Connect with us

Разработка

Григорий Петров: Менеджер, который сидит в засаде

Чем он занимается все остальное время? Высматривает эти проблемы: читает тикеты в JIRA, общается с тим лидом и заказчиком, присутствует на совещаниях. Сидит в засаде.

Григорий Петров

Опубликовано

/

     
     

В предыдущих статьях я рассказал про роль в разработке Заказчика (Product Owner) и Тим Лида (Team Lead). Теперь можно уделить немного времени третьей организационной роли – менеджеру. Точно так же как с заказчиком и тим лидом, это именно роль, а не обязательно отдельный человек. Бывают ситуации, когда один разработчик полностью исполняет роль отдела: сам себе ставит задачи, сам их выполняет, сам решает административные вопросы и сам планирует развитие продукта. Но такие ситуации редки. Чаще выделенный менеджер “ведет” сразу несколько проектов разработки, либо роль менеджера берет на себя заказчик. Или тим лид. Что же полезного делает менеджер, когда “ведет” проект?

Выживание в неидеальном мире

Идеальный разработчик точно предсказывает сроки, делает все вовремя, не допускает ошибок и не существует. Идеальный заказчик точно знает, что должно получиться в результате, умеет четко формулировать свои мысли, не ошибается и тоже не существует. Идеальный тим лид… ну вы поняли идею. В идеальном мире все хорошо. В идеальном мире менеджер не нужен.

Но мы живем в реальном мире. А в реальном мире наше поведение в большей степени определятся не рациональной логикой, а гормонами, эмоциями и многочисленными когнитивными искажениями. А еще в нас нет потребности работать. Правда-правда. Много разных потребностей есть: изучать окружающий мир, строить и проверять модели, бороться за место в социуме, помогать группе… А вот чтобы просто работать – нет такого. Сотни тысяч лет эволюция формировала наши модели поведения для жизни в небольшой стае охотников и собирателей. Только вот за последнюю тысячу лет все кардинальным образом поменялось, и теперь ценные для животного мира инстинкты драки с другими самцами и охоты на мамонта входят в конфликт с реалиями работы в постиндустриальном мире.

Для исправления ситуации мы худо-бедно научились обманывать свои инстинкты: придумали социальные нормы, имитируем “стаю” с помощью отделов и команд, пытаемся эксплуатировать для рабочих целей “исследовательский” инстинкт. Про это не одна тысяча книг написана, и пересказывать их содержимое на страницах моей колонки не очень полезно. Я бы хотел заострить внимание на другом: чтобы обманывать инстинкты, это нужно уметь делать. Более того. Лишь у незначительного количество людей это получается делать “по наитию” и “от рождения”. А всем остальным надо учиться. Это как игра на гитаре: можно сколько угодно верить что “вот сейчас возьму гитару в руки и сразу смогу играть”, но для подавляющего большинства потребуются месяцы тренировок и разбитые пальцы, прежде чем удастся извлечь из куска дерева хоть что-нибудь, похожее на приятные уху звуки.

С планированием у нас тоже все плохо. Эволюционно мозг приспособлен к решению тактических задач: поесть, поспать, размножиться, завалить мамонта, защитить место в стае. А современная работа, особенно в айти, завязана на стратегические задачи: планирование на месяцы и годы вперед, работа со множеством параллельных процессов, разбиение огромных проектов на части.

Нужен специальный человек, который будет помогать команде обманывать свою природу и заниматься делом. Который знает, как это делать, потому что специально этому учился.

Нужен менеджер.

1081-Beznadezhnyj-proekt

Что именно делает менеджер

По сути, у менеджера всего две задачи: обеспечить коммуникации и планирование. Как уже писалось выше, потому что это сложные для человеческой природы штуки, мало кто может их решать без специальных навыков. Часто шутят, что менеджер – это коллективная ответственность своих подчиненных. А еще тим лида и заказчика.

Для разных работ помощь с коммуникациями и планированием выглядит по-разному. Прораба на стройке все видели? А как это выглядит для команды разработки?

  • Перевод между заказчиком, тим лидом, разработчиками, тестировщиками сотрудниками отдела тестирования и другими участниками процесса. Как я уже писал, коммуникации – штука не то чтобы очень простая. И совсем не интуитивная. Поэтому без специального человека совещания любят превращаться в балаган, а баги – в повод выяснить, кто же из альфа-самцов круче. Что делает специальный человек? Следит за регламентом совещаний, “дает слово”, “забирает микрофон”, “возвращает к обсуждаемому вопросу”. Записывает результаты и рассылает потом всем участникам, потому что сами они через час придумают себе другую реальность. Просматривает тикеты на предмет понятности формулировок, рассказывает и показывает, как формулировать свои мысли. Проводит внутренние презентации проектов.
  • Решение социальных вопросов. Инстинкты требуют рычать на других самцов и защищать свое место в стае. Ни разработчики, ни тим лид, ни заказчик об инстинктах не знают, и бороться с ними не умеют. Просто потому, что об этом нигде кроме профильных университетов не рассказывают. Для них все происходящие “порыв души” и “а чё он такой дерзкий?”. Только специально обученный человек сможет манипулировать инстинктами и предотвращать их разрушительное воздействие на коллектив.
  • Еще есть такое замечательное когнитивное искажение как “прокрастинация”. О нем в последние пять лет только ленивый не писал. Я еще не писал. Но когда-нибудь обязательно посвящу этому спецэффекту отдельную статью. Если не управлять прокрастинацией разработчиков, то можно легко и непринужденно сорвать сроки в два, а то и в три раза от намеченного. И, конечно же, только менеджер знает, почему прокрастинация – это когнитивное искажение. И что с ним можно делать.

Итого

Борьба с инстинктами и когнитивными искажениями – самое, на мой взгляд, важное, что делает в команде менеджер. Кроме вышеперечисленного, менеджер часто берет на себя заботу об административно-хозяйственных вопросах, начиная от наличия туалетной бумаги и заканчивая бесперебойными поставками кофе с печеньками. Не потому, что больше некому этим заняться. А потому, что самые высокие организационные умения.

47

В крупных компаниях менеджер часто ведет несколько проектов, так как после “налаживания процессов” ему достаточно держать руку на пульсе и обеспечивать решение возникающих проблем. Которые, если процессы хорошо налажены, а сотрудники обучены, не то чтобы очень часто возникают. Работа хорошего менеджера во многом похожа на работу системного администратора: если менеджер хороший, то все работает, а сам он появляется только в редких случаях возникновения проблем. Чем он занимается все остальное время? Высматривает эти проблемы: читает тикеты в JIRA, общается с тим лидом и заказчиком, присутствует на совещаниях. Сидит в засаде.

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Медиа

Podlodka #89: Перфоманс

Забота о производительности своего продукта – отличительная черта хорошего инженера или менеджера. К этому вопросу мы решили подойти фундаментально и позвали сразу четырёх экспертов, каждый из которых помог раскрыть один из аспектов перфоманса.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Podlodka

Денис Мишунов объяснил, почему производительность важна, как ее воспринимает мозг человека и показал варианты решения проблем этого восприятия. Александр Тоболь провел краткий экскурс в то, как работают различные сетевые протоколы и их клиентские реализации и открыл целую область для оптимизаций. Артур Василов и Николай Лихогруд копнули в оптимизацию перфоманса клиентского кода Android и iOS приложений соответственно. Короче говоря, если вы не знаете, как и зачем сделать свой продукт быстрым – этот выпуск однозначно для вас!

Комментарии
Продолжить чтение

Новости

Интересные материалы: 13.12

У нас в конце недели история приложения учета времени, проводимого в соц.сетях, митапы Туту.ру и тренды дизайна на следующий год.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Комментарии
Продолжить чтение

SDK

Epic выпустит SDK для кроссплатформенных игр

Epic Games в следующем году выпустит SDK для организации кроссплатформенных игр.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Новый Online Services SDK позволит регистрироваться в играх через разные социальные сети и платформы, заводить списки друзей, показывать свое присутствие, вести профиль и т.п. вещи, будет также облачное хранилище для сохранения игр, достижения и награды, голосовые коммуникации, подбор игроков для мультиплеера.

Потом уже планируют добавить расширенные социальные функции, борьбу с читерами и другие возможности, но это уже отдаленные планы.

Предполагается, что все это будет бесшовно работать на PC, Mac, iOS, Android, PlayStation, Xbox и Switch. Предполагается, что сначала SDK выйдет для Windows – примерно во втором или третьем квартале. Остальные платформы будут подключаться по мере готовности.

SDK будет открытым, первоначально поддерживать Unreal Engine и Unity, инфраструктура – Amazon Web Services. Epic обещает полную поддержку GDPR.

 

Комментарии
Продолжить чтение

Разработка

Главные тренды мобильной разработки в 2019

В 2019 мобильные приложения станут еще более персонализированными и ориентированными на пользователя, в них будет простой дизайн и много искусственного интеллекта. Об этих и других трендах мобильной разработки – в статье Epom.

Epom Apps

Опубликовано

/

Автор:

Количество пользователей смартфонов в 2019 году достигнет 2,5 миллиардов, а постоянно растущее число приложений в Google Play и Apple App Store делает мобильную разработку одним из самых динамичных и конкурентных секторов.

В мобильной разработке правила игры меняются чаще, чем обновляется ПО смартфонов. С учетом повышенных ожиданий пользователей к функционалу приложения, его безопасности и приватности, следующий год внесет коррективы в деятельность мобильных рекламодателей, паблишеров и разработчиков приложений.

Мобильным разработчикам как никогда важно пробиться сквозь белый шум и захватить внимание пользователя, сохраняя позитивный опыт пользования приложением. Умение меняться давно стало главной составляющей хорошей стратегии мобильного продвижения.

Мы оставили за скобками блокчейн, крипту и виртуальную реальность и выделили универсальные мобильные технологии, которые стоит  внедрять в приложение, чтобы получить прибыль в 2019 году.

Эволюция машинного обучения и искусственного интеллекта

Доход приложений от внедрения искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) на мировом рынке постоянно растет и превысит 100 млн. долларов к 2025 году. Согласно исследованиям Gartner, 200 самых крупных компаний в мире активно внедряют и полагаются на данные машинного обучения.

Мобильные приложения могут использовать искусственный интеллект, чтобы понять поведение пользователя, и предоставлять ему более персонализированные рекомендации. Машинное обучение на основе данных позволит автоматизировать задачи, чтобы исключить человеческий фактор и анализировать большой массив данных с минимальным участием человека.

Отличный пример мобильного приложения на основе AI – фитнес-приложение Lark. Это умное приложение с чат-ботом, которое трекает физическую активность и с помощью введенных пользователем данных о своем распорядке дня и пищевых привычках дает рекомендации на основе данных, полученных от ведущих мировых экспертов в области здравоохранения и питания.

Машинное обучение очень пригодится в здравоохранении, логистике, IT, образовании — везде, где есть много неупорядоченных данных. А разработка приложений на базе AI помогает освободить саппорткоманду приложения от рутины — ведь на все типичные запросы может отвечать чат-бот.

Еще один пример — игра AlphaGo, которая основана на общих принципах машинного обучения и смогла обыграть сильнейшего игрока мира в го. Во время разработки AlphaGo авторы использовали только самую элементарную теорию игры в го, программа достигла высокого уровня игры, самостоятельно обучаясь на партиях профессионалов. Команда разработчиков планирует применить опыт AlphaGo для разработки медицинской диагностики.

Мгновенные приложения для Android

Идея мгновенных приложений (Instant Apps), которые Android выкатил еще в 2016, наконец набирает обороты. Благодаря этой технологии пользователи могут получить доступ к функционалу приложения, не загружая его. Для пользователей выгода очевидна: концепция “попробуй, прежде чем купить” позволит им сэкономить время на чтение отзывов, и самим попробовать фичи приложения.

Google Play планирует таким образом сэкономить память в смартфонах. Но одна из проблем заключается в том, что мгновенные приложения работают корректно с приложениями без тяжелой графики.

Тяжеловесным играм с большим функционалом может быть сложно экспериментировать с мгновенными приложениями.

Еще один предмет горячих споров разработчиков – как внедрение мгновенных приложений повлияет на рекламную монетизацию. Они могут увеличивать уровень вовлеченности на определенных уровнях приложения, но негативно влияют на retention: если нет необходимости устанавливать приложение, пользователь реже возвращается.

Низкий порог доступа к приложению и подход “попробуй, прежде чем установить” в идеале уменьшает случайные скачивания и количество пользователей, которые забросили приложение. Поэтому если у вас приложение с простой логикой, которое весит немного, стоит потестировать Instant Apps.

Персонализация vs GDPR

Исследование IAB показало, что в разных приложениях разное время пикового вовлечения пользователей, а значит шаблонная реклама на них не сработает. Рекламодателю важно привлечь внимание пользователя во время его максимальной вовлеченности, предоставляя ему возможность контролировать уровень персонализации.

Персонализация в 2019 не менее важна, чем приватность. Исследование Salesforce показывает, что 65% пользователей считают, что персонализация повышает их лояльность к компании. В то же время пользователи ценят конфиденциальность данных.

Это вызвало противоречия в онлайн-экосистеме: большие компании типа Google или Facebook запрашивали личную информацию, чтобы «обеспечить более качественный пользовательский опыт». Но правила GDPR теперь обязывают объяснять пользователям, какие данные и зачем собирает компания и дать им выбор – отказаться от сбора cookie, или разрешить системе узнать себя лучше.

Разработчики уверены, что GDPR не повредит персонализации, и она останется актуальным трендом 2019 года.

Появление новых способов монетизации

Объем рынка мобильной рекламы оценивается в 250 миллиардов долларов, поэтому все больше разработчиков стремятся к тому, чтобы монетизировать приложения рекламой. Но даже применяя все известные стратегии монетизации, попасть в 5% самых высокодоходных приложений нереально. Поэтому разработчики используют нетрадиционные способы монетизации приложений.

Монетизация пользовательских данных начала развиваться пару лет назад и сегодня является одним из быстрорастущих трендов. Монетизация данных — это процесс сбора и передачи неперсональных данных пользователей посреднику. Для приложений с DAU от 60 000 пользователей этот вариант – идеальный пассивный заработок.
Монетизация данных полностью соответствует правилам GDPR и Google Play Policy, но требует явного согласия пользователей перед началом процесса сбора данных.

Пока в России только начинают думать о правовом режиме для монетизации пользовательских данных, можно успеть собрать все сливки до массового хайпа.

UX: От сложного к простому

Упрощенный UX помогает пользователям быстро ориентироваться в приложении и находить то, что они искали. Дизайн мобильных приложений должен предсказывать поведение пользователей, быть минималистичным, и учитывать Swiping-жесты, чтобы обеспечивать целостный опыт для пользователей приложений. А с развитием Google Pay и Apple Pay,  желательно добавить возможность оплаты виртуальной картой.

Вспомните нашумевший редизайн Snapchat: некоторое время назад они изменили свой узнаваемый интерфейс приложения и отвели больше места пользовательскому контенту и рекламе. Реакция пользователей на новые функции Snapchat была ужасной: они утверждали, что новый Snapchat более сложный в пользовании, а затем подписали петицию, чтобы вернуть старый-добрый дизайн. В конце концов, команде из Snapchat пришлось вернуть все, как было. Snapchat сделал шаг назад с точки зрения дизайна, но смог удержать лояльность пользователей.

Дизайн игр тоже стремится к максимальному упрощению. Если речь идет о небольшой игре, то хороший дизайн без отвлекающих элементов будет выглядеть так:

Усиленная защита мобильных приложений

В 2017 году около 75% мобильных приложений не смогли пройти даже базовые тесты безопасности. Это означает, что в процессе создания приложения разработчик обычно не тестирует приложение на потенциальные уязвимости. Ошибки, допущенные в процессе разработки приложений, могут напрямую влиять на репутацию и погубить приложение после запуска. Наиболее распространенными уязвимостями мобильной безопасности являются слабый контроль на стороне сервера и уязвимости в протоколах и аппаратуре.

В 2019 ожидается усиление безопасности Android и iOS-приложений, но увы, низкокачественных приложений в обоих магазинах приложений все еще много.

Не надейтесь, что пронесет —проверьте приложение на предмет пробелов в безопасности. Список удобных инструментов проверки приложений включает ZAP, Micro Focus, Kiuwan и многие другие.

В 2019 мобильные приложения станут еще более персонализированными и ориентированными на пользователя. Во многом это произойдет благодаря упрощению дизайна приложений, AI и машинному обучению. Необходимо помнить о безопасности приложения для пользователей: обязательно тестируйте его на предмет уязвимостей.  Не позволяйте невнимательности или желанию сэкономить перечеркнуть все усилия по разработке.

Новые способы монетизации при грамотном применении могут дать реальный прирост доходности приложения, который можно инвестировать в его дальнейший рост и разработку новых фишек.

Комментарии
Продолжить чтение

Реклама

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.