Интервью
Родион Насакин (Evernote): если у вас есть дело всей вашей жизни, вы — наша аудитория
Evernote — одно из лучших и самых полезных приложений для мобильных платформ. Мы побеседовали с Родионом Насакиным, директором Evernote по развитию бизнеса в России и СНГ, о том как развивалось и как будет развиваться приложение, о том как разработчикам можно использовать инфраструктуру Evernote.
Родион, расскажите, пожалуйста, подробнее, какая идея лежит в приложении Evernote? Как пришла идея создания приложения?
Сервис Evernote появился в результате объединения идей двух людей. Один из них — Степан Пачиков, известный российский и американский ИТ-предприниматель. Степан посвятил много лет работе над технологиями распознавания печатного и рукописного текста в изображения и был одним из основателей компании ParaGraph, которая, в частности, обеспечила эту функциональность еще в Apple Newton. После того, как Степан продал свою компанию Silicon Graphics и проработал там какое-то время как вице-президент, он загорелся идеей создания бесконечной ленты заметок. Пользователь мог бы добавлять туда любые мысли, записи, впечатления, которые могут быть интересны в будущем.
Параллельно Фил Либин, за плечами у которого уже были два успешных бизнеса в сфере разработки ПО и информационной безопасности, был заинтересован в создании “внешнего цифрого мозга”, облачного сервиса, который позволял бы сохранять информацию любого типа и быстро извлекать ее, используя то устройство, что есть под рукой.
В 2007 году будущие основатели Evernote встретились и решили, что гораздо разумнее будет не конкурировать, а объединить усилия, задумки и команды для воплощения своих идей. А в 2008 году появился тот сервис Evernote, который мы знаем сейчас.
Есть ли у вашей компании сформулированный бренд и миссия?
Evernote призван сделать вашу жизнь продуктивнее. Неважно, чем вы занимаетесь, работаете в офисе, путешествуете по миру, готовите кулинарные шедевры или ставите рекорды на велосипеде — если у вас есть дело всей вашей жизни, вы — наша аудитория. Мы приложим все усилия, чтобы избавить вас от рутины и помочь сосредоточиться на творчестве и результатах.
С какими трудностями вы столкнулись в начале создания приложения?
Мы решили очень рано по меркам компаний Кремниевой Долины выходить на международный рынок и, конечно, это потребовало серьезной работы при ограниченных ресурсах как со стороны маркетинга, так и разработчиков. В случае с Evernote локализация включает как перевод на другие языки целого ряда приложений и веб-сервиса, так и поддержку распознавания рукописного и печатного текста на других языках.
Конечно, в начале нашей международной экспансии это была амбциозная задача, с которой мы справились. В апреле 2009 года, менее чем через год после выхода первой публичной бета-версии, Evernote запустился в России. Вскоре добавились и другие страны, и сегодня сервис доступен на 30 языках.
Сколько в команде сотрудников? Как ведется разработка под разные платформы?
Сейчас в Evernote работает более 350 человек. Разработчики объединены в команды во главе с продуктовыми менеджерами, которые заняты работой над тем или иным приложением. Вместе с тем мы стараемся быть гибкими, и в зависимости от задач можем «перебрасывать» ресурсы на приоритетные задачи. Так, например, в начале этого года наш CEO Фил Либин официально объявил о том, что нашей главной целью в этом году будет серьезное повышение качества работы существующих приложений, их ключевой функциональности. На эту задачу было направлено 90% разработчиков.
Сколько времени требуется для создания подобного приложения?
Путь Evernote от Windows-приложения в 2007 году к тому облачному сервису, который вы знаете сейчас, занял около года. Команда из нескольких десятков человек за это время создала серверную архитектуру для синхронизации и хранения пользовательской информации, разработала веб-интерфейс и приложения для Windows, iPhone и Windows Mobile.
Дальнейшая работа над каждым новым приложением — это отдельные истории. Бывали и очень сжатые сроки со сложными начальными условиями проекта.
Так, например, когда Apple анонсировала первый iPad мы решили, что должны быть на этом устройстве в день его продаж. Задача была, мягко говоря, непростой, поскольку никто планшета тогда в глаза не видел. Наша iOS-команда вырезала из картона «прототип» и предполагаемые элементы интерфейса и пробовала по-разному располагать их в попытках понять, как пользователю будет удобнее работать на устройствах такого формата. В итоге мы смогли выпустить релиз вместе с началом продаж iPad, что обеспечило нам большое внимание прессы и, конечно, пик установок приложения.
Какой ваш идеальный пользователь?
Мы считаем, что идея Evernote предельно универсальна. Любой человек хочет быть продуктивным, достигать своих целей, помнить и иметь под рукой все важные материалы. Вместе с тем, нам очень близки увлеченные люди, у которых есть дело всей их жизни, такие же как и мы. Мы очень хотим сделать их жизнь и работу максимально удобной и эффективной.
Как вы общаетесь с вашими пользователями? На какой адрес писать, если возникают ошибки и пожелания?
Evernote поддерживает несколько социальных каналов в разных странах. На русском языке доступен официальный блог сообщества в Facebook, Twitter, ВКонтакте и других популярных сервисах. Обратиться с вопросом, проблемой или пожеланием можно на сайте — заполнив форму в разделе поддержки или в отдельном русскоязычном сообществе поддержки. Там, кстати, собрана база из тысяч вопросов и ответов, так что зачастую оказывается, что на ваш вопрос мы или другие опытные пользователи уже ответили там.
А есть ли примеры использования приложения популярными людьми, политиками? Были ли положительные отзывы о вашей компании?
Evernote практически не дает рекламу, и 90 миллионов пользователей мы получили исключительно благодаря положительным отзывам существующих пользователей, так что можно предположить, что рекомендаций нам дают довольно много. Мы не коллекционируем специально упоминания известных людей, сходу могу вспомнить, что среди любимых и наиболее часто используемых приложений Evernote называл, например, Бен Аффлек.
Какие методы продвижения вы использовали и какое место в нем занимало «сарафанное радио»?
Сарафанное радио — основа нашего маркетинга. Как я уже говорил, своим успехом Evernote полностью обязан своим пользователям, которые делятся с коллегами и друзьями опытом и вариантами применения сервиса в той или иной сфере жизни: управлении проектами, путешествия, кулинария, дизайн, фотография и т. д. Мы стараемся находить пользователей, которые наиболее полно и интересно встроили Evernote в свою жизнь, и рассказываем об их опыте другим.
Недавно мы также запустили программу «Evernote для друзей», которая вводит систему поощрения пользователей, рекомендующих сервис. Они получают баллы, которые могут потратить на премиум-подписку или дополнительное место для заметок. Те, кто начинает пользоваться Evernote по рекомендации друзей, также получают премиум-подписку на 1 месяц.
Из других методов продвижения можно отметить предустановки на устройства известных брендов, таких как Samsung, и так называемую стратегию первого дня. Я уже упоминал ее, когда говорил о нашем стремлении быть на iPad с первого дня. Мы старались выпускать клиенты для потенциально популярных платформ или устройств в день их выхода на рынок. Так было, например, с iPhone, iPad, Mac App Store и даже Google Glass.
Пользуетесь ли вы приложением Evernote? Как оно улучшает вашу жизнь? Есть ли примеры необычного использования Evernote?
Я провожу в Evernote на своем ноутбуке большую часть рабочего дня, а в поездках обычно использую приложения Evernote на iPad и iPhone. Там у меня хранятся все рабочие материалы, списки дел, блокноты, посвященные отдельным проектам. Плюс наша компания, конечно же, использует корпоративное решение Evernote Business так что я достаточно плотно применяю его для работы с коллегами над общими материалами.
Недавно я еще перефотографировал с помощью приложения на iPhone весь архив визиток, скопившихся за несколько лет, теперь они хранятся в отдельном блокноте Evernote. Сервис распознает текст и делает эти данные доступными для быстрого поиска на любом подручном устройстве. Отдельный пласт информации в моем Evernote — статьи, скопированные из браузера с помощью нашего расширения Web Clipper.
Я завел аккаунт в Evernote в 2008 году и могу сказать, что это без преувеличения стало поворотным моментом, разделившим мою жизнь на «до» и «после». От времени до 2008 года у меня остались лишь отдельные воспоминания о том, чем я занимался, что меня интересовало и увлекало и, конечно, многие интересные детали, люди и события уже забыты. Но то, что произошло позже я могу воссоздать во всех подробностях, каждый значимый момент моей жизни надежно задокументирован в Evernote. Пожалуй, лет через десять эти материалы покажутся мне еще более ценными.
Если говорить о необычных примерах, то их сотни. Люди используют Evernote в самых разных сферах и отраслях — от модельного бизнеса до горнодобывающей промышленности. Лично мне наиболее интересной показалась история о человеке, который в результате черепно-мозговой травмы потерял краткосрочную память, и Evernote смог стать ее аналогом.
Есть ли у Evernote какие-либо инструменты (API, SDK) для сторонних разработчиков?
Да, у нас есть платформа Evernote, включающая открытый бесплатный API и необходимые SDK. Они позволяют разработчикам дополнить свои приложения и сервисы функциональностью Evernote и сделать свой продукт более привлекательным для многомиллионной аудитории нашего сервиса. Это может быть и отправка данных в аккаунт пользователя в виде заметок определенной структуры, можно задействовать напоминания и другую функциональность, в принципе, можно даже написать полноценный альтернативный клиент Evernote. Даже наши собственные приложения были разработаны с использованием ровно тех же инструментов. Сейчас наш API использует более 20 000 независимых разработчиков, а несколько сотен лучших приложений вы можете посмотреть в нашем Evernote App Center.
Какие планы у вас на будущее?
Как я и упоминал, в 2014 году наша ключевая задача — повышение качества наших ключевых приложений и функциональности. Будут значительно обновлены приложения для всех основных платформ, много внимания будет уделяться нашему корпоративному решению Evernote Business.
Если говорить о более абстрактном будущем, то мы делаем ставку на «Интернет вещей», «умные» часы, очки и другие предметы, которые становятся все популярнее на рынке. Нам кажется, что при всей лаконичности интерфейса носимые устройства станут настоящим прорывом, сделав добавление информации и доступ к ней гораздо удобнее и быстрее, чем предлагает смартфон сегодня. Для сервиса, который хочет быть цифровым аналогом вашей памяти — это ключевые характеристики. Поэтому мы уже создали приложения Evernote для очков Google Glass и часов Samsung Galaxy Gear и Pebble, продолжая реализовывать стратегию первого дня и с новыми форматами.
Какой совет вы дали бы разработчикам приложений?
Каждый отдельный продукт и стоящая за ним команда уникальна, поэтому давать общие и при этом небанальные советы сложно. Если ваше приложение так или иначе предлагает сохранение или работу пользовательской информации, могу посоветовать интеграцию с Evernote и использование нашей платформы. Это позволит вам сэкономить на разработке собственного решения и поможет привлечь аудиторию нашего сервиса. Мы стараемся поддерживать разработчиков, и если проект окажется интересным, обязательно расскажем о нем нашим пользователям.
Какие у вас любимые приложения в телефоне?
Очевидно, Evernote :) Я еще периодически использую другое наше приложение Skitch, чтобы быстро сфотографировать что-то, сделать пару пометок, указать стрелкой и подписать объект и отправить это изображение по почте или в Evernote. Если мне нужно быстро добавить в Evernote веб-страницу, я использую соответствующую функцию в UC Browser или приложение EverClip. Из клиентов социальных сетей помимо тех, что есть, наверное, у всех, я достаточно активно использую Yammer, на котором построена наша социальная сеть внутри компании. Игрушек у меня немного — иногда могу скоротать пару минут игрой в судоку.
Если говорить об iPad, то я часто читаю на планшете прессу — в Киоске у меня установлены «Ведомости», New York Times, Wired.