Аналитика пользователей
Александр Лукин (AppMetrica): Решение для каждой задачи
О том, для чего создавалась AppMetrica и какие возможности она дает разработчикам мы поговорили с Александром Лукиным, менеджером продукта.
Чем больше вы знаете об аудитории, тем эффективнее вы можете с ней работать. AppMetrica — это бесплатный инструмент компании Яндекс, который в реальном времени собирает информацию об источниках аудитории, анализирует её поведение в приложении и фиксирует ошибки, с которыми сталкиваются ваши пользователи. О том, для чего создавалась AppMetrica и какие возможности она дает разработчикам, мы поговорили с Александром Лукиным, менеджером продукта.
Какая идея стоит за AppMetrica?
Идея проста — создать полноценный инструмент для аналитики и трекинга мобильных приложений. В 2013 году нам было необходимо создать инструмент аналитики для собственных приложений — мы хотели отслеживать проектные метрики (DAU/MAU, сессии и т.п.), лучше знать нашу аудиторию (география, устройства и прочее), а также изучать пользовательское поведение в приложении. Отдельной, но не менее важной задачей, был контроль стабильности приложений — возможность анализировать crash-логи. Накопленный на тот момент опыт использования сторонних решений (которые по разным причинам нам не во всем подходили) подсказал, в каком направлении двигаться. Так появилась Метрика для мобильных приложений. Уже на раннем этапе были заложены главные принципы: real-time отчеты, бесплатность и «все-в-одном» — аналитика и отслеживание стабильности.
В 2014 году Яндекс начал активно развивать направление мобильного маркетинга. Тут обнаружился целый пласт задач по анализу и оптимизации маркетинговых активностей, для решения которых предложить нам в нашей мобильной метрике было нечего. Пришлось использовать сторонние решения, были выбраны 3 трекера — MAT, AppsFlyer и Adjust. Общим минусом для всех была стоимость — порой она достигала 15% маркетингового бюджета! Это было поразительно, так как решения для отслеживания источников трафика в вебе — Яндекс.Метрика или Google Analytics — были бесплатными и никак иначе! Детально изучив потребности мобильных маркетологов, мы приступили к крупному расширению функциональности Метрики — добавлении возможности трекинга.
За время разработки было сделано очень много. Мы хорошо поработали над улучшением прежних возможностей, сделали API, добавили новые отчеты — расширенную географию, соцдем, когортный анализ, а самое главное — реализовали полноценный трекинг!
Изменений стало так много, что продукт получил новое имя — AppMetrica. При этом, концепция не претерпела никаких изменений — real-time, бесплатность и «все-в-одном».
Как она интегрируется с мобильной метрикой Яндекса?
AppMetrica — это новое имя Метрики для мобильных приложений, некоторое время известной также как Мобильная метрика. Если же речь идет об интеграции с Яндекс.Метрикой (веб-аналитикой), то мы, безусловно, думаем об этом.
Насколько правдоподобен режим «реального времени» в ней?
Наш real-time абсолютно честный — задержка может составлять максимум минуту. Это особенно важно для трекинга — эффективное управление кампанией требует подсчета кликов и установок без задержки.
Будет ли он работать при увеличении количества приложений и данных?
Количество данных никак не повлияет на скорость. AppMetrica умеет масштабироваться и работать на большом объеме данных из приложения — это возможно благодаря инфраструктурным и технологическим возможностям Яндекса. В качестве отличной иллюстрации к возможностям — все приложения Яндекса используют AppMetrica, а это огромные показатели дневных аудиторий. По состоянию на сегодня — AppMetrica отлично справляется с обработкой миллиарда событий в сутки.
Какие аналитические отчеты доступны в AppMetrica? Насколько они настраиваемы для пользователей?
Отчетов по различным срезам в AppMetrica много. Среди самых интересных отчетов стоит назвать:
- Отчет по трекингу — клики, установки, конверсия, достижение событий. Все это доступно в разломе параметров трекинговой ссылки, что позволяет проанализировать, например, эффективность разных баннеров и размещений.
- Когортный анализ — возможность изучить возвращаемость и конверсию в событие для различных когорт пользователей.
- Отчет по событиям — возможность анализировать события, отправленные из приложения. Событие может иметь вложенные данные, что позволит детальнее анализировать поведение пользователей.
- Соцдем — отчеты по полу и возрасту пользователей.
- Детальный отчет по географии — иерархия Страна/Регион/Город, доступная почти для всех стран.
- Отчет по ошибкам — группировка одинаковых крэш-логов, передача параметров окружения, что облегчает воспроизведение проблемы, а также подсчет процента затронутых проблемой пользователей.
Все отчеты, позволяющие оценить аудиторные показатели и вовлеченность — DAU/WAU/MAU, сессии, длительность сессий, новые пользователи — также доступны. Вместе с этим AppMetrica предлагает широкий набор отчетов по окружению — тип подключения, мобильные операторы, брэнд/модель устройства, язык пользователя, наличие root-прав на устройстве и тому подобное.
С самого начала мы планировали отчеты максимально гибкими. Можно создать сегмент с любыми параметрами фильтрации — от достижения события пользователем до источника трафика — и применить его в любом отчете.
Какие самые типичные задачи, которые могут решать разработчики при помощи AppMetrica?
Типичные задачи мобильного разработчика/издателя, связанные с аналитикой, — анализ поведения пользователей, отслеживание стабильности приложения и оценка эффективности каналов привлечения пользователей.
AppMetrica предлагает решение для каждой из этих задач. При этом, пользователь, несомненно, выигрывает от объединения данных в одной системе (сегментация по любым параметрам) и интеграции всего одного SDK в приложение.
Насколько быстро идет интеграция рекламных сетей для отслеживания установок? Когда будут реализованы постбеки?
Мы много работаем над расширением списка интегрированных партнеров, сейчас добавляется около 10 в неделю. При этом нет необходимости ждать интеграции нужного партнера: в AppMetrica реализован механизм настраиваемых партнеров и постбеков. Он позволяет добавить своего рекламного партнера, настроить install или post-install постбек и начать кампанию без промедления. Таким образом, мы позволяем трекать CPI и CPA кампании практически для любого рекламного партнера.
Какие данные дает система отслеживания сбоев?
Отчеты по ошибкам позволяют работать с крэшами на iOS, Windows Phone и Android. Для Android доступен и сбор нативных крэшей. AppMetrica умеет символизировать логи ошибок (актуально для большинства разработчиков, проводящих обфускацию своих сборок), группировать одинаковые, а так же подсчитывать процент затронутых ошибкой пользователей.
Вместе с ошибкой передаются параметры окружения — тип устройства, версия ОС, разрешение экрана и прочее, что значительно облегчает воспроизведение и исправление проблемы.
Какова стоимость AppMetrica сейчас? Будет ли она меняться?
AppMetrica бесплатна, независимо от объема данных. Менять это пока не планируем.
Какие задачи в ближайшее время будут решены?
Мы выпустили Unity-плагин и думаем над развитием плагинов для других технологий, например Xamarin — похоже, что спрос на них есть.
Также в ближайшее время проведем небольшой редизайн нашего интерфейса. Добавим новые отчеты — воронки и граф переходов, отчет по доходам в приложении и ряд других.
Уже сейчас ведется работа по расширению нашего API — добавится возможность забирать «сырые», не агрегированные данные, что актуально для пользователей, строящих свою внутреннюю систему аналитики. Так же станет возможным использовать эти данные для ретаргетинга.
Какие ваши отдаленные планы на развитие?
В наших планах на среднюю и дальнюю перспективу — разработка модуля маркетинговых push-уведомлений. Он позволит проводить таргетированные кампании по обратному привлечению пользователей, используя для таргетинга все накопленные в AppMetrica данные. Например, можно будет отправить уведомление всем пользователям, совершившим in-app purchase за прошлые 3 месяца, но не запускавших приложение больше месяца. Кажется, что эта функциональность будет крайне востребована в новых реалиях мобильного маркетинга — «битвы за возвращаемость».
Также мы понимаем, что в скором будущем «пассивные» системы аналитики перестанут быть интересны пользователям. Нет никакого смысла смотреть на множество отчетов, чтобы найти закономерности, отследить тренды и принять решение. Система аналитики сама должна обратить внимание пользователя на самые важные факты и сделать прогноз. Именно в этом направлении мы хотим развивать AppMetrica, с помощью уже имеющейся у Яндекса экспертизы в технологиях извлечения знаний и машинного обучения.
В нашем видении — AppMetrica становится единой системой для решения всех задач мобильных разработчиков и издателей, консолидируя инструменты для маркетинговой и продуктовой аналитики и прогнозирования, повышения возвращаемости пользователей и ретаргетинга. Наши планы ориентированы на развитие этой концепции.
Спасибо, хорошей вам аналитики!