Маркетинг и монетизация
UnDistracted: опыт запуска Мак-приложения вне магазина Apple
Эти причины, желание попробовать что-то новое, а также технологии, используемые в приложении, привели к тому, что я решил попробовать запустить свое приложение «вне App Store».
Сергей Герасименко из Note-Ify Apps поделился с нами своей историей выпуска приложения UnDistracted за пределами mac App Store.
Если вы интересуетесь разработкой, маркетингом да и вообще бизнесом в области мобильных и десктоп-приложений, то наверняка вы читали ряд публикаций, в которых обсуждались недостатки магазина приложений Apple, «уход» из App Store графического редактора Sketch и еще нескольких приложений. Все далее написанное касается десктоп приложений и магазина Apple App Store для macOS — возможно некоторые идеи или приемы можно применить и для Windows-приложений. Все ниже изложенное является моим личным мнением и может не совпадать с вашим мнением или опытом.
Среди обсуждаемых недостатков хотелось бы выделить следующие:
- отсутствие пробного периода (trial) и, как следствие, стимуляция низких цен и импульсивных покупок;
- отсутствие информации о конкретной покупке и покупателе;
- ограничения магазина, которые не дают возможность полноценно отследить источник трафика, скачивания и последующей покупки в разрезе конкретного покупателя;
- отсутствие механизма индивидуальных и «пакетных» скидок, бонусов и т.д. для конкретного клиента;
- технические ограничения и требования Apple к приложениям, которые распространяться через магазин приложений Apple (app sandboxing).
Если кратко, то данные ограничения вам, как клиенту, не дают возможность попробовать приложение перед его покупкой и принять решение, если приложение действительно нужное и/или решает вашу проблему.
Мне, как разработчику, данные ограничения не предоставляют возможности:
- установить адекватную цену на свой продукт;
- отследить источник покупки;
- предоставлять скидки постоянным клиентам, а так же клиентам, которые делают сразу несколько покупок.
Эти причины, желание попробовать что-то новое, а также технологии, используемые в приложении, привели к тому, что я решил попробовать запустить свое приложение «вне App Store».
Пару слов о приложении, для того что бы вы понимали, какие «технологии» не позволяют распространять приложение через магазин Apple App Store.
UnDistracted — это приложение, которое при включении «режима фокусировки» затемняет окна неактивных приложений, скрывает значки рабочего стола, скрывает Dock и menu-bar, включает режим «не беспокоить» и устанавливает соответствующие статусы в месенджерах.
Именно последние пункты, являются отличительной особенностью приложения и потребовали использование некоторых приемов (модификации текущих настроек системы), которые не работают в приложениях, разработанных согласно требованиям Apple.
Так же при включении и выключении «режима фокусировки» могут выполняться заданные пользователем скрипты (Apple Script или даже bash-скрипты) — к примеру для запуска или закрытия приложений. Реализовать такую возможность так же проще если приложение не ограничено требованиями Apple Sandboxing.
В действительности именно необходимость в решении, которое отключит все «в один клик», и послужило началом разработки и этой истории :-)
Сервисы для аналитики, генерации и проверки лицензий, проведения платежей
До всего этого я имел очень смутное понимание о том, как самому реализовать генерацию лицензий (кодов), их проверку, как принимать платежи и как строить защиту приложения, как распространять обновления. Поэтому я рассчитывал использовать какое-то готовое решение и даже не рассматривал разработку этого всего самостоятельно.
На тот момент, когда я уже заканчивал разработку и нужно было точно определиться какой же сервис использовать, я знал о двух существующих на рынке решениях: Paddle (аналитику которых я уже пытался использовать в своем приложении Note-Ify Notes для MAS, правда, не очень успешно) и DevMate от украинской компании MacPaw (CleanMyMac знают наверное все). О DevMate я узнал совсем недавно на страницах VC.RU, а о Paddle узнал на ProductHunt, когда они анонсировали «бесплатную» аналитику для Мак-приложений.
Основные возможности Paddle и DevMate (как я понимал на то время):
Интуитивно я склонялся к решению от DevMate (документация вроде бы более понятная, видео, русскоязычная поддержка), но, как видно из таблицы, возможности вроде бы одинаковые, но дополнительные затраты на комиссию от FastSpring + еще возможные платежи за дополнительный «фишки» от DevMate и большой плюс в виде Paddle Discovery склонили чашу весов в сторону Paddle.
Этапы разработки и запуска
1 этап: Paddle: интеграция, тестирование и запуск продаж с сайта
Интеграция и тестирование заняли около двух недель, основные проблемы возникли с тестированием реальных платежей, неполной документацией и «отзывчивостью» сотрудников службы поддержки Paddle.
Также на этом этапе пришлось разбираться с работой фреймворка Sparkle (библиотека, используемая для доставки обновлений приложений), как правильно все настроить, как организовать хостинг обновлений на Amazon AWS и кучей разных мелочей.
2 этап: постепенная миграция на DevMate
Фактически, этот этап я начал где-то по средине этапа 1, так как проблемы, с которыми я столкнулся при интеграции решения от Paddle и «оперативность» поддержки, заставили меня пожалеть о принятом решении.
Интегрировать SDK DevMate, настроить DevMate и FastSpring получилось за два-три дня, может чуть больше, надо было сразу для установки SDK DevMate использовать cocoapods и сразу смотреть видео инструкции.
Также потратил время на тестирование совместной работы DevMate + FastSpring, активации аккаунта FastSpring и настройку Fillment писем (рассылка лицензий после совершения покупки).
Трудностей с настройкой системы обновлений не возникло, думать о хостинге, прописывании чего-то руками в файлы конфигураций, как оказалось, не нужно (жаль понимание этого пришло только в этот момент, а не ранее, когда я мучился с этим на этапе 1).
Правда, пару раз напутал с нумерацией версий, и обновление не работало, но спасибо ребятам из ServiceDesk DevMate — они быстро нашли, где я напутал.
Раз я тут ругаю ServiceDesk Paddle, то скажу честно, были «трения» и с DevMete, не проблемы, а задержка с ответами, утром написал — ответ получил где то в 3-4 часа дня, когда спешишь, то хотелось бы побыстрее получать ответы на свои вопросы, правда это все-таки 1 день по сравнению с 4-5 днями на ответы от Paddle…
3 этап: Paddle Discovery, «бегство» с Paddle и основной этап продвижения
В результате нескольких писем на Paddle о качестве работы их службы поддержки и всего сервиса в целом, мое приложение представили в рассылке Paddle Discovery (видимо, для того, что бы я наконец-то перестал их доставать и заткнулся :-)).
Результаты
- аналитика Paddle ничего не показывает (точнее, как было 35-40 активных и новых пользователь в день и в неделю, так и осталось, она наверное так и сейчас показывает :-));
- Google Analitics показывает около 500 уникальных визитов;
- приложение распространилось по куче торрент-треккеров.
Сказать, что я был ошарашен или подавлен, значит ничего не сказать… Как же их хваленая защита и система лицензирования?
Немного оправившись от «падения», я выпустил обновление, которое «подменило» версию Paddle на версию от DevMate. После этого я просто или возвращаю деньги тем клиентам, которые купили через Paddle, или же, если они хотят, то просто выдаю новые лицензии.
Итоговое сравнение Paddle vs DevMate
В сухом остатке хотелось бы выделить два момента:
- Paddle — отвратительное качество поддержки;
- DevMate — очень мощная система аналитики и треккинга.
Запуск и продвижение
Часть 1: публикация на ProductHunt
Устав от программирования, бодания со службами поддержки Paddle и DevMate (да, с ними тоже немного было) я принял решение опубликовать свое «гениально приложение» на ProductHunt.
Скажите, кто не читал истории о том, что публикация на ProductHunt дает сотни и даже тысячи новых пользователей? Ну вот и я, в спешке и без подготовки, опубликовал, получил 30 голосов, несколько замечаний к сайту и пару рекомендаций — и на этом все. Потом, конечно, я уже узнал, что нужно публиковать не самому, а найти того, кто опубликует и т.д. Одним словом, я сделал в точности наоборот. Пролетаем.
Часть 2: публикация на download-сайтах
После неудачи на ProductHunt делаем паузу, начинаем думать и искать информацию.
Как ранее продвигали свои приложения — до App Store и других магазинов? Правильно — download-сайты. Помните было ранее течение shareware?
По удачному стечению обстоятельств я наткнулся на приложение SharewarePublisher, которое облегчает публикацию на разных сайтах. Само приложение уже не поддерживается и работает кое как, но зато благодаря документации я узнаю от том что для публикации на разных soft-порталах используется специальный формат файла (PAD) и с помощью SharewarePublisher его как раз можно сгенерировать.
Подробную информацию вы сами сможете найти в интернете, скажу только, что сейчас распространена версия 3.1 и 4, и еще живые сайты работают с версий 4.
Сделал публикацию на 20-30 сайтах, результаты почти нулевые (есть заходы и скачивания, покупок почти никаких).
Часть 3: самостоятельная рассылка запросов на обзор по базе сайтов, пишущих на близкую тематику
Рассылка по базе сайтов-журналистов, которые пишут на тему Apple — в сети есть несколько файлов, правда там нет деления на те сайты, которые пишут про iPhone/iPad или еще и про Mac приложения, хотя в действительности обычно пишут про все, что связано с Apple.
Рассылку делал через Mailchimp — результаты плачевные.
Также написал нескольким сайтам индивидуально, годика два назад ребята уже публиковали обзоры моего приложения (заметки для iOS).
Рассылку делал по небольшому количеству адресов, потратить 1-2 недели просто тупо заполняя формы на сайтах как-то больше не хотелось (имел такой опыт ранее, при запуске приложений для iOS, потратил 2 с половиной недели, результаты нулевые).
Все, ПАУЗА! Приложение почти не продается, куча пиратских версий, одним словом — все очень плохо.
Часть 4: рассылка запросов на обзор через сервис iSpreadNews
Про сервис iSpreadNews, который от твоего имени может сделать рассылку по журналистам через формы на сайтах и на email, я знаю давно, даже делал когда-то заказ, правда в небольшом объёме ($50) и на нишевое приложение, результат нулевой. Так как терять уже особенно было нечего, кроме $150 :-) Сделал заказ на iSpreadNews. Рассылка по русским + рассылка на английском + рассылка по немецким. Дополнительно потрачено $20 на переводы на английский и на немецкий. Текст рассылки (на русском и других языках) ребята из iSpreadNews немного подправили, не скажу, что мне правки уж очень понравились, но, как мне объяснили, по их опыту так лучше.
Очень важный момент, который возможен только если приложение распространяется не через App Store. Я всем в письмах предлагал несколько лицензий и специальный купон на скидку (FastSpring дает такую возможность), при этом пользователи при использовании купона видят текст типа «Специально для GIGA.DE — скидка 30%» — мне кажется это тоже играет определенную роль для журналистов, которые пишут обзор.
Кратко результаты: ответило человек 20. Часть ответов были автоматическими, в некоторых сразу хотели денег, притом сайты никакие, а ценники такие, что индивидуальный разработчик не может себе позволить. Хотелось бы назвать некоторые, да не буду.
Результаты рассылки — 20 публикаций (отследил с помощью аналитики DevMate, не знаю, как они это делают, но я вижу заходы, скачивания, установки и последующие продажи), часть сайтов мне даже не писала, но сделали публикацию или репост с других сайтов.
Самая эффективная публикация — GIGA.DE, они просто написали: «Нужен купон на скидку, что бы итоговая цена была $4.99», опубликовали где-то через месяц, и сейчас периодами с публикации на GIGA.DE бывают скачивания и покупки.
Вывод
iSpreadNews сработали нормально, 20 публикаций за $150 это недорого (к слову, iGuidies.ru хотят намного больше за одну публикацию, тут же только публикация на GIGA окупила все затраты).
Единственное, мне стоило сделать рассылку не только по базе сайтов, которые пишут о Mac-приложениях, но и вообще на тематику Apple, iPhone.
Кроме публикаций получил несколько контактов, с которыми можно поддерживать связь, писать про новые приложения, возможно, это самое ценное. Кроме того восстановились утерянные знакомства (в основном русские сайты, которые ранее публиковали обзор моего приложения для iPhone).
Что дальше?
По своему опыту (продвижение под iOS), самый больший эффект дают скидки и распродажи. Сейчас участвую в нескольких наборах приложений (Bundle) — по цене порядка $20 можно купить 7-10 приложений из 20-30.
Экспериментировать, так экспериментировать
На момент завершения этой статьи (а она писалась больше месяца, хотя текстовка делалась в два захода, буквально за несколько часов, потом нужно было убрать излишние эмоции и выражения), я решил провести новый эксперимент – запускаю еще одно приложение, разработанное буквально за 3-4 месяца (Command-Tab Plus).
Для чистоты эксперимента не использую все, что описано выше, минимум возможного, если не считать поста на Reddit с приглашением на открытое бета-тестирование (дало приблизительно 400-500 визитов на сайт в первые дни) и публикации на macdigger.ru с промо-кодом MACDIGGER-RU-50, которую, как ни странно, перепостила куча китайских, английских и немецких сайтов, правда даже без проверки решили «адаптировать» промо-код: MACDIGGER-RU-50 –> MACDIGGER-EN-50, MACDIGGER-DE-50…
Чудеса да и только …
Напоследок
Хотелось бы сказать спасибо таким изданиям, как macdigger.ru, macovod.com.ua, i-ekb.ru — реально денег не просили, просто опубликовали без всяких но.
Понравилось работать с Владом из iSpreadNews — продолжим в будущем.
Очень большое спасибо Владимиру Радченко из команды поддержки DevMate за терпение, помощь и консультации, я получил много полезных советов, часто на более широкие темы, в том числе по ведению бизнеса.
-
Интегрированные среды разработки2 недели назад
Лучшая работа с Android Studio: 5 советов
-
Новости4 недели назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.43
-
Новости3 недели назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.44
-
Исследования2 недели назад
Поможет ли новая архитектура React Native отобрать лидерство у Flutter в кроссплатформенной разработке?