Connect with us

Разработка

Григорий Петров: Менеджер, который сидит в засаде

Чем он занимается все остальное время? Высматривает эти проблемы: читает тикеты в JIRA, общается с тим лидом и заказчиком, присутствует на совещаниях. Сидит в засаде.

Григорий Петров

Опубликовано

/

     
     

В предыдущих статьях я рассказал про роль в разработке Заказчика (Product Owner) и Тим Лида (Team Lead). Теперь можно уделить немного времени третьей организационной роли – менеджеру. Точно так же как с заказчиком и тим лидом, это именно роль, а не обязательно отдельный человек. Бывают ситуации, когда один разработчик полностью исполняет роль отдела: сам себе ставит задачи, сам их выполняет, сам решает административные вопросы и сам планирует развитие продукта. Но такие ситуации редки. Чаще выделенный менеджер “ведет” сразу несколько проектов разработки, либо роль менеджера берет на себя заказчик. Или тим лид. Что же полезного делает менеджер, когда “ведет” проект?

Выживание в неидеальном мире

Идеальный разработчик точно предсказывает сроки, делает все вовремя, не допускает ошибок и не существует. Идеальный заказчик точно знает, что должно получиться в результате, умеет четко формулировать свои мысли, не ошибается и тоже не существует. Идеальный тим лид… ну вы поняли идею. В идеальном мире все хорошо. В идеальном мире менеджер не нужен.

Но мы живем в реальном мире. А в реальном мире наше поведение в большей степени определятся не рациональной логикой, а гормонами, эмоциями и многочисленными когнитивными искажениями. А еще в нас нет потребности работать. Правда-правда. Много разных потребностей есть: изучать окружающий мир, строить и проверять модели, бороться за место в социуме, помогать группе… А вот чтобы просто работать – нет такого. Сотни тысяч лет эволюция формировала наши модели поведения для жизни в небольшой стае охотников и собирателей. Только вот за последнюю тысячу лет все кардинальным образом поменялось, и теперь ценные для животного мира инстинкты драки с другими самцами и охоты на мамонта входят в конфликт с реалиями работы в постиндустриальном мире.

Для исправления ситуации мы худо-бедно научились обманывать свои инстинкты: придумали социальные нормы, имитируем “стаю” с помощью отделов и команд, пытаемся эксплуатировать для рабочих целей “исследовательский” инстинкт. Про это не одна тысяча книг написана, и пересказывать их содержимое на страницах моей колонки не очень полезно. Я бы хотел заострить внимание на другом: чтобы обманывать инстинкты, это нужно уметь делать. Более того. Лишь у незначительного количество людей это получается делать “по наитию” и “от рождения”. А всем остальным надо учиться. Это как игра на гитаре: можно сколько угодно верить что “вот сейчас возьму гитару в руки и сразу смогу играть”, но для подавляющего большинства потребуются месяцы тренировок и разбитые пальцы, прежде чем удастся извлечь из куска дерева хоть что-нибудь, похожее на приятные уху звуки.

С планированием у нас тоже все плохо. Эволюционно мозг приспособлен к решению тактических задач: поесть, поспать, размножиться, завалить мамонта, защитить место в стае. А современная работа, особенно в айти, завязана на стратегические задачи: планирование на месяцы и годы вперед, работа со множеством параллельных процессов, разбиение огромных проектов на части.

Нужен специальный человек, который будет помогать команде обманывать свою природу и заниматься делом. Который знает, как это делать, потому что специально этому учился.

Нужен менеджер.

1081-Beznadezhnyj-proekt

Что именно делает менеджер

По сути, у менеджера всего две задачи: обеспечить коммуникации и планирование. Как уже писалось выше, потому что это сложные для человеческой природы штуки, мало кто может их решать без специальных навыков. Часто шутят, что менеджер – это коллективная ответственность своих подчиненных. А еще тим лида и заказчика.

Для разных работ помощь с коммуникациями и планированием выглядит по-разному. Прораба на стройке все видели? А как это выглядит для команды разработки?

  • Перевод между заказчиком, тим лидом, разработчиками, тестировщиками сотрудниками отдела тестирования и другими участниками процесса. Как я уже писал, коммуникации – штука не то чтобы очень простая. И совсем не интуитивная. Поэтому без специального человека совещания любят превращаться в балаган, а баги – в повод выяснить, кто же из альфа-самцов круче. Что делает специальный человек? Следит за регламентом совещаний, “дает слово”, “забирает микрофон”, “возвращает к обсуждаемому вопросу”. Записывает результаты и рассылает потом всем участникам, потому что сами они через час придумают себе другую реальность. Просматривает тикеты на предмет понятности формулировок, рассказывает и показывает, как формулировать свои мысли. Проводит внутренние презентации проектов.
  • Решение социальных вопросов. Инстинкты требуют рычать на других самцов и защищать свое место в стае. Ни разработчики, ни тим лид, ни заказчик об инстинктах не знают, и бороться с ними не умеют. Просто потому, что об этом нигде кроме профильных университетов не рассказывают. Для них все происходящие “порыв души” и “а чё он такой дерзкий?”. Только специально обученный человек сможет манипулировать инстинктами и предотвращать их разрушительное воздействие на коллектив.
  • Еще есть такое замечательное когнитивное искажение как “прокрастинация”. О нем в последние пять лет только ленивый не писал. Я еще не писал. Но когда-нибудь обязательно посвящу этому спецэффекту отдельную статью. Если не управлять прокрастинацией разработчиков, то можно легко и непринужденно сорвать сроки в два, а то и в три раза от намеченного. И, конечно же, только менеджер знает, почему прокрастинация – это когнитивное искажение. И что с ним можно делать.

Итого

Борьба с инстинктами и когнитивными искажениями – самое, на мой взгляд, важное, что делает в команде менеджер. Кроме вышеперечисленного, менеджер часто берет на себя заботу об административно-хозяйственных вопросах, начиная от наличия туалетной бумаги и заканчивая бесперебойными поставками кофе с печеньками. Не потому, что больше некому этим заняться. А потому, что самые высокие организационные умения.

47

В крупных компаниях менеджер часто ведет несколько проектов, так как после “налаживания процессов” ему достаточно держать руку на пульсе и обеспечивать решение возникающих проблем. Которые, если процессы хорошо налажены, а сотрудники обучены, не то чтобы очень часто возникают. Работа хорошего менеджера во многом похожа на работу системного администратора: если менеджер хороший, то все работает, а сам он появляется только в редких случаях возникновения проблем. Чем он занимается все остальное время? Высматривает эти проблемы: читает тикеты в JIRA, общается с тим лидом и заказчиком, присутствует на совещаниях. Сидит в засаде.

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Новости

Интересные материалы: 25.09

У нас нова куча анимаций, UI, реджектов и есть даже долг данных от Riot.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Комментарии
Продолжить чтение

Медиа

Android Dev Подкаст. Выпуск 75. Новости об осенних релизах, либах и девфестах

У нас целый урожай релизов: Kotlin 1.3RC, OpenJDK11, Androidx1.0, и даже Flutter готовит свой 1.0RC! Ну и то, что вы любите: ругаем кривые либы и мамкиных архитекторов, хвалим девфесты и хорошие статейки. А ещё Денис свалил из Сингапура, а к нам вернулся блудный сын Даня!

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

У нас целый урожай релизов: Kotlin 1.3RC, OpenJDK11, Androidx1.0, и даже Flutter готовит свой 1.0RC! Ну и то, что вы любите: ругаем кривые либы и мамкиных архитекторов, хвалим девфесты и хорошие статейки.

А ещё Денис свалил из Сингапура, а к нам вернулся блудный сын Даня!

Материалы:

Комментарии
Продолжить чтение

Новости

Интересные материалы: 24.09

Начинаем новую неделю с чатов, дизайн-процессов и трендов.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Комментарии
Продолжить чтение

Новости

Digest MBLTdev: Новости для iOS разработчиков №187

В течение недели топовые iOS-разработчики Руслан Гуменный, Саша Черный, Сергей Бендак, Вадим Дробинин, Юрий Петухов и директор по продукту VK Иван Козлов собирают для вас интересные и полезные ссылки на статьи, необходимые для прочтения каждому начинающему и опытному разработчику. В каждом выпуске – новости, коды, инструменты, дизайн и прочее.

e-Legion

Опубликовано

/

Автор:

Герой недели — Amazon. Отсыпали от души. Столько новых устройств как-то даже не припоминается. Микроволновка, настенные часы и устройство для автомобиля, которые позволяют использовать голосовые команды Алексы. Разве не прекрасно? Команда микроволновке «приготовь попкорн», команда автомобилю без необходимости запускать приложение — это же здорово. А один из членов Дорогой редакции недавно пытался связать Айфон с CarPlay в Genesis G70 и не смог. Не соединяет и всё. Машина за 2 млн рублей, в которой ты не смог с первого раза подключиться к CarPlay или Echo Auto за 3200 рублей? Да-да, сравнение не блещет корректностью, но идею вы поняли.

Неделя до MBLT DEV 2018

Посмотрите приветствие от спикера MBLT DEV Джона Фокса из Netflix. Посмотрите до конца, оно классное! Программа конференции опубликована. Спикеры пакуют чемоданы. Пора и билетом обзавестись.

WWW.FACEBOOK.COM

Foundation Release Notes

Про iOS 12 последние несколько месяцев много пишут и говорят, но конкретный список технических нововведений только-только опубликовали.

DEVELOPER.APPLE.COM

Migrating to Unified Logging, Swift Edition

До сих пор используете NSLog и print? Пора переходить на систему Unified Logging, она и к ресурсам менее требовательна, и обработку подобных логов выполнять проще. Об особенностях использования os_log рассказано в этом материале.

WWW.BIGNERDRANCH.COM

Bloom Filters and Swift 4.2

Hasher — универсальная хэш-функция, добавленная в Swift 4.2. На примере показано её применение для построения структуры данных, которая используется в Medium для отслеживания статуса прочтения статей.

KHANLOU.COM

Swift Associated Types With Default Values

Одной из недокументированных особенностей Associated Types является возможность установки значения по умолчанию. В этом случае при поддержке протокола можно не определять typealias. В материале показано практическое применение для этого кейса.

SWIFTROCKS.COM

Animating Table View Cells Display

Пример того, как можно улучшить визуальное восприятие пользователем таблиц в вашем приложении. На простых прототипах показаны реализации анимации движения, появления и отскока ячеек.

WWW.VADIMBULAVIN.COM

Type-Safe Swift Models

Автор статьи рассказывает о том, как можно улучшить подход к проектированию моделей в связке с Codable.

BLOG.USEJOURNAL.COM

Marzipan: Porting iOS Apps to the Mac

Исчерпывающая инструкция об инструментах для портирования мобильных приложений для работы на десктопе.

PSPDFKIT.COM

Fireworks in UIViews

Пятничное. Порадуйте ваших пользователей маленьким фейерверком.

SZULCTOMASZ.COM

Sublime Merge

Если вас по какой-то причине не устраивает консоль, разработчики редактора Sublime выпустили клиент для Git.

WWW.SUBLIMEMERGE.COM

Supporting iPhone XS Max and XR

Очерк о размере дисплеев, разрешениях, масштабировании и size-классах в новых моделях iPhone.

USEYOURLOAF.COM

Designing for Siri Shortcuts

Siri Shortcuts уже доступны для всех, поэтому самое время озадачиться нюансами их проектирования.

BLOG.MAXRUDBERG.COM

Apple Tech Talks

Apple рассказывает об особенностях адаптации приложений для новых iPhone XS и XR, а также о подходах к разработке дизайна для Apple Watch Series 4.

DEVELOPER.APPLE.COM

Apple Watch Series 4 Faces without CGI effects

Красивое видео о том, как новые анимации для часов были сняты без использования компьютерных эффектов.

APPLEINSIDER.COM

What’s new in Swift 5.0

Буквально несколько дней назад состоялся релиз Swift 4.2, а у нас уже есть возможность познакомиться со Swift 5.0. Raw strings облегчают работу при формировании регулярных выражений, а метод count(where:) для коллекций является заменой связки методов filter() и count(). О других нововведениях можно узнать из примеров в статье.

WWW.HACKINGWITHSWIFT.COM

Предыдущие выпуски Digest MBLTDEV и подписка доступны на официальном сайте. Всё бесплатно и никакого спама, честно!

Комментарии
Продолжить чтение

Реклама

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.