Интервью
Дмитрий Думик («Мята»): не бывает негативного опыта
«Мобильные приложения как бизнес» — авторская программа Андраша Густи на Podstar.ru.
Андраш Густи: Всем привет. Меня зовут Андраш Густи, я директор по развитию мастерской мобильных приложений «Бегемот-Бегемот». И я веду подкаст «Мобильные приложения как бизнес». Это подкаст о том, как превратить идею мобильного приложения в прибыльный бизнес. К разговору я приглашаю предпринимателей, которым это удалось сделать, либо специалистов, которые помогли им этого добиться. Сегодня у нас в гостя Дмитрий Думик, сооснователь проекта «Мята».
С Дмитрием мы знакомы уже давно. Познакомились ещё в том году и договорились, что обязательно проведём подкаст. Дима, привет.
Дмитрий Думик: Всем привет.
Расскажи, пожалуйста, где ты сейчас находишься и почему?
Сейчас в Сан-Франциско. Я здесь живу и работаю. Как так получилось? Пару лет назад я сюда переехал с другим проектом, которым уже не занимаюсь. Но после него остался здесь.
И как это вообще работает? Где твоя основная команда?
У нас команда вся разбросана. Мы практикуем подход компании 37signals, когда нет привязки к какому-то офису и никого не заставляют работать с девяти до пяти. Ну, или там до шести, до двенадцати. Смотря в каком городе. И каждый волен выбирать своё время работы, свой график: главное, чтобы это было продуктивно и хорошо. Я нахожусь в Сан-Франциско, большая часть команды — а у нас небольшая команда — в основном, в Москве. Люди, которые нам помогают, находятся в разных частях мира, в том числе, и в Женеве есть. И они перемещаются по миру. Мы недавно съездили в Таиланд на три месяца, чтобы попробовать, как это — поработать из Таиланда. Так что, география у нас достаточно широкая.
И как это работает? То есть, работает ли это в принципе? Такая вот удалённая, разбросанная работа.
Как бы это сказать. Только с теми людьми, кто готов сам себя мотивировать. Собственно, других и не хочется брать в команду, потому что большой опыт есть. Я до этого работал в Procter&Gamble, где были команды, распределённые по всему миру, но при этом не самомотивированные. И это превращалось в достаточно сложное приключение — когда тебе нужно вставать в четыре утра, чтобы поймать азиатов в их таймзоне, созвониться, всем выставить дела и сказать, чем им надо заниматься. Поэтому подход не работает, если у членов команды нет самомотивации и самодисциплины. В остальных случаях это работает. И конечно, должно быть полное доверие между людьми и, желательно, какой-то предыдущий опыт работы вместе.
Дима, скажи, как ты в таком случае собираешь команду? Ты сказал, что это не всем подходит. Как ты определяешь, кому это подойдёт, а кому не подойдёт?
Мы пробуем. Единственный способ что-то узнать — это попробовать. Здесь задача состоит в том, чтобы попробовать быстро, потратить минимум сил на этот тест и понять- работает это или нет. Сейчас мы, например, ищем толковых ребят в нашу команду разработчиков iOS, Android. И что мы делаем? К нам достаточно много людей обращается, потому что им просто нравится проект. Среди них есть и разработчики, они говорят: «Ребята, вы классные, у вас такой проект. Блин, мы бы хотели поучаствовать». Мы говорим: «Да, давайте». Созваниваемся, знакомимся, общаемся. Если понравились друг другу, то просто формируем небольшое тестовое задание, отдаём его человеку и пропадаем. То есть, не фоллапим, не напоминаем. Если есть интерес, есть мотивация, то люди сами делают и возвращаются. Такой маленький тест, на самом деле, многое показывает.
Слушай, очень неплохой подход. Возможно, даже стоит взять себе на вооружение. Сколько у тебя человек сейчас в команде?
Зависит от того, как считать. Если брать самую основную команду, то это три человека.
Кто чем занимается?
Есть дизайнер, есть мой друг и партнёр, который занимается всей технической частью; и есть я, который занимается всей нетехнической частью.
И разработку вы раньше брали на аутсорсе?
Нет, мы делали сами.
Ага, с помощью этого технического специалиста?
Угу.
И получается, что это у тебя сотрудники или сооснователи-партнёры?
Я не очень понимаю, что ты вкладываешь в такое разделение. Имеют они долю или нет?
Как ты им платишь деньги? Ты им платишь зарплату или они работают, грубо говоря, на будущее, когда проект сможет обеспечивать их каким-то финансированием?
Я понял, о чём ты. Наверное, здесь немного проще, потому что нас всего трое. Поэтому, мы берём себе столько, сколько надо, чтобы жить и развиваться.
Хорошо, в таком случае скажи, как вообще зарабатывает проект и, если можно, сколько он зарабатывает?
Как зарабатывает? Достаточно просто: мы взяли модель монетизации Facebook, выставляя рекламные объявления в ленту. Можно посмотреть: сейчас это уже работает. Сколько зарабатывает, наверное, пока не буду раскрывать, потому что секретно и конфиденциально. Пока, наверное, не стоит.
Этого достаточно, чтобы обеспечивать жизнь, как минимум, трём людям и, я так понимаю, ещё двум, которых вы ищете.
Это правда.
Слушай, это отлично.
Даже немножко на маркетинг остаётся. Мы очень скромные — это тоже нужно понимать. Нам много не надо.
Хорошо. Расскажи, пожалуйста, вкратце о том, что вообще делает приложение.
Мы проанализировали все существующие группы ВКонтакте, выбрали из них самые лучшие, отфильтровали скучные рекламные посты и всё это завернули в очень красивый дизайн мобильного журнала. Соответственно, установив наше приложение на iOS, Android или iPad, можно в очень красивом формате глянцевого журнала получать самые интересные новости со всего ВКонтакте. Сейчас приложение работает в большей степени как читалка. В следующей версии мы представим на суд пользователей наш рекомендательный алгоритм. И я уверен, что это будет очень большая вещь, потому что мы кое-что уже протестировали и понимаем, как это будет работать. На основании своих увлечений пользователь будет получать действительно самые интересные новости и посты из ВКонтакте.
Довольно субъективный подход, как мне кажется. Как вы в принципе выбираете паблики? Что значит «лучшие» паблики?
Мы оценили все паблики по ряду фактов. Первое — это вовлечение пользователей: насколько они там активны, насколько им нравится контент, который публикуется в этих пабликах, сколько они оставляют комментариев и делают репосты. Дальше мы оценили качество самого контента в пабликах, как много у них ссылок на внешние ресурсы, как много картинок, видео, аудио, как часто они постят рекламные посты, как часто они копируют посты других пабликов, насколько контент уникален в рамках этого паблика и скопирован ли он откуда-то. Эти все факторы мы учли, запустили автоматизированный скрипт, который всё это просчитал. Потом самые лучшие категоризировали, чтобы помочь пользователям найти именно то, что им интересно по своим тематикам: авто и мото, женский журнал, кулинария или там красивые фотографии.
А как вы убираете оттуда рекламу?
Это секрет фирмы. Если серьёзно, то отфильтровываем такие посты. И, в целом, у нас очень хороший процент: практически ничего не проходит.
Отлично. То есть, это по сути какая-то очень хорошая технология, робот, которая понимает, где обычное сообщение, а где рекламное. Кроме того, ещё может оценить, насколько контентно богат тот или иной пост, и пропускает только самые богатые.
Да. В целом можно и так сформулировать.
Отлично, очень интересно. А какие у тебя пользователи? Можешь описать среднестатистического?
Да, могу. Это молодые люди, большая часть которых находится в возрасте до 24-х лет. Они жизнерадостны, любознательны, любят проводить время в социальных сетях и при этом получать контент развлекательного характера.
А география у них какая?
Ты знаешь, прямая корреляция с распределением пользователей сети ВКонтакте. То есть, основа — Россия, второе место — Украина, а дальше пошли остальные страны, где ВКонтакте используется как социальная сеть.
А США какое место занимают?
В США немного пользователей ВКонтакте. Так не помню, но что-то в районе десятого места, плюс-минус.
То, что ты мне рассказываешь, в принципе похоже на Facebook Paper, который…
Только мы появились раньше.
Вот-вот-вот, я понимаю.
Скопировали нашу идею.
Но до этого всё-таки был FlipBoard, о котором ты тоже, наверняка, знаешь.
Слышал.
Что послужило вдохновением для создания, грубо говоря, глянцевого RSS-ридера ВКонтакте?
Это даже не RSS, это именно…
Я понимаю, условно сказал, чтобы… По сути-это правоприёмник RSS.
Да. Вдохновением послужила проблема, которая существовала у меня и у моих близких людей, которые проводили достаточно много времени ВКонтакте. И что происходило? ВКонтакте перерос этап, когда выполнял лишь свою социальную функцию, и стал площадкой, например, для любителей игр — там сумасшедшая игровая аудитория. Он стал своего рода медиа-инструментом: у тебя есть просто сумасшедшее количество генерируемого контента. И проблема, которая была — паблики интересные, классные, группы постят интересные новости, но их становится много, они забивают основную ленту, и получается, что не видно постов от друзей. А это то, зачем изначально ВКонтакте вообще создавался. По крайней мере, я туда приходил, чтобы следить за обновлениями друзей, а столкнулся с такой проблемой, что интересный контент, который появляется гораздо чаще, чем посты от друзей, полностью мою ленту забивает. Первая проблема, которую мы решали — это, конечно же, чистка своей ленты ВКонтакте, но при этом продолжить читать те интересные источники, которые уже были найдены. И мы сделали отдельное приложение. А дальше мы просто начали развивать эту идею. Оказалось, что большая проблема — даже не столько читать эти новости в отдельном месте, сколько находить качественный контент.
Например, я хочу найти классный паблик по тематике автомобилей. Если просто набрать «автомобили» в поиске, то результат выдаст миллион групп, в которых очень сложно разобраться. Насколько они адекватны? Как регулярно постят контент? Насколько он качественный? Появляется такая проблема, что Content Discovery сложно сделать на основе существующих инструментов ВКонтакте. И мы её решили.
Третье, что я считаю достаточно важным — мы постарались творчески подойти к переупаковке этого всего в мобильный формат, потому что он требует особого отношения. Приложение ВКонтакте — это отлично, но словно швейцарский нож, когда у тебя всё в одном: ты можешь и общаться, и смотреть, и новости читать. Мы же постарались подойти с позиции ридера и сделали журнал, которым действительно удобно пользоваться и который выполняет одну функцию, но выполняет её лучше всех. Он позволяет удобней читать кайфовые новости.
Слушай, по сути-это концепция того же Paper. Они тоже исходят из того, что есть Facebook Messenger, есть швейцарский нож в виде официального приложения Facebook и есть место, где ты можешь в красивом формате читать свои новости. Мне кажется, что за этим всё-таки будущее: за разделением видов контента. Хочу общаться — иду в одно приложения, хочу читать — иду в другое. И то, что у вас есть фильтрация — это вообще очень круто. Будете ли вы переходить на Facebook?
Да, обязательно. Обязательно будем. В ближайшее время мы планируем запустить серию тестов, там, наверняка, будет своя специфика, поэтому мы хотим её тоже понять. И на Facebook запустимся.
А чем вы будете брать аудиторию? Уже есть Facebook Paper. Что у вас есть такого, чего нет у него?
Как бы это сказать. Мне очень хочется тебе ответить, но, наверное, я пока придержу эти мысли, потому что сначала надо реализовать их, проверить. Понимаешь? Что мне нравится в мобильном мире — когда у тебя есть идея, её можно очень быстро проверить. Ты можешь её быстро реализовать и посмотреть, как это работает. У нас есть несколько идей, которые у нас появились на основании опыта работы с нашим приложением «Мята» на российском рынке. Мы думаем, что, в целом, оно хорошо сработает и на иностранную аудиторию. Но, конечно же, перед этим надо будет всё проверить. Поэтому предлагаю рассказать всё в другом подкасте, когда у нас уже будет за полмиллиона американских пользователей. Тогда скажу, чем мы их взяли.
Хорошо, хорошо. Получается, есть чёткий план действий, которому вы полагаете следовать?
Я бы хотел сказать, что он чёткий. План действий есть, но я думаю, что он скорее гибкий, потому что есть серия тестов, и мы на основании её результатов сформируем и запустим окончательное приложение.
Хорошо, давай перейдём ещё ближе к монетизации. Что сможешь, расскажи. Как вы в принципе работаете с партнёрами: как вы ищете, что предлагаете?
Предлагаем две основные вещи. Первое — установки приложений из ленты, здесь мы работаем с CPI-сетями. Сети, которые размещают офферы на установку приложений. Соответственно, они выдают уникальную трекинговую ссылку, её можно вставить; человек, перейдя по ней, конвертируется, что отражается в нашем личном кабинете. Таким образом мы зарабатываем.
Второй вариант — мы рекламируем сообщество брендов. Мы уже запустились с Pepsi, Toyota, Nivea. Этим брендам очень интересна активная аудитория, и мы занимаемся и рекламой в приложении. Я бы сказал, что у нас такие два основных формата.
Очень интересует и первый, и второй. Скажи, пожалуйста, как работает первый, то есть — насколько он прибылен в соотношении со вторым, а по поводу второго чуть позже спрошу.
Хорошо. Первый вариант, я бы так сказал, конкурентен по сравнению со вторым. Я так понимаю, что под первым мы имеем установки из ленты?
Да-да-да-да.
Он конкурентен относительно второго. Цифры по нему… Средняя установка на российском рынке стоит от 30 до 60 рублей. Основную часть офферов составляют игры. Иногда пролетают приложения, которые выполняют другие функции.
Крупные бренды, как ты к ним подходишь? Как ты их в принципе находишь? Можно сказать, что у вас, всё-таки, довольно молодой бизнес, но все равно удаётся контактировать с такими большими брендами и эффективно предлагать им рекламу. Поделись своим опытом, как это получается.
Я работал в Procter и, в целом, имел представление, что напрямую к таким ребятам лучше не выходить. Пока. У нас ещё недостаточный охват, чтобы разговаривать с брендами напрямую. Поэтому мы нашли партнёра — это рекламное агентство, которое специализируется в области Social. Мы с ними работаем, они занимаются привлечением клиентов и общением с ними, а потом транслирует нам офферы, которые мы запускаем на выполнение. Сначала я нашёл парочку брендов, с которыми договорился напрямую, чтобы просто запустить формат и посмотреть, как он работает. Чтобы, когда я выходил к агентствам, у нас уже была какая-то информация на тему эффективности.
А как реагируют пользователи на такую рекламу?
Мы очень серьёзно подходим к рекламе. Если мы её и делаем, то делаем её очень красиво: это всегда симпатичные картинки или какой-то интересный текст. По крайней мере, стараемся. Когда запустились, именно поэтому у нас была всего пара комментариев с просьбой убрать рекламу. Стоит понимать, что нам надо как-то зарабатывать, и в данном случае — это такой компромисс, на который мы готовы пойти. Изначально мы запустили рекламу формата Admob, когда внизу был крутящийся баннер. С ним всё было очень грустно.
Неэффективный.
Он — а) неэффективный, б) ужасно раздражает.
Да. У тебя есть поток новостей, публикаций. Какая частота рекламных сообщений?
Примерно раз за 50 постов мы показываем один рекламный.
Как вы пришли к этой цифре?
Опытным путём, пробовали одну цифру, другую. Сейчас перед нами не стоит цель выдавить из проекта всё до последней капли. Да и потом не будет. Для нас важно, чтобы всё было нормально, приемлемо для пользователя, не сильно раздражало, в целом не рушило опыт общения с приложением — это самое главное.
Сейчас у вас есть определённое количество пользователей, определённое количество рекламодателей и определённое количество рекламных постов. И за это всё вы зарабатываете определённое количество денег. Так что вы планируете делать, чтобы увеличить количество денег?
Здесь всё достаточно очевидно. Мы увеличиваем пользовательскую базу, получаем больший рекламный инвентарь, который можем реализовать. И мы работаем с нашими партнёрами, рекламными агентствами, чтобы этот инвентарь продать рекламодателям.
А как вы планируете увеличивать количество пользователей и что вы делали для этого до сих пор?
Как мы увеличивали? Мы многое попробовали, сразу скажу. Пробовали и обзоры, и рекламу в пабликах VK; установку за деньги не пробовали, правда. Потому что нам гораздо дешевле выходит привлекать по-другому. Я на эту тему написал большой пост на Хабрхабр. Можно там почитать, я цифры привёл и все каналы, которые задействованы.
Мы два раза выходили в топ. Первый раз был в сентябре, когда мы вышли в Топ 3 по России и Украине. И во второй раз мы поднялись совсем недавно — это было, по-моему, в конце февраля. В последний раз, когда мы выходили в топ, то, в основном, рекламировались через паблики ВКонтакте.
То есть, это ты находишь самым эффективным инструментом?
Это эффективный инструмент для нас, потому что там сидит наша целевая аудитория. Если бы у меня было приложение по доставке еды — оно, наверное, тоже хорошо сконвертировалось. Если мы говорим про какой-нибудь юридический калькулятор или что-то специфичное, вроде медицинского приложения, то не уверен, что имеет смысл запускать его ВКонтакте. Есть бесплатные инструменты трекинговых установок, аналитики конверсий, генерируется ссылка на каждый из вариантов маркетинговых каналов и запускается тест: на Facebook, ВКонтакте, через баннерную рекламу, обзоры. И смотрится, какое количество людей потом сконвертировалось в установки, сколько в итоге остались пользователями. Уже после этого, поняв, что работает для конкретного приложения, имеет смысл вливать больше денег в маркетинг и привлечение пользователей из этого канала. Конечно, если они окупаются.
Ты два раза выходил в топ. На самом деле, выйти хотя бы один раз в топ — это мечта очень многих мобильных приложений, а у тебя это вышло дважды. С этого опыта ты вынес какие-нибудь читы или хаки?
Да, вынес.
Поделись.
Вот так сразу придётся все секреты рассказать. Всё достаточно просто и описано сто миллионов раз. Чит либо хак — это просто сесть и сделать домашнюю работу. Надо на том же Хабрхабре прочесть все статьи, что умные люди писали по поводу своего опыта, и сделать какие-то выводы. Для Google Play и iOS стратегии сильно отличаются, потому что для iOS всё ещё действует классическая схема наваливания трафика: максимальное количество установок в минимальный период времени. Сейчас он учитывает установки, в среднем, за четыре дня, но при этом нужно иметь пик скачиваний, чтобы подняться выше в топе; чтобы там пошла органика.
Для Google Play такой вариант работает только для крупных компаний, у которых очень серьёзный маркетинговый бюджет, потому что влияние количества скачиваний на рейтинг приложений — всего лишь около 20 процентов. Навалить такое количество трафика, чтобы эти 20% стали решающими и вынесли в топ, очень сложно.
Отлично. Расскажи тогда, что работает в Google Play, если не работает навал трафика.
В Google Play работают качественное описание приложения, заполнение всех полей скриншотов, количество установок. Важный фактор, который влияет на твою позицию в рейтинге — это количество людей, которые удалили приложение. Если десять тысяч поставило, а девять удалило — это достаточно негативно влияет на позицию приложения.
Следующая вещь — это, конечно, оценки, отзывы и +1. Я их перечисляю не в порядке важности, а просто по памяти, как в голову приходят. Что ещё важно, так это частота и продолжительность сессии: насколько часто пользователи запускают приложение, пользуются им насколько долго, насколько долго в конечном итоге оно живёт у них на устройствах.
То есть внутри Google Play получается честная конкуренция и здесь очень сложно формировать эти процессы? Или ты не согласишься?
Смотря, что считать честной конкуренцией. По моим впечатлениям, независимым разработчикам в Google Play сложнее выйти в топ, сложнее быть замеченными. По крайней мере, нам было сложнее. Возможно, со временем мы наработаем этот опыт. Если ты — крупная компания, у которой есть деньги на маркетинговый бюджет, то будет легче.
А как у тебя самого дела на Google Play?
У нас дела хорошо. Грех жаловаться, но хотелось бы ещё лучше.
Но в топ вы не выходили?
Мы поднялись до 20-го, что ли, места в Развлечениях. Но на Google Play мы запустились недавно, около месяца назад, поэтому у нас не было цели выйти в топ — у нас была цель собрать статистически значимое количество установок и проверить, что, в целом, на большом количестве Android-устройств мы работаем нормально, что для пользователей Android наш интерфейс понятен и удобен к использованию. Больше, чтобы поизучать и посмотреть — и задача выполнена.
Мы затронули вопрос, как вы добивались нынешнего успеха, но не успели обсудить, как вы будете добиваться будущих успехов в плане наращивания аудитории. Повтор того же, что вы делали, с большими усилиями? Или какие-то новые пути?
Проверенные вещи тоже будут работать, но понятно, что с течением времени стоимость привлечения пользователя растёт. До тех пор, пока она будет расти приемлемо для наших метрик, мы, конечно же, будем их повторять. Параллельно есть несколько вещей, с которыми хотим поэкспериментировать. Так называемое вирусное распространение, попытки большего вовлечение пользователей и создания такого механизма, который бы позволит друзьям пользователя получать какой-то бонус от того, что человек пользуется Мятой. Я говорю не про какие-то деньги, а про бонус в плане какой-то добавочной ценности — полезность, я бы сказал.
И раз мы заговорили про будущее, давай также рассмотрим какие-то планы в отношении технической составляющей.
Как и говорил, мы планируем сделать рекомендательную систему. Она сейчас в разработке, скоро начнём её тестировать и через какое-то время выкатим. Плюс у нас есть ещё парочка изменений интерфейса. Мы серьёзно исследовали, насколько пользователям удобно пользоваться приложением, и думаем, что получится сделать ещё более удобный и интересный вариант интерфейса. Это в двух словах. И потом мы фокусируемся на выходе на американский рынок, параллельно развивая приложение для российского рынка.
Вот сейчас ты находишься в Соединённых Штатах. По тому, что я слышу, это хорошее место, чтобы собирать инвесторов. Какая у вас история с ними? Вам нужны были в принципе какие-то вливания или вы всё сделали своими силами?
До текущего момента инвесторов мы не привлекали, сейчас общаемся с несколькими заинтересованными ангелами и фондами на тему инвестиций.
А зачем вам инвестиции, на что?
Для более быстрого развития и, собственно, для выхода на американский рынок.
А какие затраты, кроме как на разработчиков, предполагаются?
Классические в такого рода проектах. Это маркетинг, фонд оплаты труда и инфраструктурные затраты. При этом большую часть пока что составляет фонд оплаты труда и разработка.
Какие у вас успехи в плане привлечения инвестиций? Вы общаетесь с несколькими фондами; как ты думаешь, получится или нет?
Ты знаешь, у нас такая ситуация, в которой я всем советую привлекать деньги. Нам инвестиции не нужны как воздух, мы и без них продолжим развиваться, зарабатывать деньги и расти. Поэтому позиция у нас достаточно комфортная и позволяет выбрать тех людей, с которыми будет приятно и удобно продолжать дальше работу, которые смогут как-то нам помочь, что-то принести в проект. Мы начали поиск инвестиций только после того, как все основные метрики проверили; после того, как начали зарабатывать; после того, как заняли прочную позицию на рынке. Я очень советую двигаться всем в этом направлении, потому что отсутствие денег заставляет, как бы это сказать, мыслить критически в условиях ограниченности ресурсов. Если бы у нас были деньги, не уверен, что мы бы нашли те каналы привлечения пользователей и по той стоимости, что есть сейчас. Она относительно небольшая для рынка. Было бы проще купить этих пользователей по стандартным рыночным расценкам и ничего не придумывать. Отсутствие денег и отсутствие ресурсов на начальном этапе позволяет сфокусироваться на самом главном и позволяет придумать какие-то клёвые штуки, для которых бы не было стимула при наличии денег. Третье, что всегда приятно — чем в более поздней стадии проект привлекает деньги, тем меньшую долю он должен отдать.
Может, тогда вам в принципе не привлекать инвестиции?
Может быть. Такой вариант тоже рассматриваем. У каждого из подходов есть свои плюсы и минусы — это надо понимать. Отдавать долю в проекте не хочется, но хочется быстро расти и быстро развиваться. Поэтому будем думать и смотреть, какой вариант наиболее интересен. В целом, инвестиции просто, как этап в жизни проекта — достаточно стрессовая штука, потому что много времени отнимают процесс общения, процесс подготовки необходимых документов для привлечение инвестиций. У меня был опыт привлечения инвестиций, и надо чётко понимать, что они дадут и зачем они нужны. Как я уже сказал, привлекать их лучше, когда есть готовый продукт с понятными метриками и понято, что в рамках проекта будет делаться дальше.
Что ж, если вам хочется получить инвестиции, желаю вам больших успехов в этом плане. Находясь в Соединённых Штатах, какое воздействие местного комьюнити ты ощущаешь? Это полезно, не полезно; может, суперполезно?
Да, мне собственно этим и нравится Долина. Вокруг куча интересных людей с интересным опытом, которые постоянно горят своими проектами и ставят их на первое место. Делают какие-то реально крутые вещи. Конечно же, в Москве и каких-то других городах такие люди тоже есть, но здесь, по ощущениям, их концентрация выше и их проще найти.
А в плане взаимопомощи чувствуется какая-то поддержка?
Не то, чтобы мы искали какую-то помощь от местных. Пока. Хочу сказать, что народ настроен дружелюбно: если грамотно и вежливо подойти к человеку, чётко понимая, как ты хочешь, чтобы он тебе помог, то помощь можно получить. Если мы говорим про что-то вроде общения, получения совета или рекомендации, то, в целом, здесь очень открытые люди, которые исповедуют принцип «надо помогать другим». Зачастую, и им уже кто-то помог. Например, мы приезжали в гости к Стиву Бланку — это довольно известный товарищ, который написал ряд книг для стартаповского движения. Один из приехавших гостей спросил его — зачем он это делает: приглашает всех на ранчо, усаживает и говорит — «давайте общаться, я вам помогу, чем смогу; отвечу на вопросы»? Зачем он тратит своё время, ничего с этого не получая? Он ответил, что чувствует ответственность, потому что ему очень многие люди помогли, и теперь он хочет отдать долг, что ли. В целом, здесь такая атмосфера, и это очень приятно. Если чётко понимать, кто тебе интересен и как он может тебе помочь, то что-то можно получить. Люди очень открыто идут на контакт.
Можешь, например, подсказать начинающему мобильному предпринимателю, что ему нужно сделать, чтобы уехать в Силиконовую долину, там жить, творить и успешно существовать? Вот несколько советов от бывалого путешественника.
Я просто задумывался, зачем это. Здесь жить дорого — дороже, чем в России. Здесь достаточно сложно получить визу. Все эти вопросы решаемые, но надо чётко понимать, зачем это. Начинающему предпринимателю имеет смысл приехать сюда на пару-тройку недель, заранее и тщательно их спланировав: запаковать программу встречами, общением, хождением по тусовкам. И, в целом, получить концентрированный эффект от пребывания здесь, а после этого уехать обратно и задуматься. Если будет иметь смысл уезжать сюда, то начать работу над этим. Сейчас наш проект направлен на русскоговорящий рынок, в целом — на Россию, и достаточно сложно управлять им из Сан-Франциско, потому что сбивается график: ты сидишь ночами, рано утром работаешь, а утром спишь или отдыхаешь. Но при этом у нас есть планы выхода на американский рынок, и оставаться здесь имеет смысл уже в краткосрочной перспективе: основные бизнес-контакты и общение будут здесь. Если проект направлен на российский рынок, офисы в России, то смысла уезжать сюда, чтобы жить, нет.
Ты сказал про тусовки и так далее. Посоветуй вот этому начинающему предпринимателю, куда и на какие тусовки ему ездить. Например, этим летом.
Слушай, да я перестал следить за эвентами. В большей степени потому, что встречи — это здорово, но успех и какие-то достижения всегда кроются в том, что надо фигачить, и очень много — круглыми сутками. И на тусовки остаётся очень мало времени. Поэтому я туда какое-то время походил, какие-то свои уроки извлёк. Собственно, я больше на них ходил, когда занимался другим проектом, отчасти связанным с конференциями и презентациями, поэтому я провёл там достаточно времени. Но сейчас, если нет чёткого понимания, что мне даст то или иное событие, я туда не иду. Есть всякие дайжесты, регулярные рассылки, в которых примерно на месяц вперёд рассказывается, какие эвенты будут происходить. А здесь постоянно что-то происходит: в день может быть по два-три эвента на абсолютно разные темы: от того, как сюда переехать, и до того, как получать пиар без денег. Поэтому подсказать что-то одно сложно — советую поискать дайджесты или вывалиться ко мне ВКонтакте, на Facebook и спросить. Эти дайджесты я буду рад порекомендовать.
Отлично, я думаю, что мы сможем сделать небольшую подборку ссылок под нашей сегодняшней записью. Если ты не против.
Можно и так, да.
У меня сложилось впечатление, что в Силиконовой долине есть общее комьюнити разработчиков и мобильных предпринимателей, так называемых IT-стартаперов, но есть и кластеры по языковой принадлежности. Русскоязычные проекты держатся не то, чтобы в сторонке, а вместе — есть такое или это ложное впечатление?
Я бы так сильно не обобщал, но могу сказать, что по языковым кластерам люди общаются, и это нормально. На своём опыте я всё прочувствовал и, находясь здесь какое-то время, людям, которые приезжают, могу сразу подсказать — что хорошо, что плохо, куда идти, что смотреть, как проводить время — зачастую это очень сильно помогает. Потому что я уже освоился, а чтобы все эти темы понять, нужно серьёзное время провести здесь. Очень часто либо мои друзья ко мне приходят, либо друзья моих друзей вваливаются и просят совета, просят что-то рассказать и показать — я всегда с радостью это делаю. Зачастую, люди, которые приезжают сюда из России, понимают, зачем едут. Это не Майами — сюда не отправляются просто поваляться на пляже. Сюда едут люди с проектами, с какими-то целями, и, зачастую, они представляют из себя очень интересные личности. Поэтому я рад пообщаться, познакомиться ,подсказать, а где-то даже помочь, чем смогу. По своему опыту могу сказать, что люди общаются по языковому принципу, кто-то приезжает, кто-то уезжает, кто-то здесь остаётся, но не могу сказать, что моя тусовка сформирована только из русскоговорящих людей — это не так. Тут очень много приезжих из разных стран, есть ребята из Голландии — мои хорошие друзья, из Аргентины, из Франции и так далее, со всего мира, в принципе.
Ты знаешь, я уже общался с некоторыми ребятами из Силиконовой долины, и они говорят, что сам факт того, что они находились в этой среде, повлиял на то, какой у них в итоге получился продукт. Благодаря тому, что всё самое новое и передовое находится там, у них получаются классные продукты. Был ли бы твой продукт другим, если бы ты находился в другом месте? Как ты считаешь?
Думаю, да, но я не готов сказать, что он был бы лучше. Наша первая версия приложения, с которой мы запустились… мне до сих пор за неё стыдно: за то, как она работала и какой у неё дизайн был. В конечном итоге мы сделали гораздо лучше. Это я к тому, что концепция запускать свои идеи как можно скорее, тестируя на самых простых и собранных на коленке продуктах, чтобы понять, работает ли это вообще; измеряя аналитику в самом начале, не вкладывая каких-то серьёзных ресурсов — весь этот подход очень пришёлся мне по душе и для нас хорошо сработал.
Конечно же, Долина повлияла. Может, стали выше стандарты с точки зрения user-интерфейса и коммуникации с пользователем, но при этом я считаю, что не обязательно находиться в Долине, чтобы за всем этим следить: сейчас доступны записи, видео, можно присоединиться онлайн к практически любой конференции и послушать, о чём там вещают, или почитать статью. Это больше вопрос того, как люди мыслят и к чему стремятся. Отсюда проще находиться в нужной среде и вариться в ней, но и из России тоже возможно, и нет никаких барьеров. Вопросы выбора и приоритетов.
Отлично, спасибо за такой развёрнутый ответ. Я, кстати, помню тот момент, когда вы перешли на новый дизайн. Мы с тобой как раз вскоре после перезапуска общались по скайпу, и ты был такой радостный: «вот какой у нас суперский, клёвый дизайн». Помню практически детскую радость. И дизайн у вас на самом деле очень хороший.
Спасибо.
И ещё у меня есть несколько общих вопросов о тебе, о твоём восприятии мира и предпринимательства. Получается, ты занимаешься мобильными проектами уже несколько лет: 2-3 года, верно?
Верно.
За это время как ты вырос, как предприниматель, и какие главные выводы ты сделал?
Как я вырос… Ну, и вопросы ты задаёшь. Я не знаю, как я вырос как предприниматель — пусть мои проекты за меня говорят. Какие главные выводы я сделал? Надо всё тестировать. Есть в России хорошая поговорка: умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих. Почему-то у меня она всегда работала немножко по-другому: умный учится на своих ошибках, а дурак не учится. Поэтому я стараюсь делать как можно больше ошибок и как можно меньше ресурсов на них тратить, чтобы как можно быстрее сделать какие-то выводы и понять, сработало это или нет. Я думаю, что это самое интересное, самое прикольное. И лично мне очень нравится.
Самое классное — это тестировать те идеи, что есть, чтобы потом понять их потенциал, как они работают, и с минимумом ресурсов попробовать запустить своё дело. Не надо ничего изобретать: из готовых компонентов, как с точки зрения разработки, так и с точки зрения дизайна, можно сделать практически любую вещь. Пусть она будет работать криво и косо, пусть она будет работать в полуручном режиме, но практически любую идею так можно протестировать. Если мы говорим не про высокотехнологичные проекты, которые требуют серьёзной подготовки и R&D в течение нескольких лет. Проекты серии Moblie и большинство стартапов, ориентированных на веб, идеи, связанные с ними модно быстро протестировать и понять, работают они или нет. И решить, нравится ли тебе это вещь, готов ли ты ей заниматься и двигаться вперёд или нет.
Отлично. За это время какие ошибки ты сделал? Такие грубые, большие, за которые стыдно или о которых хочется рассказать.
Да кажется — проще те ошибки назвать, которые я не сделал. Очень много ошибок были связаны… даже не ошибок. Знаешь, в Америке говорят, что не бывает негативного опыта: любой experience либо positive, либо ты можешь сделать из него выводы и чему-то научиться. При работе с людьми всегда есть вещи, которые ты понимаешь только со временем. Наверняка, стоило относиться по-другому к формированию команды. Думаю, ещё многие вещи мы поймём с течением времени. Из того, что можно было бы сделать по-другому… Мобильное приложение, продукт, нужно запустить как можно раньше, надо добить всё аналитикой, посмотреть, как всё работает, и очень быстро, короткими итерациями направлять продукт в ту сторону, которая решает проблему пользователей и согласуется с конкретной идеей. Если много времени тратить на вылизывание приложения и дизайн, можно серьёзно закопаться, потратить сумасшедшие деньги и через некоторое время понять, что это не работает. Сейчас, когда я общаюсь со стартапами или даю кому-то советы — это самая частая рекомендация, потому что ребятки стараются делать всё идеально, стараются запустить классную штуку. И это хорошо, но без большого опыта — а иногда и с большим опытом — не сразу можно понять, что сработает, а что нет.
Абсолютно с тобой согласен. Это тоже совет, который и я лично очень часто слышу, и что я дальше транслирую. У нас последние три коротеньких вопроса. Скажи, какое у тебя любимое приложение?
Отличный вопрос, отличный вопрос. Пожалуй, Мята. Если серьёзно, мне очень нравится по своей концепции приложение Workout. Это приложение, которое ты запускаешь, а дальше тебе очень простой анимацией показывают физические упражнения, которые надо выполнять. Каждое упражнение занимает 30 секунд, они сопровождаются приятной музычкой. Это приложение мне нравится своей простотой, своим однозначным решение проблемы и подачей этой реализации. Можно взять какой-то фитнес-трекер, напихать в него кучу разных функций: там веса, повторы, ещё что-то — но если цель просто сделать разминку…
Кстати, Workout – это первое приложение, за которое я заплатил деньги. На самом деле, очень классное приложение: простое, в лоб, но очень полезное.
Именно. Оно однозначно решает однозначную проблему. И решает её хорошо, качественно и весело.
Знаешь этот рецепт хорошего приложения, да? Оно решает одну проблему и предоставляет для этого максимум пять инструментов. Слышал о таком?
Не слышал о таком, но пять инструментов — это даже многовато, нет?
Три-пять. Пять — это максимум.
Теперь знать буду.
Предложи идею приложения, которое, по-твоему мнению, имеет смысл сделать, а его ещё не сделали.
Сейчас столько приложений, которые покрывают практически любую проблему. Я верю, что если взять какую-то проблему, которая точно существует и с которой точно сталкивается пользователь, и просто решить её лучше, чем существующие аналоги, с качественным маркетингом можно хорошо запуститься и хорошо подняться. Даже, если вы будете конкурировать с какими-то существующими реализациями. А по поводу приложения вспомнил: в Америке есть приложение GasBuddy, которое показывает стоимость бензина всех марок на всех ближайших заправках. Информацию добавляют сами пользователи, и приложение пользуется большой популярностью. Мне кажется, что выпустить нечто подобное для России было бы интересно, потому что цены на бензин значительны и достаточно разнятся от заправки к заправке.
Отлично, спасибо. И последний вопрос: кого из мобильной сферы ты бы хотел послушать на нашем подкасте?
Кого из мобильной сферы… Я бы хотел послушать мобильных разработчиков ВКонтакте.
Слушай, это даже очень и очень просто. Я знаком.
Да, видишь как здорово. Какие принципы они исповедуют, чем руководствуются и какие у них tips & tricks и наблюдения относительно пользовательской базы. Было бы очень интересно послушать, наверняка, там куча всего занятного.
Отлично. Дима, огромное тебе спасибо. Очень интересный собеседник. Честно говоря, я даже не ожидал, что у тебя есть столько опыта, о котором ты можешь рассказать.
Друзья, спасибо всем, кто слушал. Сегодня у нас в гостях был Дмитрий Думик, сооснователь проекта Мята, который управляет проектом из Соединённых Штатов, а команда разбросана по всему миру. Мы, собственно, сегодня узнали, как можно заниматься проектом, когда твоя команда разбросана по всему миру и как при этом добиваться успехов.
Дима, спасибо огромное за участие.
Да, тебе спасибо.
Друзья, ещё раз спасибо всем, кто слушал. Присоединяйтесь к нашим группам Вконтакте и Facebook. Там можно не только послушать предыдущие выпуски, но и задать вопросы гостям следующих выпусков.
-
Новости1 месяц назад
Видеозвонки с Лили, Приключения и пианино — обновления Duolingo
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.39
-
Видео и подкасты для разработчиков4 недели назад
Lua – идеальный встраиваемый язык
-
Новости4 недели назад
Poolside, занимающийся ИИ-программированием, привлек $500 млн