Connect with us

Дизайн и прототипирование

UX-дизайн: Как Работает Человеческая Память

Человеческая память – это одна из ключевых функций, определяющих успешный и положительный опыт взаимодействия на сознательном и подсознательном уровнях, поэтому её нужно изучать для создания дизайна для людей.

Анна Гуляева

Опубликовано

/

     
     

UX-дизайн опирается на человека. И его память. О том, как использовать особенности человеческой памяти в дизайне приложений – в этой статье.

Один из величайших инструментов для обработки информации мы используем каждый день, но не можем увидеть его или потрогать. Его нельзя продать, купить или получить от других людей, однако, его можно развивать и усиливать многими способами. Его непросто описать, но он принадлежит к самым ценным аспектам жизни человека и определяет каждый наш шаг и каждое наше решение. Мы редко думаем о том, какое же это чудо. Это человеческая память.

Память представляет собой природную систему для хранения и обработки информации. Она хранит огромное количество данных в течение жизни человека и организует их. Более того, она несет ответственность за расстановку приоритетов и сохраняет некоторые детали, а другие стирает, если они не нужны или не использовались долгое время. Память человека – это один из механизмов, который определяет взаимодействие человека с окружающим миром.

Очевидно, этот аспект нужно изучать и принимать во внимание в сфере UX-дизайна и во всех интерфейсах. Зная принципы работы памяти, дизайнеры могут создавать ориентированные на человека интерфейсы, которые отвечают естественным возможностям пользователя, берегут их силы и удобны в использовании.

UX-дизайн

UX-дизайн и базовые знания о памяти

В общих словах, память – это естественное хранилище данных в мозге человека. Она реагирует на внешние стимулы, сохраняет информацию, обрабатывает её и организует разными способами. Также она дает человеку доступ к необходимым данным. Однако она не является идеальным механизмом и на неё влияет множество различных физических и эмоциональных факторов.

Психологи выделяют три типа памяти:

  • сенсорная память хранит информацию в короткие моменты времени, когда мы воспринимаем что-либо своими органами чувств, зрением, слухом или осязанием;
  • кратковременная память (рабочая память) позволяет человеку запомнить информацию на короткий период времени без повторений;
  • долговременная память хранит большое количество разнообразных данных, которые могут храниться долгое время, потенциально до конца жизни.

Эффективные методы запоминания информации в долговременной памяти – это повторения и ассоциации. На схеме ниже мы можем видеть базовый маршрут движения информации от первичного стимула к долговременной памяти.

UX-дизайн

Создавая поток взаимодействий на веб-сайте или в мобильном приложении, UX-дизайнеры должны учитывать этот фактор. Конечно, они должны стремиться к долговременной памяти, которая сохранит данные о приложении и позволит пользователю легче использовать интерфейс со временем. Знание этих шагов поможет дизайнерам составить эффективную стратегию восприятия данных и необходимых повторений, а также правильно организовать данные на экране и усилить архитектуру информации продукта.

Базовые законы памяти

Три ключевых аспекта запоминания очень просты:

  1. Концентрация. Чтобы запомнить вещь или какое-то количество информации, человек должен сконцентрироваться на этом. Иначе высок шанс того, что данные останутся на уровне кратковременной памяти.
  2. Ассоциации. Память представляет собой огромную сеть связей между различными данными. Если человек создает ассоциацию, которая связывает новые данные или объект с чем-то известным ему, шанс запоминания такой информации повышается.
  3. Повторение. Если вызвать информацию в рабочей памяти несколько раз, то она переместится в долговременную.

Организация интерфейса, основанная на этих трех пунктах, должна быть совмещена с визуальной иерархией и восприятием, которое позволит выделить важные элементы экрана, которые нужно запомнить, и сделать взаимодействие проще.

UX-дизайн

Экспертное исследование памяти

Существует несколько законов, которые были получены из различных исследований, экспериментов и тестов. Мы хотели бы рассказать о законе Миллера и законе Хика.

Закон Миллера: в среднем человек может удержать в кратковременной памяти около семи объектов.

Этот закон был получен в исследовании Джорджа Миллера в 1956 году, которое было опубликовано под названием “Волшебное число семь плюс-минус два: пределы нашей способности обработки информации”. Миллер утверждает, что кратковременная память человека может удерживать и обрабатывать около 5-9 объектов или частей информации за раз. Очевидно, это обобщенная формулировка, которая зависит от множества факторов, включая природу информации.

Более поздние исследования Ричарда Шиффрина и Роберт Нософски более глубоко исследовали кратковременную память. Авторы обнаружили, что количество объектов, которое может запомнить человек, зависит от их природы. В среднем, это число составляет семь для цифр, шесть для букв и около пяти для слов. Так мозг может быстро обрабатывать информацию, определять её характер и связь с объектами, находящимися в долговременной памяти.

С точки зрения дизайна, эта информация играет ключевую роль в создании понятного макета. Когда в интерфейсе присутствует слишком много деталей, это можем создать напряжение и разозлить пользователя, даже если он не понимает причину этого раздражения.

UX-дизайн

Закон Хика: чем больше элементов есть у человека, тем сложнее ему выбрать.

С первого взгляда этот закон не относится к памяти, но связь существует. Память – это один из механизмов, который защищает человека от негативного опыта. Чем больше вариантов есть у человека, тем больше они отвлекаются на разнообразные ассоциации, и невозможно предсказать, будут они хорошими или плохими в конкретном случае. Также слишком большой выбор перегружает память человека, и она не может обработать все данные. В частности, этот фактор важен в контексте платформ для онлайн-продаж, которые должны сохранять баланс между тем, чтобы дать пользователю всю необходимую информацию, но не ошеломить его/её слишком большим количеством вариантов. Одно из главных испытаний UX-дизайнера – это найти  эту гармонию.

UX-дизайн

UX-дизайн: создание дружественного интерфейса

На основании вышеуказанных факторов давайте рассмотрим советы, которые помогут применить эти знания для удобства интерфейса.

1. Не заставляйте пользователей запоминать много предметов за раз.

Определенно это не значит, что на экране или странице должно быть 5-9 элементов, но ключевых точек взаимодействия должно быть именно столько. Чтобы выделить несколько зон в интерфейсе, дизайнеры могут следовать закону концентрации и акцентировать такие зоны, как меню, call-to-action, изображение продукта и т.д. Визуальная иерархия – это одна из ключевых стратегий, позволяющая создать интерфейс, который содержит много элементов, но не нагружает память человека.

Этот совет также можно применить для текста в интерфейсах. Мы упоминали несколько исследований: согласно медиаплатформе Buffer, идеальной длиной заголовка является шесть слов; а Джейкоб Нильсен обнаружил, что эффективно работают заголовки из 5-6 слов, как и заголовки, представляющие собой целое предложение. Это связано со способностью кратковременной памяти обрабатывать такие порции информации быстрее и эффективнее.

UX-дизайн

2. Не представляйте слишком много элементов для выбора вместе

Важно помнить о показателе концентрации. Если вы представляете множественные варианты, кнопки и опции одновременно, вы должны быть готовы к тому, что кратковременной памяти пользователя будет сложнее их обработать, и это будет отвлекать его/её от финального решения или взаимодействия. Это может стать причиной неэффективных лендингов или воронок продаж: даже если у них отличный UX-дизайн, растерянный пользователь может уйти до конверсии в покупателя. Добавьте скроллинг и переходы, основанные на тщательной приоритизации, разделите объекты на экране или странице на группы первичной, вторичной и третичной важности – это поможет пользователям и сделает навигацию через интерфейс более естественной.  

UX-дизайн

3. Создайте запоминающиеся модели и символы

Не секрет, что люди по большей части опираются на свое зрение, поэтому дизайнеры должны уметь применять изображения, которые не отвлекают внимание, но информируют пользователей и организуют содержание. В одной из наших статей мы детально остановились на том, как пользователи узнают иконки и текст. Она показывает, что иконки и иллюстрации воспринимаются быстрее, а текст является более информативным. UX-дизайн интерфейсов должен применять разнообразные модели и маркеры, которые пользователь распознает не только в этом конкретном интерфейсе, но и в других. Иконки с лупой для поиска, тележка для заказов, кнопка “плюс” для создания нового заказа, флаги для изменения языка – все эти элементы существуют в памяти людей долгое время и вызывают у пользователя нужные ассоциации без необходимости воспринимать новую информацию.

Более того, многие пользователи ожидают увидеть логотип бренда и ссылки в ключевых секциях веб-сайта, а контакты, политику работы с информацией и условия использования в подвале сайта. Зная эти и другие модели поведения пользователя, дизайнеры могут сделать выполнение этих простых операций для пользователей простым и интуитивным. Таким образом проще сконцентрировать внимание пользователя на новых данных.

4. Применяйте постоянные указатели в навигации

Навигация – это ключевой фактор удобности интерфейса. Это не только движение через интерфейс, но и представление данных для запоминания пользователем: для этого UX-дизайн применяет ряд методов, которые делают переходы и взаимодействия постоянными и понятными. Например, цвет или форма указателей, разграничивающих конкретные секции; иконки для групп предметов; использование одних и тех же шрифтов для конкретных названий или типов текста; иллюстрации и маскоты, объединяющие разные экраны – эти и другие уловки делают макет более запоминающимся и поддерживают пользователя в обработке новых данных.

5. Не прячьте ключевые элементы навигации

Дискуссии о различных меню, показывающих или скрывающих блоки контента, по-прежнему популярны. Очень важно помнить, что ключевая цель интерфейса должна заключаться в том, чтобы пользователь четко понимал, что происходит. Итак, решение о гамбургер-меню, слайдерах, скрытых слоях навигации и контента должно основываться на тщательном анализе целевой аудитории. В большинстве случаев, особенно для сложных интерфейсов, используемых разнообразной целевой аудиторией, скрытие основных навигационных элементов может плохо работать: пользователям необходимо найти их и запомнить, как они их нашли. Некоторые пользователи могут оценить методы, экономящие пространство для других элементов, в то время как другие будут раздражены необходимостью запоминать, как найти необходимый раздел. Опять же, приоритизация играет большую роль: скрывая вторичные элементы и оставляя первичные видимыми, UX-дизайн обращает внимание пользователей на то, что для них является главным. Пользовательское тестирование помогает оценить эффективность навигации и её влияние на коэффициент конверсии.

6. Стимулируйте разные виды памяти

Помните схему памяти выше? Тогда вы знаете, что первая и самая быстрая стадия восприятия данных – это сенсорная память. Она может быть поделена на несколько видов памяти, которые опираются на разные органы чувств: визуальная, слуховая, кинестетическая, вербальная, механическая и т.д. Активируя их, UX-дизайн как создает более запоминающееся взаимодействие, так и охватывает большее количество пользователей. Эксперименты и исследования показывают, что у разных людей эти виды памяти развиты по-разному. Поэтому, например, иконка и текст в ключевой категории меню поддерживает пользователей с визуальной и вербальной памятью. Звуки также помогают пользователю лучше запоминать интерфейс и ориентироваться в нем.

7. Помните об эмоциях

Без сомнения, эмоциональный фидбэк от взаимодействия – это важный фактор удержания пользователей. Плохой опыт стимулирует забывание деталей, но сохраняет негативные чувства, потому что так мозг защищает человека. Напротив, позитивные эмоции, эстетическое удовольствие, благодарность за быстрое решение проблемы или простая коммуникация могут возвращать пользователя снова и снова.

Итак, финальная мысль проста: UX-дизайн – для людей, а создавая интерфейсы для людей, дизайнеры должны знать, как люди взаимодействуют с миром и что влияет на их поведение. Человеческая память – это одна из ключевых функций, определяющих успешный и положительный опыт взаимодействия на сознательном и подсознательном уровнях, поэтому её нужно изучать для создания дизайна для людей.

Что ещё почитать

Источник

 

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.