Магазины приложений
Дуров опять раскритиковал Apple за комиссию в App Store
Павел Дуров в своем канале опубликовал пост и статью, описывающую недостатки 30% «налога Apple».
В частности он назвал 7 причин, почему плата Apple негативно сказывается на пользователях:
- БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ. 30%-ная комиссия Apple увеличивает для Вас стоимость всех приложений и цифровых покупок.
- ЦЕНЗУРА. Часть содержимого приложений для iPhone недоступна Вам потому, что Apple цензурирует приложения в App Store, полный контроль над которым необходим ей для сбора налога в 30%.
- СНИЖЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ. Для установки приложения на iPhone Вам нужно сначала создать аккаунт Apple и авторизоваться в нем. После этого каждое Ваше приложение и каждое полученное уведомление будет привязываться к Вашей учетной записи, что позволит отслеживать Ваши действия.
- ЗАДЕРЖКА ОБНОВЛЕНИЙ. Вы получаете новые версии приложений через несколько дней или несколько недель после того, как они выпускаются разработчиками. Причина в удручающей неэффективности модераторов Apple: их команда часто откладывает одобрение обновлений без видимых причин.
- МЕНЬШЕ ПРИЛОЖЕНИЙ. К 30%-ной комиссии Apple добавляются остальные траты разработчиков: налоги (НДС ≈ 20%), зарплаты, расходы на разработку, оборудование, маркетинг. В гипотетическом мире без комиссий Apple многие приложения были бы прибыльными, но так как в реальном мире Apple вынуждает отдавать ей треть выручки, они часто оказываются нежизнеспособны.
- БОЛЬШЕ РЕКЛАМЫ. Так как Apple делает продажу дополнительных услуг пользователям на треть менее привлекательной для разработчиков, многим приложениям приходится показывать рекламу, чтобы как-то покрывать расходы.
- СНИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРИЛОЖЕНИЙ. Миллиарды долларов, которые разработчики отдают в Apple, могли бы идти на повышение качества популярных приложений.
А кроме развенчал 7 мифов, которые использует Apple для обоснования 30%-ного налога на приложения:
Миф 1. Комиссия в 30% позволяет Apple содержать App Store
В реальности Apple тратит на поддержку App Store лишь незначительную часть того, что забирает у разработчиков приложений. Каждый квартал Apple изымает у авторов сторонних приложений миллиарды долларов. Однако затраты на хостинг и модерацию приложений исчисляются не в миллиардах, а в десятках миллионов долларов. Мы в Telegram знаем это потому, что размещаем и модерируем большее количество публично доступного контента, чем App Store. Поддержание любой крупной видеоплатформы требует больше серверов и модераторов, чем содержание каталога приложений.
Миф 2. Комиссия в 30% позволяет Apple создавать более качественные смартфоны
У Apple в запасе около 200 миллиардов долларов свободных средств и компания уже несколько лет не знает, что с ними делать. Деньги, которые Apple изымает у стартапов и которые бы пригодились им для роста, словно навсегда застряли на офшорных счетах компании. В последние годы Apple находится в роли догоняющих, пытаясь сравняться с флагманами Android по «железу» и функциональности. Так как команда из Купертино уже не рождает прорывы, а для копирования не требуется больших бюджетов на разработку, 200 миллиардов долларов — в том числе средства, изъятые у разработчиков, не используются для совершенствования смартфонов.
Миф 3. Любой может создать свою систему и начать конкурировать с Apple
Проблема не в запуске конкурирующей мобильной операционной системы (ОС), а в том, чтобы убедить сторонних разработчиков создать приложения под новую ОС. Это заколдованный круг: разработчики не создают приложения под новую систему из-за отсутствия у нее достаточного количества пользователей, а пользователи не покупают телефоны с новой системой из-за отсутствия в них достаточного количества сторонних приложений. Даже Microsoft при их огромном влиянии среди разработчиков пришлось закрыть проект своего смартфона Windows Phone, потому что им не удалось заполучить такие приложения, как Instagram под свою ОС. Не имеет значения, сколько средств кто-либо инвестирует в создание альтернативы: в 2020 году рынок мобильных ОС для новых игроков фактически закрыт.
Миф 4. Если бы не Apple, у разработчиков мобильных приложений не было бы пользователей
Верно обратное утверждение: в 2020 году мало кто купил бы iPhone, если бы на нем не было сторонних приложений. Apple не изобрела мобильные приложения, и если бы не они, то на пару лет позже другая компания удовлетворила бы растущую потребность рынка в функциональной мобильной ОС. До перехода мира с ПК на мобильные устройства разработчики сервисов уже собрали пользовательские базы в сотни миллионов человек и не платили комиссии создателям десктопных ОС. Экономически для многих разработчиков массовых сервисов приход App Store стал переменой к худшему, а не к лучшему.
Миф 5. Если разработчику не нравится комиссия Apple, он может создавать приложения для Android
На самом деле, у разработчиков нет выбора между iOS и Android: если они хотят запустить социально значимый сервис, им придется создавать приложения под обе платформы мобильной дуополии. Попробуйте представить себе Telegram или Tik Tok только для Android, и Вы быстро поймёте, почему это невозможно. Нельзя просто исключить пользователей iPhone. Для потребителя стоимость перехода с iOS на Android настолько высока, что соответствует понятию монопольного захвата (подробнее — в исследовании «Антимонопольное дело против Apple», проведённом специалистами Йельского университета).
Миф 6. Комиссия App Store в 30% соотносится с аналогичными комиссиями других платформ
Apple недавно заказала исследование, в котором говорится о том, что платформы вроде Google Play на Android тоже взимают 30%-ную комиссию. Это сравнение неуместно, так как пользователи Android могут устанавливать приложения из сторонних источников, не только из Google Play. На Android даже есть возможность создавать собственные каталоги приложений. Что касается других платформ, упомянутых в обзоре рынка, они никак не связаны с мобильными ОС и несопоставимы с iOS и Android по количеству пользователей/количеству приложений/стоимости перехода на конкурирующие платформы.
Миф 7. Попытка обратить внимание регуляторов на действия Apple противоречит идеям свободного рынка и честной конкурентной борьбы
Apple не является в чистом виде игроком «свободного рынка», так как компания активно использует ресурсы регуляторов для криминализации джейлбрейка (то есть в том числе для криминализации установки приложений не из App Store), что гарантирует ей полный контроль над каждым проданным телефоном. Так как монополия Apple изначально основана на вмешательстве регуляторов в механизмы рынка, защищать ее с либертарианских позиций странно. До тех пор, пока государства помогают Apple осуществлять свою монополию, им также придется отвечать за негативные последствия этой монополии.