Маркетинг и монетизация
Как формируется культура роста в компании
Денис Мартынцев, ведущий канала Grow Horse в Telegram, пишет о то, как формировать и развивать культуру роста в компании.
Работаете вы в небольшом стартапе или в крупной корпорации, главной задачей бизнеса является рост. Рост количества клиентов, рост выручки, рост прибыли.
Но чтобы достигнуть новых целей и по пути не потерять контроль над происходящим, необходимо формировать и развивать культуру роста в компании.
Часто на первом месте стоит корпоративная культура, включающая: хорошо оборудованный офис, настольный теннис, приставки, бесплатные напитки и прочие печеньки.
К сожалению, все это не является реальными атрибутами культуры компании и никак не соотносится с ее планами по росту. Это лишь бесхитростный способ манипулировать комфортом сотрудников.
Настоящая культура роста гораздо умнее и сложнее. Она состоит из трех ключевых компонентов:
- Системы роста;
- Целей и способов достижения;
- Психологической безопасности.
1. Система роста
Если вы хотите сформировать культуру роста в компании, вы должны выделить рост в отдельную дисциплину и создать функциональную систему, в рамках которой будет вестись постоянная работа над ростом.
Создание системы роста не должно стать внезапным событием. Это постепенный, эволюционный процесс, который протекает внутри компании параллельно ее развитию.
Как и в любой другой корпоративной системе, в системе роста должен быть человек, который будет отвечать за внедрение дисциплины, формирование команды и достижение результатов.
На начальном этапе такой человек называется Growth Manager. Но чем больше становится компания и система вместе с ней, должность управляющего ростом эволюционирует: Head of Growth, Growth Director, VP of Growth, Chief Growth Officer.
В рамках формирования дисциплины роста, необходимы новые требования к талантам сотрудников:
- Нацеленность на результат;
- T-образные навыки и желание учиться;
- Понимание Agile и Lean методологий;
- Ориентация на метрики и данные;
- Научный подход к экспериментам;
- Одержимость продуктом;
- Фокусировка на клиентах.
При этом базовые компетенции участников системы роста могут быть разными: программирование, аналитика, дизайн, маркетинг, управление продуктом, продажи.
Важно, чтобы компания не только набирала новых людей с подходящими талантами, но и развивала эти таланты у действующих сотрудников.
2. Цели и способы достижения
Чтобы культура роста не стала бессмысленным ритуалом, она должна быть тесно связана с целями компании и подходами к достижению целей.
Не так важно, какую именно систему постановки целей вы используете (KPI, OKR, Smart goals). Важно, что работа над достижением целей и результатов была глубоко интегрирована внутрь культуры роста.
Тоже самое справедливо и в обратную сторону. Применяя метод OKR для постановки целей в компании, где не развита культура роста, вы рискуете превратить работу своих сотрудников в сумбур. Что само-собой отрицательно скажется и на результатах.
Чтобы эффективно работать над достижением целей роста, нужно применять нелинейный подход к приоритизации. В рамках такого подхода сложившиеся оценки приоритета по каждой из целей необходимо умножить на коэффициент влияния на рост. Таким образом вы сможете выделить наиболее важные для компании цели в рамках периода планирования.
3. Психологическая безопасность
По данным исследований Google, психологическая безопасность сотрудников является главной составляющей успешной командной работы.
Психологическая безопасность означает, что участники команды не боятся брать на себя ответственность и рисковать в рамках своих целей и задач. Работая внутри команды, они чувствуют себя в большей безопасности, чем работая поодиночке.
Это позволяет запустить процесс непрерывного экспериментирования и обучения в команде, который так важен для роста.
Процесс в условиях психологической безопасности выглядит так:
→ отсутствие страха допустить ошибку → обучение на ошибках → желание делиться новыми идеями → новые эксперименты, новаторские решения →
В ситуациях, когда психологическая безопасность отсутствует, участники команды опасаются критики и ошибок, что в результате не позволяет им экспериментировать и открывать новые оригинальные подходы к росту.
Создавайте и поддерживайте в своих командах комфортную, открытую атмосферу взаимного уважения, чтобы каждый участник мог делиться своими идеями без страха подвергнуться критике. Это очень важно для развития культуры роста.
Комбинация отлаженной системы, фокусировки на целях и психологической безопасности позволит вам создать культуру, способствующую росту и готовую к масштабированию бизнеса.
Материал основан на выступлении Яры Паоли (в прошлом VP of Growth в Skyscanner) на конференции Growth Marketing Stage. Подробности и примеры в видео-записи выступления: