Магазины приложений
Шведский стол для приложений: пакеты операторов
Apple App Store в 2008 году положил конец этой монополии. Разработчики приложений, Apple и, в конечном итоге, Google захватили рынок сервисов и приложений. С помощью пакетов приложений операторы получат свой кусок рынка обратно.
[pullquote align=right]
Оригинальная статья опубликована на TechCrunch, переведена AppTractor.
[/pullquote]Хотя мобильный рынок и полнится новыми прорывными технологиями и идеями, по-прежнему есть инновации, которые могут фундаментально перестроить его – и одна из них недавно пересекла Тихий океан.
Девятнадцатого августа Sprint анонсировал App Pass, подписочный сервис, который дает пользователям доступ к отобранному списку приложений за $4.99 в месяц. Подписчики также получают $5 на встроенные покупки. По сути, это как Netflix для мобильных приложений.
Этот анонс вызвал заметное оживление в американских СМИ. Но если вы посмотрите на рост бандлов в Восточной Азии, то возможно поймете, почему эта бизнес-модель может взорвать мобильную разработку и потребление приложений в США.
Операторы наносят ответный удар
Как сообщается в мартовском пресс-релизе KDDI Corporation, второго в Японии мобильного оператора, продажи приложений в рамках кампании Smart Pass охватили уже 10 миллионов подписчиков, спустя 2 года после запуска. В рамках au Smart Pass пользователи платят 372 йены в месяц (около 3.50 долларов) за неограниченное использование 100 приложений. Это означает, что KDDI, главный распространитель пакетов приложений в стране, будет получать около половины миллиарда долларов в год от рынка приложений.
Это важно, поскольку до этих пакетов KDDI и конкуренты были фактически отрезаны от экосистемы приложений. Если вернуться в конец 90-ых и начало 2000-ых, когда на рынке были Nokia 6110, Motorola RAZR и игры, типа Snake, операторы владели каналами распространения всех сервисов и приложений, которые были их «заповедных садом». Apple App Store в 2008 году положил конец этой монополии. Разработчики приложений, Apple и, в конечном итоге, Google захватили рынок сервисов и приложений. С помощью пакетов приложений операторы получат свой кусок рынка обратно.
Учитывая, что Sprint сейчас владеет SoftBank, третий по величине японский провайдер и один из конкурентов KDDI на поле бандлов приложений, нет ничего удивительного в том, что это первый оператор в США, который предложил подписку на приложений. На самом деле, App Pass — это первый совместный сервис, запущенный совместно Softbank и Sprint с момента их слияния в июле 2013. Хотя Sprint сейчас обгоняет Verizon, AT&T и T-Mobile, есть вероятность, что App Pass скоро столкнется с сильной конкуренцией. Также, как NTT DoCoMo запустила свой сервис пакетирования приложений спустя год после KDDI, Verizon, AT&T и T-Mobile, скорее всего, запустят подобные сервисы в ближайшем будущем.
Так кто выиграет?
Если такие пакеты приложений взлетят – а есть подозрение, что так и будет – мы должны понять, что это выигрыш для разработчиков приложений, потребителей, сотовых операторов и Apple с Google. Давайте представим, что из $1 от цены приложения сейчас 30 центов отходит App Store или Google Play, а 70 центов разработчику. В уравнении с бандлом, которое организует Sprint, разработчик, скорее всего, получит 35 центов, а другую половину отдаст Sprint, который покажет приложение 50 миллионам подписчикам.
С точки зрения приобретения пользователей и маркетинга, это огромная победа для большинства разработчиков. Большая пользовательская база компенсирует затраты на приобретение пользователей. Бандлы приложений — это прекрасная сделка для любого потребителя, который тратит деньги на мобильные приложения – особенно если учесть $5, которые он может потратить каждый месяц на встроенные покупки в рамках ежемесячной платы в $4.99.
App Store и Google Play не потеряют ничего в новой модели. Они по-прежнему будут получать свою долю от покупок и транзакций. Интересно, что iOS 8 как раз позволяет разработчикам создавать собственные бандлы, включая в них до 10 приложений, но Apple пока не запустила подписную модель, как Sprint.
Так что, пакеты приложений это — «win-win-win» для всех сторон. Такая модель является чрезвычайно прибыльной в Азии, и, скорее всего, она преуспеет и в США. Производители устройств, такие как Samsung, HTC и Sony, могут попытаться выйти на рынок со своими бандлами. Это создаст конкуренцию на рынке и заставит компании выбирать только лучшие мобильные приложения.
Тем не менее, пакетирование приложений не такой простой процесс, как может показаться. Кто-то должен интегрировать SDK и соединять все с биллингом, который позволяет организовать разделение прибыли на бек-энде. Поэтому, наверное, Sprint передал эту работу Mobiroo, как пишется в пресс-релизе от App Pass. Операторы, наверное, могут реплицировать эту технологию, но как быстро? Какая будет стоимость ожидания в перспективе?
Следующим будет NFC?
Ирония такого быстрого прихода пакетов приложений в США заключается в том, что страна более десяти лет воздерживалась от импорта одной из самых популярных мобильных технологий в Азии: коммуникаций ближнего поля (NFC). Она охватывает всю систему общественного транспорта и POS-инфраструктуру в Японии и Корее. На самом деле, в Корее вам необходимо использовать платежную NFC-карту T-Money для пересадки между автобусами и поездами метро без дополнительной платы.
Сейчас, когда Apple внедрила NFC в iPhone 6, мы можем увидеть, как сразу две важные мобильные технологии переходят из Азии в Северную Америку. Технология NFC позволит вашему смартфону, умным часам или другим носимым устройствам хранить информацию и совершать транзакции для оплаты общественного транспорта, электронных платежей, посадочных талонов, идентификации, набора баллов лояльности и т.д.
В то время, как бандлы приложений могут быть запущены и стать популярными в течение года или двух, мобильным NFC платежам понадобиться больше времени, чтобы встать на ноги. США не торопятся развертывать новые технологии на POS-терминалах, так как инфраструктурные улучшения безумно дороги. Например, предполагаемая стоимость развертывания Chip-and-PIN (EMV) технологий в США варьируется от 15 до 30 миллиардов долларов, согласно The New York Times. Для работы с NFC каждый терминал придется заменить. В таких странах, как Япония или Корея, в которых высокая плотность населения и маленькая территория, стоимость и скорость перехода на NFC не были столь пугающими. В США NFC не окупится и не станет популярным очень быстро. В отличие от пакетов приложений, которые быстро вернут вложенные средства.
Будущее Американо-Азиатского обмена мобильными технологиями
США и Азия давно уже обмениваются мобильными течениями, хотя азиатские тренды часто и кажутся смешными для американских технологий. Первые камерофоны появились в Японии в 2000, но в США даже в 2002 и 2003 годах на конференциях все еще активно обсуждали — кому может понадобиться камера в телефоне. Цветные экраны и SMS также активно обсуждались в технологическом сообществе США.
Неверно говорить, что США всегда обгоняют Азию в мобильных технологиях. Давайте не будем забывать, что Apple в первую очередь создала экосистему мобильных приложений. Перекрестное опыление между рынками — это один из ключевых моментов в поддержании глобальных инноваций. Иностранные мобильные рынки могут стать лабораториями для проверки бизнес-моделей и технологий. Пока же пакеты приложений процветают на рынке, где они впервые были представлены.
Так вот, вывод: основываясь на успехе au Smart Pass от KDDI в Японии, можно сказать, что пакеты приложений имеют все возможности взорвать американский мобильный рынок в течение нескольких лет. Северная Америка будет следовать в кильватере Азии в принятии NFC, но внедрение будет идти медленнее, даже несмотря на наличие NFC-чипов в новых iPhone 6. Прежде, чем вы много потратите на покупку отдельных приложений или новый кошелек, задумайтесь о двух новых технологиях, которые нас уже дожидаются.