Статьи
Duet от Motorola: новая среда для повествований, которая может существовать только на мобильных устройствах
Красота Duet распространяется далеко за пределы сюжета, прорисовки и анимации и показывает, наконец, какой может быть новая медиа для историй — и эта среда может существовать только на мобильных устройствах. Сама по себе история, очевидно, не обязательно должна быть рассказана на мобильном. Она существует и в формате обычного видео, но переход на мобильные устройства открыл нечто новое, что не было доступно ранее.
[pullquote align=right]
Michael H., редактор PhoneArena.com
[/pullquote]Я — абсолютный медиа-нерд. У меня есть коробки комиксов и DVD, библиотека Google Books, список чтения на Pocket (похоже, полностью я его никогда не осилю), постоянно растущий плэйлист отложенного просмотра на YouTube и подписки на Netflix, Amazon Prime и Google Play Music. Я изучал телевидение и кино в колледже, так что я из тех, кто анализирует и критикует во время просмотра все (свет, съемку, раскадровку, игру и режиссуру). Теперь я писатель, но до сегодняшнего дня не было ничего в сфере мобайла, где я мог бы спустить с поводка свой замороченный на кино мозг. Тем не менее, новая история Duet из Motorola Spotlight Player, кажется, является первым сюжетом, который идеально подходит для среды, в которой живет.
Очевидно, немногие из вас пользуются устройствами Motorola, и из этих немногих мало кто открывал когда-либо Spotlight Player. Или, даже если открывали, были не очень впечатлены первой парочкой историй в приложении. Если так, вам нужно попробовать еще раз: Duet просто гениален. Это идеальный пример того, как среду можно использовать для повествования. Я еще расскажу немного подробнее об этом, но, мне кажется, лучше поговорить о том, что такое Spotlight Player и почему первые две истории не были так хороши.
Motorola Spotlight Player по сути — приложение-попытка применить дополненную реальность к анимированным историям (а не к окружающему нас миру). Это значит, что ваш смартфон является камерой или, если выразиться точнее, видоискателем в анимированный виртуальный мир. Вы крутитесь вокруг себя и направляете телефон в разных направлениях, чтобы рассмотреть побольше и найти действующих персонажей. Затем сюжет разворачивается на ваших глазах.
Кривая обучения Spotlight
Первые две истории, Windy Day (Ветреный день) и Buggy Night (Ночь жуков) имеют впечатляющие родословные: они созданы бывшими аниматорами Pixar. Обе сказки реализовывали свою интерактивность одинаково: вы могли осматриваться в мире так долго, как хотите, но если вы останавливались в определенном месте (шляпа в Windy Day или жуки в Buggy Night), сцена начинала проигрываться. Вам позволяли руководить темпом рассказа, что одновременно и плохо, и хорошо.
Скорость довольно важна для нарратива, потому что она сильно влияет на эмоции зрителя. Представьте любой саспенс/хоррор (я имею в виду качественный): в нем всегда будет замедление для нагнетания ощущений, что что-то произойдет, потом взрыв быстрых действий и опять нагнетание напряжения. Экшн фильмы используют ускоренные врезки для увеличения скорости движения. Драмы обычно развиваются медленнее, чтобы вы могли осознать всю тяжесть ситуации. Тем не менее, когда контроль над скоростью оказывается в руках зрителя, все путается. Это очень важная фишка в видеоиграх, когда дело доходит до повествования.
В этом и заключается основная проблемы первых двух сказок Spotlight. Из-за того, что вы можете отклоняться и отвлекаться на что захотите, сначала для вас действие развивается очень быстро. К сожалению, когда вы найдете что-то интересное (шляпу или жуков), движение замедляется, так что вы наблюдаете относительно статичную сцену. Вы немного последите за этим, но в целом это не очень захватывает. Buggy Night немного лучше в плане интерактивности, потому что требует большей активности и заставляет вас следить за действием с того момента, как вы найдете жуков, но весь сюжет основан на разрастании количества жуков, что может надоесть.
Duet
Как вы уже могли догадаться, Duet устроен совсем по-другому. Просто, чтобы вы могли представить, о чем идет речь: вот вам короткое видео из Duet. (Владельцы Motorola, осторожнее: здесь есть спойлеры, так что сначала посмотрите несколько минут Duet на своем устройстве).
Теперь представьте, что вы можете управлять камерой во время просмотра. Вы отчаянно хотите рассмотреть все, что происходит, но поскольку два персонажа развиваются отдельно, становится ясно, что уследить за всем невозможно. Вам приходится принимать мгновенные решения, за чем вы хотите следить и следовать вашему выбору, потому что рассказ не ждет вас. Если вы смотрите куда-то не туда, вы все пропустите (до тех пор, пока не решите пересмотреть, естественно).
Это значит, что ваше взаимодействие с историей Duet превращается в преследование, такое же, как гонка героя Тоша за собакой, во время которой он бегает и карабкается, периодически врезаясь в Мию. Вы точно чувствуете себя не отстраненным наблюдателем а кем-то, кто является частью истории, старающимся уследить за действием. И из-за того, что вам придется физически поворачиваться вокруг себя, впечатление усиливается еще больше.
Потому что вы очень заняты погоней за действием, вы испытываете совсем не то, что при просмотре статического видео, описанного выше. Ваш мозг должен обрабатывать информацию с той же скоростью, с какой он это делает в обычной жизни. Особенно это заметно в моменте с бабочкой. В этом случае режиссер (Глен Кеане) отдает вам контроль над действием и просто дает отдохнуть перед тем, как Тош и Мия встретятся в конце. Идеальное повествование, замаскированное под управляемое зрителем.
Рассказ историй на смартфоне
Красота Duet распространяется далеко за пределы сюжета, прорисовки и анимации (они все тоже прекрасны) и показывает, наконец, какой может быть новая медиа для историй — и эта среда может существовать только на мобильных устройствах. Сама по себе история, очевидно, не обязательно должна быть рассказана на мобильном. Она существует и в формате обычного видео (и даже попала в шорт-лист лучших анимационных короткометражек 2014), но переход на мобильные устройства открыл нечто новое, что не было доступно ранее.
Если вернуться немного к видеоиграм, первые две истории Motorola Spotlight базировались на тех принципах, что и повествование в видеоиграх. Но способ подачи Duet не заимствован у видеоигр. Да, вы можете управлять камерой в видеоигре и даже можете следить за развитием событий, но это будет не то же самое. Этот тип повествования может существовать только на мобильном устройстве, не только потому, что вы управляете направлением камеры, а потому, что сам видоискатель (дисплей вашего телефона) тоже движется.
Когда ваш телефон исполняет одновременно функции камеры и видоискателя в виртуальном мире, он становится как бы порталом, реально переносящим вас в него. Это мощная начальная точка для повествований. Есть опасность, что этот способ будут использовать все подряд (так же, как после успеха «Ведьмы из Блэр» были сняты различные «псевдодокументальные» фильмы — от «Монстро» до «Паранормального явления»). В кино «псевдодокументалистика» стала уловкой, используемой для увеличения напряжения: ооздается впечатление, что пленка была когда-то давно отснята, забыта, найдена и потом вставлена в фильм.
Истории Spotlight Player имеют что-то общее с «псевдодокументалистикой» за исключением того, что вы управляете камерой. Это может породить более захватывающие, но абсолютно безвкусные истории (как первые две в Spotlight). Удивительно, но давая возможность управления пользователю, можно увеличить увлекательность, но разрушить саму историю. Duet — идеальный баланс между рассказом истории с возможностью действия для пользователя.
Заключение
Странно, но секрет успеха — возможность, что зритель может что-то пропустить. Дать наблюдателю контроль, а потом ждать, пока он сам наткнется на интересные моменты — статичная и скучная практика. Напротив, рассказчик может оставить контроль за развитием событий за собой, а зрителю останется только возможность управлять тем, куда он смотрит. Если зритель что-то пропустит, он всегда может пересмотреть историю еще раз. Это не только делает первый просмотр более захватывающим, но оставляет открытой возможность множественных просмотров.
С Duet Motorola наконец нашла этот баланс и в процессе прорубила окно к некоторому интересному способу повествования на мобильных устройствах. Скоро мы увидим, сможет ли Motorola использовать это в дальнейшем и поймет ли кто-то еще, какой потенциал скрыт в такого рода технологиях.