Маркетинг и монетизация
Emoji: больше, чем смайлики
Вам всё ещё кажется, что emoji – всего лишь очередное развлечение? Мы расскажем, почему это уже не так. Emoji логично стали важной частью мировой истории и культуры, а не побочным продуктом развития общества.
Emoji (эмодзи) обрели свое место в сердце почти каждого интернет-пользователя. Даже если вы до сих пор не знаете, что это такое, вы наверняка уже много раз видели их в мессенджерах и социальных сетях. У вас наверняка есть свой любимый смайлик или даже такой, который ассоциируется с собой или близкими людьми. Вам всё ещё кажется, что emoji – всего лишь очередное развлечение? Мы расскажем, почему это уже не так. Emoji логично стали важной частью мировой истории и культуры, а не побочным продуктом развития общества. Обо всём по порядку .
Зачем нужны смайлики?
Углубимся немного в теорию медиа и, в частности, письменности. Медиа – любые посредники при передаче информации: устная речь, письмо, радио, кино, телефон. По сути, они больше, чем просто проводники. Для издания книги по мотивам аудиолекций недостаточно слово в слово записать их на бумаге. Нужно убрать естественные для устной речи повторы, исправить стилистические недочеты и, может, изменить порядок рассуждений. Это хороший пример того, как разные медиа (здесь: книга и устная речь) влияют на форму и содержание проводимой информации.
Дж. К. Каротерс в статье «Культура, психиатрия и визуальное слово» говорит о том, что появление письменности в корне изменило психологию человека: он осознал себя отдельным от племени индивидом. Устная речь была характерна для племенных обществ, где новости и мифы передавались от человека к человеку, а понятие личности было размыто. С развитием письменности повышался уровень абстракции: начав с визуального обозначения предметов последовательно через пиктограммы, иероглифы и клинья, человек пришел к алфавитному письму. Речь разобрали на элементарные частички – звуки. Избранные звуки стали буквами. Человек увидел мысли записанными и отделил их от передающихся из поколения в поколение идей и правил. Зрение стало важнее слуха.
С появлением письменности постепенно изменилась скорость передачи информации. Если внутри племени известия разлетались очень быстро, письмо писали с учетом того, что оно будет прочитано получателем через недели и месяцы после его создания. Но благодаря развитию технологий письменный обмен информацией ускорился в десятки и сотни раз. Сообщения, которые мы пишем сейчас, могут быть прочитаны мгновенно, и ответ может прийти сразу. Новости распространяются немногим медленнее света.
Современное положение дел теоретик медиа Маршалл Маклюэн называл трайбализацией (tribalisation) – возвратом к состоянию племени. В чатах мы используем разговорный стиль речи, как в устной беседе, как первобытные люди передаем новости – но не из уст в уста, а из чата в чат. Современное общество, которое воплощает устную речь в письменном виде с помощью технологий, называют постписьменным.
Однако письменная речь нейтрализует эмоции из-за отсутствия невербального контакта. Великие писатели умели точно передавать чувства. Но вряд ли у любого из них получилось сделать это в чате, где нет времени на раздумья. После этого вопрос о необходимости смайликов отпадает. Смайлики явились следствием технологического развития и необходимым признаком постписьменного общества. Они естественным образом дополняют общение, без них сложно его представить. Если некоторое время назад их использование считалось моветоном, то сегодня смайлики пробираются и в официальную переписку: менеджеры позволяют себе ставить в электронных письмах «:)».
Что особенного в emoji?
Смайлики появились довольно давно. Впервые как стилизованное лицо – в 1950-х. Датой рождения первого компьютерного смайлика называют 19 сентября 1982 года.
Первый набор emoji появился в Японии в 1998-1999 году. Его создатель – Сигэтака Курита, сотрудник крупнейшего японского оператора мобильной связи NTTDoCoMo.
Сейчас они невероятно популярны: смс-ки, мессенджеры, соцсети – они везде. Люди пересказывают сюжеты известных книг и фильмов с помощью Emoji. Создатели социальной сети emoji.li, где даже ники пользователей состоят из смайликов, на вопрос: «Кому нужна такая сеть?» со смехом отвечают: «Twitter тоже никому не был нужен». С помощью приложений вроде emojify вы можете превратить свои фотографии в emoji-арт.
Вам мало? Emoji активно проникают в поп-культуру. В декабре 2013 года была проведена выставка EmojiArt&DesignShow. Японские смайлики практически сыграли главную роль в одной из версий клипа Katy Perry – Roar.
Еще один пример использования эмодзи — Gwen Stefani с клипом Spark The Fire:
Emoji были созданы для мобильной переписки, поэтому неудивительно, что они получили популярность именно в эпоху, когда мобайл впервые стал конкурентоспособен с десктопом и, в конце концов, его победил.
Но почему всё же милые мордашки и значки захватили человечество? Представьте себе американского подростка, получившего от японского друга белый квадрат вместо смайлика. Японский друг рассказывает, что смайлик очень хорошенький, и, скорее всего, даже присылает скриншот с emoji. Конечно же, американский друг сразу же хочет видеть этот смайлик и у себя. Так, через некоторое время, emoji распространились по всему миру, а все почему? Потому что они милые.
Как эмодзи меняют мир
Помимо своей популярности emoji отличаются от остальных смайликов еще и тем, что меняют окружающий мир, например, принципы стандарта Unicode. Консорциуму Unicode, людям, которые принимают решение о включении новых символов в стандарт, приходится расширять свои взгляды.
В 2010 году была впервые реализована поддержка emoji в Unicode. Это случилось после того, как они вирально распространились по миру и были замечены гигантами Apple и Google.
Еще в начале лета 2014, чтобы попасть в стандарт, новый смайл emoji должен был пройти ту же мучительную и долгую процедуру, что и гипотетическая 34-я буква алфавита: ему нужно было бы доказать свою популярность и необходимость, то есть все упиралось в статистику использования. Теперь к emoji применяют новые беспрецедентные критерии. Новый смайлик может быть добавлен незамедлительно, если он заполняет логические пробелы. Например, если кто-то вдруг обнаружит, что тигр уже есть, а льва – нет.
Emoji имеют еще одно важное отличие от символов: многие из них могут быть ассоциированы с человеком. Теперь консорциуму Unicode приходится решать такие задачи, как расовую толерантность пула смайликов. Уже существуют попытки решить проблемы диверсификации внешнего вида emoji на разных устройствах. Будущее этих хорошеньких картинок движется к независимости от стандарта Unicode и платформ: вы просто будете пересылать файл с нужной картинкой. Пока это решение кажется не очень элегантным из-за резкого роста трафика и падения скорости передачи данных, но оно обязательно воплотится в жизнь. Тогда, отправляя прекрасного двугорбого верблюда с iPhone, вы будете уверены, что на десктопе он не превратится нечто, больше напоминающее морду льва. Что из этого следует?
Emoji сегодня существуют как еще один язык, как живой организм. Новые пиктограммы возникают в нём по мере необходимости так же естественно, как возникло слово «селфи». Наверное, сложно (пока ещё?) рассуждать о полноценной переписке с помощью одних только emoji, но уже почти так же невозможно и общение вообще без них. Emoji могут легко скрасить излишнюю трагику грустного статуса. Сравните: «Грущу» и «Грущу ». Emoji содержат в себе помимо безудержной милости и самоиронию. Уже сейчас это гораздо больше, чем просто смайлики или развлечение, и больше, чем способ дополнить свои сообщения. Emoji громко заявили о себе, показали, на что они способны. Они способны ещё не на один переворот в современном человеке