Connect with us

Разработка

Почему боты не заменят мобильные приложения

О чат-ботах в последнее время говорят слишком много. Один из выдвигаемых тезисов — боты заменят собой сайты и приложения. Но это абсолютно неверно. Боты были, боты есть, но они никогда ничего радикально не меняли и не смогут изменить. Вот почему.

AppTractor

Опубликовано

/

     
     

Михаил Кечинов, CEO Студии Михаила Кечинова, написал статью о том, какие проблемы есть у нынешнего поколения и ботов и являются ли они угрозой мобильным приложениям.

25001dcb-b216-4719-8ffc-81a562666368

О чат-ботах в последнее время говорят слишком много. Один из выдвигаемых тезисов — боты заменят собой сайты и приложения. Но это абсолютно неверно. Боты были, боты есть, но они никогда ничего радикально не меняли и не смогут изменить. Вот почему.

Боты 15 лет назад

Обратимся к истокам. Боты — вернувшийся тренд. Они были и в нулевых, в IRC, ICQ и Jabber, где так же понимали команды со слэшем, могли погуглить за пользователя и выдать ссылку на нужную статью, даже проявляли признаки интеллекта и обучаемости.

Пользоваться ботами могли далеко не все пользователи: для этого нужно было знать магические команды.

Уже тогда сфера использования ботов четко делилась на две части:

  • Автоматизация для админа. Сисадмин мог отдать часть ручной работы своему боту — например по команде /clean тот запускал скрипт, который очищал историю чата и публично отчитывался перед админом всемогущим. Такая автоматизация была удобной штукой: и продвинутые пользователи тоже терроризировали ботов командами-запросами вроде “кто написал больше всех слов в этом чате” или “покажи историю никнеймов этого юзера”.
  • Развлечение для пользователей. Простые люди использовали мессенджеры для рабочей и личной переписки. Так как главными развлекательными сайтами в интернете тогда были сборники анекдотов, форумы и цитатники, ботов научили копипастить анекдоты прямо в аську. Отправлял боту число — тот возвращал цитату с (тогда еще) Башорга. Или офис всем отделом запускал бота викторины — и сотрудники старательно изображали из себя интеллектуальное казино, вместо того, чтобы работать.

То есть сервис и развлечение. Всё, как и сегодня.

Почему ботами хотелось пользоваться?

  • Экономия трафика. Диал-апные времена заставляли искать обходные пути — а принять один анекдот по аське со включенным траффик-компрессором было выгоднее, чем загружать весь форум.
  • Преимущество контекста. Даже в 2005-ом не все смартфоны поддерживали запуск нескольких приложений одновременно — поэтому невозможно было пойти посерфить по интернету без разрыва соединения в мобильной аське. Боты исправляли ситуацию, доставляя информацию в виде текстовых сообщений.

Это ровно те же преимущества, которые оперируют сегодня — боты не требуют места, не едят память, ими удобно пользоваться в контексте, не отрываясь от чата.

Разница между тогда и сейчас есть, и она огромная. Но не настолько, чтобы говорить о полном торжестве ботов и поражении традиционных приложений.

Чаты и боты против мобильных приложений

Преимущества “разговорных” интерфейсов, которые называют их сторонники, часто сомнительны. Вот несколько возражений по поводу того, что чат-сервисы и боты способны заменить мобильные приложения.

Спорное удобство

Если любой сайт или приложение — это инструмент, который клиент должен применять самостоятельно, то бот — непосредственно сервис. То есть пользователю не нужно разбираться в элементах управления, он просто делает запрос и получает искомое. Это часто преподносится как преимущество чатов как канала взаимодействия с сервисом.

С тезисом можно согласиться лишь отчасти. Да, пользоваться чатом в некоторых случаях получается быстрее — например, если у сервиса заказа заказа пиццы нет приложение, и всякий раз нужно открывать браузер, ждать загрузки, искать, оформлять заказ и так далее. То есть делать цепочку промежуточных ненужных действий. Куда проще набрать боту “пепперони 16:00”, а тот запросит твою геолокацию и всё сделает.

Но мобильное приложение — это фактически такая же короткая цепочка, без авторизации и ожидания загрузки. Качественная разница только в том, что достаточно нажать пару привычных кнопок, а не писать письмо, думая, распознает его бот или нет.

Кстати, с геолокацией у ботов тоже непросто: например, боты для Telegram просят прикрепить данные о своем местонахождении отдельно (причем без подсказки не каждый поймет, как это сделать).

Чат-сервисы не всегда дешевы в разработке

Вообще все сервисы с “разговорными” интерфейсами (с ботами или живыми операторами) стоит разделить на два лагеря.

В первом лагере живут — чат-сервисы с простейшей функциональностью. Таких сейчас появляется великое множество — Telegram-ботов запускают все: от банков до Rutracker и Флибусты.

Такое автоматизированное бот-приложение можно создавать самостоятельно на конструкторах — например, платформе Facebook Messenger или популярном Chatfuel. Именно о таких ботах говорят, когда подразумевают дешевую альтернативу приложению.

1hDWy6feP9d73P7_E4WqYfNB5wkXXJhNMcfhMHsc

Рынок сейчас находится на стадии активного тестирования технологии. Большинство того, что компании запускают сегодня — это обычные текстовые чаты с простым ботом внутри. Без виджетов и других излишеств. Об искусственном интеллекте и обучаемости речи в таком случае тоже не идет — бот просто реагирует на список команд.

Во втором лагере — технологичные чат-сервисы. В таких внутри каждого сообщения умещается миниатюрное приложение. Обычно они и разрабатываются как отдельное приложение, а не часть Slack или Telegram. Например, в сервис заказа Operator:

1dvjCBO1v_WB2PxRhH03iUKvRmHt1pTZ32S7Tv4A

 

В диалог интегрированы сложные элементы приложений: формы заказа, фильтры. Это уже совсем другие компетенции студии-разработчика и другие суммы.

Интерфейсы ботов не приспособлены для выполнения множества операций

Задача ботов — выполнение моно-операции. Например, вы запрашиваете книгу по названию, сайт выдает ссылку на нее, плюс описание, плюс картинка обложки. Из простого допфункционала: встраивание графики, видео, интерактивных карт, несложных виджетов.

Боты также могут предоставлять уникальную функциональность. Например, боты Яндекса фактически дублируют его веб-сервисы: переводчик, поиск картинок и так далее.

1VoP9NVBNAGKfaAr7uWYRwf8pe6fGjUuTXqfcSls

 

Но в итоге сделать бота мульти-инструментом технически сложно. Это обусловлено хотя бы тем, что меню будет выглядеть всегда примерно как на скриншотах выше — реализация многоуровневой и ветвящейся логики его переусложнит и подставит под сомнение удобство такого способа коммуникации.

Или — придется делать умного бота с распознаванием команд в обычных сообщениях. Что тоже недешево.

Боты остаются элементом гик-культуры

Стремление компаний освоить новый канал коммуникации понятно. Статистика популярности мессенджеров тоже играет роль. Но удачность самого формата взаимодействия не с привычным визуальным интерфейсом, а с ботом, вызывает сомнения. По крайней мере, у нас в стране, где 60% интернет-пользователей не рискует оплачивать товары онлайн, предпочитая отдавать деньги лично в руки — что говорить о пользовании сервисом через бота-посредника.

Формат бот-коммуникации также предполагает наличие некоторых технических знаний или хотя бы интернет-образованности: для раздачи боту команд. Такой формат уже успел стать непривычным.

Выводы

Новая мода на чат-боты пришла из Азии — WeChat был одним из первых мессенджеров, которые предоставили API разработчиками в том числе для создания чат-ботов. При всем этом на родине WeChat само понятие Conversational Commerce, продажу услуг посредством чатов, называют неэффективной.

Правда, на самом деле никакой войны между приложениями и разговорными интерфейсами нет. Категоричные выпады в пользу или против — это обычное следствие появления любой технической новинки, средство привлечения внимания.

Гораздо вероятнее, что разговорные интерфейсы и боты станут дополнением колл-центров, консультирующих операторов, так называемой “первой линии”. Количество популярных запросов у любого сервиса всегда ограничено — поэтому бот будет в состоянии оказать помощь пользователям.

Итого, в каких случаях использование разговорных интерфейсов и ботов оправдано:

  • Когда пользователям не нужно множество опций, они хотят выполнить одну конкретную задачу.
  • Когда пользователям удобнее общаться с сервисом, не меняя контекста: например, им неудобно звонить, заходить на сайт и так далее.
  • Когда вводить данные просто, а анализировать сложно — бот может провести анализ за пользователя и предложить готовые варианты.

Пример: заказ цветов. Пользователь хочет симпатичный букет за 2000 Р., но не хочет тратить время на муки выбора. Бот предлагает готовые варианты, пользователь соглашается и оформляет заказ в чате.

  • Когда традиционный веб-интерфейс слишком сложен и неудобен для пользования с мобильного устройства.

При этом разработка мобильного приложения экономически нецелесообразна.

  • Когда запрос не должен быть выполнен мгновенно.

Боты имеют свойство иногда выдавать ответы с задержкой. Многие из недавно запущенных ботов российских компаний в Telegram сегодня не работают, либо работают с нареканиями.

  • Когда пользователь ждет от сервиса помощи.

Бот воспринимается как системный помощник, к нему обращаются с популярными вопросами.

Впереди видится следующая картина: на волне массовой популяризации разговорных интерфейсов продолжатся их стихийные внедрения в тестовом режиме. Все больше будет появляться платформ-конструкторов для создания ботов. Рынок наводнят некачественные и нестабильные решения.

Ввиду того, что сегодня любой запуск бота воспринимается как большое событие и освещается в СМИ, приток пользователей в сырые приложения будет стабильно высоким. А функциональность будет оставаться ограниченной.

В результате такой подход вызовет недовольство аудитории. Недовольство будет сильнее еще и потому, что чат-сервис воспринимается больше как человек, а не как программа — ошибку на сайте пользователи воспринимают спокойнее “молчания” чат-бота.

Всё это подтолкнет компании к следующему шагу — либо свернуть проект, либо перейти к разработке решения с расширенным функционалом и выпуску его в свет только после многоуровневого тестирования.

Иными словами, в каждом сегменте начнут появляться профессиональные решения и количество перейдет в качество.

Между тем спрос на мобильные приложения в высоком ценовом сегменте никак не будет связан со спросом на разработку ботов.

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Новости

Интересные материалы: 24.05

Обсуждаем дизайн заказа бургеров, рост приложений и читаемость кода.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Комментарии
Продолжить чтение

Дизайн и прототипирование

Инструменты дизайна и прототипирования – что используют разработчики приложений

Как создается дизайн для нового приложения? Какие инструменты для разработки дизайна мобильных приложений используют студии? Как у них выстроен поток создания дизайна — от прототипа до конечного продукта? Мы поговорили с несколькими российскими студиями и выяснили, как они рисуют прототипы и доводят их до производства.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Дмитрий Нор, директор компании SkySoft

  

В начале самое главное – это выяснить у заказчика, зачем ему приложение в целом и каких целей он хочет достичь с помощью этого приложения. Любое приложение создается для улучшения каких-то показателей бизнеса клиента: повышения продаж, улучшения имиджа, повышения удобства для пользователя. А дизайн – это просто внешнее представление того, как пользоваться функциями приложения, и он рисуется исходя из тех задач, которые поставит заказчик.

После того, как требования известны, мы приступает к созданию прототипа. В основном мы используем программу Balsamiq Mockups, так как в ней можно делать прототипы для веб-сайтов и мобильных приложений. Программа простая и очень удобная. И с помощью нее можно решить практически любые задачи по созданию прототипов. Иногда мы используем Axure RP. Выбор программы зависит от задач проекта и в основном он делается так: в чем удобнее, там и рисуем.

После того как прототип или прототипы (опять же зависит от сложности проекта и его задач) мы отдаем его на согласование клиенту и рассказываем, как потом все будет работать (если он сам не понимает). Если у клиента не возникает желания что-то переделать, то пускаем в дальнейшую работу, если возникает – переделываем и после утверждения пускаем в дальнейшую работу.

Потом рисуется сам дизайн по прототипу. Иногда рисуется самостоятельно, иногда берутся готовые шаблоны (все опять же зависит от задач проекта и его бюджета). Из программного обеспечения мы в основном используем Adobe Photoshop. Его функционала достаточно для создания тех проектов, которые мы делаем. Иногда мы используем Adobe Illustrator. В этом приложении удобно рисовать векторную графику.

После того, как макет дизайна готов – мы отдаем на согласование клиенту. Если возникают правки – делаем, еще раз согласовываем и запускаем в дальнейшую работу.

Дина Мильштейн, руководитель отдела дизайна EastBanc Technologies

    

В нашей компании создание дизайна неотделимо от создания всего решения. Мы анализируем функции и задачи, которые решает мобильное приложение, кто будет им пользоваться. Главное понять смысл и логику работы будущего решения.

На старте проекта для каждого мобильного приложения мы вырабатываем дизайн-концепцию на 5-10 экранов и согласовываем с заказчиком.

Итак, мы договорились об основах, как будет выглядеть и работать мобильное приложение. В сказках всё кончается словами «Они поженились и жили долго и счастливо», а на деле тут-то и начинается самая большая и кропотливая работа. Также и у нас.

Прототипирование UI/UX — бумага и Sketch

Чтобы разобраться, как будет работать мобильное приложение, мы делаем первые наброски на бумаге, а потом переносим их в Sketch. Мы прошли путь от Photoshop к Sketch, эргономичной программы, сделанной для разработки интерфейсов. От Photoshop категорично не отказываемся, он идеально подходит для работы с растрами. Выбор инструмента всегда зависит от задачи. Всё должно быть уместным.

Нужен цифровой бренд-бук. Если его нет — надо создать

К нам обращаются компании, у которых зачастую сформирован визуальный стиль и уже есть решения в web, mobile, полиграфии. Но понятно, что рекламный баннер не подходит для мобильного приложения, поскольку сделан по другим законам. В этом случае мы адаптируем эту визуальную платформу для нашей задачи. В случае, когда цифрового бренд-бука нет, мы делаем его с нуля.

Иллюстрации в Illustrator

Мы делаем наши приложения «тёплыми», чтобы люди, работая с ними, испытывали не только удобство, но и теплые эмоции. Поэтому в случаях, когда это уместно, мы добавляем иллюстрации в наши приложения. Идеальным инструментом для создания иллюстраций, на наш взгляд, является программа Illustrator.

Интерактивный прототип — Invision

Когда логика и стилистика готовы, мы примеряем этот «костюм» на заказчика и представляем ему решение. Чтобы презентовать задуманное, используем анимированный прототип решения в Invision. Это повышает эффективность коммуникации как с заказчиком, так и с разработчиками.

На первом этапе проектирования не всегда понятно, что можно улучшить. Интерактивный прототип выявляет логические недочёты и поведенческие проблемы.

Интерактивный прототип является важным этапом. Вместо статичных картинок, которые многим сложно представить как работающее приложение, заказчик получает инструмент, который показывает, как приложение будет функционировать. Он мотивирует заказчика рассуждать вслух о своих бизнес-процессах и насколько они ложатся на предложенную схему. Нам же удобнее вносить правки на этапе создания продукта, чем во время финальной вёрстки.

Анимация и поведение — Flinto

Поведенческие нюансы мы демонстрируем разработчикам во Flinto, договариваясь с ними, как будут работать те или иные вещи. Например, о плавности появлении элементов, перехода между экранами, изменении состояний.

Нарезка и передача в разработку — Zeplin

Дальше двигаемся итерациями: отрисовали, согласовали с заказчиком, отдали разработчикам в Zeplin. И так до финального релиза — методично и кропотливо трудимся над разделами в рамках согласованной концепции, сохраняя первоначальное качество.

Качественный результат гарантирован процессом

Мы щепетильно относимся к мелочам и фактам. Всё должно соответствовать задаче и выглядеть достоверным, чтобы заказчик сразу соотносил увиденное со своими рабочими процессами.

На каждом этапе разработки UI/UX от идеи до готового продукта мы последовательно фиксируем понятный, ограниченный и полностью проработанный элемент визуальной платформы. На рынке постоянно дорабатываются существующие и появляются новые инструменты. Главное держать в голове, зачем они нужны именно вам и какой именно результат вы планируете получить.

Евгения Горбунова, Finch

  

Мы уже 10 лет создаем приложения для крупных брендов вроде ТНТ, Спартака, ТВ-3, Столото. В нашей работе мы используем достаточно стандартный набор инструментов: Sketch, Zeplin, Sympli, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator.

Для дизайна макетов в основном используем Sketch. Что касается самого процесса разработки дизайна, то тут всегда по-разному. Обычно мы работаем по алгоритму «бумага» → «прототип» → «дизайн». То есть наш дизайнер сперва тратит время на поиска решения на бумаге, затем начинает рисовать прототипы и макеты в Sketch и только после этого занимается дизайном. На последнем этапе, как правило, клиенты оставляют наибольшее количество правок: цвета не те, иконки другие, форму стоит поменять и т.д. Поэтому у нас бывали случаи, когда после финального дизайна, мы начинали все по новой и вновь ныряли с головой в проект, чтобы найти другое решение.

Ольга Костина, ведущий UI/UX дизайнер Seven Winds Studio

   

В нашей студии разработка дизайна мобильных приложений происходит следующим образом. На основе ТЗ создаётся прототип. До настоящего времени мы использовали для прототипирования NinjaMock, но планируем перейти на другую платформу. Сейчас присматриваемся к другим сервисам, среди которых Marvel, Invision и Flinto.

Дизайн интерфейса создаём в Sketch, и затем экспортируем готовые экраны в Zepelin для работы верстальщиков с ними. Иногда, наравне со Sketch, используем Figma. Этот сервис удобен тем, что над одним проектом могут работать несколько дизайнеров одновременно, и все изменения сохраняются в одном проекте, c которым впоследствии работают те, кто верстает экраны.

Юлия Гулюк, Grapheme

    

Раньше для проектирования и разработки интерфейсов мы использовали связку Sketch Zeppelin, а для демонстрации дизайна клиенту мы создавали интерактивные прототипы в Marvel или Invision. Когда макет дизайн был утвержден, мы прибегали к помощи моушн-дизайнера, чтобы упростить коммуникацию с верстальщиками. Он визуализировал идеи команды дизайнеров, чтобы разработчикам можно было наглядно объяснить, какие эффекты задумали дизайнеры и как их нужно реализовать. В общем, это был достаточно сложный процесс. Он требовал применения различных инструментов и отнимал много времени специалистов. Особенно много времени и сил уходило на коммуникацию. Но самым большим недостатком этого подхода была невозможность установить Sketch на любые другие платформы, кроме macOS.

Потом мы открыли для себя Figma и стали счастливее. Это приложение позволяет работать всей команде одновременно в одной среде на любой ОС. Там же осуществляется коммуникация как друг с другом, так и с клиентом посредством комментариев к элементам, ведь в Figma можно делать интерактивные прототипы и сразу показывать клиентам. Обычно работа над дизайном проекта начинается с прототипирования. У нас этим занимается любой свободный дизайнер. Со свежей головой он вникает, задает вектор и приглашает в приложение еще одного дизайнера, если приложение сложное или требуется взгляд со стороны. На этом этапе идет детальная разработка прототипов. Уже здесь команда решает, какая будет сетка и почему, какие будут шрифты, кегли, легко ли они будут читаться пользователем. Все это прорабатывается параллельно с архитектурой приложения, создания гайдов для элементов. Пожалуй, это самая сложная и длительная часть в разработке дизайна приложения.

Далее работа идет очень быстро и понятно — проект можно с легкостью передать любому другому дизайнеру, и с небольшими вводными он поймет что делать. А тем временем дизайнеры переходят от прототипов к самому дизайну, ведь теперь можно сосредоточиться на мелочах, продумать иконки, изображения, продумать цвета. Эта работа выполняется довольно быстро, так как нет проблем со структурой и нужные элементы уже перед глазами. За этим процессом уже могут наблюдать верстальщики и остальные разработчики, продумывая будущий каркас будущего приложения.

Когда дизайн готов и сверстан, команда регулярно его тестирует, причем, несколько раз, разными специалистами и на нескольких типах устройств — от мобильных телефонов всех платформ до ПК. Иногда во время тестирования команду посещают идеи как сделать интерфейс еще лучше и понятней для пользователя. Тогда, после согласования с клиентом, команда вносит мелкие доработки и делает жизнь пользователей лучше.

Подкаст AppTractor: дизайн мобильных приложений

Комментарии
Продолжить чтение

Новости

Интересные материалы: 23.05

В новом дайджесте рассказы про Material Design, ухудшающие A/B тесты и, как обычно, улучшения продуктивности – теперь для соло-разработчиков.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Весь день мы собираем лучшие материалы о разработке и маркетинге технологий, стартапов, мобильных приложений и игр для iOS и Android из самых разных источников:

Комментарии
Продолжить чтение

Медиа

Podlodka #60: Женщины в IT

Для юбилейного выпуска выбрали щекотливую тему – женщины в IT.

AppTractor

Опубликовано

/

Автор:

Podlodka

Несмотря на довольную веселую подачу с шутками и прибаутками, авторы попытались разобраться в сложной теме дайверсити. Действительно ли есть такая проблема, а главное, что с этим всем делать, чтобы не перегнуть палку? Выпуск полон историй из жизни Кати Петровой из стартапа и Аси Кононовой из Яндекса, а также присыпан щепоткой микроагрессии от Егора и Стаса. Словарное слово выпуска: “цисгендер”.

Комментарии
Продолжить чтение

Реклама

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Вакансии

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.