф рассказал о действиях, которые помогут вам привлечь пользователей в самом начале существования приложения.
В январе 2018 я выпустил приложение для Android Remindee. За месяц оно выросло от нуля до 15 тысяч активных пользователей и даже попало в статьи в The Next Web и Android Police. Как и в предыдущих случаях, когда я выпустил приложение, и оно довольно быстро набрало популярность, я начал получать сообщения и письма, в которых люди спрашивали, где купить рекламу или кому следует заплатить. Но я не потратил на это ни цента.
Лично я не думаю, что плата за установки приносит что-то, кроме большого количества скачиваний, важны именно активные пользователи. Я бы серьезно рассмотрел покупку рекламы в Facebook, если бы я знал, что делать, но я не знаю, поэтому не будем тратить на это время. В конечном счете все сводится к положению в рейтингах.
По моему опыту, как только ваш средний рейтинг падает ниже 3,5 звезд, вероятность приобретения новых пользователей, попадания в статьи и органический поиск становится довольно низкой. Никто не будет писать о приложении, которое все считают “хламом”. Значит, вам нужно минимизировать количество плохих отзывов и увеличить количество хороших. Поэтому я решил написать о наиболее нужных для этого действиях, которые я делал на протяжении своей карьеры.
Создавайте что-то, что бы сами хотели использовать
Существует большое количество информации о том, как создать приложение на основе того, что уже популярно, рейтингов по категориям, пробелов на рынке и так далее. Это хорошие советы, если ваша цель — заработать денег. Все мои приложения, которые показали хорошие результаты, были созданы, потому что я хотел бы их использовать и подумал, что они могут быть полезны другим. Гораздо проще знать, что делать с приложением, если вы им действительно пользуетесь, а не угадывать, что хочет ваша целевая аудитория.
Привлеките тестеров как можно раньше
При выпуске приложения у вас обязательно возникнут неожиданные проблемы: баги, сложные для пользователя UX-решения, непонятные элементы интерфейса. Чем раньше люди начнут использовать приложения, тем быстрее вы сможете исправить проблемы, прежде чем у вас появится большое количество пользователей. Первые пользователи прощают гораздо больше. Если вы и сами используете свое приложение, то вы будете знать, где найти потенциальных тестировщиков, например, в социальных сетях, на форумах или в комментариях на сайтах.
Сделайте все как можно более очевидным
Если вы знаете, как работает ваше приложение, то ваш пользователь — нет. Сделайте все как можно более очевидным. Используйте онбординг, вводные страницы, обучающие материалы, всплывающие окна. Вы думаете, что это испортит UX, а пользователи будут злиться, но я заметил, что такие вещи полезны для некоторых пользователей, и остальные их просто игнорируют. В любом случае это сократит количество негативных отзывов.
Создайте бета-канал
Однажды я создал и выпустил новую версию приложения ReadItToMe без тестирования готового билда. Конечно, Proguard сработал, и пару часов спустя мои рейтинги были похожи на перевернутую хоккейную клюшку. Урок был освоен. Сейчас Play Store предоставляет вам возможность создать бета-канал — используйте её. Он поможет вам очень быстро найти баги, проблемы с UX или переносом. Это ещё и хороший инструмент, чтобы быстро получить обратную связь, и при следующем релизе пользователи либо полюбят его, либо останутся безразличны, но у вас не будет плохих отзывов, потому что оно “не работает”.
Просите оставить отзывы
Если вы получите плохой средний рейтинг, вам будет сложно исправить это и приобрести пользователей, если они увидят, что большинству пользователей не понравился продукт. Хотя, возможно, большинству приложение понравилось, но они не оставили отзыв. Попросите их об этом.
Мыслите стратегически, не спамьте просьбами об отзыве, просите пользователей после того, как они проведут в приложении X часов или совершат определенное действие определенное количество раз. Убедитесь, что вы предоставите им вариант “Никогда не спрашивать снова”. Лично мне нравится вопрос “Нравится ли вам это приложение?”, когда ответ “Да” приводит к появлению окна “Оставить отзыв/поставить оценку”, а ответ “Нет” — к экрану обратной связи “Почему вам не понравилось приложение?”. Для меня это изменило как количество негативных отзывов, так и количество обратной связи, которое я получил от людей, которым что-то не понравилось.
Сделайте простой отправку обратной связи
Во всех моих приложениях есть множество кнопок для того, чтобы связать со мной и оставить отзыв. “Написать в поддержку”, “свяжитесь с нами”, “запросить функцию” и так далее. Люди хотят напрямую сообщить вам, чего хотят, и если вы не дадите им способа это сделать, они оставят вам плохой отзыв.
Отвечайте на все письма
Многие пользователи не ожидают от вас ответа. Вы не человек. Вы не можете сидеть в кофейне со своим ноутбуком. У вас есть приложение в Google Play, и люди прочитали о нем в статье — вы не человек, а корпорация. Они так думают, пока вы им не ответите. Помимо очевидных ответов (запросы функций, помощь с проблемами), мне приходит большое количество ответов от людей, которые были приятно удивлены тем, что разработчик им ответил. Это также дает вам отличную возможность деликатно попросить об отзыве.
Слушайте своих клиентов
Теперь, когда вы дали своим пользователям возможность дать вам обратную связь, прислушивайтесь к ним. Вы не должны добавлять каждую функцию, но если у вас есть много запросов и вы можете это сделать — сделайте это. В худшем случае никому не будет до этого дела, а в лучшем — пользователи напишут хороший отзыв.
Не существует неправильного способа использования приложения
Я не хотел добавлять кнопку создания напоминания в Remindee. По моему замыслу люди должны были создавать напоминания в меню “Поделиться”, и если пользователи создавали напоминания в приложении, то они использовали его неправильно. Если вы решили, что приложение используют неправильно, значит, вы не слушали своих пользователей. Я вел себя упрямо, отвечая на каждое письмо, что “так быть не должно”, но если вы не даете пользователям возможность использовать приложение, как они хотят, то они не будут его использовать. Теперь в приложении есть четыре разных способа создания напоминания вручную и много хороших оценок.
Пробные платные функции
Люди не хотят платить, если не знают точно, что они получат, а политика возврата в Google Play не совсем понятна. Вместо того, чтобы заставлять пользователей платить за что-то, а потом оформлять возврат, предоставьте им пробную версию. Когда её действие закончится, дайте пользователям знать и спросите, хотят ли они платить.
Расскажите всем
Вероятность того, что журналисты органически найдут ваше приложение, когда оно только выйдет, довольно мала, поэтому, как только вы и ваши первые пользователи будете всем довольны, начните рассказывать людям, которые могут написать, что ваше приложение существует. Связывайтесь с ними любыми способами. Лично я предпочитаю email, не спам, а просто письмо вроде “Вот мое новое приложение, вот что оно делает и здесь вы можете найти его, если хотите посмотреть”. Честно говоря, только одно из 15 писем превращается во что-то, но так происходит цепное распространение информации.