Connect with us

Разработка

Дети и гаджеты №3: как сделать идеальное детское приложение

Стоит ли разработчикам пытаться занять эту нишу? Насколько велика может быть выгода? И что же такое нужно сделать, чтобы эту выгоду получить? На эти вопросы сегодня мы и постараемся ответить.

EligoVision

Опубликовано

/

     
     
[pullquote align=right] Кузнецова Ирина, менеджер по маркетингу компании EligoVision
[/pullquote]Рынок товаров и услуг для детей кардинально меняется: изменяются спрос и предложение, особенности потребления, портрет покупателя. Как мы уже писали раньше (“хорошо или плохо?” и “ай-да дополнять реальность»), современные технологии все больше и больше проникают в этот сегмент. Сегодня среднестатистический ребенок вполне может сам найти и загрузить приложение, и, довольный, сразу начать им пользоваться. С двух лет он спокойно управляется с мобильным устройством, а с 3-4-х является активным пользователем. У многих детей в возрасте от 4-х лет уже есть собственные мобильные устройства, в основном – планшеты. И это неудивительно – ведь родители сами заинтересованы в том, чтобы дети могли самостоятельно пользоваться гаджетами.

Стоит ли разработчикам пытаться занять эту нишу? Насколько велика может быть выгода? И что же такое нужно сделать, чтобы эту выгоду получить? На эти вопросы сегодня мы и постараемся ответить.

Для начала давайте разберемся в объемах рынка. Для этого возьмем три основные метрики – TAM, SAM и SOM (добро пожаловать на уроки экономики на apptractor.ru :)).

TAM (Total Available Market) – сколько клиентов на целевом для вас рынке потенциально нуждаются в продукте (но не обязательно могут/хотят купить).

Здесь все просто – смотрим, сколько всего в стране детей.

Количество детей в РФ в возрасте до 9 лет, тыс. чел.:

detskie prilojeniya 1

За 2008-2012 годы социально-экономическое положение семей, имеющих детей, постепенно улучшалось.

Давайте взглянем на рост реальных располагаемых денежных доходов населения Российской Федерации:

detskie prilojeniya 2

Динамика положительна: число клиентов растет (да и сами клиенты растут :)), платежеспособность их родителей тоже.

SAM (Served/Serviceable Available Market) – число клиентов, которые готовы потреблять продукт именно в том виде, что вы предлагаете.

Теперь выясним, сколько же детей пользуются мобильными приложениями.

Согласно опросам, подавляющее количество родителей одобряют создание детского развивающего приложения:

detskie prilojeniya 3

То есть, огромный кусок пирога растущего детского рынка можно заполучить с помощью качественного приложения: родители будут только «за» его появление и вполне готовы его купить.

В подтверждение этих слов посмотрим на отчеты App Annie и IDC. Ура, товарищи, – люди тратят все больше и больше, доходы от продажи приложений растут во всех ключевых странах:

detskie prilojeniya 4

Причем эксперты прогнозируют кратный рост и в дальнейшем:

detskie prilojeniya 5

В следующей статье мы подробнее расскажем, на чем же планируется зарабатывать (способы монетизации).А пока каждому нужно определить свой SOM:

SOM (Serviceable Obtainable Market) – это объем рынка, который вы реально можете захватить в конкретном временном периоде с учетом конкуренции, особенностей среды и каналов продаж.

Необходимо трезво оценить свои возможности и понять, сколько человек будет заинтересовано в продукте.

Конечно, эти цифры будут у всех разные: кто-то хочет захватить мир, а кто-то – выпустить приложение о птицах родного края. Но вывод можно сделать общий для всех: детские приложения могут быть очень прибыльными – спрос растет, конкуренция пока не так велика, порог вхождения на рынок невысокий.

Хорошая идея при грамотной реализации способна быстро выстрелить.

Каким может быть ваше детское приложение?

Существующие в российском маркете детские приложения делятся по возрастным категориям, а также по тематике на обучающие, творческие и игровые.

1. Обучающие (или образовательные) приложения особенно актуальны для дошкольников.

2. Творческие приложения – это развивающие программы, в которых ребенок может что-то рисовать, раскрашивать, строить, т.е. творить и создавать. В некоторых из них можно даже петь. Например, в «Мультконцерте» (продукт Karaoke.ru) дети вначале просто смотрят музыкальные фрагменты из мультфильмов, потом заучивают, потом сами поют.

3. Игровые приложения – просто развлечения, хотя игры могут быть логическими и нести развивающую функцию. И скачиваются они, согласно многим исследованиям, именно для разнообразия досуга и только во вторую очередь – для развития.

Популярность игр объективна, а вот мотивировать детей на учебу – задача не из простых. По данным «Цифропрома» (контент-провайдер и разработчик мобильных приложений) за 2013 год, доля обучающих приложения в общем объеме мирового рынка составила 5-7%, в России даже меньше – 3-4%. В абсолютных числах, в день по всеми миру скачивается в Google Play 739 тыс. приложений в категории Education, а в России всего 37 тыс. Это при том, что в РФ, в целом, более 20 млн. смартфонов с операционными системами iOS и Android.

С чем это связано? Возможно, с нехваткой качественного контента. Наблюдается как дефицит адаптированных западных приложений, так и однообразие российских: есть явный перекос в сторону всевозможных азбук и цифр, т.е. обучений чтению и арифметике. Так что, разработчикам стоит обратить внимание и на другие сферы знаний. На рисунке ниже представлены основные трудности, встречающиеся при обучении:

detskie prilojeniya 6

Итак, становится понятно, что создавать детские приложения необходимо, причём, нужно стараться отойти от совсем уж «заезженных» тем, чтобы занять свободную нишу.

Хорошо. Допустим, свежий сюжет выбран. На какие еще моменты стоит обратить внимание?

Каким должно быть ваше детское приложение?

1. Дизайн, интерфейс, анимация

В детском приложении должна быть ясная и удобная навигация: дети плохо воспринимают вложенность объектов, лучше использовать бесконечные списки.

Продуманная система подсказок. Там, где взрослому можно объяснить что-то вербально, с помощью текста, ребенку нужно показывать. А еще лучше – рассказывать.

Контент для детей должен иметь соответствующий дизайн, построенный на простых, интуитивно понятных деталях, иметь крупные кнопки. Интерфейс должен быть ярким и красочным.

Но вот какие цвета использовать?

Давайте взглянем на палитру любимых детских цветов согласно опросам:

detskie prilojeniya 7

Сложно выявить какие-то предпочтения, проценты, примерно, одинаковы. Если есть большое желание, можно ввести несколько цветовых схем на выбор пользователя, но это не всегда имеет смысл.

Что касается анимации – это, безусловно, красиво и зрелищно и очень нравится ребенку.

Есть только одно большое «НО». Если вы решаете использовать анимацию, то ее должно быть много – на фоне анимированных объектов статичные явно проигрывают.

У разработчиков часто возникает желание анимировать все, что а) трудоёмко; б) превращает приложение в безумную чехарду объектов. Вытекающее из этого правило кажется очевидным, но не все ему следуют: всегда тщательно обдумывайте необходимость любого усложнения, начиная от указанных выше цветовых схем и заканчивая анимацией. Вполне возможно, что после дополнений ценность приложения вырастет не сильно (если вообще изменится), а время будет потрачено впустую. Гораздо разумнее вносить изменения уже после тестирований.

2. Звук

Детишки очень позитивно реагируют на музыку, если есть возможность – обязательно вставляйте ее в приложение. Не забывайте и про «поощряющие» звуки – хлопки в ладоши, подбадривающие возгласы в стиле «молодец!», «у тебя получилось!» и др. Все это очень стимулирует к дальнейшей игре.

3. Покупки внутри приложения

Разумеется, ребенок не должен иметь возможность совершать покупки внутри приложения. Существует немало примеров списания внушительных сумм с кредиток родителей: мальчик из Великобритании за 15 минут набрал виртуальных товаров на 1989 евро в «Zombies vs Ninja», или девочка потратила 1055 евро за полчаса игры в My Little Pony. Чтобы потом не отвечать на гневные письма с требованием вернуть деньги, не давайте никакой возможности детям потратить деньги самим.

На конференции WWDC’14 (для разработчиков Apple) рассказали о новой функции Deferred, которая позволяет сделать запрос на подтверждение покупки. Пример: ребенок на своем устройстве выбирает и подтверждает покупку. Но при этом процесс еще не завершен – запрос поступает на устройство родителя, и тот подтверждает или отвергает покупку. Информация о транзакции в приложении обновляется на гаджете ребенка. Таким образом, решается проблема неконтролируемых детских покупок.

4. Отчеты

Крайне полезно было бы иметь функции составления мини-отчетов, чтобы родители могли оценить успехи или неудачи ребенка.

5. Тестирование

Конечно, любое приложение нужно тестировать, но детское приложение нужно тестировать с особой тщательностью и не один раз. Причем, исключительно важно дать попользоваться приложением детям разного возраста, так как они будут делать это совершенно разными способами. Например, двухлетний ребенок не будет держать тяжелый iPad в руках, а положит его на пол, стол или диван, при этом будет класть ручку полностью на экран, тем самым нажимая кнопки так, как никогда взрослый не нажал бы.

У многих разработчиков есть «свои» фокус-группы, а некоторые (например, Family Dreams) обращаются к специалистам по детской психологии. Иногда именно педагоги и психологи помогают принять ключевое решение.

Помимо всего вышесказанного, было бы неплохо в процессе создания одного приложения сразу задумываться о следующем. Хорошей логической связкой нескольких развивающих приложений станет узнаваемый персонаж, имеющий характер и эмоции, мимику и жесты. То есть, разрабатывайте персонажей не для одной истории, а для целого сериала.

Итак, каким же должно получиться наше идеальное children’s app?

  • Ярким и красочным.
  • Максимально простым: минимум текста, максимум понятных иконок.
  • Полностью озвученным: фоновая музыка, игровые звуки, голосовые подсказки.
  • Анимированным.
  • Имеющим персонажа, с которым ребенок “общается” и узнает по нему приложение среди многих других.
  • Имеющим большую полезность – развивать ребенка.
  • Без встроенной рекламы и неконтролируемых родителями покупок.

Процесс создания детского контента долгий, но невероятно интересный. Вам нужно понравиться и родителям, и детям. Ребенок ждет интересную игру, а мамам и папам важно разнообразить досуг чада и при этом обучить его полезным навыкам.

Это требует определенных усилий разработчиков, но благодарные отзывы родителей и детей с лихвой окупят все трудозатраты.

В следующий раз мы расскажем о способах монетизации и продвижения вашего приложения, а пока – удачи в поиске гениальной идеи! :)

Комментарии
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
Click to comment

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

X
X