Интервью
Respawn: лучшее приложение для саморазвития в мире
Я понял, что мне нужно сделать свое приложение, с блэк-джеком и шикарным дизайном.
Respawn — новое приложение для управления задачами и привычками. Мы пообщались с его разработчиком Никитой и обсудил развитие проекта.
Как ты пришел к идее создания этого приложения?
Изначально я года три для слежения за привычками пользовался приложением Fabulous. Но оно никогда не имело достаточно функционала, у него был ужасный дизайн, оно плохо работало, а с годами, видимо, потому что приложение начало умирать, авторы начали добавлять в него все больше мусора. Сначала цена подписки возросла в 2 раза, потом появились спам-уведомления, данные пользователей стали продавать третьим лицам, появилась реклама, появились стремные социальные фичи, вроде каких-то групп, лайков, комментов, постов-мотивашек, на которые я впустую тратил кучу времени. Полезные фичи не выходили годами. За это время я успел попробовать больше 30 разных приложений для привычек и продуктивности, и ни одно меня не устроило. Так я понял, что мне нужно сделать свое приложение, с блэк-джеком и шикарным дизайном.
Почему именно привычки и список дел? Кажется, это переполненная ниша. Делал ли ты исследование перед созданием?
Ниша совсем не переполнена. По собственному опыту знаю, что нет приложения с таким функционалом и дизайном, как Respawn. Исследования я проводил не только перед началом работы, но и позже, когда решал — забить ли на пет-проект или сделать его смыслом своей жизни. И сделал вывод, что миру нужно реально нормальное приложение для саморазвития.
Это не маркетинг — я искренне верю, что для саморазвития лучше в мире приложения нет.
Пользователи, как правило, подтверждают этот факт отзывами и в общении.
Когда вышла первая версия, какая была на нее реакция?
Первая версия вышла 1 января 2023, но до этого я уже пользовался приложением, как основным трекером привычек, почти год. Реакция на нее была крайне негативная — это был лишь MVP, ранний продукт, и у меня не было никакого опыта в бизнесе и в создании коммерческих приложений. Рейтинги около 3.0 из-за цены, нехватки функционала, плохого онбординга (его вообще не было). Была плохая стабильность из-за старой архитектуры, отсутствие бэка. Сейчас же почти не вижу негативных отзывов — из-за отсутствия притока новых пользователей или из-за того, что не к чему придраться, не знаю 🙂.
Люди как тогда не понимали, зачем приложение нужно, так и сейчас им сложно понять. Особенно тем, кто увидел рекламу, то есть неорганическому трафику. Ведем работу над тем, чтобы было проще влиться именно незнакомым со сферой саморазвития людям. У рекламы по какой-то причине всегда были и остаются высокие рейтинги конверсии, в среднем вдвое больше, чем по индустрии. Большинство пользователей кликают по рекламе, но отваливаются дальше, либо на ASO (что уже выправили), либо на онбординге, что правим сейчас.
Как все это время развивался проект?
Большую часть работы, конечно, выполняю я. Начал с того, что реализовал все, что было в Fabulous, кроме мусора, затем добавил все, чего не хватало. Где-то на этом моменте приложение вышло в Маркет. С тех пор я работаю исключительно над тем, что просят пользователи, и то, что есть или появляется у конкурентов, чтобы всегда быть впереди. Буквально недавно впервые задумался, что один не вывезу, и нанял людей, чтобы помогать с развитием.
Какой технический стек? Менялся ли он со временем? Почему именно FlowMVI?
Сначала приложение было пет-проектом, без модуляризации, на MVVM и с датабайндингом 🤡 т.к. тогда мне они нравились, пока не осознал всех проблем. Приложение развивалось и я понял, что фичи, несмотря на кажущуюся простоту, действительно сложные, происходит куча взаимодействий и разных событий.
Стандарты у меня сразу были высокие — приложение offline-first, реактивное, с красивым дизайном, и должно быть стабильным, чтобы удовлетворить требования современных избалованных пользователей. Поэтому начало возникать все больше и больше трудностей с MVVM. Пришлось один и тот же экран даже переписать 4 раза, чтобы сделать его реактивным и при этом работающим правильно и хорошо (деталка ритуала).
В конце концов я понял, что MVVM для приложения вообще не подходит, проблем были сотни. Я сделал себе простую обертку над вьюмоделью для MVI. В 2022, после выхода Compose, переписал проект полностью на Compose, чтобы удовлетворить требования к дизайну, фич тогда было немного, и с тех пор не нарадуюсь ему, плюс с MVI он играл идеально.
Дальше даже голого MVI начало не хватать, а фичи нужно было делать крайне быстро, чтобы успевать реализовывать все то, что просят пользователи. Поэтому, по сути, из–за Респавна и написал свой архитектурный фреймворк, и теперь считаю архитектуру приложения близкой к идеальной, а разработку новых фич простой и быстрой. Сейчас, благодаря архитектуре и в целом развитию KMP, активно переписываем приложение на KMP, потому что люди очень часто просят iOS-версию.
Модуляризация произошла органически, когда кода начало становиться все больше и больше. В приложении уже 100К+ строк кода, и надо все это организовывать красиво, чтобы продолжать эффективно в одиночку работать над ним.
Какова история появления пресловутых пиксельных 3D иллюстраций? :)
Вообще, идея приложения была изначально в том, чтобы использовать принцип геймификации (но это лишь один из многих принципов, которые приложение использует, чтобы помочь пользователям). Логично, что геймификация — это близко к видеоиграм, отсюда и название и общий стиль приложения. Игры очень популярны и многим людям нравится играть, особенно, когда играя можно развиваться. Пиксельный стиль прямо кричит “это игра”, поэтому в приложении с самого начала были пиксельные шрифты, иконки и т.п. Идею я взял из habitica, которой пользовался около года взамен Fabulous, но я хотел что-то более приятное глазу и строгое, не такое “детское”. Потом, выбирая обои для ПК, я увидел красивейшую картинку с воксельным городом — и сразу понял, что хочу такое в Респавне.
Плюс у меня 3,500 часов в майнкрафте, обожаю эту игру. Как показал опыт, пиксельный игровой стиль приложения еще и очень нравится пользователям, буду развивать геймификацию в приложении. Я понимаю, что текущие ассеты я делал сам, а я программист — не художник, и выглядят они соответствующе, но уже появились деньги заказать кучу новых, крутых ассетов, которые заменят текущую графику в приложении.
Какая команда сейчас работает над приложением?
У меня фронтенд-разработчик на парт-тайме, на фулл-тайме маркетолог (через подряд) и у него еще своя команда из 2-3 чел. Я делаю мобильный клиент и бэк. Также мне помогают дизайнеры из моей компании, где работаю сейчас на полную ставку, чтобы платить команде (дизайн тоже приходится делать самому пока). На фрилансе для нас рисует художник воксельные иллюстрации, как та, что выше.
Какая у приложения аудитория? Кто пользуется приложением и для чего?
В приложение сейчас приходит много людей, чтобы справиться с зависимостями и улучшить свое ментальное здоровье. Собственно, я приложение сделал и использовал для этого же. Мне нужна была дисциплина, мотивация и возможность следить за прогрессом избавления от зависимостей, своим здоровьем и т.д.
Основная аудитория приложения, как показала аналитика — это люди, которые хотят быть продуктивнее, счастливее за счет повышения качества жизни. Но сейчас органически трафик смещается на тех, кого описал выше — люди с СДВГ, родители с кучей обязанностей, подростки, которые хотят выработать дисциплину в учёбе и т.д. Я являюсь ярким представителем своей аудитории — человек, которому интересно саморазвитие. Мне интересна психология, я пытаюсь справиться с ментальным расстройством и у меня есть симптомы СДВГ. Мне интересна продуктивность и успех в традиционном смысле этого слова.
Прибыльно ли оно?
Если вычесть зарплату — очень даже. Если учесть все ЗП, которые я либо не плачу (себе), либо плачу из кармана (другим), то сейчас крайне неприбыльно :). Однако приложение уже богато функционалом и сильно выросло за почти год, как существует, поэтому недавно я сделал вывод, что пора повышать осведомленность о приложении. Отсюда и доходы должны начать расти.
Какие планы на развитие?
Маркетинг, маркетинг, маркетинг. Главное, что сейчас нужно делать, это пиарить приложение, потому что я на 100% уверен, что это лучшее приложение для саморазвития на мировом рынке. Приложению не хватает совсем немного, чтобы стать более популярным. Нужен толчок, который запустит сарафанное радио, и нужно решить UX-ные проблемы.
По функционалу, я думаю, равных уже нет, поэтому особо я не работаю сейчас над новым фичами, только улучшаю существующие. Работу веду в трех направлениях:
- Реагирую на запросы пользователей. Самое важное для стартапа — слушать пользователей, поэтому то, что просят пользователи, всегда получает первый приоритет и реализовывается как можно раньше. В конце концов, я теперь делаю приложение не для себя, а для других, и не один, а с командой.
- Улучшаю UX, в том числе первого пользовательского опыта, онбординга, обучения пользователей. С этим большие проблемы из-за моего программистского происхождения, которые как решить пока не знаю. Скорее всего, как появится чуть больше пользователей, буду спрашивать их напрямую и наблюдать за ними. Аналитику прикрутили еще давно, но думаю нужен человек который в ней будет разбираться получше меня.
- Улучшение маркетинговой составляющей — ассеты для рекламы, CTA, лендинг, пейволл, подписки, SEO, ASO. У этого аспекта пожалуй сейчас самые радикальные улучшения и много чего делается, потому что пользователи ( целом) стали довольны и просят не так много уже.
Спасибо и удачи тебе с проектом!